Философия, миф, религия и наука
Понятие философии
Филосо́фия (др.-греч. дословно: любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?» и другие.[
Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения, такой подход встречает возражения современных философов, настаивающих на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту или концепции. В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией.
Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые противостоят друг другу, но при этом и дополняют друг друга
Философия включает в себя множество предметных областей, от метафизики, эпистемологии, этики, эстетики, политической философии и философии науки до философии дизайна . и философии кино
1. Что такое бытие?
Бытие – это всё то, что ни есть «чистое ничто», как чувственное, так и умопостигаемое
3. Что такое Бог?
Бог – это неподвижный двигатель. Бог выступает в качестве финальной целевой причины. Оставаясь не-подвижным, он двигает миром.
Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму, выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, в своё время из философии выделились физика, биология и психология.
философия представляет собой размышления о предметах точное знание о которых еще невозможно
Разница между наукой и философией?
Можно дать примерно следующий ответ: наука – это то, что мы знаем, а философия – то, чего мы не знаем. Это простое определение, объясняющее, почему с развитием знаний вопросы постоянно переходят из области философии в область науки.
То есть когда что-нибудь установлено и открыто, это уже перестает быть философией и становится наукой?
Да, а все те вопросы, которые когда-то относили в разряд философских, больше таковыми не являются.
Какова польза от философии?
философия имеет две реальные области применения. Одна из них – поддержка размышлений о предметах, которые еще не попали в сферу науки. В конце концов, наука охватывает лишь небольшую часть того, что интересует и должно интересовать человечество.
Существует множество вещей, представляющих огромный интерес, о которых наука, во всяком случае в настоящий момент, знает мало, и мне бы не хотелось, чтобы человеческая фантазия была бы ограничена рамками известного сейчас. Я думаю, что одно из применений философии состоит в увеличении наших воображаемых конструкций о мире и доведении их до уровня гипотез. Но существует и другое назначение философии, на мой взгляд, не менее важное, которое помогает понять нам, что существует множество вещей, кажущихся известными, на самом деле неизвестны нам. С одной стороны, философия заставляет нас думать о вещах, о которых мы можем узнать, а с другой стороны, позволяет нам с достаточной скромностью осознавать, как много из того, что кажется знанием, таковым на самом деле не является.
гипотезы, которые подтвердились и имели важные последствия в будущем.
Греки впервые предложили целый ряд гипотез, оказавшихся впоследствии весьма ценными, но которые в то время не могли быть проверены. Возьмем, к примеру, атомистическую гипотезу. Демокрит придумал атомистическую гипотезу, согласно которой материя состоит из мельчайших атомов, и спустя более чем две тысячи лет оказалось, что это была правильная научная точка зрения, но в то время это было просто предположение. Или другой пример. Аристарх был первым человеком, предположившим, что Земля вращается вокруг Солнца, а не Солнце вокруг Земли, и что смена дня и ночи – это следствие вращения Земли. До эпохи Коперника, почти две тысячи лет, эта гипотеза была почти похоронена и забыта. Но возможно, что Коперник никогда бы не пришел к этой мысли, если бы до этого к ней не пришел Аристар
2 Структура философского знания:
1. Онтология (называние происходит от гр. онто - "бытие") - раздел философии, изучающий бытие (его наиболее общие законы и принципы развития)
2. Гносеология (гносис "знание" гр. ) - раздел философии занимающийся проблемами познания (Что такое познание? Каковы законы познания? Можно ли познать истину? )
3. Этика - раздел философии изучающий законы, принципы и нормы взаимоотношение людей друг с другом, способы достижения счастья.
4. Эстетика - раздел философии изучающий прекрасное, красоту (Что такое красота? Каковы законы прекрасного? )
5. Социальная философия - раздел философии изучающий наиболее общие законы развития общества (Каковы причины возникновения общества? Каковы законы общего развития? В чем состоит цель общества? )
6. Логика раздел философии изучающий основные законы и формы мышления.
7. Аксиология - учение о ценностях (Что такое ценность? Существуют ли общечеловеческие ценности? )
8. Философия истории - раздел философии изучающий основные законы исторического развития (Каковы исторические законы? В чем цель истории? )
9. Философия науки - раздел философии изучают законы научного развития (Каковы критерии научности знания? Каковы законы развития науки? Может ли наука дать человеку истинное познание окружающего мира?)
Философия, миф, религия и наука
1. Мировоззрение и его основные формы: миф, религия и философия
Мировоззрение - одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено родовыми особенностями индивида, однако под массированным общественным воздействием, специально созданными условиями быта и особыми социальными нормами возможна трансформация понятий.
Одна из основных категорий философии познания, человека, религии и быта. Характеризует общее понимание мира, быта, социума и индивида, его этическую и эстетическую составляющие, и роль и положение человека в объективном мире.
Мировоззрение - это сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, ценностей, чувств, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность
Типы мировоззрения
Широко распространено внерефлексивное мнение о том, что существует три исторических типа мировоззрения: мифологический, религиозный и философский[источник не указан 231 день]. Обычно использование этого термина означает использование советских источников, поэтому это может означать некий материализм. Альтернативой может быть концепция Абсолютной (Вечной) Истины (Бога), и различных видов отношений к Нему как личности - отношение рациональное (попытки понять его умом и с помощью логики), иррациональное (то, что невозможно понять даже логикой). К рациональному познанию можно отнести материалистическую науку, логику, эпистемологию, гносеологию. Сюда же можно отнести мифологию, если она не монотеистическая, то есть не связана с почитанием Верховного Бога, но только богов (которые сами подчинены Богу). К послерациональному можно отнести познание Абсолютной Истины через веру, служение Богу (богослужение). Сюда относится религия. В широком смысле, противопоставление рационально-иррациональное также ограничено, поскольку вера выше рационального и иррационального отношения человека (субъекта) к Абсолютной Истине, Богу как Сверхсубъекту (в терминологии немецкой классической философии).
Мифологическое
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Религиозное
Сущность религиозного типа мировоззрения мыслится через концепцию религии как веры в единого Бога. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, жизни людей.
Философское
Философское мировоззрение рассматривает мир с точки зрения его предельных, последних оснований.
Этот тип мировоззрения вычленяет законы мира - те силы, которые правят миром.
В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация.
Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями.
Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение.
Философия - в переводе «любовь к мудрости», она рассматривает общее основное, предельное в данных явлениях.
Философия может быть научной и не научной.
Специфика философского знания состоит в том, что оно элитарное - для некоторых легко, для других трудно.
Люди увлекаются философией в основном в зрелом возрасте.
Человек всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образует мировоззрение, которое выражается посредством категорий. Мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей или как говорят обладает особой методологической функцией (от греч. methods -способ, путь; logos-учение). В центре философских проблем стоят вопросы о мировоззрении. Одной из основных функций философии является обоснование, оправдание и анализ мировоззрения (философско-теоритическое ядро мировоззрения).
Исторические типы мировоззрения были обусловлены той или иной исторической эпохой, тем или иным общественным классом, определенными нормами и принципами сознания, стилем мышления. Мировоззрение по своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным или реакционным. Например: мировоззрение буржуазии, когда она противостояла феодализму, было сначала прогрессивным, после утверждения у власти буржуазии ее мировоззрение становится консервативным или реакционным.
4. Мировоззренческие и методологические функции философии.
Функции философии можно разделить на две группы: мировоззренческие и методологические.
С точки зрения мировоззренческих функций философия выступает как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру.
С точки зрения методологических функций философия представляет собой комплекс всеобщих методов и принципов познания.
Основные функции философии ФИЛОСОФИЯ Мировоззренческие гуманистическая социально- аксиологическая культурно-воспитательная отражательно-информационная Методологические Эвристическая Координирующая Интегрирующая логическая Мировоззренческие функции Гуманистическая функция философии.
Как сказал русский философ Бердяев Н.А.: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски». Философия существует во имя человека, помогает найти смысл жизни и укрепить свой дух. Ведь именно потеря высших мировоззренческих ориентиров чаще всего приводит к самоубийствам, наркомании, алкоголизму и т.п. Гуманистическая функция философии является приоритетной. Русский философ В.С. Соловьев отмечал, что для жизни необходимы убеждения и воззрения высшего порядка, дающие внутреннее содержание всей жизни человека, такие общие воззрения может дать религия и философия. А немецкий мыслитель Швейцер обозначил проблему, заключающуюся в том, что современный человек живет зачастую не как личность, а как рабочая сила, ему некогда подумать о своей душе, о возвышенном и вечном, человек становится в один ряд с машиной, техникой и существует, чтобы выполнять свою функцию. Противовесом такой дегуманизации может и должна быть философия с ее гуманистическими идеалами.
Социально-аксиологическая фунция (морально-этическая):
Конструктивно-ценнстная
Интерпретаторская
Критическая
Конструктивно-ценностная функция заключается в выработке представлений о ценностях (Добро, истина, красота, справедливость) и общественном идеале.
Однако, из того, что функцией философии является разработка общественного идеала, не следует, что философия занимается и выработкой практических политических рекомендаций (упразднить частную собственность – Платон в учении о государстве, Фихте – ввести систему полицейского надзора и т.п.). Это задачи юридической науки и политологии. Философия же как всегда подходит концептуально (в обществе должна быть справедливость, охрана личности, равенство прав граждан и т.д. – предельно общие основания, которые ложатся в основу политологии и юридических дисциплин).
При этом реализация морально-этической функции философии далеко не всегда была безопасным делом, мы познакомимся с трагическими судьбами философов Сократа, Дж. Бруно, отца Павла Флоренского.
Интерпретаторская и критическая функции философии заключаются в интерпретации, оценке и критике социальной действительности с ориентацией на ценности, идеалы.
Культурно-воспитательная функция
Философия расширяет рамки обыденного мышления, позволяет человеку выработать собственные мировоззренческие позиции, учит критически оценивать происходящее, выявлять и разрешить противоречия, искать объективные причины, ориентирует на высшие ценности и таким образом формирует «культуру ума», воспитывает индивида.
Отражательно-информационная функция
Философия как наука – сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации, разработки мировоззрения, соответствующего современному развитию науки и исторической практики.
Методологические функции философии.
Эвристическая функция философии
Состоит в содействии приросту научных знаний, создании предпосылок для научных открытий.
Философия имеет важное значение в создании гипотез и теорий, прогнозов теоретико-мировоззренческого и общеметодологического характера.
При разработке новых научных теорий необходимы предпосылки в виде исходных понятий, принципов и гипотез, которые берутся из философии.
Галилей, например, использовал философскую идею самодвижения, не вытекавшую непосредственно из опыта, для создания теории инерции, а Максвелл в основании теории поля положил философскую идею взаимосвязи всех явлений природы.
Координирующая функция философии
Заключается в координировании методов в процессе научного исследования.
Долгое время в науке господствовал аналитический метод, согласно которому соотношение было строгим: один предмет – один метод. В 20 в. это соотношение коренным образом изменилось, признана многозначность отношений, один предмет изучается с разных сторон разными методами и наоборот, разные предметы – одним методом.
Прогресс познания привел к устранению четких граней между науками, передовые разработки ведутся «на стыке наук», в пограничных областях: астрофизика, биофизика, эволюционная генетика, экология и т.п.). Это обусловлено предметной общностью наук. Такое объединение научных дисциплин оказалось чрезвычайно эффективным.
При этом возникла проблема взаимосвязи старых и новых методов исследования, помимо отраслевой методологии, необходима структурно-логическая координация методов научного познания, основанная на философской методологии и принципах. В философии масса принципов, позволяющих скоординировать методы наук, установить между их группами логические связи. (Важнейшие – принцип взаимной дополнительности и принцип доминирования. Согласно первому, для изучения сложных объектов требуются комплексы дополняющих друг друга методов. Согласно второму, утверждается неравнозначность методов, подчинение их ведущему в данной системе).
Философские методологические принципы (движения познания от явления к сущности, единства качества и количества, конкретности истины, всесторонности рассмотрения и многие другие) способны быть координирующим началом системы методов науки.
Интегрирующая функция
Философское знание выполняет объединяющую роль. Наука из целостной системы знания, какой она была в античную эпоху, все более превращалась в суммативную, дисциплины все более изолировались, связи между ними нарушались. В настоящее время доминирующей стала тенденция к интеграции, синтезу наук. В основе решения проблемы интеграции знания лежит философский принцип единства мира. Целостный характер природы обуславливает целостность естественнонаучного знания.
Логическая функция
Логическая функция философии заключается в разработке философского метода, его нормативных принципов, выработке общенаучных методов познания (системный подход, моделирование, абстрагирование, наблюдение, эксперимент и т.д.).