Философский смысл проблемы бытия
Бытие – одна из важнейших категорий философии, исследуется в онтологии (особом разделе философии). Слово “бытие” имеет два значения:
1) в узком смысле слова – это объективный мир (объективная реальность – материя), существующий независимо от сознания;
2) в широком смысле – это все существующее, не только материя, но и сознание, чувства, идеи и фантазии людей. Понятие о бытии парадоксально: ориентировано на предельно общие характеристики существующего, но постигается через структуры и воспроизводимость сущего (с одной стороны, в целом вечный бесконечный мир состоит из конечных, постоянно изменяющихся вещей, каждая из которых имеет свои свойства бытия; с другой стороны, входя в состав вечного, бесконечного мира, все конечные вещи связаны между собой некими цепочками единства мира).
Понятие бытия – абстракция, обобщение, указывающее на порядок, связь или иерархию различных видов реальностей, процессов, вещей, событий. В этой связи возникает проблема сопоставления бытия как такового и отдельных его форм, аспектов, разновидностей: бытие – это и единство и многообразие. В таком контексте предстает проблема соотношения бытия и субстанции – наличия общей основы всех вещей, явлений и процессов бытия, единства и взаимосвязи его многообразных форм.
Бытие в философском смысле – это проблема бытия и процесса, последовательности состояний естественных и искусственных систем, связности стадий их изменения, движения. Существуют следующие формы бытия:
1) бытие материальное – бытие вещей и процессов:
а) природных,
б) искусственных (второй природы);
2) бытие идеальное (духовное)
а) как субъективное (индивидуальное),
б) как объективное;
3) бытие человека
а) как физического тела,
б) как духовного существа;
4) бытие социального
а) индивидуальное бытие отдельного человека в обществе,
б) общественное бытие.
Бытие, рассматриваемое как динамика его форм и их взаимосвязей, конкретизируется через понятия движения, изменения, становления, развития, воспроизводства.
Вывод: Бытие как активное начало всей реальности исследуется в философии с позиций познавательной, духовно – нравственной, практической деятельности, т.е. предпринимаются попытки представить общую картину мира, синтезируя в ней все взаимосвязи – от космогонии до нравственных норм общественной жизни и выявить актуальные решения, которые определяют судьбу человечества.
2. Проблема бытия в истории философии.
1) Впервые учение о бытии обособляется у элеатов ( Парменида, Зенона Элейского и др ) – философов древнегреческой школы конца VI – первой половины Vв. до н.э., которые различали:
а) бытие – единое истинное, неподвижное, умопостигаемое;
б) мир чувственный, конкретный, множественный и изменчивый. Эти философы рассматривали бытие как неподвижное, пребывающее само в себе и, исходя из допущения, что существует лишь то, что мысленно, заявляли, что небытие отсутствует;
2) В средневековой христианской философии истинным бытием есть Бог, творящий своей волей и премудростью;
3) В Новое время возникает мировоззрение, смысл которого века спустя – в конце XIXв. сформулировал Ф. Ницше: “Бог умер”: люди присвоили себе право творить мир, начали воспринимать свою жизнь, свое сознание, свои потребности как подлинное бытие. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек как начало и причина всего, что происходит с ним и миром.
Философскую эстафету развития идеи возвышения человека и принижения Абсолюта русский мыслитель Н.Ф.Федоров в конце XIX в. продемонстрировал так: «”Познай самого себя” – говорил демон Сократа. ”Мыслю, следовательно, существую” – отвечает Р. Декарт. Г. Фихте объясняет: ”Я – познающее и есть существующее; все же остальное есть лишь познаваемым, т.е. лишь мысленным, значит, несуществующим” М. Штирнер заключает: “Возлюби себя всей душой твоей, всем сердцем твоим”. А.Ф. Ницше вторит: ”Найди в себе себя, будь единственным, ничего, кроме себя, не признавай”».
Один из основоположников философии Нового времени Р. Декарта заявил мысль бытием, а творцом мысли объявил человека. Так появилось субъективистское понимание бытия.
4) И. Кант писал, что бытие зависит от познания;
5) В философии XXв. акцент делается на бытии как человеческом существовании:
а) неопозитивизм расчленяет бытие на 3 уровня:
- материальное бытие вне нас;
- мир психики как субъективное бытие;
- мир объективного духа, т.е. надличностного сознания;
б) в философии экзистенциализма подчеркивается, что только человек является подлинным и предельным бытием, а вопрос о бытии – это вопрос о его смысле, который ставит сам человек. Человеческое бытие характеризуется “тревогой” (Ж.-П. Сартр) = “заботой” (М. Хайдеггер) = “тяжестью” (Н.А. Бердяев), т.к. осуществление человеком выбора выражает его свободу, всегда сопряженную с ответственностью;
в) в постмодернизме отказываются от понимания бытия как неизменного, абсолютного, субстанционального и воспринимают его как становление, вечное изменение. Основной онтологической характеристикой природы и общества объявляется неопределенность как процесс взаимодействия противоречивых тенденций – хаоса и порядка, организации и дезорганизации, постоянства и изменчивости. Нет Бога, Истины, Разума, есть лишь люди, которые имеют потребность в стратегии общей жизни.
Вывод: Вопрос о бытии постоянно находится в центре внимания философов.