Общая характеристика эпикуреизма, стоицизма, неоплатонизма
Эпикуреизм - материалистическое направление в древнегреческой и римской философии, названное по имени его основателя Эпикура.
Эпикур стал учить философии в 310 до н.э. в Колофоне, а с 306 — в Афинах. Местом собрания стал специально купленный для этих целей сад (отсюда второе название школы — «Сад», или «Сад Эпикура»). Практиковавшиеся в нем нравы отличались скромностью, сюда допускались женщины и рабы, отказываться от своего имущества было не нужно. Основой эпикурейского союза была верность учению и почитание личности учителя. Эпикурейская школа просуществовала более 600 лет и окончательно исчезла лишь в 4 в. н.э. Она получает распространение также в римcком мире; в сер. 2 в. до н.э. Гай Алафиний изложил учение Эпикура на латинском языке. В истории сохранились десятки имен последователей Эпикура, самый известный из них — римcкий поэт Лукреций Кар (1 в. до н.э.). Одна из удивительных особенностей эпикурейской школы состоит в том, что она не знает крупных размежеваний, раздоров, как и значительных попыток развития учения.
Эпикур разделял философию на три части: канонику, физику, этику. Под каноникой понимались учение о принципах познания, «наука о критерии и начале в самих их основах», под физикой — «наука о возникновении и разрушении и о природе»; под этикой — «наука о предпочитаемом и избегаемом, об образе жизни и предельной цели». Э. как оригинальное филос. учение характеризуется механическим, материалистическом взглядом на мир, решительным отрицанием телеологии и бессмертия души. Эпикур, наряду со стоиками, обозначил тот поворот в философии, когда в ней теоретические, научные изыскания стали подчиняться практическим целям.
Эпикурейство — это идеал безмятежного покоя, обретаемый индивидом в процессе уклонения от мира; для обозначения этого состояния Эпикур использует понятие атараксии. Индивид зависит от мира двояко — непосредственно из-за неудовлетворенности желаний, что выражается в негативных ощущениях (страданиях), и опосредованно из-за ложных представлений, следствием чего являются страхи. Поэтому, чтобы быть счастливым, надо научиться преодолевать вздорные страсти и необоснованные страхи. Вздорными являются страсти, которые выходят за рамки наслаждения, понимаемого как отсутствие страданий. Философия освобождает человека от страхов перед богами; перед необходимостью; перед смертью — показывая, что они являются следствием невежества.
В обыденном сознании за пределами философии эпикуреец — это любитель чувственных наслаждений. Вульгаризация началась при жизни самого Эпикура.
Стоицизм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. В истории стоицизма различают три главных периода: Древняя (Старшая) Стоя (конец IV века до н. э. — середина II века до н. э.), Средняя (II—I века до н. э.), Новая (I—III века н. э.). Иногда выделяют 4-й период в развитии стоицизма, связывая его с учениями некоторых пифагорейцев и платоников I—II века н. э., Филона Александрийского. В конечном итоге произошло сближение стоицизма с неоплатонизмом, а затем растворение его в последнем.
Наиболее известны в наше время из представителей Древней Стои Зенон Китийский, Клеанф и Хрисипп. Видными представителями стоицизма в Древнем Риме были Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий.
Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику (в частности, так делил Зенон).
Логика
Стоическая логика, помимо формально-логической теории, содержит исследование гносеологических и лингвистических. Исходным пунктом стоической теории познания является материя.проблем.
Физика
Стоики представляют мир живым организмом, управляемым божественным законом логосом. Человеческая судьба является проекцией этого логоса, посему стоики возражали против идеи спора с судьбой или её испытания. Главное препятствие на пути гармонии со своей судьбой — это страсти. Идеалом стоиков был невозмутимый мудрец.
Согласно стоицизму, всё существующее, в том числе и сила — телесно, и различается только степенью «грубости» или «тонкости» материи. Сила, управляющая миром в целом, — Бог. В центре теологии стоиков находится логос. Взаимосвязь всего со всем понимается как осмысленный порядок, реализуемый божественной волей. Такой порядок стоики называют роком, а предопределенную им цель — провидением.
Этика
В этике стоицизм близок киникам, не разделяя презрительного отношения последних к культуре. Все люди — граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал всех людей. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой.
Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. Стоики выделяют четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением (ортос логос). Все вещи стоики делят на Благо (этика), зло, безразличие (адиафора). Стоики провозглашают внутреннюю свободу человека как высшую ценность.
Неоплатонизм
Неоплатонизм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин.
Периодизация:
• II—III вв.
Научный период. Период отличается реконструированием основной триады Платона. К этому периоду относится:
Римская школа; известные представители: Амелий, Аммоний Саккас, Плотин, Порфирий. Школу основывает Аммоний Саккас, который письменного изложения своего учения не оставил.
· III—IV вв.
Богословский период, попытка объединить все существующие древние культы и обосновать умозрительное богословие политеизма. К этому периоду относятся Сирийская, Пергамская школы.
· IV—VI вв
Схоластический, комментаторский период, попытка реставрации и систематизации учений всей древней философии. К этому периоду относится Александрийская, Афинская школы.
Взгляды Плотина.
1. Система эманации. Исходным пунктом воззрений Плотина был дуализм, ощущение противоречий, имеющихся в бытии. Целью его учений, напротив, было установление единства бытия, монистической системы. Плотин выделяет несколько видов бытия, называемых эманацией.
В каком порядке происходит эманация? Каждый вид бытия происходит только от иного, более совершенного состояния. Таким образом, этот ряд начинается от самого совершенного и сохраняется до тех пор, пока постепенно уменьшающиеся совершенство и творческая сила не исчерпывают себя.
2. Абсолют – это наиболее совершенное бытие, из которого происходят все другие его виды, оно свободно от противоречий.
3. Идеальный, психический и материальный мир. Из абсолюта проистекают все иные виды бытия, но они менее совершенны, всё более зависимы. Эти виды бытия Плотин называл гипостазами и выделял их три — дух, душу и материю.
В философии Платона дух или идеальный мир был наивысшим, у Плотина он стал уже вторым. Второй гипостазой у Плотина был психический мир, который им понимался как единая мировая душа, в которую включены все единичные, отдельные души.
Третьей, последней, гипостазой является материя. В ней единое, а вместе с ним совершенство и творческая сила минимальны.
4. Человеческую душу Плотин делил на две части: все функции, связанные с телом, растительные и животные функции, а также все несовершенства и грехи он относил к низшей части души для того, чтобы ее высшая часть могла быть полностью свободной от телесных пут и любого несовершенства.
Душа, однако, нисходит к низшей своей части, чтобы ее одухотворить и с помощью этого одухотворения возвысить. Душа, хотя и возвышает телесный мир, однако, достигнув его, падает, утрачивая связь с высшими сферами.
Для того чтобы душа могла возвратиться, необходимо возвращение, путь вверх: необходимо нейтрализовать силу, которая ее тянет во все менее совершенные сферы бытия, и вернуть душу в более высокую область.
5. Познание, искусство и добродетель. Путь вверх душа может пройти различными способами: с помощью познавательных, эстетических и моральных усилий. Следовательно, теория познания, эстетика и этика являются равнозначными элементами философской системы Плотина.
А) Под теорией познания Плотин понимал теорию приближения к Богу. Это познание может быть только интуиции.
Б) Искусство не было для Плотина тем, чем оно было для античных греков, то есть копией реальности. Напротив, оно стало для него творческим осуществлением идеи, так как творчество является наиболее совершенной характеристикой божественного существа, а труд художника — божественным отблеском и способом уподобления Божеству. Впервые искусство стало существенным элементом философского учения.
В) Наконец, этика у Плотина также получила новый статус. То, что до сих пор признавалось добродетелью, перестало быть наивысшей целью моральной жизни. Кроме «гражданских» добродетелей, за рамки которых не выходили ни Платон, ни Аристотель, Плотин устанавливал очищающие добродетели и еще, сверх того, наивысшие добродетели, которые уподобляют душу Богу.