Из уст исходят покойные речи и в народе все дела вершатся

Покойно. А потому воспитывают людей не наказания, устрашают

людей не угрозы:

Добродетель в людях,

Спокойствие в народе

Из корня Пути исходят.

Как ни ищи - его не найдешь,

Людям его замутить не дано.

А посему порядки, устанавливаемые дворцовыми ведомствами

К своей выгоде, не есть Путь. Путь мудрецов как бы виден и

Как бы не виден, и польза от него не иссякнет вовек. Он

изменяется вместе со временем - и все же неизменен;

Откликается вещам - и никуда не перемещается; действует

Каждый день - и не меняет своих свойств.

Тот, кто способен выправлять себя и пребывать в покое,

Гибок мускулами и крепок костями. У того, кто способен

Объять Великую Сферу и вместить в себя Великий Квадрат,

Зеркало сердца хранит Великую Чистоту, и в нем прозревается

Великое Сияние. Кто не теряет праведности и покоя, у того с

Каждым днем обновляется Сила, знание же озаряет всю

Поднебесную и достигает четырех пределов Вселенной.

Чистое сердце невозможно скрыть внутри. Оно проявляется

Во внешнем облике и зримо на лице. Если относиться к людям

Как к родным братьям, то и они отнесутся к вам по-братски.

Eсли относиться к людям как к врагам, то и они будут вас

Ненавидеть. Слова, которые не высказывают, звучат громче

Ударов в барабан. Сияние чистого сердца ярче блеска солнца

И луны. Такое сердце проницательнее отца с матерью.

Мудрые правители прошлого любили свой народ, и народ шел

За ними. Тираны ненавидели народ, и народ отворачивался от

Них. Награды недостаточно, чтобы выразить любовь к

Отличившемуся. Наказания недостаточно, чтобы выразить

Ненависть к провинившемуся. Награда - последнее дело в

Проявлении любви. Наказание - последнее дело в проявлении

Ненависти.

В жизни людей должны быть праведность и беспристрастие.

Погибель же людям приходит от чрезмерных радости и веселья,

Печали и гнева. Нет лучшего средства укротить гнев, чем

Музыка. Нет лучшего средства поставить границу веселью, чем

Ритуал. А лучшее средство соблюсти ритуал - это почтение к

Старшим. Почтительность снаружи и спокойствие внутри

Непременно позволят возвратиться к изначальной природе.

Хоть и много есть дел, сулящих выгоду, но в сердце моем

Тогда не возникнет стремления к выгоде. Хоть и много есть

Мест, где можно найти покой, но в сердце моем нет

Стремления к покою.

Внутри сердца есть как бы еще одно сердце, а мысль

Предваряет слова. Когда появилась мысль, вслед за ней

Возникает и образ, вслед за образом появляется обдумывание,

А вслед за обдумыванием приходит знание.

Если сердце чрезмерно увлечено знаниями, в нем гибнет

Жизнь. Посему внутреннее сосредоточение есть неиссякаемый

Источник жизни сердца. Пока внешнее и внутреннее в человеке

Свободно сообщаются друг с другом, этот источник не

Иссякнет, и тело человека не ослабнет. Высший мудрец одним

Словом разъясняет правду Единого. Вверху он вникает в узоры

Небес, внизу рассматривает формы земли.

Как учение о бытии как небытии выражено в данном фрагменте.

Определите соотношение дэ дао, у- вэй как свойства совершенномудрого. Выразите в иероглифах. К какому философскому направлению относится данный фрагмент. Определите источник.

Определите источник и представьте анализ чжана.

Семидесятый чжан

Речь "сущности моей" -

Очень легка для осознания,

очень легка для действия-движения.
В Поднебесной никто не способен осознавать,

никто не способен действовать-двигаться.
В речи - наличие предков.
В делах - наличие владыки.
Вот только отсутствует осознание.
Это дает:
Не "я" осознает.
Осознание "я"-это разреженность.
Подражание "я"-это придавание ценности.
Это дает:
Человек мудрости покрыт грубой шерстяной материей1,

а за пазухой яшма-нефрит2.

1Здесь напрашивается интересная параллель с суфиями в исламе, которые так же носили одежды из грубой шерстянной материи, одеваемой на голое тело. Некоторые исследователи само слово "суфий" производят от корня, обозначающего шерстянную ткань.
2Данный чжан может быть переведен и как простое повествование от первого лица. Мы предпочитаем интерпретацию, отражающую некую мистическую структуру описания личности, в которой противопоставляются "моя сущность", которую можно условно соотнести с брахманом в индийской традиции, и просто "я" или эго, условно соответствующее атману. Интересно провести параллель и с гурджиевскими концепциями сущности и личности.



Наши рекомендации