Практика и профессия астролога

Стефан АРРОЙО

ПРАКТИКА И ПРОФЕССИЯ АСТРОЛОГА

Содежание

Введение

Астрология сегодня и Астрологическая психология завтра

Определения «Астрологии»

Чем является Астрологическая психология и чем она не является

Практика Астрологии и её эффективность

Магия Астрологии и ее связь с целительством

Астрология в современном обществе

Язык Астрологии

Цели и Профессия астролога

Сегодняшнее положение астрологов как профессиональных групп

Наука, сайентизм и Астрология

Астрология — настоящая наука

Цель Астрологии

Профессиональные вопросы

Лицензирование

Астрологическое консультирование в качестве исцеляющей процедуры

Введение

Ответственность, которую берет на себя любой практикующий астролог, весьма велика, независимо от того, сознательно он ее принимает или нет. Т.к. астрология — один из распространенных способов восстановления правильных отношений между микрокосмом и макрокосмом, те, кто ей занимаются, безусловно занимаются целительством, преуспевают ли они в нем или нет. Т.к. Астрология — один из немногих эффективных методов восстановления утраченных связей с космосом, Астрологическая практика не менее важна, трудна и, если хотите, священна, чем профессия врача, психолога или священника — хотя люди обычно относятся к советам астролога менее серьезно, чем к мнению этих специалистов.

Психолог К.-Г. Юнг считал, что будущее психологии как искусства исцеления связано с восстановлением утраченных связей современного человека с космосом. Если индивидуум не сможет установить связь с большим целым, частью которого он является, тогда ни о каком реальном исцелении не может быть и речи. Я не верю, что Астрология — единственный способ добиться этого, я не считаю также, что Астрология сама по себе (без других терапевтических и спиритуальных методов) может установить космическую гармонию для индивидуума; но я верю, что Астрология — правильно используемая и правильно понимаемая — может стать чрезвычайно эффективным инструментом гармонизации и очень точным языком, который всем людям хорошо бы выучить для их же пользы.

Это единство человека и космоса было естественным в древних культурах, но сегодня мы потеряли способность воспринимать простые вещи естественным образом.

Сегодня, с помощью тщательного анализа и глубокого изучения, мы вынуждены восстанавливать и переоткрывать реальность того Единства, которым так пренебрегал наш изощренный интеллект. Мне остается только надеяться, что многие из нас постепенно научатся «расслаблять» интеллект после всего обучения, которое он прошел, с тем, чтобы снова осознать реальность единства всей жизни.

И если изучение Астрологии сможет хотя бы слегка приоткрыть доступ к состоянию открытости и единства — это будет ценным вкладом в совершенную жизнь.

Говоря о месте Астрологии в спектре искусств исцеления, я считаю необходимым противопоставить ее современной ортодоксальной медицине и психологии. Астрология является женской (или лунной) составляющей целительства, она имеет дело с тонкими вещами и качествами скорее, чем с количеством, с интуицией скорее, чем с логикой. Она является дополнением (хотя это не признается приверженцами ортодоксальных методов) мужского (или солнечного) технологического типа медицины и психологии, который провозносится сегодняшним истэблишментом. Технологическо-статистическо-биохимический подход к целительству сравнительно молод и во многом представляет деструктивное вмешательство солнечного принципа (или логоса) во владения лунной (женской) интуитивной ориентации. Действительно, любое упоминание слов «исцелять» или «выхаживать» воскрешает в уме образ человека лунного типа и деликатный неразрушающий тип активности.

Продолжая дальше эту аналогию, можно сказать, что солнечный принцип всегда старается поднять свой авторитет и светить как можно ярче, полируя свое эго увеличением престижа и власти над социумом; в то время как лунный принцип старается поддерживать жизнь даже ценой самопожертвования, старается оказывать необходимую помощь, оставаясь в тени, и стремится избегать конфликтов с официозом.

Достаточно взглянуть на положение врачей в Западном обществе (представителей «солнечного» типа целительства), чтобы понять справедливость приведенной аналогии и понять, насколько целительство стало ареной борьбы за социальный престиж, в то время как традиции феминных методов постоянно нарушаются. Вмешательство солнечного типа в лунные владения целительства — еще один пример ментальности, настаивающей на применении разрушающих методов для решения любой проблемы.

К счастью, когда казалось, что целительство полностью захвачено технологически ориентированными людьми, маятник качнулся в другую сторону. Однако, тот, кто сосредоточил в своих руках столько власти, так просто ее не упустит! И посвятившие себя целительству лунного типа должны настаивать на своем праве практиковать именно такое искусство. Они должны стать поэтому немного более «солнечными». Они не только должны противопоставлять себя официозу и эффективно просвещать публику, но и совершенствовать свой имидж и поднимать уровень профессионализма.

Несмотря на то, что в англоязычных странах тысячи людей занимаются Астрологией профессионально или полупрофессионально, до сих пор не издано ни одной книги, рассматривающей чисто профессиональные вопросы астрологов («Практика Астрологии» Д. Радьяра и «Пособие для консультирующего астролога» Б. Розенблюма обсуждают многие вещи, относящиеся к ответственности астролога, эффективности консультации и т.д., но практические вопросы астрологической работы как профессии не затрагивают).

Вообще, перед любой организационной работой в профессиональной Астрологии необходимо обсудить вопрос о месте Астрологии в современном обществе. Обдумывая этот вопрос, я пришел к выводам столь же непредсказуемым, сколь и неутешительным.

Можно сказать, я был вынужден под давлением внешних обстоятельств высказать вещи, которые многим (внутри и вне астрологического поля деятельности) режут слух. Я отдаю себе отчет, что эти высказывания не прибавят мне популярности. Так как Астрология является для тысяч людей религией, в которую верят всем сердцем, тот, кто замахнулся на ее святыни, рискует навлечь на себя праведный гнев. Например, утверждение, что существуют пределы разумного использования Астрологии, является чистой ересью для верующего — «Как это могут быть какие-то пределы моей истинной религии?»

У меня не было намерения дискредитировать чью-либо религию; тем, для кого Астрология является религией, видимо, не стоит читать этот текст.

Но для меня Астрология — не религия, а наука-искусство, которое постоянно меняется и реформируется, исходя из потребностей конкретного времени и культуры, поэтому я без колебаний предлагаю свои соображения по реформированию Астрологии.

Для восстановления утерянных связей с космосом мы должны научиться понимать космический язык. Мы должны научиться слушать небесную музыку: это — опыт исцеления. Даже подойти к такой настроенности на высшие вибрации — большое достижение. В то время как ортодоксальная медицина и психология не укоренены в космическом законе и философии, Астрология основывается на неизменных принципах. Изучение Астрологии — это инструмент самосовершенствования и самопознания, основанный не на «новейших открытиях», а на более глубоком постижении уже известных древних принципов.

Со временем мы подойдем ближе к пониманию древних истин, возможно, переформулируя их, но не заменяя их постоянно меняющимися лозунгами каждой эпохи.

Астрология сегодня и
Астрологическая психология завтра

Настоящий ученый — это непредубежденный наблюдатель.
Джеймс Т. Кенн

Теория определяет то, что мы можем наблюдать.
А. Эйнштейн

Со временем меня все больше заинтересовывают социальные аспекты Астрологии, ее место в обществе и философские принципы, на которых она основывается. Хотя первые несколько книг, написанных мною, полны астрологическими деталями, которые могут использоваться при интерпретации карт, сейчас мне хочется поговорить о другом.

Прежде всего, я хочу высказать признательность Британской Астрологии. Исключая Радьяра, все мои учителя в Астрологии были англичанами (посредством книг, но не лично). Я считал себя особенно обязанным Маргарет Хоун и Чарльзу Картеру. Британская Астрологическая традиция отличается особой остротой ума, которую не найдешь в американской астрологической литературе. И хотя рынок сегодня наводнен астрологической литературой американского производства, мне все же кажется, что настоящий толчок прогрессу психологически ориентированной современной Астрологии был дан в Великобритании. Могут сказать, что это заслуга Алана Лео, но по-моему Изабелла Паган и много других авторов проделали исключительно важную работу. Британские астрологи построили теоретические и метафизические основы Астрологии, что вряд ли могли сделать американцы, а влияние теософии привело к открытости в отношении духовной области, которую необходимо включать в настоящую астрологическую психологию.

Еще одно вводное замечание. Я не состою в тесном сотрудничестве с какими-либо астрологами, и не знаю, что они делают на своих консультациях с клиентами. И когда я делаю какие-либо утверждения (часто обобщающего характера или полемического) по этому поводу, я их делаю на основе современной астрологической литературы. Я подозреваю, что существует много астрологов (или астрологических консультантов), практикующих на более высоком уровне, чем это отражено в литературе.

Многие из них слишком заняты, чтобы написать книгу, или не в состоянии богатство своего опыта сконденсировать в слове. Но я надеюсь, они все же напишут книги.

К сожалению, я должен обсуждать только ту астрологию, которую нам преподносят в книгах, так как именно эту «Астрологию» публика считает настоящей астрологией. Обычно люди идут в книжный магазин и покупают литературу. Если им везет, они покупают одну из редких книг высокого качества; но скорее всего они купят одну из тех дешевых книг про солнечные знаки, которые создают впечатление, что вся Астрология посвящена поверхностному анализу характеров, предсказаниям или сексу. Литература по Астрологии может сейчас вызвать только стыд, и очень важно помочь настоящим специалистам в этой области высказаться с помощью книг. Видимо, это моя водолейская Луна выпирает, но я считаю очень важным, чтобы Астрология эффективно работала в социальном плане. Не просто пропаганда, но влияние на умы. На самом деле многие астрологи, в т.ч. пишущие, недооценивают интеллектуальный уровень публики.

Определения «Астрологии»

Прежде чем начать разговор об «Астрологии», необходимо дать какие-то определения. Вы должны знать, что я обозначаю этим термином. Но сначала отрывок из М.Э. Джоунса. Без сомнения, существует масса людей, занимающихся Астрологией 30-40 лет и построивших тысячи карт. Этих людей я стараюсь привлечь к обобщению своего опыта. М.Э. Джоунс, занимавшийся 50 лет, как-то был на одной конференции. К нему подошла одна женщина и сказала: «О, я завидую тому опыту, который вы аккумулировали за это время в Астрологии». «Моя дорогая, я занимаюсь Астрологией 50 лет и только начал царапать поверхность предмета», — ответил Джоунс. Астрология продолжает развиваться и расширяться, распадаясь на фрагменты. Если бы вы даже все время бодрствования посвящали занятиям Астрологии, вы все равно лишь «царапали бы поверхность», потому что это — великое космическое искусство-наука. Его можно применить к любому жизненному явлению. Таким образом, если давать Астрологии одно общее название, то это просто «язык жизни» или «универсальный язык энергии». Очень важно, чтобы всякий говорящий об Астрологии сначала дал определения Астрологии, которую имеет в виду. Как однажды написал Д. Радьяр, в действительности существует много «астрологий», каждый тип Астрологии изучает разные вещи под разными углами зрения и применяет результаты исследования в различных целях.

Все больше и больше я склоняюсь к тому, чтобы использовать термин «астрологическая психология». Когда я разговариваю с человеком, хорошо знающим меня, я говорю просто Астрология. Но «астрологическая психология», как, мне кажется, важный термин, не совпадающий с «психологической Астрологией» — термин, который был моден последние 15 лет. «Астрологическая психология» утверждает, что Астрология — это производная психологии, т.е. это система для изучения психики! Для того вида Астрологии, который мне наиболее интересен, я предпочитаю использовать термин Ральфа Метцнера. Он написал много книг; одна из них называется «Карта Сознания». Он не астролог, он — психолог-исследователь с непредвзятым мышлением и богатой интуицией, преподаватель Гарвардского Университета. Он говорит, что " Астрология — это астрономия, используемая в психологических целях." Это чудесное, короткое определение, которое вполне меня удовлетворяет, если «психологический» понимать в широком смысле слова. Эта новая «астрологическая психология» рождается сейчас. Она находится в процессе рождения, и я не могу назвать все ее компоненты, но уже становится ясно, чем она не является. Очень часто, когда новая идея или новое направление в жизни только набирает силу, вы еще не знаете, что оно из себя представляет и куда оно ведет; но вы хорошо знаете, что вам не нравилось в старых идеях и старом образе жизни. Итак, «астрологическая психология» развивается медленно и скоро себя покажет. Но уже хорошо понятно, чем она не будет являться.

Как писал один из лучших современных авторов-астрологов Деннис Элвелл 10 лет тому назад: «То, что существует сейчас, это не астрологическая психология, а приложения Астрологии к психологии. Вместо того, чтобы развивать свою психологию, созвучную своим взглядам на мир и человека, Астрология всегда использовала готовые и в определенном отношении враждебные структурные рамки. Она привыкла носить одолженные одежды, не всегда лучшего качества».

Я считаю, что я должен уже сейчас определенно сказать, что для меня Астрология есть продолжение психологии. Так утверждал К.-Г. Юнг десятилетия назад, когда он писал, что Астрология включила в себя всю психологию древнего мира.

«Психология должна быть признательна Астрологии, т.к. Астрология собрала все психологические знания древности» (К.-Г. Юнг. Комментарии к секрету Золотого Цветка).

Астрология, даже в современном разобранном состоянии, представляет собой прежде всего психологию, и по-моему, лучшую психологию, более точную и научную в настоящем смысле этого слова, чем любая другая психологическая теория или система. Астрология — великий язык описания всех человеческих функций, потребностей, стремлений, архетипов, укорененных в реальном жизненном опыте и космическом порядке жизни.

Недавно к Астрологии добавили кусочек от Юнговской психологии, сейчас поговаривают, что неплохо применить в Астрологии трансактный анализ: каждый вид психологии хотят смешать с Астрологией.

Я не говорю, что это хорошо или плохо. Я просто думаю, что важно отдавать себе отчет в том, чем мы занимаемся и постараться как можно больше приблизиться к существу науки, которой мы занимаемся, иначе мы рискуем потерять ее.

К сожалению, изначально астрологическая работа и литература отдавала предпочтение бихевиоризму. Снова процитирую Д.Элвелла (1970): «Без какого-либо обсуждения мотивов Астрология связала себя с бихевиоризмом, который оценивает человека снаружи, в терминах наблюдаемых характеристик».

Теперь такой подход к Астрологии отражает, как пишет Д.Элвелл, «стремление скорее описывать человека, чем понимать его». Конечно, очень важно создать точную, глубокую систему описания характеристик различных астрологических типов, и здесь еще много работы. Однако, если вы только описываете очевидное и не вдаетесь в объяснения, не обретаете понимание — вы делаете довольно пустую работу. К сожалению, большинство людей обращающихся к астрологам, находят в основном описания и почти никогда понимание! Мы нуждаемся в понимающем описательном языке. В последние месяцы я вдруг увидел, как велика пропасть невежества в Астрологии, как мало мы знаем и как далеко нам еще предстоит идти по пути познания. Как много вопросов, которые совсем не поднимаются в астрологических журналах и самими астрологами! Я думаю, необходимо обсудить эти вопросы.

Чем является Астрологическая психология
и чем она не является

Ниже следует список вещей, не являющихся астрологической психологией. Под большим вопросом их ценность для понимания человека. Эти различные подходы внесли незначительный вклад в науку о человеке.

1) «Псевдооригинальные» теории в Астрологии. Этот тип Астрологии основан на девизе: «Давайте развивать то, что больше никто не делает». Это направление можно в избытке наблюдать и на конференциях, и в журналах. Но в действительности, в Астрологии ничто не может быть «оригинальным». Меня поражает, что некоторые люди в таком ключе подходят ко мне: в моих книгах почти все — материал весьма древний. Я просто знаю, как писать по-английски и как мыслить систематично. И это кажется новым и необычным в астрологической литературе!

2) Другой вид Астрологии, модный ныне, — то, что называется «давайте экстраполировать теорию Астрологии на все». Она заполнила рынки во множестве, если можно так сказать, «кулинарных книг». Они претендуют на исчерпывающее толкование всех вопросов. В них полно бесконечных размышлении, но хуже всего — в них всегда готовый пошлый ответ на любую проблему человека. С любой сложностью, относящейся к одному из ваших тяжелых аспектов, вы можете обратиться к такой книге и получите простой совет. Вряд ли такая Астрология привлечет интеллектуального человека.

3) Потом, есть Астрология, подчиненная спиритуальным ожиданиям. У меня нет возражений против использования Астрологии, как части чьих-либо религиозных верований, но давайте различать ее и астрологическую психологию, развивающуюся как наука о человеческой натуре.

4) Далее, есть Астрология, связанная с философскими или социальными теориями.

5) Потом, есть «Астрология рекомендаций». Это вполне обычная вещь, связанная со старой школой «гадания на счастье»: «Вы должны сделать это, вы должны сделать то».

Помнится, мой друг обратился к известному астрологу на Атлантическом побережье США. Он был Девой и жил с женщиной Девой. Вместо того, чтобы внимательно расспросить об их взаимных чувствах и вообще об их жизни, астролог под впечатлением того факта, что они долго живут, не зарегистрировав брак, мельком глянув на карты, стал истерично причитать: «Женись на ней, женись на ней!» Он, конечно, не стал этого делать. Более того, через год он жил уже с другой женщиной. Этот вид Астрологии, по-моему, довольно опасен.

6) Астрология типа «Узнай, какая у тебя карма». Мне кажется, все большее число людей волнуют кармические моменты их карт рождения.

7) Потом, есть Астрология типа «Неужели мы глупые астрологи», которая основана на стремлении обнаружить тонкую корелляцию всего со всем. Даже если никакой связи нет, давайте ее все-таки найдем!

8) Есть еще Астрология — «игра в угадайку». В основе лежит предсказание любых событий.

9) Наконец, есть «псевдонаучная Астрология», которая считает, что все должно быть проверено статистикой. Иначе нельзя, мол, отделить правду от лжи. В действительности же эта статистика вычеркивает индивидуальность в угоду усредненности. И конечно, те, чья религия «саентизм», свои религиозные стремления накладывают на Астрологию, как уже упомянуто в пункте 3.

Итак, когда я говорю об астрологической психологии, я не имею в виду ни один из вышеперечисленных подходов. Трудно определить точно, что я имею в виду, и невозможно это сделать без использования ряда абстрактных терминов — терминов, которые вряд ли сразу вызовут восторг у большинства людей. Тем не менее под «астрологической психологией» я понимаю исследование и язык человеческого опыта, который высвечивает архетипические уровни человеческой натуры. По-прежнему я хорошо себя чувствую с терминами, которые я представил в своей первой книге («Астрология, психология и четыре элемента: энергетический подход к Астрологии и ее использование в психотерапии»); они — та субстанция, которую не может игнорировать любая астрологическая психология, если она хочет стать наукой:
1) измерения опыта (планеты),
2) качество опыта (знаки),
3) сферы опыта (дома),
4) энергия опыта (стихия).

Причина, по которой я всегда подчеркиваю, что у Астрологии есть собственная, присущая только ей, психология и свой собственный язык (им нужно позволить развиваться своим путем!) состоит в том, что Астрология эманирует из Универсального Разума. Назовите это по-другому — космический разум, архетипический разум, коллективное бессознательное и т.д.

Астрология проистекает из источника мудрости такого уровня, что, как мне кажется, опасно и вредно разбавлять ее самодельными теориями, а также интеллектуальной гимнастикой. Лучше учиться понимать уже готовый язык неба! Больше того, многочисленные астрологические консультации убедили меня, что обычный человек понимает этот язык непосредственно, при условии ясной и прямой подачи. Несмотря на то, что я имел хорошую психологическую подготовку (я интенсивно изучал юнговскую и другие системы и хорошо знал их терминологию), я увидел, что используя просто астрологическую терминологию, можно объяснить все среднему (обычному) человеку, если делать это на высоком уровне. Я на своем опыте убедился, что это работает! И мне не нужно прикладывать еще какую-то терминологию. Искусственные конструкции всегда нечетки и плохо кореллируют с реальной жизнью. Обычно они перекрывают несколько астрологических архетипов. Это видно, к примеру, в «Энциклопедии Психологической Астрологии» Ч. Картера. Он попытался астрологически описать различные теории и типы поведения человека. Ему приходилось писать следующее: «Итак, это может быть Уран в III доме, или Меркурий в Водолее, или какие-то другие факторы».

Многое из того, что я говорю сейчас, может показаться слишком негативным, и мне остается надеяться, что мои читатели хотя бы слегка плутоничны и поэтому понимают необходимость расчистки мусора перед тем, как Астрология сможет реально возродиться. Я убежден, что очистительные процедуры не помешают Астрологии, особенно Астрологии как профессии. Ни в коем случае это не должно коснуться основных традиций — мы должны их использовать и строить новую Астрологию на их фундаменте.

Астрология, кроме всего прочего, и астрологическая психология особенно, есть уже существующая наука, но потенциально она может стать великой и полезной наукой. Первым делом мы должны дальше развивать язык интерпретации. Он нуждается в большей ясности и определенности.

Вы можете все-таки спросить, что есть новая «астрологическая психология»? Снова мне хотелось бы процитировать Элвелла:

«Годами развивалась психология внутреннего состояния, психология мотиваций и стремлений. в которой статус поведения редуцировался почти до случайного проявления. Все же Астрология, в основном, примкнула к бихевиористскому мышлению. Несмотря на определенные разногласия, Фрейд, Юнг, Адлер и их последователи стремились к идентификации внутреннего состояния. Каждый чертил карту внутреннего мира человека. Пока что Астрология даже не пыталась сделать наброски в своей карте той же территории, нет и убеждения, что такие попытки могут увенчаться успехом».

Это было написано в 1970 г. Может быть, я слишком оптимистичен, но по-моему, с тех пор положение значительно улучшилось. Журналы Британской Астрологической Ассоциации и Федерации Канадских Астрологов — хорошие тому примеры. Появились и книги с акцентом на внутренней сфере. Знаменательно, что вдруг вышли из печати сразу четыре книги по астропсихологии в интервале шесть месяцев. До этого не было ни одной книги, посвященной полностью этой теме. До сих пор единственной книгой, которая затрагивает соответствующие вопросы, была книга Д. Радьяра «Практика Астрологии». Я думаю и надеюсь, она отмечает новый уровень развития астрологической практики.

Для дальнейшего развития астрологической психологии необходимо внимательней отнестись к базовым принципам «консультирования» и не только для того, чтобы полнее удовлетворять клиента, но и для повышения профессионализма астрологов в прямом контакте с человеком.

Вы не просто «интерпретируете», в то время как клиенты пассивно вас слушают, просеивая эту информацию сквозь сито своих представлений и предрассудков. Вы определяете их состояние, что они переживают, и тогда вы узнаете не меньше, чем они! Мне кажется, что это единственный способ действительно научиться «внутренней» Астрология личности и научиться на очень глубоком уровне. Это требует времени и терпения. Этому предшествует целая серия поверхностных консультаций и т.д. Но из такой Астрологии могут развиться некоторые вещи: прежде всего, может появиться более точный язык. Вы получаете возможность увидеть, на что реагирует ваш клиент. Что он понимает, а что нет? Если вы говорите «Ну, Марс в 9 доме в квинконсе с Нептуном и т.д...» и потеряли раппорт с клиентом, вы знаете, когда прервалась связь. В то время как письменная форма обслуживания не дает вам информации о восприятии клиента. т.е. прямой контакт с человеком заставляет вас совершенствовать язык.

Из прямого контакта с клиентом вы почерпнете много интересной информации о жизни людей, о том, как они переносят различные транзиты и аспекты к натальной карте. Важность этого опыта трудно переоценить для каждого, кто хочет стать «астрологом». Мы затронули еще один аспект, который не освещается в литературе. В ней нет человеческого фактора. Часто ли вы встречали в книге по Астрологии: «Ладно, теперь послушаем, что скажет клиент...» Вряд ли. Такое чувство, что все астрологи сидят в изоляции и теоретизируют.

Астрология является благодатным полем для абстрактных размышлений. Но она должна быть спущена на Землю для того, чтобы получить общественное признание и расширить сферу применения. Я не зациклен на идее признания и принятия Астрологии. Но если мы верим, что Астрология имеет большую ценность, то мы должны сделать ее более доступной для людей.

Язык Астрологии

Развитие и распространение астрологии зависит от того, насколько успешно мы совершенствуем астрологический язык. Это, без сомнения, ключевой момент с точки зрения принятия астрологии широкой публикой.

Во время консультаций клиент слышит достаточно много астрологического жаргона, который он не может понять. Если это так, то нарушается контакт с клиентом. А ведь астролог должен иметь в первую очередь дело с человеком, а не с картой.

Особенно важна тщательность в выборе слов, когда консультация происходит в письменном виде. Если вы в присутствии клиента сказали, допустим: «Так, Сатурн входит во второй дом», то по реакции человека вы увидите, понял он вас или нет. А в письменных интерпретациях вы не имеете возможности последующей корректировки ваших слов.

Очень тяжело во время консультации говорить точным языком, т.к. это требует весьма сильной концентрации.

Но это язык другого уровня, а мы на нашем уровне имеем только английский язык; т.о. нам приходится сначала интерпретировать космические символы, а потом еще все переводить на английский. Получается двойной перевод. Это, конечно, нелегкая задача. Поэтому я выступаю за то, чтобы детей в школе обучали астрологическому языку. Но как заставить школы делать это? Скорее всего эту функцию должны выполнять сами родители. Тогда астрологам не нужно будет тратить столько сил на интерпретацию. Клиенты будут знать астрологический язык и разговаривать на нем естественным образом. Но пока это время не пришло, нам придется переводить с астрологического языка на английский, что требует безукоризненного знания обоих.

Процитируем еще раз А. Элвелла: «Очень многое в астрологии является вопросом определения, и тем не менее почти ничего еще не определено». Исследуя языковые вопросы, Элвелл нашел, что: «для достижения высокой точности описания личности и событий необходимо ограничиться внутренней ситуацией». Ограничиться внутренней ситуацией! Вы можете быть уверены во внутренней ситуации больше, чем во внешней. Внутренняя ситуация в каком-то смысле проще и более адекватно описывается астрологическими символами. Как только сущность проявляется в большом мире, она сразу же распыляется, превращаясь почти в ничто.

«Попытка описать поведение или внешние обстоятельства всегда привносит элемент случайности, и чем более тривиально поведение, тем эфемернее события, тем больше роль случая».

По-моему очень точно. Если в астрологии оставаться на истинно научных позициях, то необходимо выделять именно внутреннее измерение.

Как только вы начинаете иметь дело с характеристиками поведения, вы начинаете играть в угадайку. «Будет ли этот символ проявляться так или эдак?» Астролог просто вовлекается в бесконечное угадывание.

Д. Элвелл продолжает: «Исходя из полученных мною результатов, я вынужден заключить, что истинное призвание астрологии — заниматься сознанием и разумом; вещи, отвергаемые бихевиоризмом. Раз для определения перманентных характеристик того или иного аспекта, планетарной констелляции необходимо идти «внутрь» человека, значит и сама астрология это преимущественно «внутренняя наука».»

Когда я прочел этот отрывок много лет назад, меня особенно заинтересовало, что Элвелл ищет качества, неизменно присущие человеку, если соответствующий астрологический фактор имеется в наличии. Как раз этим и я занимался. Я был захвачен идеей создания точного, надежного, истинно научного языка астрологии. Вот почему я вынужден был написать некоторые книги: я должен был изложить на бумаге для себя те языковые приемы, определения, к которым я пришел. Существующая литература совершенно не удовлетворяла меня. На 95% ее заключения были ошибочны. Не думаю, что я один такой ненормальный! По-моему, большинство астрологов просто переросли уровень сознания, отраженный в старой астрологической литературе. И я пошел по пути, указанному Элвеллом. Я убежден теперь, что точность описания достижима, если вы не выходите за пределы внутренней ситуации. Для меня это означает, что необходимо отказаться, как от старого, фаталистического астрологического языка с этическим подходом и рассуждениями в терминах «плохо» и «хорошо» и псевдонаучного жаргона. Нам нужен язык опыта — язык, описывающий реальные процессы, которые человек может ощущать и идентифицировать.

Цели и Профессия астролога

Неверие людей не влияет на правду.
Дж. Кент

Феномен человека должен измеряться космической шкалой.
Тейяр де Шарден

Хотя на этой конференции* мы будем подробно обсуждать соединение Плутона и Сатурна и разные психологические аспекты астрологии, я остановлюсь на вопросах, которые, как мне кажется, очень редко освещаются на конференциях и собраниях астрологов. На астрологических конференциях много внимания уделяется «новым» методам, которым иногда бывает более сотни лет, и чрезмерный упор делается на основы астрологии. Мы постараемся избежать таких вещей. Эта группа очень продвинутая — в ее активе тысячи лет астрологического опыта.

* Эта глава основана на беседе, состоявшейся во время 6-дневной международной астрологической конференции «Сатурн/Плутон» (Беркли, Калифорния, ноябрь 1982 г.). Конференция была посвящена обсуждению всех вопросов, касающихся целей, практики и профессии Астролога, и в этой беседе С.Арройо сделал обзор основных тем конференции. Конференция имела очень напряжённый график, это была в полном смысле «рабочая» конференция, использовавшая очень широко метод «мозгового штурма» и небольшие дискуссионные группы.

Не говорит ли соединение Сатурна и Плутона, что астрология как профессия должна быть трансформирована? Мне кажется, многие из вас думали об этом. Видимо во время соединения Сатурна с Плутоном (Сатурн относится традиционно к работе, профессии, а Плутон означает трансформацию) мы должны поставить вопрос об очищении профессии астролога от всего того, что мешало ей на протяжении нескольких последних веков. Не пора ли тем, кто практикует астрологию, заняться всерьез самоанализом и самотрансформацией, с тем чтобы высшее сознание освещало их работу?

Мы все видели помногу раз, как астрологи собираются, разговаривают друг с другом на своем языке и объявляют друг другу о десятках открытий. Возможно, они даже становятся счастливыми на какой-то отрезок времени. Потом они разъезжаются по домам, не удосужившись даже поставить действительно важные вопросы о профессии, практике и цели астрологии: какова ее роль в обществе, что можно сделать для совершенствования астрологической практики и что нужно сделать для того, чтобы настоящая астрология стала более доступна широкой общественности.

Главный вопрос по-моему: «Что нужно сделать для того, чтобы люди смогли получить знания и ценности, которые в состоянии дать только астрология?»

Всегда очень тяжело отвечать на вопросы, затрагивающие собственные интересы и собственную профессию. Но другого пути использования соединения Сатурна и Плутона нет. В это время можно стать немного мазохистом.

Я считаю, что астрологическое консультирование — незаменимое средство помощи людям, но только если оно находится в хороших руках и правильно используется. Я думаю, что астрологическое консультирование должно стать официально признанной профессией. И оно уже начало путь к признанию, но это долгий путь. Стереотипы образования, религиозные догмы и просто предрассудки сопротивляются широкому принятию астрологического знания. Мы не можем в ближайшем будущем изменить ситуацию кардинальным образом. Однако в наших силах непредвзято оценить собственную работу и понять, что мы, астрологи, можем сделать для ее совершенствования. Немного самокритики и самоочищения безусловно нам не помешает. Как вы знаете, одна из функций Плутона — очистка и уничтожение ненужных остатков. Он в какой-то мере играет роль санитара Солнечной системы. Сатурн и Плутон скоро войдут в Скорпион, знак Плутона.

Конечно, это отразится на самых разных уровнях бытия. Но в астрологии пришло время поговорить о многих вещах.

Самоизучение и самосовершенствование должно предшествовать дальнейшему принятию астрологии в качестве ценной «помогающей» профессии.

Я думаю, мы не должны суетиться для ублажения «властей» или перенимать язык других областей знания. У нас есть свой язык, который лучше многих других.

Главное, что мы должны делать, это просто работать настолько качественно, чтобы никто не мог помешать широкому осознанию ценности астрологии. Так уж устроено, что люди ищут ценное и значимое. Не все люди, но большинство. Те, кто практикует, знают, что один довольный клиент в 25 раз лучше любого другого вида рекламы.

Одна из задач нашей конференции — помочь друг другу прояснить цели астрологии и нашу роль в этом деле. Мы все очень разные и у нас могут быть различные подходы, различные ценности. И хотя, каждый из нас может отлично работать с определенной группой клиентов, видимо, нереально говорить об одной цели для всей астрологии. Я — не Стрелец. У астрологии нет одной цели и одного значения. Главное — определить вашу собственную цель. Астрология, как искусство, имеет индивидуализированные цели. Итак, самокритика и честный диалог с другими астрологами поможет нам сделать нечто реальное на этой конференции. Только благодаря скрупулезному и серьезному анализу нашей работы мы можем достичь самоуважения и уверенности в себе, основанных на реальной оценке своих возможностей и целей. К теме самоуважения я не раз буду возвращатьс<

Наши рекомендации