Особенности работы школьного психолога и социального педагога с девиантными подростками.

Краткая характеристика методики СОП, ее психометрического исследования и использованных в ней способов решения некоторых проблем измерения девиантного поведения.

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тестом-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Объектом приложения методики являются социальные и личностные установки. Тест-опросник представляет из себя набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Включает два варианта методики, ориентированных на женскую и мужскую части подростковой популяции, оба варианта методики охватывают всю подростковую популяцию в целом. Имеется возможность коррекции полученных результатов с учетом фактора социальной желательности. Предназначен для обследования лиц старшего подросткового и младшего юношеского возрастов.

Опросник СОП может быть использован как самостоятельная психодиагностическая методика, так и в комплексе с другими методиками, направленными на изучение личности подростка. Тест-опросник предназначен в первую очередь для решения практических задач: в области психодиагностики, в ситуации психологического консультирования, СОП может также использоваться и для исследовательских целей.

Концепция методики

Учитывая огромную сложность и разнообразие форм проявлений девиантного поведения, а также практическую направленность нашей работы мы попытались вычленить в качестве объекта приложения диагностических возможностей методики СОП некую относительно законченную часть всей сферы отклоняющегося поведения. Не последнюю роль в этом выборе сыграли как технические ограничения, так и наши представления о важности для диагностической и коррекционной работы отдельных видов девиантного поведения, степени их потенциальной опасности и распространенности среди подростков.

В результате из сферы нашего внимания в данной методике оказались исключенными собственно криминальное поведение, большая часть суицидного поведения, весь комплекс сексуальных девиаций, дромоманическое поведение. По нашему мнению это слишком объемные, многоплановые явления, требующие специальных психодиагностических инструментов для их изучения.

Также наша методика специально не ориентирована на так называемые патологические формы девиантного поведения, которые, как правило, непосредственно связаны с психопатологией и психическими расстройствами.

Таким образом, предлагаемая методика направлена на диагностику следующих взаимосвязанных форм девиантного поведения:

· агрессивное поведение;

· саморазрушающее и самоповреждающее поведение;

· аддиктивное поведение;

· делинквентное поведение.

В сферу анализа мы также включили такую форму отклоняющегося поведения как поведение, направленное на преодоление каких-либо норм и правил, считая его важной поведенческой характеристикой более обобщенного уровня.

Кроме того в число измеряемых характеристик мы посчитали целесообразным включить такую, как волевой контроль поведенческих проявлений эмоциональных реакций. Так как контроль поведенческих проявлений эмоциональных реакций является характеристикой, в значительной мере определяющей формы и способы проявления девиантных установок.

Учитывая очевидную для испытуемого моральную и оценочную нагруженность большинства шкал и общую направленность методики, мы посчитали необходимым включить в состав методики шкалу, направленную на измерение готовности испытуемого давать о себе по преимуществу социально-одобряемую информацию. Необходимость эта вызвана особенно остро стоящей проблемой достоверности результатов при исследовании девиантного поведения. Как известно, сфера девиантного, а особенно делинквентного поведения является областью социального риска и неизбежно подвергается оценке и давлению со стороны групповых и общепринятых моральных норм и правил.

Тенденция испытуемого давать в этой сфере социально желательные ответы особенно велика. Поэтому данные, полученные по шкале социальной желательности используются для коррекции результатов по содержательным шкалам методики, что позволяет повысить достоверность результатов по содержательным шкалам методики.

Для женской части подростковой популяции существенно влияет на характер девиантного поведения такая характеристика, как принятие своей женской социальной роли и весь комплекс ожиданий, установок и поведенческих стереотипов, связанных с этим. Как известно, помимо специфически женских форм отклоняющегося поведения, девушки подростки принимают, как правило, мужские стереотипы девиантного поведения и зачастую в целом их рисунок поведения носит маскулинный характер. Это побудило нас включить в женский вариант методики шкалу, направленную на измерение степени принятия женской социальной роли.

Что же касается собственно психологического феномена, на изучение которого направленна методика, то нам представляется продуктивной идея, предложенная В.Н.Иванченко, А.Г.Асмоловым, С.Н.Ениколоповым, ввести в контекст анализа противоправного поведения понятие "установка" в его собственно психологическом смысле. Поэтому в контексте нашей работы целесообразно, на наш взгляд, использовать понятия социальной установки и смысловой установки личности.

Установка понимается нами как готовность (склонность) к определенным образом направленной деятельности, то есть в данном случае к совершению действий, поступков, имеющих девиантный характер.

Структура тест-опросника

Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса, связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.

Исключение составляют шкала волевого контроля эмоциональных реакций и шкала принятия женской социальной роли, которые прямо не диагностируют готовность к реализации той или иной формы отклоняющегося поведения. Однако контроль поведенческих проявлений эмоциональных реакций и степень принятия собственной социо культурной роли является характеристиками, в значительной мере определяющей формы и способы проявления девиантных установок, что и послужило основанием для включения этих шкал в структуру опросника.

Кроме того в структуру СОП включена шкала, измеряющая готовность к реализации такого комплексного поведенческого феномена как делинквентное поведение. Данная шкала не имеет на настоящий момент релевантного ей психологического конструкта и носит эмпирический характер, так как составлена из пунктов хорошо дифференцирующих "обычных" подростков и тех, кто имеет выраженные и зафиксированные проявления противоправного поведения.

Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемой давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также предназначена для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.

Методика включает два варианта (мужской и женский), содержащие следующий набор шкал:

Резюме

1. Таким образом, при изучении феномена отклоняющегося поведения и его психологических характеристик имеет место три уровня характеристик феномена, которые необходимо учитывать при измерении. Во-первых, собственно психологические характеристики: мотивы девиантного поведения, специфические потребности, ценности, ценностные ориентации и социальные нормы, личностные и социальные установки. Во-вторых, поведенческие проявления, из которых и складывается социальная и поведенческая характеристика определенного вида девиантного поведения. И, наконец, измеряемые индикаторы в психодиагностических методиках: утверждения тест-опросников и проективный стимульный материал в проективных методиках, формулировки вопросов в анкетах и интервью. При применении социологических методов - это вопросы анкет и интервью. В случае применения метода наблюдения - это формализованное описание поведенческих характеристик, которые необходимо зарегистрировать.

2. Методика СОП в целом удовлетворительно различает испытуемых с различной степенью выраженности девиантного поведения и позволяет измерить различные психологические характеристики девиантного поведения у подростков.

3. Перечисленные выше проблемы измерения психологических характеристик девиантного поведения необходимо учитывать при разработке исследовательских и прикладных диагностических инструментов, тестовых батарей, исследовательских программ.

4.Кроме того, достоверность полученных результатов повышается в случае, когда для решения диагностических задач используется одновременно несколько диагностических инструментов, а коррекция фактора социальной желательности обеспечивается на всех этапах измерительной процедуры.

_LINKS

[1] http://www.center-razvitie.ru/index.php?name=News&file=article&sid=9
[2] http://www.center-razvitie.ru/index.php?name=News&catid=&topic=3

Особенности работы школьного психолога и социального педагога с девиантными подростками.

Проблема девиантного поведения школьников – одна из важных задач педагогической психологии. Серьезные трудности представляет эта проблема на современном этапе общественного развития, в эпоху демократических и экономических преобразований, которые привели к коренным изменениям в сознании людей. Особенно трудно в этот период приходится подросткам, которые в силу возрастных особенностей отличаются личностной нестабильностью, противоречивостью. Именно поэтому, говоря об отклоняющемся поведении, имеют в виду в основном подростков. В этот период личностного развития взрослеющий человек переоценивает ценности взрослого (который сам порой теряет ориентацию в ценностно-смысловой сфере современного общества и не может поддержать подростка в этом непростом выборе), формируется самооценка, самосознание, возникает чувство взрослости, желание эмансипироваться от взрослых.

Возникшие на данном этапе онтогенеза трудности в психическом развитии подростка нуждаются в понимании, принятии и правильном психологическом воздействии на личность подростка со стороны взрослых. Подросток может проявлять различного рода отклонения в поведении, как в связи со своими личностными особенностями (например, акцентуацией характера, свойствами темперамента, перенесенными психическими заболеваниями, особенностями эмоционально-волевой сферы и др.), так и в связи с негативными процессами в семье (гиперопека, гипоопека, непоследовательный тип воспитания ребенка, алкоголизация семьи, развод родителей и т.д.), школе (необъективное отношение к ученику, конфликты с учителями, проблемы в ученическом коллективе). Отклонения могут быть обусловлены негативным влиянием референтной подростковой группы или значимого взрослого.

Отклонения в поведении подростка будем называть девиантным поведением.

Девиантное поведение можно рассматривать как «систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением» (В.Д.Менделевич)

Формы девиантного поведения подростков многообразны. Школьный психолог может столкнуться с временными и постоянными формами девиантного поведения (по критерию длительности девиаций), с устойчивыми и неустойчивыми формами (по критерию моно или полифеноменологичности форм), девиации могут быть осознаваемые и неосознаваемые (по критерию осознанности), структурированные и неструктурированные (по критерию организованности), стихийные и спланированные (по критерию цели), экспансивные и неэкспансивные (по критерию уровня вторжения в жизнедеятельность окружающих людей), эгоистичные и альтруистические (по направленности интересов личности на себя или на окружающих).

В любом случае, вне зависимости от формы проявления девиантного поведения налицо нарушение взаимодействия подростка с реальностью. Ребенок в силу несформированности поведенческих актов может применять неконструктивные способы взаимодействия с окружающей действительностью, такие как противодействие реальности, болезненное противостояние, уход от реальности, который может быть расценен как проявление слабости подростка и игнорирование окружающей действительности. Наиболее конструктивным видом взаимодействия подростка с реальностью является приспособление, что указывает на развитость адаптивной системы подростка.

Это важно понимать школьному психологу для построения корректирующих программ, которые должны быть направлены на преодоление негативного поведения путем определения оптимальных форм взаимодействия с окружающей действительностью. Для этого психолог может использовать модельные ситуации, тренинговые упражнения, направленные на поиск альтернатив девиантному поведению, а также упражнения, ведущие к расширению возможностей в социальной жизни в связи с отходом от девиантного поведения.

Второй путь построения коррекционных программ ориентирован на осознание ребенком своих и чужих эмоций, формирования чувства эмпатии у девиантного подростка. Порой у подростка настолько беден эмоциональный мир, что он не способен понять какую боль он причиняет окружающим своим поведением. Он уверен, что весь окружающий мир так же эмоционально скуден, как и его.

Особо пристального внимания со стороны психолога заслуживает семья девиантного подростка, это могут быть не обязательно семьи наркоманов и алкоголиков, в последнее время отмечен рост отклоняющегося поведения среди детей состоятельных родителей. Позиция вседозволенности, философия вещизма, замена человеческого живого участия в воспитании ребенка миром материальных ценностей ведут к фрустрации потребностей подростка в принятии, внимании, любви со стороны родителей. Как следствие защитной реакцией такого подростка могут стать неадекватные формы поведения.

Если проявления девиантного поведения не обратили на себя внимания и соответствующего воздействия взрослых, такое поведение может закрепиться в поведенческом репертуаре подростка. Следовательно очень важна как можно более ранняя диагностика девиантного поведения.

Метод наблюдения за ребенком является самым приемлемым для диагностики отклоняющегося от нормы поведения. Наиболее эффективно наблюдение экспертами (учителями, кружководами, тренерами, социальными педагогами, психологом) за поведением ребенка и фиксацией результатов наблюдений в специально подготовленной психологом карте наблюдений за подростком (по типу карты наблюдений Стотта).

Как правило, дети с девиантным поведением не очень охотно отзываются на предложение заполнять обширные опросники, поэтому можно предложить такому ребенку проективные методики: пиктограммы, фрустрационный тест Розенцвейга, «розовый куст», «кактус», «несуществующее животное» и др.

Психологу стоит обратить внимание на ряд психогимнастических и тренинговых упражнений, которые могут нести в себе диагностическую функцию. Попросите ребенка обвести свою кисть и в каждом пальчике разноцветными карандашами написать свои качества «Какой я?». Можете вырезать фигурку человечка и попросить подростка разноцветными карандашами закрасить те части фигурки, в которых живут различные эмоции подростка: гнев, печаль, тревога и т.д. Проанализируйте, какие эмоции наиболее актуальны для ребенка в настоящее время, такие упражнения могут стать хорошей прелюдией для откровенного разговора с подростком.

В арсенале каждого школьного психолога наверняка есть множество таких упражнений.

Наиболее информативной методикой диагностики склонности к отклоняющемуся поведению у подростков и старшеклассников является тест, разработанный Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие».

Для понимания этого теста определимся с некоторыми понятиями, использующимися в психологии девиантного поведения. Девиантное поведение включает в себя такие формы поведения, как делинквентное и аддиктивное.

Делинквентное поведение – «отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее уголовно наказуемое деяние» (В.Д.Менделевич)

Аддиктивное поведение - « это один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций» (Ц.П.Короленко, Т.А.Донских)

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению.

(для мальчиков-подростков и юношей)

1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.

2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях.

4. Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями.

5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.

6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили.

7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

8. Иногда бывает, что немного хвастаюсь.

9. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком – истребителем.

10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.

13. Я всегда говорю только правду.

14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это вполне нормально.

15. Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам.

16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.

17. Если бы меня обидели, то я обязательно должен отомстить.

18. Человек должен иметь право выпивать сколько он хочет и где он хочет.

19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.

21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобнее, а не там, где положено.

22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.

23. Я иногда не слушаюсь родителей.

24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.

25. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом.

26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.

27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

28. Иногда мне так хочется сделать себе больно.

29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества.

32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно.

33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.

34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице «Если нельзя, но очень хочется, то можно»

35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.

36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.

37. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.

38. Бывает, что иногда я говорю неправду.

39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.

42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.

43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.

44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.

46. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям – это нормально.

47. Иногда я скучаю на уроках.

48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.

49. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что я о нем думаю.

50. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.

51. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.

52. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.

53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

54. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.

55. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.

56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

58. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.

59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

60. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

61. Меня раздражает, когда девушки курят.

62. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

63. Бывало, что у меня возникало сильное желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.

64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает

65. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.

66. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.

67. Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

68. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.

69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

70. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.

71. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

73. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

74. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

75. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

76. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

77. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям – это нормально.

78. Я часто не могу сдерживать свои чувства.

79. Бывало, что я опаздывал на уроки.

80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

81. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

83. Иногда случалось, что я не выполнял школьное домашнее задание.

84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

85. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

87. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

88. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

89. Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком.

90. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.

91. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

92. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.

93. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.

94. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.

95. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

96. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.

97. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.

98. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.

Ключ к методике:

При каждом совпадении ответа с ключом присваивается один балл.

По каждой шкале подсчитывается суммарный балл.

Результаты интерпретируются путем сравнения с тестовыми нормами.

Если результаты по шкале больше на 1S тестовой нормы, измеряемое свойство можно считать ярко выраженным, если меньше на 1S, то измеряемое свойство можно считать маловыраженным.

Если у подростка были обнаружены тенденции к делинквентному поведению, то имеет смысл сравнить результаты этого подростка с нормами «делинквентной» подвыборки.

1. Шкала установки на социально-желательные ответы:

Да Нет

13,30,32, 2,4,6,21,23,33,38,47,54,79,83,87

2. Шкала склонности к преодолению норм и правил:

Да Нет

11,22,34,41,44,50,53,59, 1,10, 55,61,86,93

80,88,91,

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению:

Да Нет

14,18,22,26,27,31,34,35,43,

46,59,60,62,63,64,67,74,81,91 95

4. Шкала склонности самоповреждающему и саморазрушающему поведению:

Да Нет

3,6,9,12,16,27,28,37,39,51, 24,76

52,58,68,73,90,91,92,96,98

5. Шкала склонности к агрессии и насилию:

Да Нет

3,5,16,17,25,37,42,45,48,49,51, 15,40,75,85

65,66,70,71,72,77,82,89,94,97

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций:

Да Нет

7,19,20,36,49,56,57,69,70, 29

71,78,84,89,94

7. Шкала склонности к делинквентному поведению:

Да Нет

18,26,31,34,35,42,43,44,48, 55,61,86
52,62,63,64,67,74,91,94

Тестовые нормы:

Особенности работы школьного психолога и социального педагога с девиантными подростками. - student2.ru

Работа школьного психолога и социального педагога в виду многообразия форм и причин девиантного поведения подростков должна быть направлена прежде всего на понимание истоков отклонений, которые могут лежать как в социальной, внешней, так и во внутриличностной плоскости.

Только комплексная работа совместно с учителями и родителями по ранней профилактике девиантного поведения, своевременной психодиагностики и эффективной коррекции могут дать положительные результаты по нивелированию девиаций у подростков.

Проблемы измерения психологических характеристик девиантного поведения [1]

Добавлено : Markowww Янв 30, 2005 - 16:45

Research [2]

Наши рекомендации