Глава 4. Сложные предложения с разными видами связи. Разбор и пунктуационный анализ

В письменной речи достаточно часто представлены сложные предложения с разными видами связи: с сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием; бессоюзием и подчинением и т.д. Однако, как правило, один из видов связи (сочинение, бессоюзие) является ведущим, основным.

Поэтому при анализе и расстановке знаков препинания рекомендуется пользоваться такой последовательностью:

1. Выделите грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения в составе сложного.

2. Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.

3. Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом.

4. Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного.

5. На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие).

6. Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений.

7. Установите отношения внутри каждого блока.

8. Постройте горизонтальную схему сложного предложения.

9. Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения.

Образец разбора

Особенно понравилась Клервиллю та барышня с которой его посадили она была такова какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

1. В этом предложении можно выделить 4 грамматические основы: 1) барышня понравилась; 2) посадили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) она была такова; 4) девушка должна была быть какой. Следовательно, данное сложное предложение состоит из четырёх простых предложений:

1) особенно понравилась Клервиллю та барышня;
2) с которой его посадили;
3) она была такова;
4) какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции.

2. Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:

Особенно понравилась Клервиллю та барышня /1 с которой его посадили /2 она была такова /3 какой должна была бытьдевушка из петербургской передовой интеллигенции /4.

Предложения 2 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзные слова с которой, какой. Предложения 1 и 3 сочинительных или подчинительных средств связи не имеют.

3. Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:

а) 1→2: особенно понравилась Клервиллю та барышня /1, с которой его посадили /2 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 1 – главное, а предложение 2 – придаточное;

б) 3→4: она была такова /3, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции /4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;

в) 1:3: особенно понравилась Клервиллю та барышня /1: она была такова /3 – это бессоюзное предложение, отношения причинные, между частями можно вставить союз потому что.

4. Вертикальная схема сложного предложения:

[сущ. + ук. сл.]1 : [мест.-сказ.]3
опред.↓ ↓сказ.
(с которой – союз. сл.)2 (какой – союз. сл.)4

5. Следовательно, это сложное предложение с бессоюзием и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 3, связанные бессоюзной связью. Значит, центральная связь бессоюзная. Иными словами, это бессоюзное предложение с подчинением.

6. Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 3. Каждое из этих предложений имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной бессоюзной связью выделяются два блока: I блок составляют предложения 1 и 2; II блок – предложения 3 и 4.

7. I блок (предложения 1 и 2) – это сложноподчинённое предложение, где первое – главное, второе – придаточное определительное, которое относится к подлежащему девушка, выраженному существительным; средства связи – союзное слово с которой и указательное слово та; придаточное стоит после главного.

II блок (предложения 3 и 4) – это сложноподчинённое предложение, где третье – главное, четвёртое – придаточное сказуемное, которое относится к местоимению-сказуемому такова; средство связи – союзное слово какой; придаточное стоит после главного.

8. Горизонтальная схема предложения:

[сущ. + ук. сл.]1, (с которой – союз. сл.)2: [мест.-сказ.]3, (какой – союз. сл.)4.

9. Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:

Особенно понравилась Клервиллю та барышня, с которой его посадили: она была такова, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

Мальчик был добрый но только калачнику всегда говорили что с Селиваном требуется осторожность потому что у него на лице была красная метинка а это даром не ставится (Лесков).

1. В этом предложении можно выделить 5 грамматических основ: 1) мальчик был добрый; 2) говорили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) осторожность требуется; 4) метинка была; 5) это не ставится.

Следовательно, данное сложное предложение состоит из пяти простых предложений:

1) мальчик был добрый;
2) только калачнику всегда говорили;
3) что с Селиваном требуется осторожность;
4) потому что у него на лице была красная метинка;
5) это даром не ставится.

2. Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:

Мальчик был добрый /1 но только калачнику всегда говорили /2 что с Селиваном требуется осторожность /3 потому что у него на лице была красная метинка /4 а это даром не ставится /5.

Предложения 3 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзы что, потому что. Перед предложениями 2 и 5 стоят сочинительные союзы но, а. Предложение 1 сочинительных и подчинительных средств связи не имеет.

3. Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:

а) 1–2: Мальчик был добрый /1, но только калачнику всегда говорили /2 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз но;

б) 2→3: только калачнику всегда говорили /2, что с Селиваном требуется осторожность /3 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 2 – главное, а предложение 3 – придаточное;

в) 3→4: с Селиваном требуется осторожность /3, потому что у него на лице была красная метинка /4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;

г) 4–5: у него на лице была красная метинка /4, а это даром не ставится /5 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а;

д) 3→5. Поскольку предложение 4 является придаточным (имеет в своём составе союз потому что), то и предложение 5 является придаточным с опущенным союзом, но этот союз можно восстановить. Предложение 5 связано с тем же главным, что и предложение 4 (с Селиваном требуется осторожность /3, потому что это даром не ставится /5).

4. Вертикальная схема сложного предложения:

[ ]1, но [ гл.]2
доп.↓
(что – союз)3
прич.↓
(потому что – союз.сл.)4, а ( – )5

5. Следовательно, это сложное предложение с сочинением и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 2, связанные сочинительным противительным союзом но. Значит, центральная связь сочинительная. Иными совами, это сложносочинённое предложение с подчинением.

6. Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 2. Предложение 2 имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной сочинительной связью выделяются два блока: I блок представлен одним простым предложением (предложение 1). II блок (предложения 2, 3, 4, 5) – это сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

7. II блок (предложения 2, 3, 4 и 5) – это сложноподчинённое предложение, где второе – главное, остальные – придаточные. Придаточные связаны с главным последовательно (предложения 3 и 4; 3 и 5) и однородно (предложения 4 и 5).

I придаточное (предложение 3) – дополнительное, относится к сказуемому говорили, выраженному глаголом, в главном предложении (предложение 2); средство связи – союз что; придаточное стоит после главного.

II придаточное (предложение 4) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что; придаточное стоит после главного

III придаточное (предложение 5) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому чтоопущен; придаточное стоит после главного.

II и III придаточные – однородные, связаны между собой противительным союзом а.

8. Горизонтальная схема предложения:

[ ]1, но [ гл.]2, (что – союз)3, (потому что – союз)4, а ( – )5.

9. Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:

Мальчик был добрый, но только калачнику всегда говорили, что с Селиваном требуется осторожность, потому что у него на лице была красная метинка, а это даром не ставится (Лесков).

Обратите внимание!

Как и в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, в сложных предложениях с разными видами связи могут оказаться рядом два союза (сочинительный и подчинительный) или сочинительный союз и союзное слово, принадлежащие к разным предложениям. Учтите, что сочинительный союз может стоять не перед тем простым предложением, к которому относится!

По общим правилам два союза (союз и союзное слово), принадлежащие разным простым предложениям, должны разделяться запятой (в этом случае предложение со вторым союзом или союзным словом можно изъять, не изменяя общей структуры сложного предложения).

Солнце било в окно, /1 и, / когда он поднял голову, /2 ему пришлось зажмуриться /3.

Горизонтальная схема: [ ]1, и, (когда – союз)2, [ ]3.

Вертикальная схема: [ ]1, и [ ]3.
врем.↓
(когда – союз)2

Ср.: Солнце било в окно, /1 и, / когда он поднял голову, /2 ему пришлось зажмуриться /3. – Солнце било в окно, и ему пришлось зажмуриться.

В том случае, когда предложение со вторым союзом или союзным словом нельзя изъять из предложения, не изменив общей структуры сложного предложения, запятая между союзами или союзом и союзным словом не ставится. В этом случае далее должна стоять вторая часть двойного союза – то, так, но.

Ср.: Солнце било в окно, и когда он поднял голову, то ему пришлось зажмурить глаза. – Солнце било в окно, и... то ему пришлось зажмурить глаза.

План разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Назвать тип предложения и число простых предложений в составе сложного.

2. Указать, какими видами связи связаны простые предложения в составе сложного (сочинение, подчинение, бессоюзие).

3. Назвать центральный тип связи. Указать, какие предложения непосредственно связаны этим типом связи. Разобрать эту пару как сложносочинённое, сложноподчинённое, сложное бессоюзное предложение.

4. Указать блоки внутри сложного предложения и дать им характеристику.

5. Разобрать пары непосредственно связанных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые, сложные бессоюзные предложения).

6. При полном анализе – дать полную характеристику простых предложений в составе сложного.

Образец разбора

Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, а так как умение рассказывать даётся не всякому, то к рассказам с художественной стороны не придирались (Лесков).

Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, /1 а / так как умение рассказывать даётся не всякому, /2 то к рассказам с художественной стороны не придирались /3.

Предложение сложное, состоит из трёх простых, с разными связями (сочинение и подчинение).

Центральная связь – сочинительная, она связывает непосредственно предложения 1 и 3: каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, /1 а... то к рассказам с художественной стороны не придирались /3. Это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а.

Сочинительная связь связывает два блока.

I блок представлен предложением 1.

II блок (предложения 2 и 3) представляет собой сложноподчинённое предложение; предложение 3 – главное, предложение 2 – придаточное причины; придаточное относится ко всему главному; средство связи – двойной союз так как... то; придаточное стоит перед главным.

Союзы а и так как относятся к разным простым предложениям, но не разделяются запятой, поскольку далее следует вторая часть двойного причинного союза так как... то; придаточное нельзя изъять, не изменив структуры сложного предложения в целом.

Горизонтальная схема: [ ]1, а (так как – с.)2, [то ]3.

Вертикальная схема: [ ]1, а [ ]3.
прич.↓
(так как... то – союз)2

Наши рекомендации