Распределение объема часов по видам учебной работы
ЧИТА 2010
УДК 947 (075.8)
ББК 63.3(2)я7
У 91
Печатается по решению учебно-методической комиссии Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры истории и политологии (протокол № 12………… от 23 июня…………… 2010 г.)
Составитель: канд. ист. наук, доц. Е.В.Севостьянова,
СОГЛАСОВАНО
Декан экономического факультета к.э.н., доцент Саркисян Л.Ю.
…………………….. 2010 г.
Декан финансово-информационного факультета к.э.н., доцент Цвигунова О.С.
…………………….. 2010 г.
УМК ЧИ БГУЭП зам. директора по учебной работе, к.э.н., доцент Болтовская Л.А. ________ 2010 г.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия»: программа и методические указания по изучению курса для студентов очной и заочной формы обучения/ составитель Севостьянова Е.В. – Чита: Изд-во ЧИ БГУЭП, 2010. – … с.
Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. УМК содержит: программу курса, примерные вопросы к зачету, перечень учебной и дополнительной литературы; методические рекомендации и требования к написанию и оформлению реферата и примерную тематику рефератов; методические рекомендации по выполнению конспектов; задания для самостоятельной работы и методические рекомендации по их выполнению, а так же образцы тестовых и контрольных заданий и вопросы к зачету.
ББК 63.3(2)я7
© Издательство ЧИ БГУЭП, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ | ||
1. | Пояснительная записка | |
2. | Цели и задачи изучения дисциплины | |
3. | Требования к уровню освоения дисциплины | |
4. | Содержание дисциплины | |
41. | Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в часах по специальностям. | |
4.2 | Программа курса: содержание разделов и тем. | |
5. | Организация промежуточного и итогового контроля знаний | |
5.1 | Система формирования 60-балльной оценки | |
5.2 | Форма итогового контроля и распределение баллов за отдельные виды учебной работы. | |
5.3 | Образцы тестовых и контрольных заданий итогового и текущего контроля. | |
5.3 | Перечень вопросов к экзамену. | |
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям | ||
Перечень семинарских занятий для студентов очной формы обучения юридического и экономического факультетов. | ||
Перечень семинарских занятий для студентов заочной формы обучения экономического и финансово-информационного факультетов. | ||
Тематика семинаров и методические рекомендации по темам семинарских занятий. Творческие задания по темам семинарских занятий. | ||
2. | Методические указания по организации самостоятельной работы студентов | |
2. | Виды обязательной и дополнительной самостоятельной учебной работы | |
Методические рекомендации по написанию конспектов и аннотаций. | ||
Методические рекомендации по написанию эссе. | ||
3. | Темы рефератов и список литературы по темам рефератов | |
3.1 | Методические рекомендации по написанию реферата | |
3. | Учебная литература | |
Карта обеспеченности учебной литературой по дисциплине «Философия» в библиотеке ЧИ БГУЭП. | ||
5.1 | Список основной учебной литературы | |
5.2 | Дополнительная литература | |
5.3 | Интернет-ресурсы | |
6. | Учебные материалы |
I. Учебная программа дисциплины
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Философия является обязательной дисциплиной в вузах. Этот курс играет важную роль в формировании научного мировоззрения, гуманитарной культуры и гражданской позиции специалиста. Формирование у студентов последовательного и непротиворечивого научного мировоззрения, наиболее полного представления о мире, в основу которого положены достижения отдельных наук особенно важно для студенческой аудитории, поскольку будущему специалисту в дополнение к профессиональным знаниям потребуются мировоззренческие установки.
Учебно-методический комплекс (УМК) является частью основной образовательной программы и представляет собой совокупность учебно-методических, дидактических материалов, необходимых для организации и осуществления учебного процесса и самостоятельной работы по учебной дисциплине. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса определены федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ВПО), государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО).
УМК по философии нацелен на разрешение следующих задач:
- методическое обеспечение учебного процесса по специальности;
- определение места учебной дисциплины в образовательной программе, ее основных учебных целей и задач;
- планирование и организация самостоятельной работы студентов;
- определение круга справочной, учебной литературы, необходимой для освоения тем и разделов философии;
- разработка оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний студентов, с учетом балльно-рейтинговой системы оценивания;
Изучение философии в вузах, не только является традиционным, но и не теряет своей актуальности. Так, в современных условиях одной из фундаментальных проблем философии является проблема путей развития цивилизации, обоснование направленности культурно-исторического процесса. Острота этой темы сегодня связана с опасностью глобального экологического кризиса, с сохранением локальных вооруженных конфликтов на планете, крушением тоталитарных идеологий, а так же с процессами интеграции культур. Поиск альтернативных путей общественного развития – одна из важнейших задач философии. В связи с этим, главными проблемами формирующейся в настоящее время философской парадигмы является разработка теоретической модели становления информационно-технологической цивилизации, коэволюции её с окружающей природной и космической средой, осмысление путей решения глобальных проблем человечества, обоснование социально-экономических, политических, и духовных процессов современной жизни. В современных общественных и гуманитарных науках рассматриваются условия создания гражданского общества и правового государства, идет поиск конструктивных путей преодоления разобщенности человеческого существования с учетом новых жизненных реалий. Важную роль в этом процессе играет и философия, недаром Г.Гегель писал: «Философия особенно нужна в те периоды, когда происходит переворот в политической жизни общества.., ибо мысль всегда предшествует деятельности и преобразует её.».
Тенденции современного общественного развития свидетельствуют о том, что потребность в философских знаниях для современного человека не только не снижается, но, наоборот, возрастает, а философская культура становится важнейшей составной частью общей культуры, формирование которой в современных условиях приобретает особое значение. Человек вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. В свою очередь, свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности.
Изучение философии для современного специалиста в любой области человеческой деятельности необходимо по многим причинам. Основой любой специальности является соответствующая наука, научная теория. Каждой науке философия дает методологическую базу. Научная основа специальности обязательно содержит философскую сторону. Поэтому овладение специальностью, безусловно, подразумевает знание философии.
Изучение философии в высших учебных заведениях осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
В соответствии с ГОС ВПО дисциплина «Философия» относится к циклу общих гуманитарных дисциплин федерального компонента.
Выписка из ГОС ВПО:
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
2. Цели и задачи изучения дисциплины
В процессе обучения решаются следующие цели и задачи:
Изучение философии – это апробированная многовековым опытом человечества школа разумного мышления, которая помогает свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности. Философия, будучи относительно целостной, обнаруживает себя во множестве направлений, течений, учений и взглядов. Специфика исторического времени находила отражение в философской проблематике, в самих типах философствования. Исторически альтернативные философские концепции, взаимно дополняя друг друга, обогащали духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал человечества. Поэтому изучение философии предполагает не только освоение некоторых готовых результатов, но и прояснение того, как мыслители прошлого шли к их получению, следовательно, изучение философии неизбежно сопряжено с обращением к её истории, к концепциям прошлого.
Философское мышление есть, прежде всего, выделение самого важного, существенного из бесконечного многообразия окружающих нас явлений. Философия помогает сформировать такие черты мышления как рефлективность, целостность, критичность.
Философия нацелена на овладение категориальными основами наиболее актуальных философских проблем, способствует формированию самостоятельности мышления, курс философии способствует дальнейшему активному усвоению гуманитарных и социально-экономических дисциплин. студент должен овладеть философским словарем (общеупотребительных понятий и категорий философии), получить навыки применения категориального аппарата философии к конкретным жизненно-важным ситуациям.
Формирование у студентов последовательного и непротиворечивого научного мировоззрения, наиболее полного представления о мире, в основу которого положены достижения отдельных наук, является основной целью курса философии.
3.Требования к уровню освоения дисциплины
Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Философия».
В результате изучения дисциплины «Философия» согласно нормативно-государственным стандартам специалист должен:
· понимать характер философии и ее место в системе гуманитарного знания; особенности философского мировоззрения; соотношение философии и науки; понимать роль философии в решении современных социальных, политических и этических проблем;
· иметь общее представление об основных отраслях философского знания;
· иметь представление о научной, философской и религиозной картине мироздания, сущности человека и общества, многообразии форм человеческого знания, о духовных ценностях и их значении в творчестве и повседневной жизни;
· понимать смысл соотношения материального и идеального с обществе; соотношения духовного и телесного, и социального и биологического начал в человеке; эволюцию отношений человека и природы и причины возникших в современную эпоху технического развития противоречий;
· знать основные философские категории;
· знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы и культуры; у
· уметь работать с научной и учебной литературой, систематизировать информацию, аргументировано и логически непротиворечиво выстраивать устный и письменный ответ;
· уметь определять межпредметные связи курса с теоретической частью специальных дисциплин и с гуманитарными дисциплинами;
· получить дополнительный стимул к развитию интеллигентной личности: способность к аналитическому мышлению, стремление к расширению своей эрудиции, способность понять и объективно оценить достижения культуры;
· демонстрировать способность и готовность к дальнейшему самообразованию
4. Содержание дисциплины
Программа курса
ТЕМА 1.
Сущность философии, круг её проблем и роль в обществе.
Философия и мировоззрение. Мировоззрение: его сущность и структура. Мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Классификация мировоззрения: по критерию всеобщности, по историческим типам, по степени теоретической «зрелости». Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
Мифологическое мировоззрение и его особенности: синкретизм, антропоморфность, дескриптативность, апелляция к прецеденту, антиисторичность. Диахронический и синхронический аспект мифа. Основные темы мифов.
Религиозная форма мировоззрения и его специфика. Исторические формы религии – первобытные, национально-государственные, мировые. Специфика и исторические условия возникновения буддизма, христианства, ислама. Основные функции религии. Духовно-практический характер мифологического и религиозного мировоззрения. Сходство и различие религии и философии.
Специфика философии как теоретической формы мировоззрения. Исторические типы философского мировоззрения – космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. Предмет философии и его специфика. Основной вопрос философии и его решение различными философскими школами и направлениями.
Круг основных проблем философии – онтологические, теоретико-познавательные, аксиологические, праксиологические (духовно-практические). Структура философского знания: онтология, гносеология и т.д. Сходство и различия философии и науки.
Философия в системе духовной культуры. Роль философии в жизни человека и общества. Основные функции философии – мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, прогностическая, интегративная, критическая, прогностическая. Философия в современном мире.
Основные понятия темы
Мировоззрение, философия, универсализм, субстанционализм, ценность, убеждения, идеал, идеализм, теизм, деизм, атеизм, пантеизм, материализм, монизм, дуализм, плюрализм, объективный идеализм, субъективный идеализм, солипсизм, агностицизм, онтология, гносеология, аксиология, праксиология, методология.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое философия? Каков ее предмет?
2. Что такое мировоззрение? Как связаны понятия философия и мировоззрение?
3. Какие вопросы относят к мировоззренческим? В чем особенность этих проблем?
4. Каково значение мировоззрения в жизни людей?
5. Почему философия характеризуется как теоретическое мировоззрение?
6. Что общего и в чем отличие между философией и религией?
7. Какое значение имеет философская критика?
8. Как менялись взаимоотношения философии и науки в истории?
9. Как связаны между собой философия и наука?
10. В чем состоит практическое значение философии?
ТЕМА 2.
ТЕМА 3.
Философская картина мира.
Категория бытия, её философский смысл и специфика. Монистические и плюралистические концепции бытия. Концепции бытия в истории философии. Бытие и небытие у Парменида. Противоположность атомов и пустоты (бытия и небытия, дискретного и неделимого, конечного и бесконечного) у Демокрита. Соотношение понятий «мир», «действительность», «реальность». Бытие вещей, роцесссов и состояний природы, бытие человека и общества (социальное бытие), бытие произведенных человеком вещей («второй природы»), бытие объективированного духа. Онтологическая картина мира.
Проблема субстанции. Представления о субстанции в истории науки и философии. Революция в естествознании на рубеже XIX – XX в. и философское понятие материи (В.И.Ленин). Методологическое значение философского понимания материи. Философия о многообразии и единстве мира.
Движение как способ существования материи. Задачи философии в освещении проблем движения. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность как характеристики движения. Покой. Движение и развитие. Основные формы движения, их соотношение, качественная специфика, взаимосвязь. Современная наука и проблема классификации форм движения. Единство материи и движения. Направления, этапы развития и теория самоорганизации (синергетика).
Пространство и время. Субстанциональная концепция времени (Эпикур, Р.Декарт, И.Ньютон). Реляционная концепция времени (Аристотель, Лейбниц, Г.Гегель). И. Кант о пространстве и времени как априорных формах чувственного познания. Теория относительности А.Эйнштейна. Диалектический материализм о движении, времени и пространстве. Принцип единства пространства и времени как противоположных структурных характеристик единого процесса движения материи. Общие и специфические свойства пространства и времени. Специфика пространственно-временных отношений в природных и социальных процессах.
Человек и мир. Место человека в природе, космосе, социуме, культуре. Человек в бытии мира и бытие человека (М.Хайдеггер). «Иерархия бытия» (Н.Бердяев) и её социокультурные формы. Космизм человеческого бытия (Н.Федоров, Т.де Шарден). Бытие человека как жизнь, смерть и бессмертие. Бытие как жизнедеятельность человека в социально-исторических и культурных формах. Бытие подлинное и неподлинное (Л.Толстой, Ф.М.Достоевский).
Основные понятия темы.
Категория, закон, принцип, бытие, небытие, формы бытия, субстанция, материя, движение, развитие, покой, объективная реальность, индивидуализированное духовное, объективированное духовное, пространство, время,
Вопросы для самоконтроля:
1. В чём смысл проблемы бытия?
2. Каковы основные свойства бытия?
3. Каковы основные формы бытия мира?
4. В чём отличие понимания бытия Парменидом и Гегелем?
5. В чем различие между бытием и небытием?
6. Можно ли поставить знак равенства между понятиями материя и вещество?
7. В чем состоит разница между философским и естественно-научным представлением о материи и её структуре?
8. В чем сущность субстанциальной и реляционной концепций пространства и времени?
ТЕМА 4.
Основные понятия темы.
Сознание, идеальное, мышление, бессознательное, вульгарный материализм, гилозоизм, феноменология, отражение, психика, духовная жизнь,общественное сознание, менталитет, идеология, самосознание, самооценка, самоконтроль, уровень притязаний.
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему «сознание» является одной из ключевых категорий философии?
2. Как определяет сознание материалистическая философия?
3. В чем состоит различие в понимании сущности и функций сознания между материализмом и идеализмом?
4. Как подтверждается то, что сознание есть высшая форма отражения?
5. Определите сознание и его компоненты?
6. Каковы причины и предпосылки возникновения сознания?
7. Чем «трудовая теория» происхождения сознания отличается от теории «бифуркации»?
8. Что такое бессознательное? Какова структура психики по З.Фрейду?
9. Что такое «коллективное бессознательное» и за что К.Юнг критиковал своего учителя?
ТЕМА 5
Философия развития.
Понятие диалектики и метафизики. Особенности метафизики как способа познания. Варианты метафизики. Исторические формы диалектики: стихийная диалектика древних (Гераклит, Сократ), идеалистическая диалектика саморазвития и самопознания абсолютной идеи Г.Гегеля, материалистическая диалектика (КМаркс, Ф.Энгельс). Диалектика как теория и метод познания. Классическая и неклассическая диалектика. Объективная и субъективная диалектика. Структура диалектики: принципы, законы, категории. Принцип всеобщей связи, классификация связей. Движение и развитие. Эволюция и революция.
Закон как философская категория. Законы диалектики. Механизм развития. Взаимосвязь количественных и качественных изменений в развитии. Мера и диалектический скачок. Причины, движущие силы развития. Понятие диалектического противоречия. Этапы развития противоречия: гармония, дисгармония, конфликт. Конструктивное и деструктивное разрешение противоречий. Виды противоречий. Диалектическое и метафизическое отрицание. Единство поступательности и преемственности, цикличности и необратимости в развитии.
Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научная, философская и религиозная картины мира.
Эволюция картины мира и формирование категорий. Классификация категорий – частнонаучные, общенаучные и философские категории. Основные категории диалектики: единичное, особенное и всеобщее, содержание и форма, явление и сущность, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность.
Основные понятия темы.
Диалектика, метафизика, догматизм, рационализм, софистика, метод, методология, синергетика, принцип, закон, категория, противоречие, развитие, противоположность, мера, качество, количество, скачок, отрицание, детерминизм, индетерминизм.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем состоит основное отличие метафизики и диалектики?
2. Назовите исторические формы развития диалектики?
3. Что значит объективная и субъективная диалектика?
4. Что именно включено в теоретическую структуру диалектики?
5. Назовите специфику законов диалектики?
6. Какой закон диалектики В.Л.Ленин называл «ядром диалектики»?
7. Что выражает закон отрицания отрицания?
8. Что является источником развития?
9. Какой механизм развития и какой закон его описывает?.
ТЕМА 6
Основные понятия темы.
Гносеология, гностицизм, скептицизм, агностицизм, конвенциализм, объект и субъект, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, эмпириокритицизм, истина, практика, теория, метод, методология, гипотеза.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем состоит диалектика субъектно-объектных отношений в процессе познания.
2. Назовите основные моменты пути познания
3. Чем отличаются друг от друга чувственное и рациональное: по форме и содержанию?
4. Каковы различия понимания истины в истории философии?
5. Как вы понимаете единство объективного, относительного и абсолютного в истине?
6. Что такое догматизм и релятивизм?
7. Как устанавливается достоверность знаний?
8. В чем состоит различие в понимании критерия истины в различных философских учениях?
9. Охарактеризуйте различные уровни рационального познания? Каковы функции практики в процессе познания?
10. Каковы функции практики в процессе познания?
ТЕМА 7
Основные понятия темы.
Система, элемент, структура, социальная статика и социальная динамика, общественные отношения, общество, прогресс, социальная мобильность, ценность, социальный институт, материальная культура, материальная деятельность, объект и субъект, интерес, труд, мотив, мотивация, потребность, духовная деятельность, культура.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте понятие "общество".
2. В чем выражается взаимодействие различных сфер общественной жизни?
3. Почему общество следует рассматривать как целостную и саморазвивающуюся систему? Охарактеризуйте с этой точки зрения современное состояние российского общества.
4. Объясните понятие "правовое государство". Охарактеризуйте современное правовое состояние нашего общества.
5. Соотнесите понятия "общественное бытие" и "общественное сознание".
6. Какое место занимает общественное сознание в духовной жизни общества?
7. В чем сущность общественного сознания и какова его структура?
8. Каким образом происходит формирование сознания и самосознания общества и личности?
ТЕМА 8
Основные понятия темы.
Человек, индивид, личность, индивидуальность, социализация, детерминизм, индетерминизм, фатализм, волюнтаризм, масса, объективные условия и субъективный фактор, социальная роль, гедонизм, экзистенциализм, отчуждение, необходимость и свобода, экзистенциализм.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит разница биологизаторского и социологизаторского подходов?
2. Какова структура личности?
3. Что общего и в чем разница между понятиями человек, индивид, личность и индивидуальность?
4. Назовите и охарактеризуйте известные вам концепции смысла жизни.
5. Какова структура личности?
6. Как определяется понятие деятельности в философии?
7. Какое значение имеет деятельность для существования общества и человека?
8. Назовите основные атрибуты деятельности7
ТЕМА 9
Основные понятия темы.
Общественно-экономическая формация, цивилизация, культура, философия истории, закономерность, общественное бытие и общественное сознание, базис и надстройка, историческая эпоха, культурно-исторический тип, стадии экономического роста, информационное общество, гражданское общество.
Контрольные вопросы
1. Что такое общество? Какие подсистемы оно в себя включает?
2. Чем отличаются друг от друга идеалистический, натуралистический и материалистический подходы?
3. Перечислите все значения понятия «цивилизация». Как соотносятся «цивилизация» и «культура» исходя из этих разных смыслов «цивилизации»?
4. .Перечислите черты отличия формационного и цивилизационного подходов в понимании истории.
ТЕМА 10
Основные понятия темы.
Человечество, глобализация, футурология, ноосфера, коэволюция, устойчивое развитие, утопия, цивилизация, глобалистика, экология, мальтузианство.
Контрольные вопросы
1. Как изменялось отношение человека к природе на протяжении
2. всей истории человечества?
3. В чем состоит суть «экологического кризиса»?
4. Что понимал В.Вернадский под «ноосферой»?
5. Почему в ХХ в. возникла такая тема в философии как «глобальные проблемы человечества»?
6. В чем опасность современных войн на планете?
7. Какие перспективы народонаселения на Земле в ближайшем будущем?
Подготовка презентации одной темы лекции и её последующая защита.
Требования:
1. Последовательное соблюдение плана лекции.
2. Дополнение лекционного материала.
3. Использование визуального материала (графики, иллюстрации, схемы, гиперссылки).
4. Наличие аргументов и выводов по теме лекции в целом, оптимальное сочетание полноты и краткости изложения.
5. Наличие глоссария по теме лекции.
6. Наличие списка дополнительно использованной литературы.
7. Гармоничное цветовое решение.
8. Общее количество файлов – от 30 до 40.
Вариант 1.
Б) Космология
В) Космополитизм
Г) Космизм
А) Всякое явление причинно обусловлено
Б) Количество энергии в замкнутой системе сохраняется
В) Свобода есть осознанная необходимость
Г) Предметы состоят из атомов
Д) Все новое только хорошо забытое старое
Б) Мироощущение
В) Миропонимание
7. Выделите три черты философского мышления, сложившихся уже в античности:
А) Критичность.
Б) Научность.
В) Рефлексивность.
Г) Целостность.
Д) Эстетичность.
А) Сотворение
Б) Бог
В) Отец
Г) Предвидение.
Очная форма обучения.
1. Предмет и функции философии.
2. Мировоззрение и его структура. Факторы формирования мировоззрения.
3. Особенности мифологического мировоззрения.
4. Структура философского знания. Философия и наука.
5. Религиозное мировоззрение и его особенности. Функции религии.
6. Первобытные, национальные и мировые религии.
7. Философское мировоззрение, его особенности. Исторические типы философского мировоззрения.
8. Философия как наука. Основные темы философских размышлений.
9. Особенности древнеиндийской философии. Основные философские школы.
10. Основные черты философии Древнего Китая. Конфуцианство, даосизм, легизм.
11. Причины возникновения древнегреческой философии и ее периодизация. Особенности древнегреческой философии.
12. Философская система Сократа.
13. Античная философия классического периода. Платон и Аристотель.
14. Основные принципы религиозно-философского мышления в средневековой философии. Периодизация средневековой философии.
15. Основные темы философских размышлений в средние века.
16. Проблема метода познания в философских системах Ф. Бэкона и Р. Декарта. Эмпиризм, сенсуализм, рационализм.
17. Основные черты философии И. Канта.
18. Философская система Г.Гегеля.
19. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
20. Философия марксизма и исторические реалии XX в.
21. Особенности русской философии и ее место в мировой культуре.
22. Основной вопрос философии и две его стороны.
23. Материализм, идеализм, дуализм в истории философии.
24. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
25. Особенности метафизики как метода познания. Варианты метафизики.
26. Исторические формы диалектики. Законы диалектики.
27. Основные философские категории: сущность и явление, содержание и форма, система, элемент, структура; случайность и необходимость, причина и следствие.
28. Бытие как философская проблема. Формы бытия и их особенности.
29. Концепции материи в истории философии. Этапы формирования философских представлений о материи.
30. Материя как философское понятие и его методологическое значение. Уровни структурной организации материи.
31. Движение как способ существования материи. Покой.
32. Формы и типы движения материи.
33. Пространство и время как способ существования материи. Субстанциональная и реляционные концепции.
34. Теория познания и ее основные проблемы. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.
35. Объект и субъект познания. Проблема истины в философии. Диалектика абсолютной и относительной истины.
36. Чувственное и рациональное познание и их основные формы.
37. Социальная философия и ее основные проблемы. Предмет и функции социальной философии.
38. Понятие общества и его структуры. Материалистическое и идеалистическое представление об обществе.
39. Специфика общества как системы. Законы развития природы и законы развития общества – их сходство и различие.
40. Проблема сознания в философии и трудности её решения.
41. Структура сознания. Самосознание. Факторы его формирования.
42. Общественное сознание, его уровни и формы.
43. Проблема сущности человека в философии. Биологическое и социальное в человеке.
44. Законы развития природы и законы общества, их сходство и различие.
45. Нравственные ценности. Мораль, право.
46. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.
47. Экологическая проблема и ее основные аспекты.
48. Глобальные проблемы современности, классификация глобальных проблем.
49. Деятельность и общественные отношения. Потребности и мотивы деятельности.
50. Проблема человека в философии. Биологическое и социальное в человеке.
51. Понятие «человек», «индивид», «личность».
52. Понятие «личность» и ее основные характеристики.
Примерные вопросы к экзамену по специальностям экономического факультета (очная форма обучения).
1. Предмет и функции философии.
2. Мировоззрение и его структура. Факторы формирования мировоззрения.
3. Особенности мифологического мировоззрения.
4. Структура философского знания. Философия и наука.
5. Религиозное мировоззрение и его особенности. Функции религии.
6. Первобытные, национальные и мировые религии.
7. Философское мировоззрение, его особенности. Исторические типы философского мировоззрения.
8. Философия и наука, их сходство и различие. Основные темы философских размышлений.
9. Особенности древнеиндийской философии. Основные философские школы.
10. Основные черты философии Древнего Китая. Конфуцианство, даосизм, легизм.
11. Причины возникновения древнегреческой философии и ее периодизация. Особенности древнегреческой философии.
12. Античная философия классического периода. Платон и Аристотель.
13. Основные принципы религиозно-философского мышления в средневековой философии. Периодизация средневековой философии.
14. Основной вопрос философии и две его стороны.
15. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
16. Особенности метафизики как метода познания. Варианты метафизики.
17. Исторические формы диалектики. Законы диалектики.
18. Основные философские категории: сущность и явление, содержание и форма, система, элемент, структура; случайность и необходимость, причина и следствие.
19. Бытие как философская проблема. Формы бытия и их особенности.
20. Концепции материи в истории философии. Этапы формирования философских представлений о материи.
21. Материя как философское понятие и его методологическое значение. Уровни структурной организации материи.
22. Движение как способ существования материи. Покой.
23. Формы и типы движения материи.
24. Пространство и время как сп