Дунс Скот и постепенный самороспуск схоластики
В 14-15 вв. томизму как официальной доктрине доминиканского ордена противостоит скотизм как францисканское направление, придерживающееся Августина, расхождение в истолковании проблемы индивидуации (в основе воля, а не разум).
Иоанн Дyнc Cкот (1266-1308) (doctor subtilis – доктор утонченный: максимально утонченное различение фил. понятий) – «Оксфордское сочинение»
1. Августинизм: одно из главных положений его доктрины — подчеркивание свободы воли Бога до её произвола и случайности творения. Бог творит мир, творя индивидуальное. Акт творения не может определяться универсалиями: уникальное "это" не может быть создано на основе акта, производимого в соответствии с общим правилом. Только абсолютно свободная воля способна создать "это". Однако результат творения не может противоречить разуму, поскольку вещам, создаваемым в акте творения, предшествует существование их возможностей (Идей) в уме Бога. В акте творения воля осуществляет выбор совместимых возможностей в качестве свойств индивида. Поскольку воля свободна, этот выбор случаен. В человеке, как и в Боге, знание — не причина желания (воли), а его условие. Ум обеспечивает лишь возможность выбора, выбирает же воля. Активен не разум, а воля, и в основе нравств. поведения не разум, а добрая воля.
2.«Практический» характер теологии. Вопреки Фоме: гармония между теологией и философией невозможна: отделить философию (как рационально постигающую мир, теоретическое знание) от теологии (практическая дисциплина для спасения души. Теология наделяется лишь моральным содержанием, её положение не могут претендовать на строгость и точность, к чему стремиться философия). Но богослов, опираясь на естественный разум, все же может утвержать возможность того, чему учит вера. Главная категория метафизики – абсолют=бытие – это и предмет знания, и предмет веры.
3. Принцип «однозначности бытия».Предмет метафизики для Скотта - бытие (esse). "Однозначность" бытия предполагает, что бытие во всех вещах имеет один и тот же смысл, одно и то же определение. (в отличие от Фомы Аквинского, где одно и то же бытие имеет в вещах разный смысл и кол-во (дано в разной соразмерности). [т.о. речь идёт о единой природе вещей]
В отличие то Фомы Аквинского, отрицает разницу м/д сущностью и существованием. Существование потенциально заключено в сущности, и как акценденция в субстанции оно не требует особого акта от Бога наделения ее существованием. Т.е. ослаблял зависимость единичных существований от Бога.
Различал первую материю (бытие): без формы и лежит в основе всего (это предмет метафизики). Вторую – качественно определенная материя, кот. образует предметы и существа живого мира. Третья-первая материя – тот материал, из кот. усилиями чел-ка создаются вещи (предмет механики).
Предмет метафизики -- понятие бытия, приложимого и к Творцу, и к творениям. Человеческий интеллект знает о бытии только то, что он может абстрагировать от чувственных данных: ему недоступно непосредственное созерцание бытия самого по себе; он познает лишь определенное бытие, присущее конечным (сотворенным) вещам, т.е. в соединении с их существенными и акцидентальными признаками. Скотт не отождествляет бытие вещей с бытием Бога; оно для него, как и для Фомы Аквината, лишь "аналогично" божественному бытию. Дунс ставит вопрос, нет ли у бытия, помимо "физического" статуса аналогии, ещё и другого - "метафизического" - статуса. Бытие в "метафизическом" смысле есть всегда одинаковое. Ведь различные вещи, прежде чем быть именно такими, каковы они есть, должны сначала просто быть, и тем самым простейшее единое бытие предшествует любым различиям. Концепция бытия как "первого объекта, общего всем (другим объектам)", выступает у Дунса Скота коррективой к тезису Генриха Гентского о Боге как "первом познаваемом" и причине познания нами всего остального. «Бог познаваем нами естественным образом только если сущее унивокально тварному и нетварному» - т.е. однозначно в тварном и нетварном, если бытие во всех вещах имеет один и тот же смысл. «Оксфордское сочинение». Фрагмент 1 – 3 «Первенство сущего по отношению к другим трансценденталиям». «Унивокальное понятие - то, которое едино таким образом, что его единства достаточно для того, чтобы его утверждения и отрицания относительно одного и того же было достаточно для противоречия».
4. Трансценденталии --наиболее общие характеристики всякого сущего, универсальные свойства (предикаты) бытия. Учение о Т. сложилось в средние века (16 в.) и играло определенную роль вплоть до 18 в. Классическая интерпретация Т. восходит к Фоме Аквинскому, выделявшему и упорядочивавшему определенным образом шесть трансценденталий: сущее, истинное, благое, единое, вещь, нечто (Альберт: сущее, истина, благо).
У Дунса Скота трансцендентальные атрибуты сущего: необходимое — возможное, конечное — бесконечное, простое — составное, акт — потенция, единое — множественное, причина — причиняемое, субстанция — акциденция, первичное — вторичное и др. «То, что свойственно бесконечному бытию (или бытию до разделения на конечное и бесконечное), -- трансценденталии (атрибуты бытия до его разделения на роды и категории). Например, Мудрость, Благость…- эти трансценденталии могут не относиться к родам (люди, животные, растения не мудры). Только определение Сущего можно полносью к ним отнести. Сущее имеет не только простые свойства (единое, благое и т.д.), но и такие, где различаются противоположности (необходимое-возможное, акт-потенция). Эти раздельные свойства -- тоже трансценденталии, как и простые (т.к. относятся к нему до относения к к.-л. роду), причем трансцендентальны оба члена этой дизъюнкции.»
5. Номинализм Дунса Скота. Реально индивидуальное, кот. познается в чувств. опыте.
1) Реально существуют только индивиды; а формы и сущности существуют только в качестве объектов Божественного интеллекта. Эти сущности суть "природы", которые сами по себе не являются ни общими, ни единичными, но предшествуют существованию и общего, и единичного. Если бы природа лошади, аргументирует Дунс Скот, была единичной, была бы только одна лошадь; если бы она была универсальной, не существовало бы отдельных лошадей, поскольку из общего нельзя вывести единичное и, наоборот, из единичного — общее. Существование индивидуальных вещей возможно благодаря добавлению к сущности-природе особого индивидуализирующего признака — "этости"- haecceitas, превращающего ее в "эту" уникальную вещь, непохожую ни на какую другую. Универсалии возникают при абстрагировании одинаковых природ, характеризующих индивидов одного вида.
Quidditas и haecceitas. Quiddity - сущность, чтойность(лошадиность); само бытие вещи, полагаемое в отношении к дефиниции, поясняющей "что" (quid) есть вещь. haecceitas - конкретность, неповторимость (конкретная лошадь), "этость"; признак, который, по Дунсу Скоту, составляет индивидуальность вещи; каждая вещь отлична своей "этостью".
6. Решая вопрос, каким образом наличие нетождественных атрибутов Бога — благости, всемогущества, предвидения и т.п. — совместимо с утверждением об абсолютной простоте и единстве Бога - Дунс Скот вводит понятие формального различия. Объекты формально различны, если они соответствуют различным понятиям. Формально различные объекты расположены на другом уровне в структуре бытия, чем реальные объекты. Поэтому формальное различие Божественных атрибутов не противоречит реальному единству Божественной субстанции. Понятие формального различия применяется Дунсом Скотом при рассмотрении проблемы различия Лиц в Троице и для различения воли и разума как способностей души.
7. Для теории познания Дунса Скота характерно резкое противопоставление интуитивного и абстрактного познаний. Объектом интуитивного познания является единичное, воспринимаемое как существующее, объектом абстрактного — "чтойность" или сущность вещи. Только интуитивное познание дает возможность непосредственно вступить в контакт с чем-то существующим, т.е. с бытием. Человеческий интеллект ограничен сферой абстрактного познания. Единственный род бытия, который схватывается человеком непосредственно, есть чувственное бытие индивидуальных вещей. Отсюда высокая оценка в философии Дунса Скота роли чувственного опыта в познании.
Учение Д. Скота выходит за рамки Высокой схоластики и знаменует собой переход к философии Поздней схоластики, имеющей уже много общего с Возрождением. Это:
- разумный эмпиризм, не дозволяющий выводить конкрет. действительность из общих принципов;
- несогласие со средневековым принципом «философия служанка теологии»;
- признание самостоятельности и безусловного значения за индивидуальным бытием;
- наконец, его философски проведённое францисканское убеждение в том, что истинная жизнь не сводится к мышлению ума и что любовь выше созерцания.
Вместе с тем, иррационалистическая и волюнтаристическая окраска учения «утонченного доктора» незамедлительно поставила его под удар томизма: насколько безусловная самопричинность человеческой воли совместима с причинностью воли Божией? не противоречит ли произвол, приписанный Богу понятию о целесообразном мировом строе?