Филипп красивый и бонифаций viii.
В 14-15 вв. папство теряет былую политическую власть. Во Франции в это время идет процесс централизации и усиления королевской власти. Филипп IV претендует на абсолютную власть над всем населением страны. Для этого он:
1. Расширил компетенцию королевского суда и Парижского парламента. Деятельность последнего была направлена на нивелировку местных обычаев и постепенную выработку общегосударственного права.
2. Во время правления Филиппа IV закладываются основы государственной налоговой системы. Налог на имущество и доходы населения. В свою очередь члены городского управления перекладывали тяжесть налогов на ремесленников.
3. Реформы в армии. Смысл их заключался в замене феодального ополчения наёмной армией из числа французских рыцарей и чужеземцев. Неудачная война во Фландрии побуждала Филиппа IV требовать военной службы или выкупа её дворянами.
Эта политика вызвала недовольство светских и церковных феодалов. Королевская власть, претендуя на высший суверинетет, не располагала тем не менее для его реализации достаточными средствами и была вынуждена просить просить помощи – денежной, военной и политической – у сословий. Результатом явилось образование органа сословного представительства – собрания, на котором монарх советовался с сословиями при решении наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики. Члены этих собраний в отличии от собраний королевской курии должны были быть выборными, а кроме того, на нём присутствовали представители городского сословия. Обще государственный орган сословного представительства – Генеральные штаты – был впервые созван в связи с борьбой Филиппа IV с папой Бонифацием VIII.
Борьба с папой Бонифацием VIII.Король существенно ограничивал имущественные и судебные права церкви. Непосредственным предлогом конфликта явилась налоговая политика монархии в отношении церковных земель. Папа Бонифаций VIII в 1296г. запретил светской власти взимать поборы с духовенства, а духовенству – платить их без разрешения папы. Филипп IV ответил на это запрещением вывоза из Франции золота и серебра, что исключило поступления в папскую казну денег от французского духовенства. Бонифаций решил вынести обсуждение вопроса о политике Франции на церковный собор 1 ноября 1302 – свою позицию он подкреплял притязанием на Примат духовной власти над светской. Филипп IV расценил его политику как вмешательство во внутренние дела Франции.
Бонифации VIII готовил буллу об отлучении Филиппа IV от церкви. Опережая события, Филипп IV созвал в 1302 году Генеральные штаты, на которых рассматривался вопрос об осуждении папы как еретика. Агенты короля, привлекая врагов папы в Италии, ворвались в папский дворец и подвергли папу Бонифация VIII домашнему аресту. Вскоре Бонифаций умер.
На место папы был избран французский прелаг Клемент V. Под давлением короля папа Клемент V перенёс свой двор в Авиньон на Роне, этой мерой открыв 70-летний период «Авиньонского пленения пап» (1309-1378), попавших под контроль француского короля. К Авиньонскому периоду относится правление римских пап: от Климента V: 1305—1314 до Григория XI: 1370—1378.
Авиньонский период в истории папства -- сотрудничество пап с сильными французскими королями. Все папы этого периода были французами, папы выполняли важные дипломатические миссии в пользу французского короля, были исполнителями его воли. К этому времени папство утратило былую роль в политической жизни Европы. Однако как внутрицерковный институт оно усилилось. Власть пап в церкви приобрела поистине монархический характер. Епископы и аббаты отныне не избирались местным духовенством и монахами, а назначались папами. Значительно увеличились доходы папской казны. С помощью разросшегося бюрократического аппарата папы контролировали все сферы церковной жизни.
Итальянский гуманист Петрарка, побывавший в Авиньоне и резко осуждавший невиданную роскошь папского двора, охарактеризовал пребывание пап в этом городе как «вавилонский» плен.
Полемика с томизмом.
Матвей Акваспарта (ок. 1235-1302) был последователем Бонавентуры и францисканцем; он выступал против св. Фомы с августинианских позиций, хотя опирался на Аристотеля. В сочинениях Матвея Акваспарты часто упоминается Авиценна; цитируются Ансельм и псевдо-Дионисий; но высший авторитет представляет собой Августин. Он ищет средний путь между Платоном и Аристотелем. Идеи Платона являются "грубейшим заблуждением": они утверждают мудрость, но не знание. С другой стороны, заблуждается и Аристотель: он утверждает знание, но не мудрость. Наше знание вызывается и низшим и высшим факторами, внешними предметами и идеальным разумом.
Он направляет тезицы августинизма против томизма. Так он поддерживает тезисы о гилеморфическом строении души (душа как форма тела, ее оживляет, форма есть сущность), сохраняя толкование индивидуализации через материю и форму как у Бонавентуры ради опровержения положения Фомы, кот. объясняет её через материю и количество. Уч. о семенном разуме Августина противопоставляет учению Фомы о причинности. Он отвергает различение философии и теологии (т.к. человек не может достигнуть надежного знания без воздействия на его интеллект бож. идей, то только теология может разрешить проблему познания).
Метафизика Генриха Гентского (1217-1293) -старался восстановить доминирующую роль идей Августина в западнохристианской мысли, сочетая августинизмс идеями Аристотеля в неоплатонической интерпретации, как они представлены в араб. философии - в учении Ибн Сины, в «Книге о причинах».
1)Сущее, бытие (ens, res), включает воображаемое сущее, существующее исключительно в разуме и потому «минимально сущее» и истинно сущее, существующее или могущее существовать в реальности. Последнее подразделяется на необходимо сущее, т. е. Бога, Который не может не существовать, и сущее, обладающее случайным бытием, т. е. творение. Сотворенное сущее делится на субстанции, существующие самостоятельно, и акциденции, способные существовать лишь в чем-то ином (напр., качество и количество).
2) Вопреки Фоме Аквинскому, различие между сущностью и существованием хотя и не является чисто логическим, не имеет реального статуса [=> Дунс Скот]. До сотворения вещи нет никакой ее сущности, кот. впосл. могла бы получить существование. Переход вещей от сущности к существованию благодаря свободному акту Бога (выступает тем самым против авиценновского детерминизма). Существование индивидуумов невыводимо непосредственно из вечных Божественных идей. В Божественном разуме могут содержаться лишь идеи видов, но не идеи единичных вещей.
3) В отличие от Фомы Аквинского Генрих Гентский не считает, что материя в ее отношении к форме является лишь чистой потенциальностью, но полагает, что материи следует приписать собственное экзистенциальное бытие [=> Дунс Скот], благодаря кот. она актуально существует независимо от формы. Следует различать 3 уровня бытия материи: 1) то, кот. она имеет от Бога; 2) то, благодаря кот. она есть некая «восприимчивость»; 3) и то, кот. она получает благодаря форме. Все вещи относятся к Творцу по-разному.
4) Единственность субстанции в человеке и во всех существах. Потом 2 субстанции: разумной души и особой формы чел. телесности. Если последняя выводится из материи в акте естественного возникновения человеческого зародыша, то первая является наивысшим продуктом Божественного творения из ничего. Следуя за Вильгельмом Овернским, Генрих Гентский говорит, что потенции души (умопостижение, воля и др.) не добавляют ничего реального к ее сущности, они суть только ее различные отношения, действительные или возможные, к тем или иным актам и объектам. Разумная душа достигает совершенства акутальности при соединении с материей и формой телесности в конкретном человеческом индивиде. Генрих Гентский, с одной стороны, предписывает метафизику изучать разумную душу как самодостаточную духовную субстанцию, а с другой - натурфилософу рассматривать ее как форму и осуществленность тела. Утверждает примат воли над разумом, чьими рекомендациями воля может пренебрегать[=> Дунс Скот].
5) Бог по Своей свободной воле может в любой момент прекратить не являющееся необходимым существование как всего универсума, так и любой его части. К этому подводит обсуждение проблемы Божественного всемогущества - сомнение в истинности некоторых положений аристотелевской физики. Признает вслед за Аристотелем невозможность присутствия в природе пустоты - но Бог может сделать так, чтобы пустота существовала в силу лишения Им сотворенной материи формы и количества. Однако допущение пустоты 1) влечет за собой возможность движения с бесконечной скоростью 2) нарушает формально-логический закон противоречия, т. е. те части мироздания, между кот. находилась бы пустота, были бы в одно и то же время «вместе» (т. к. между ними ничего нет, они образуют непрерывное тело) и «не вместе» (поскольку между ними есть пустота как незаполненное пространство, они не составляют континуума). Отсюда следует, что Бог или не может создать пустоту, но тогда Он не всемогущ, или может, и тогда аристотелевский принцип противоречия не работает для Бога, наделенного абс. свободой.– он может преступить закон логики [аналогично Дамиани].
6)Говоря о процессе познания, Генрих Гентский как последователь Августина и Бонавентуры подчеркивает, что познание лишено достоверности, если невозможно соотнесение познаваемой вещи с ее Божественным архетипом, т.е. если чувственный и рациональный опыт не сопровождается иллюминацией разума светом Божественных идей. Без этого «общего озарения» разум человека не способен постичь не только метафизику, но и принципы логики, математики и морали, поскольку понятия образуются путем абстракции от чувственных объектов, а объекты подвержены непрерывному изменению. Первым предметом познания является Бог, Высшее Сущее, поскольку Его понятие тождественно с понятием неопределенного бытия. Указывая на непосредственность контакта познающего ума с познаваемым, Генрих Гентский стремится избежать участия в этом контакте как чувственных, так и умопостигаемых образов. В результате познавательного процесса в человеческом разуме формируются 2 фундаментальных понятия, несводимые друг к другу: это понятие о необходимом Божественном бытии и понятие о бытии случайном и тварном.
Работы гентского богослова были широко распространены в XIV-XVII вв. Генрих Гентский оказал значительное влияние на мировоззрение Дунса Скота (учение о 3 состояниях первой материи: неопределенном, определенном потенциально и определенном актуально).