Понятие субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм
Субстанция -объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. 2 вида суб-й — Дух и Материя
Монизм (др.-греч. один) —фил-е учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.
В фил-и существует 3 вида монизма:
* Идеализм, феноменализм, ментальный монизм -что единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога).
*Нейтральный монизм утверждает, что ментальное и материальное может быть сведено к некой третьей субстанции или энергии.
*Физикализм или материализм утверждает, что единственной реальностью является материальное; ментальное или духовное сводится к материальному.
Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность.
В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, согласно которой сознание и материя)представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции.
( Аристотель и Декарт. )
Плюрализм— философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия
Философская антропология, ее предмет, основные проблемы.
Философская антропология философское учение о природе и сущности человека,это наука о сущностной структуре человека;
его отношении к царству природы и к основе всех вещей;
(Макс Шелер, Г.Плесснер, А.Гелен )
Основной вопрос – в чем смысл человеческого существования?
-Античность: человек – просто часть мира, вещь наряду с другими вещами .
-Средневековье: человек – борьба двух противоположных сил, двух царств – Света и Тьмы, Бога и Дьявола.
-Возрождение: человек – это творец.
Человеку придется в себе самом найти силы и смысл своего существования, понять тайну своего существа
Гипертрофированное отношение к духовному началу в человеке: все сводилось или к рациональному началу, или, наоборот, к иррациональному.
ф а -наиболее влиятельное направлений в западной философии.
Основные модели развития научного познания
В настоящее время наиболее четко вырисовываются три основные модели исторических реконструкций науки:
1. История науки как кумулятивный, поступательный,прогрессивный процесс;
2. История науки как развитие через научные революции;
3. История науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций (кейс стадис)
Долгое время господствующей моделью была кумулятивистская.Она строится на идее, что каждый последующий шаг в науке можно сделать, лишь опираясь на предыдущие достижения, поэтому новое знание всегда лучше, совершеннее старого, точнее отображает действительность. Поэтому предшествующее развитие науки является лишь подготовкой ее современного состояния. (Э. Маха и П. Дюгема конец XIX в.)
В сер.XX в. в науку проникают идеи прерывности развития, особенности, уникальности отдельных периодов в развитии научного знания. Они четко формулируются в модели научных революций.
Новая трактовка революций основывалась на идее абсолютной прерывности хода развития научного знания. Предполагалось, что новая теория, возникающая в ходе научной революции, отличается от старой самым принципиальным образом. После революции развитие науки начинается заново и идет совсем в другом направ-и.
( Кун, «Структура научных революций». )
Сегодня на первый план выходят ситуационные исследования.
Прежде всего подчеркивается необходимость остановить внимание на отдельном событии из истории науки, которое произошло в определенном месте и в определенное время. В «кейс стадис» ставится задача понять прошлое событие как неповторимое, невоспроизводимое в других условиях. В работах прежнего типа исследователь стремился изучить как можно больше фактов, чтобы обнаружить в них нечто общее и на этом основании вывести общие закономер-ти.