Аксиология и её место в философии. Понятие ценности.

Аксиол-я– ф-ое учение о ценностях. Возникла в XXв. Типы ценностных теорий: 1)Натуралистич-ий психологизм- ценность рассм как объективн факторы реальности,кот наблюдаемы и их источник – псих.потреб-ти ч-ка. 2)Аксиологич.трансцендентолизм рассм ценности как идеальное бытие независ от ч-их потребностей. Ценность- не реальность, а идеал. 3)Персоналистич. онтологизм утвержд. Что ценности образ-ют онтологич основу личности. 4)Социологич.кон-ция утвержд. Что ценность-наука кот имеет опред значимость для соц субъекта. В общем ценность – понятие, указ-ее на ку-ное, общ-ое или личное значение явлений и фа-ор действит. Термин ценность употр для обознач состояний соз-ия, на основе кот произв ценное, для обозн значимых явл-ий.

Классификация и иерархии ценностей

Классификация: 1)ценности-цели(мир, жизнь,ч-к).2)Ценности-средства (техника,рын эк). Различают: 1)Духовные и материал-ые ц-и. 2)Положит и отрицат. Взавис-ти от соц групп есть ц-ти:общечеловеч-ие,соц классовые, групповые, индивид-ые. Высшая и абсолют цен-ть – сам ч-к,его жизнь. Общечел-ие ценности – добро,любовь, справедливость, красота, истина. Без этого нет личности.

Ценности личности и ценности общества.

Взавис-ти от соц групп есть ц-ти:общечеловеч-ие,соц классовые, групповые, индивид-ые. Высшая и абсолют цен-ть – сам ч-к,его жизнь. Общечел-ие ценности – добро,любовь, справедливость, красота, истина. Без этого нет личности.

Развитие Системй ценностей

Познавательная деятельность человека каксоц-культ процесс..

Познание – совокупность пр-сов, направ на воспроизв объектов реальности в форме знаний. Суть п-я – адыкватное восприятие отрожения действит-ти. П-е – пр-сс целенапрв отражения действит в сознании ч-ка с целью ее дальнейш преобразования. По-е возник одновременно с развитием навыков к труду и общения. Этапы форм-ния: 1)Несознательное п-е, 2)Стихийное п-е, 3)Сознательное п-е

Многообразие форм познания.

Формы позн деят: 1)Мифологическая 2)Религиозная 3)философская 4)Научная 5)Художественно-образная 6)Обыденно-практическая 7)Игровая.

Проблема познаваемости мира.

Вопрос о познав-ти мира: 1)Оптимизм – для субъекта не сущ-ет барьеров на пути познания объекта. Границы сущ-ют лишь между познанным и непознанным 2)Огностицизм – уч-е о непознаваемости матер-ого мира в его объектив-х не зависящих от ч-го облика харак-ах. Объект познания преломляется сквозь призму чувств, по сему инф-ия дается в том виде, в каком ч-к видит ее. 3)Скептицизм – учение о признании в той или иной степ относит-сти нашего знания, сомнение в возможности получения абсолютного достоверного знания.

Субъект и объект познания. Структура познавательного процесса. Чувственная, рациональная и иррациональная стороны познания.

1)Субъект по-ия – носитель ч-ой творч активности, направл на адыкват воспроизве-е природной, соц и дух реальности в ф-ме знаний (индивид, соц группа, ч-ое об-во, человеч-во). 2)Объект п-я –то в сфере дух, природ, соц реальности, на что направлена познават деят-ть субъекта, что противостоит как неознанное.

Структура познават процесса.

1)Познават отношение – отношение между субъ-ом и реаль-ю, ориентирующие активность субъ-а на ее адыкват восроизв-е в ф-ме знания. 2)Познават деят-ть – творч активн-ть ч-ка, напр на адыкв воспроизв-е природ, соц, дух реаль-и. 3)Знание – проверенный общ-о-истор практикой и логикой рез-ат познав деят-ти выраж св-ва и связи объекта прир, соц, и дух реальности.

Формы чувств познания.

чувственное познание – познав пр-сс, кот осущ-ся посред-ом орг чувств. Включ 4 формы:ощущение, восприятие,представление,воображение.

Формы рационального познания

Рациональное п-е – познав пр-сс, кот осуществл поср-ом форм мысли-ой деят. 3 формы: понятие,суждение,умозаключение. Соотношение уровней поз-я:1)Сенсуализм-абсолют роль чувств,2)Рационализм-абсолют роль мышления.

Иррац формы познания.Интуиция и её место в познании.

В иррациональном аспекте опред роль играет интуиция. Инт-ия – способность субъекта прямо и непосредств-но постигать истину.

Категория истины.

Истина – это содержание знаний ч-ка, представл собой адыкватное воспроизвед-е реаль-ти, т.е. такой, какой она сущ-ет сама по себе, независимо от ч-ка. Ис-на исторична, конкретна. Виды истины: 1)Объективная – содерж. ч-го знания, кот не завис ни от ч-ка, ни от чел-ва. 2)Относительная – знание, кот при всем своем объективном содерж не обладает завершенностью и явл неполным. 3)Абсолютная – знание, кот не может быть опровергнуто ни при каких обстоятельствах.

Истина и заблуждение.

Заблуждение – содержан-е знания субъекта не соответствующее реаль-ти объекта но принимаемое за истину. Имеет соц, психолог, гносеолог корни.

126.Критерии истины: 1)Выгода, полезность, удобство(прогматизм) 2)Общепризнанность 3)Формально-логический критерий(утверждение истино если получено по логич правилам из истиных сведений) 4)Истина знания – дело условных соглашений 5)Истино то что соотв данным чувственного восприятия 6)Точность, очевидность, ясность, простота 7)Главный – практика.

127.Понятие Наука…

Наука - сфера чел-кой деятельности, направленной на произв. и теоретич системетизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности.Наука может выступать как :

1)сис-ма знаний. 2)Специф деят. 3)Соц институт.4)Производ сила.5)форма обществ сознания.Специфика познават деятельности : 1)направленность в идеале на произв знаний. Нередко вне конкретных представлений о возможных сферах его применения за исключением внутринаучного использов. 2)четкая выделенность предмета познавт действий(предметность) 3)прогностичность – направленнсть на предсказание будущих событий, состояний и св-в исследуемых предметов 4)использование специализир инструментария 5)Регламентированность определ совокупности методов и других видов нормативного знания.

128.Эмпирический ур…

На эмпирич ур-не преобладает чувств познание, рациональные моменты его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение.На этом ур-не исследование ориент познание описания явлений, на теор ур-не на выяснение сущности исследуемого объекта. Предмет научн. исследов(эмпир) – наблюдаемые явления , на теоретич ур-не системы абстрактных моделей, замещающих реальный объект. На теоретич ур-не преоблад рациональное познание.

130.Метотеоретический ур…

метотеоретич ур-нь исследования выполняет мировоззренческую и концептуальную ф-ию. Области научн знания:В зависимости от особенности объекта ис-ния: 1) естеств знание 2) гуманитарное 3) техническое.В зависимости от реш практич задач: 1) фундамент 2) прикладная.В зависимости от ур-ня ис-ния: 1) эмпирич 2) теоретич 3) мировоззренческое.В зависимости от степени общности: 1) всеобщее знание 2) частнонаучное 3) знание интегративного хар-ра.

Область науч знания.

Наши рекомендации