Журналистские этические кодексы

В XIX-XX веках, в журналистике появляются кодексы, регламентирующие их профессиональное поведение. Стоит сказать, что их появление носит обусловленный характер. В этот период жесткая регулировка поведения журналистов была необходима. Она связана с развитием и образованием в странах Европы и Америки мощных газетных монополий. Пресса активно используется для маипуляции массовым сознанием. Маслов статье приводит пример из швейцарской газеты «Журналь де Женёв», которая в 1908 году о манипуляциях средств массовой информации со своей аудиторией. Речь шла о мистере Пирсоне и о его сопернике, владельце «Дейли мейл», лорде Нордклифе. Они вводят в Англии новый метод журнализма, суть кготорого состоит в том, чтобы не считать читателя мыслящим существом, который способен воспринимать информацию и размышлять о ней критически. Не предполагалось взывать к его уму и качествам морали, для того, чтобы ежедневно наполнять его той информацией, которая, в сути своей, не содержит ничего, кроме ярких заголовков. Подобный подход, в самом деле, отвечает нуждам человека, который в быстром темпе стремится узнать все, что происходим в мире в общих чертах и общем виде.

Точной даты принятия первых журналистских этических кодексов нет. Некоторые свидетельства указывают на то, что в 1890 в США, в 1896 году в Галисии и приблизительно в 1990 году в Швеции у журналистов уже были некие нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональные правила морального поведения(назраетян)

Однако, относить их к влиятельным документам не просто. Они не получили

Широкого распространения.

В статье «Журналистская этика: тенденции развития», К.А Назаретян, говорит о том, что чаще всего отсчет истории кодексов журналистской этики ведется с 1910 года. В это время в США ассоциацией редакторов Канзаса был принят первый кодекс этики, описывающий принципы морального и нравственного поведения корреспондентов. В Европе, «Хартия долга» становится первым крупным кодексом. Он был принят во Франции в 1918 году Национальным союзом журналистов.

В 1926 году в Женеве был также принят ассоциацией прессы первый международный кодекс журналисткой этики.

«Примерно в это же время начали проводиться международные встречи журналистов. На одной из них, в Гонолулу в 1921 году, американский журналист Джеймс Браун предложил принять составленные им международные правила поведения журналиста, но журналистская общественность их не одобрила. Тем не менее, это дало толчок к принятию национальных кодексов по всему миру. Под влиянием идей, высказанных на конференции, национальные кодексы стали появляться в Швеции, Бразилии, Финляндии и многих других странах.»(проф.этика журн. Гуляев)

Стоит отметить, что составители кодекса были под влиянием концепуии свободной прессы. Она возникла в начале двадцатого века, а ее идеи восходят к идеям Дж. Мильтона, Т. Джефферсона, Дж.-Ст. Милля, а ее содержание может быть сведено буквально к нескольким пунктам.

Содержание первых кодексов включало в себя следующие принципы:

1. Пресса – общественный или полуобщественный институт. Ее главная задача – информирование читателя, его развлечение и помощь в контроле правительства.

2. Пресса доступна любому гражданину, и каждый, имеющий средства, может издавать газету.

3. Пресса контролируется самопроизвольным процессом установления истины на "свободном рынке идей".

4. В ней запрещены клевета и непристойности.

5. Пресса – четвертая власть в государстве. Она несет ответственность перед обществом и обязана представлять общество в целом(http://www.evartist.narod.ru/text24/0017.htm)

В первых этических кодексах требования не выходили за пределы общечеловеческих норм, нравственности. Все рекомендации прописаны на уровне здравого смысла.

Провозглашается свобода слова в СМИ, право людей получать достоверную и правдивую информацию. Журналист должен придерживатся даже тех фактов, которые не приятны для него. Большое значение имеет уважение чести и достоинства каждой личности, ее право частной жизни. Не маловажно уважать демократические институты и нормы морали, принятые обществом.

Не маловажную роль в разработке этических норм в фотожурналистике сыграл — Датский Союз Фотографов Прессы (Pressefotografforbundet). Он был основан в 1912 году, в Дании. А его организаторами и первыми членами стали шесть фотографов.( http://def.kondopoga.ru/1180508846-den-fotografa.html) Его появлению предшествовало стремительное развитие фотожурналистике, которое началось в конце девятнадцатого века. Настоящую революцию в мире фотографии произвели сравнительно легкие съемочные камеры.

Члены союза, специалисты в области репортажа, в своих работах часто отражали социальные проблемы, такие как неравенство разных слоев общества, нищету, использование детского труда и т. д. Сначала информация об авторстве снимков не печаталась.

На Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в Бордо 25–28 апреля 1954 года была принята Декларация принципов поведения журналиста. Позже, на XVIII Всемирном Конгрессе МФЖ в Хельсинки в 1986 году, в нее также были внесены некоторые изменения. Приводим из него некоторые выдержки:

  1. Уважение правды и права общества знать правду.
  2. Журналист обязан оперировать только той информацией, источник которой ему известен.
  3. Журналист не должен пренебрегать важной информацией или фальсифицировать документы.
  4. Журналист должен считать серьезными профессиональными нарушениями: плагиат, умышленное искажение фактов, клевету, оскорбление, необоснованное обвинение.

Все выше перечисленные принципы являются основополагающими в кодексах журналистской этики в период до 50-х годов ХХ века.

Сегодня, опираясь на различные источники, сложно назвать точное количесво кодексов журналистской этики в разных частях мира. Многие из них носят национальный характер, что подтверждает выше обозначенную мысль о том, что у каждого общества существуют свои понятия об этических принципах. Все принятые кодексы журналистской этики помогают верно ориентироваться выполняя свои профессиональные задачи, держаться в рамках установленных принципов.

Исходя из представленных выше пример содержания этических кодексов журналиста, можно отметить, что конкретно фотографии и фотожурналистике, занимающей особое место в системе средств массовой информации, уделяется не так много внимания. По большей части информация об этике в фотосъемки занимает не более одного пункта.

В качестве примера, в котором стандартизируются этические нормы фотожурналиста, приведем Кодекс этических норм Общества профессиональных журналистов, принятый в сентябре 1996 года. В нем присутствует пункт, в котором говорится о том, что искажение содержания фото- и видеоматериалов не допускается. Усиление образа возможно в качестве технического приема, обеспечивающего его более полное раскрытие. Смонтированные материалы и фотоиллюстрации должны быть помечены.

Также, авторы кодекса уазывают на то, что фотожурналисту следует быть особенно чутким при сборе информации или публикации интервью и фотографий к тем, кого непосредственно затронули трагедия или горе.

http://presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/dokumenty/1901-kodeks-eticheskikh-norm-obshchestva-professionalnykh-zhurnalistov

Еще одним кодексом, регламентирующим стандарты профессиональной журналистики, является Этический кодекс Национальной ассоциации пресс-фотографов США (NPPA). В предисловии идет речь об отвественности за документальное описание жизни общества и сохранение истории посредством изображений. Выявляется основная задача фотокорреспондента- достоверное и всеобъемлющее описание предмета исследования.

Составители отмечают, что роль журналистской фотографии действительно велика: она может выявить истину, разоблачить правонарушение, вселить надежду и понимание, но, с другой стороны, она способна нанести большой и ощутимый вред, если ее грубо навязывать или подвергать манипуляции.

В качестве примера приводим несколько выдержек из представленного кодекса:

1. Не пользоваться возможностями постановочной фотографии.

2. Предоставлять при съемке событий полную информацию и контекст. Избегать стереотипной подачи материала применительно к отдельным людям и группам людей. Не допускать в работе влияния собственных предубеждений

3. Относиться к объекту изображения с уважением. Проявлять особое внимание к уязвимым людям и сострадание к жертвам преступлений или трагедий. Вторгаться в моменты горя людей только в тех случаях, когда это оправдано и необходимо для нужд общества.

4. Намеренно не способствовать изменению событий, не влиять и не изменять их ход.

5. При редактировании сохранять целостность содержания и контекста фотографического изображения. Не манипулировать с изображениями, не добавлять и не изменять ничего, что может ввести в заблуждение зрителей или исказить объект изображения.

Также, по мнению авторов норматино-правового документа, журналист должен стремиться быть ненавязчивым и скромным при общении с объектами съемок, уважать целостность фотографического момента.

http://spbphotographer.ru/2013/05/nppa_ethics/

Кодекс профессиональной этики журналиста в России был одобрен 23 июня 1994 года Конгрессом журналистов России. После его принятия, в результате исследования, были выявлены его недостатки. После этого, предпринимались попытки его доработки, однако никаких изменений его положений не было.

https://lenizdat.ru/articles/1095178/

Этика в фотожурналистике

Фотография в средствах массовой информации - особое средство выражения и повествования. Она имеет свои рамки и свои возможности.

Для того чтобы начать разбираться в том, каким образом связаны между собой фотожурналистика и этика, и на каких принципах основывается эта связь, для начала необходимо разобраться, непосредственно в термине «фотожурналистика».

Так, например, в популярном интернет источнике «Википедия», фотожурналистика рассматривается как особая форма журналистики, использующая фотографию как средство выражения мыслей[28]

на другом сайте, фотожурналистика, это, в первую очередь, функциональное понятие, которое включает в себя разветвленную систему жанров и форм информационно-публицистической деятельности.[9]

А фотограф Владимир Вяткин считает, что Фотожурналистика не просто профессия, это образ жизни, великолепная возможность познания мира и человека, познания себя самого через тех людей, с которыми ты общаешься. [1]

Квинтэссенция этих различных, но совершенно четко описывающих особенности фотожурналистики высказываний, способна дать о ней общее представление. Так как, отдельно употребляя эти определения трудно отразить всю многогранность этого направления

Итак, фотожурналистика - это особая форма деятельности журналистики, использующая в качестве средства выражения мысли фотографию, которая в состоянии не только представить информацию о том или ином событии, но и стать средством познания мира, как для фотографа, так и для читателя.

Фотожурналистика способна раскрыть социальные факты, которые происходят вокруг нас. Общество и окружающий мир - главные объекты, которые необходимо выделять в фотожурналистике.

Фотожурналистика занимает одно из значимых мест, в сфере журналисткой деятельности. Благодаря универсальному средству передачи информации, а именно изображению, фотожурналистика становится доступной и понятной формой общения между средствами массовой информации и аудиторией. Поэтому здесь необходимо четкое соблюдение не только внешней и смысловой нагрузки снимка, но и этических особенностей.

Маслов А.С. в статье «Профессиональные и этические стандарты в фото-журналистике: практика применения» выделяет фотожурналистику из других жанров фотографии по таким критериям как:

1.Время-значение фотографии в хронологическом контексте развивающихся событий.

2.Объективность - фотографии должны быть правдивыми и честными по отношению к своей аудитории, отображать всю действительность происходящего.

3.Повествовательность-снимок дает читателю полную картину события, отображает его суть.

«Фотожурналисты должны действовать, принимать решения в тех же условиях, что и участники событий (пожар, война, уличные беспорядки), часто подвергаясь одинаковому риску с ними» пишет Маслов А.С.

«Произведения фотожурналистики можно обозначить понятием притягательность. Фотопубликация на газетной или журнальной странице становится своего рода зрительным центром. Это тот материал, который «прочитывается» всеми».[6, с.6]Подобный вывод вполне имеет место быть, так как изображение носит свой неповторимый и уникальный язык, доступный многим и чаще всего не нуждающийся в переводах. Язык фотографии не менее расположен к образам и метафорам, чем русский, английский и прочие языки. Метафоричность и образность фотографий сближает ее с искусством.

При этом, также необходимо учитывать то, что в том или ином обществе законы восприятия, переработки информации, могут быть совершенно иными. http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2010/01/2010-01-33.pdf

Продуктивность фотожурналистики напрямую связана с тем, насколько хорошо специалисты, работающие в этой гуманитарной профессии, хорошо знают принципы и закономерности различных секторов массового сознания. Специфику его нынешнего, современного состояния.

По мнению Маслова А.С. доцента кафедры рекламы и дизайна Воронежского государственного университета, фотожурналистика, так же как и журналистика в целом, должна согласовывать свои этические и моральные установки с фактическим состоянием современного общества. Средства массовой информации вынуждены не только реализовывать потребность общества в массовом информировании, но и регулировать его нравственное состояние.

Возвращаясь к примеру швейцарской газеты «Журналь де Женёв», в которой рассматривалась проблема предоставления информации для читателей, можно сказать, что таким образом, пресса не только создает перед читателем ложное ощущение полной осведомленности, пресса нейтрализует его мысли, не позволяя им проникать за рамки традиционных представлений.

Безусловно, не малую роль в этом процессе сыграла именно визуализация средств массовой информации. Получалось так, что фотокорреспондент своим творчеством оказывал сильное влияние на аудиторию. Документальность фотографии убеждает читателя в том, что событие произошло и выглядело именно так, каким оно представлено на снимке. Документальные фотографии вызывают доверие у читателя. Отсюда и появляется возможность манипуляции общественным сознанием.

Именно возможность СМИ навязать аудитории идей, мнений, вызвало у общественности и самих журналистов, сильную волну негодования. Они, как никто иной, понимали всю опасность подобных случаев.

Влияние фотожурналистики и журналистики на сознание массовой аудитории, как мы видим, очень тесно связано. Фотография способна создать уникальные эффекты на читателя. Грамотно расставленные фотожурналистом акценты, смысловая нагрузка снимка-все это может не только заставить человека проникнутся увиденным, но и сконцентрировать мысли на определенном аспекте события.

Том Вилер писал, что вера в достоверность фотографии почти настолько

же стара, насколько сама фотография, согласно своим химическим и

механическим свойствам, кажущимся придающими ей свойственную им

объективность. Wheeler Thomas H. Phototruth Or Photofiction?: Ethics and Media Imagery in the Digital Age // Routledge, 2002. С. 10-11

Идея создания определенных стандартов в фотожурналистике, мотивирована тем, что именно проблема манипуляции сознанием в процессе развития СМИ, становится все более значимой.

При этом, некоторые самоограничения (называемые также «ответственностью» И «профессиональной этикой») напрямую ограничивают свободу прессы, но с благородными намерениями.(Мэррилл)

Еще одна сторона этики фотожурналиста состоит в том, как он снимает и изображает людей. Это требует сострадания и искреннего интереса к участникам событий и освещаемой теме. О сострадании и уважении к жертве, говорит Этический кодекс Национальной ассоциации пресс-фотографов США (NPPA), приведенный нами выше.

В качестве наглядного примера, можно взять трагическую ситуацию, которая произошла в Москве 29 февраля 2016: резонансное убийство четырёхлетней девочки, совершённое её няней Гюльчехрой Бобокуловой, ухаживавшей за девочкой в течение последних трёх лет. Видео и фотоматериалы этой трагедии быстро распространились в средствах массовой информации. Многие визуальные материалы этой трагедии не содержали цензуры, были представлены в реалистичном виде. Распространение таких материалов вызвало бурную реакцию общества. Мнения людей разделились, не все поддерживали публикацию материалов с места трагедии.

Об этой ситуации высказался фотограф Денис Синяков «Фотографы — такой же срез общества. Как и представители других профессий, это не всегда образованные люди. Конечно, среди них есть интеллектуалы, но есть и совершенно обычные люди. Я думаю, они не задаются вопросом, зачем снимать жертв трагедий, что они хотят изменить, показывая это? А ведь важно понимать, не только как снимать, но и зачем снимать. Нельзя запретить делать и публиковать такие кадры, но каждое такое решение лежит в рамках культурного ценза человека». http://www.the-village.ru/village/people/ethics/232441-photo

По мнению преподавателя кафедры фотожурналистики и технологий СМИ журфака МГУ Дмитрия Линникова, публикация таких снимков абсолютно не этична. «Во-первых, такие фотографии оскорбляют чувства родственников погибших. Во-вторых, есть огромное количество людей, и я в их числе, которым неприятно смотреть на такие кадры. В-третьих, я не вижу крайней необходимости в публикации этих изображений. Да, есть фотографии Капы и Гаранина, но эти снимки нам говорят о чудовищной трагедии — войне». Дмитрий Линников считает, что на подобных фотографиях изображается реклама этой женщины, говорящей о вседозволенности человека. Данные снимки не отображают масштабов чудовищной трагедии и не показывают людям ужас происходящего. По мнению педагога «благодаря таким фотографиям мир становится ожесточённее и циничнее».

Свой комментарий, относительно этой ситуации дает и доцент кафедры этики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Алексей Скворцов «Если ставить вопрос вот так прямо, то следует сказать, что это и неэтично, и безответственно. Человек способен чувствовать боль другого, но какое конкретно воздействие это чувство может оказать на индивидуальную психику, сказать невозможно». При этом, он отмечает, что СМИ не должны замалчивать трагические события подобного рода и не только. Ведьобщество имеет полное право знать, какие опасности могут его подстерегать. Однако публикация фотоснимков с места трагедии все же является допустимой. По словам Алексея Скворцова допустимо показывать разрущения и ущерб, но только без крови, разорванных тел.Именно такие фотографии способны воззвать человечество для сплочения против общей угрозы.

Сочувтсвие, сострадание и доверие к герою, может позволить фотожурналисту документировать жизни людей, проникнуть в их историю. Американский фотожурналист Джеймс Нахтвей является одним из таких фотографов, которые действительно проникаются судьбой своих героев. В документальном фильме «Военный фотограф» этому не раз уделяется значительное внимание. Военный фотограф снимает в таких точках как Косово, бедные районы Индонезии. В кадрах фильма мы видим, как общается фотограф со своими героями, видим их доверие. В результате подобного союза фотожурналиста и героя появляются снимки, способные оказать сильное влияние на умы и сознание общественности.

Одно из главных профессиональных качеств фотожурналиста – объективность, которая подразумевает не столько научную точность, сколько

освещение событий без излишних эмоций, с пониманием необходимости отделения фактов от мнений.(маслов)

Фотограф может быть далек от мысли манипулировать сознанием аудиторий, но его публикации субъективны, так как отражают его систему ценностей. Пропуская отснятый материал через фильтр своего субъективного восприятия, он неизбежно привносит элемент предвзятости в публикацию. Следовательно, требование объективности, являющееся главным практически во всех кодексах журналистской этики, невыполнимо.

Главное, что отличает фотожурналистику от других форм фотографии, это доверие. Зрители должны верить, что изображение, на которое они смотрят, позволит им получить истинное представление о произошедшем. Это сводится к двум основным вопросам: вмешательства и манипуляций. https://photo-monster.ru/lessons/read/osnovyi-fotojurnalistiki.html

Наши рекомендации