Семь вспомогательных духов разума

(401.5) 36:5.1 Именно присутствие в примитивных мирах семи вспомогательных духов разума определяет направление органической эволюции, объясняет ее целенаправленность и закономерность. Эти вспомогательные духи олицетворяют ту выполняемую Бесконечным Духом функцию служения разума, которая, благодаря действиям Материнского Духа локальной вселенной, распространяется на низшие категории разумной жизни. Вспомогательные духи – дети Вселенского Материнского Духа – являются личной помощью Духа материальному разуму. Всякое проявление такого разума свидетельствует об активности этих разносторонних духов.

(401.6) 36:5.2 Семь вспомогательных духов разума называются по именам, выражающим следующие понятия: интуиция, понимание, отвага, знание, совет, поклонение и мудрость. Эти духи разума распространяют свое влияние на все обитаемые миры в виде характерных побудительных импульсов; каждый из них стремится добиться восприимчивости к своему воздействию совершенно независимо от того, в какой степени воспринимаются и имеют возможность функционировать его товарищи.

(401.7) 36:5.3 Для Носителей Жизни, контролирующих деятельность вспомогательных духов, их центральные расположения в главном мире Носителей Жизни являются показателем масштаба и качества функции воздействия вспомогательных духов на разум в любом мире и в любом обладающем интеллектом организме. В отношении первых пяти вспомогательных духов, эти размещения разума жизни являются совершенными индикаторами функционирования живого разума. Но в том, что касается шестого и седьмого духов, – поклонения и мудрости, – эти центральные расположения регистрируют только качественную функцию. Количественная активность вспомогательных духов поклонения и мудрости регистрируется в непосредственном присутствии Божественной Попечительницы в Салвингтоне, являясь личным опытом Материнского Духа Вселенной.

(402.1) 36:5.4 Когда Носители Жизни отправляются на новую планету, их всегда сопровождают семь вспомогательных духов разума; однако их не следует рассматривать как существа – они больше напоминают контуры. В отрыве от вселенского присутствия Божественной Попечительницы вспомогательные духи не функционируют как личности. Фактически, они представляют собой уровень сознания Божественной Попечительницы и всегда подчиняются действиям и присутствию своей созидательной матери.

(402.2) 36:5.5 Нам не хватает слов, чтобы подобрать адекватные названия для этих семи вспомогательных духов разума. Они являются попечителями эмпирического разума низших уровней, и – в порядке достижения соответствующих эволюционных уровней – их можно описать следующим образом:

(402.3) 36:5.6 1. Дух интуиции – быстрота восприятия, примитивные физические и врожденные рефлекторные инстинкты, ориентация в пространстве и иные свойства самосохранения, характерные для всех разумных созданий; единственный из вспомогательных духов, действующий в таком масштабе в низших категориях животной жизни, и единственный, устанавливающий широкую функциональную связь с необучаемыми уровнями механического разума.

(402.4) 36:5.7 2. Дух понимания – координационный импульс, спонтанная и кажущаяся автоматической связь идей; способность координировать приобретенные знания, феномен сообразительности, быстрых суждений и скорых решений.

(402.5) 36:5.8 3. Дух отваги – дар преданности – в личностных существах является основой для обретения характера, интеллектуальным источником моральной стойкости и духовной храбрости. Просвещенный фактами и воодушевленный истиной, дух отваги становится тайной стремления к эволюционному восхождению через разумную и сознательную целеустремленность.

(402.6) 36:5.9 4. Дух знания – порождаемый любопытством дух поиска и открытия, научный дух; проводник и верный партнер духов отваги и совета; стремление направить отвагу по пути полезного и прогрессивного развития.

(402.7) 36:5.10 5. Дух совета – стремление к общению, дар межвидовой кооперации; способность волевых созданий приходить к согласию со своими товарищами; источник стадного инстинкта у низших созданий.

(402.8) 36:5.11 6. Дух поклонения – религиозное побуждение, первое характерное стремление, разделяющее разумные создания на два основных класса смертных. Дух поклонения становится вечным критерием отличия связанного с ним животного от созданий, наделенных разумом, но не обладающих душой. Поклонение является отличительным знаком кандидата на восхождение в духе.

(402.9) 36:5.12 7. Дух мудрости – врожденная тенденция всех нравственных созданий к последовательному и прогрессивному эволюционному развитию. Это высший вспомогательный дух – духовный координатор и выразитель деятельности всех остальных. Этот дух является тайной того присущего разумным созданиям стремления, которое инициирует и поддерживает целесообразную и эффективную программу восходящего бытия. Это тот дар живых существ, который объясняет их непостижимую способность выживать и, выживая, использовать весь совокупный прошлый опыт и имеющиеся в наличии возможности для овладения всем, что способны мобилизовать в разуме соответствующего организма все остальные духи разума. Мудрость есть вершина интеллектуальных способностей. Мудрость есть цель чисто разумного и нравственного существования.

(403.1) 36:5.13 Вспомогательные духи разума претерпевают эмпирический рост, однако они не становятся личностями. Они формируются в действии, и функционирование первых пяти в животных категориях является, в некоторой степени, обязательным условием для функционирования всех семи в качестве человеческого интеллекта. Эта связь с животными обеспечивает большую эффективность вспомогательных духов в качестве человеческого разума; поэтому животные, в определенной мере, являются неотъемлемым фактором как интеллектуальной, так и физической эволюции человека.

(403.2) 36:5.14 Эти помощники разума, принадлежащие к Материнскому Духу локальной вселенной, имеют во многом такое же отношение к жизни разумных созданий, как энергетические центры и физические регуляторы – к неживым силам вселенной. Они выполняют бесценную службу в контурах разума обитаемых миров и успешно сотрудничают с Главными Физическими Регуляторами, которые также служат в качестве регуляторов и управляющих уровней разума, расположенных ниже сферы влияния вспомогательных духов, – уровней необучаемого, или механического, разума.

(403.3) 36:5.15 До того, как живой разум приобретает способность учиться на опыте, он входит в сферу опеки Главных Физических Регуляторов. До того, как в разуме создания появляется способность воспринимать божественность и поклоняться Божеству, он относится к исключительной сфере влияния вспомогательных духов. Как только разум создания обнаруживает духовное реагирование, он становится носителем сверхразума, ибо моментально охватывается духовными циклами Материнского Духа локальной вселенной.

(403.4) 36:5.16 Вспомогательные духи разума не имеют какого-либо прямого отношения к разнообразной и высокодуховной функции, которую выполняет дух личного присутствия Божественной Попечительницы, – Святой Дух обитаемых миров; однако функционально они предшествуют его появлению, подготавливая появление этого духа в эволюционном человеке. Вспомогательные духи обеспечивают Вселенскому Материнскому Духу разнообразную связь с материальными живыми созданиями локальной вселенной и позволяют управлять ими, но их действия на доличностных уровнях не находят отражения в Высшем Существе.

(403.5) 36:5.17 Недуховный разум является проявлением либо духовной, либо физической энергии. Так и разум человека – разум личности – может сохраниться только через соединение с духом. Разум посвящается божественностью, но он не бессмертен, если его функционирование не связано с духовной проницательностью и если он лишен возможности поклоняться и жаждать продолжения жизни.

ЖИВЫЕ СИЛЫ

(403.6) 36:6.1 Жизнь является одновременно механистической и виталистической – материальной и духовной. Всё новых и новых успехов будут добиваться физики и химики Урантии в понимании протоплазмы различных форм растительной и животной жизни, но никогда не смогут они создать живые организмы. Жизнь есть нечто отличное от любых проявлений энергии; даже материальная жизнь физических созданий не является свойством материи.

(403.7) 36:6.2 Материальные вещи могут существовать самостоятельно, однако жизнь проистекает только от жизни. Разум происходит только от предсущего разума. Дух наследуется только от духовных предков. Создание способно изготовить формы жизни, но только личность создателя или созидательная сила могут привнести активирующую живую искру.

(404.1) 36:6.3 Носители Жизни способны организовывать материальные формы – физические прототипы – живых существ, но именно Дух обеспечивает изначальную искру жизни и наделяет даром разума. Даже живые формы экспериментальной жизни, создаваемые Носителями Жизни в своих салвингтонских мирах, неизменно лишены способности к воспроизводству. При правильном сочетании и должной организации формул жизни и жизненных прототипов, присутствия Носителей Жизни достаточно для инициирования жизни, но все подобные живые организмы лишены двух важнейших атрибутов: разума и способности к воспроизводству. Животный разум и разум человека являются дарами Материнского Духа локальной вселенной, действующего через семь вспомогательных духов разума, в то время как способность создания к воспроизводству является тем качеством, которое появляется у исходной плазмы жизни, привнесенной в результате специфического и личного воздействия Вселенского Духа.

(404.2) 36:6.4 После подготовки Носителями Жизни жизненных прототипов и создания энергетических систем должен произойти еще один феномен: в эти безжизненные формы необходимо вдохнуть «дыхание жизни». Божьи Сыны способны конструировать формы жизни, однако именно Божий Дух привносит саму искру жизни. И когда дарованная таким образом жизнь подходит к концу, остающееся материальное тело вновь становится мертвым веществом. Когда посвященная жизнь завершается, тело возвращается в недра материальной вселенной, из которых оно было когда-то заимствовано Носителями Жизни в качестве временной оболочки для жизни, сообщенной такому зримому сочетанию энергии и вещества.

(404.3) 36:6.5 Жизнь, которой Носители Жизни наделяют растения и животных, не возвращается к этим Сынам после смерти растения или животного. Отходящая жизнь такого живого существа не обладает ни индивидуальностью, ни личностью и, как таковая, не сохраняется. В течение своего существования и времени, проведенного в теле или веществе, она изменяется; она претерпевает энергетическую эволюцию и сохраняется только как часть космических сил вселенной; она не продолжает существования в качестве индивидуальной жизни. Продолжение жизни смертных созданий целиком основано на формировании в смертном разуме бессмертной души.

(404.4) 36:6.6 Мы говорим о жизни как «энергии» и «силе», но в действительности она не является ни тем, ни другим. Сила-энергия в той или иной мере реагирует на гравитацию; жизнь на нее не реагирует. Прототип также не реагирует на гравитацию, являясь конфигурацией энергий, которые уже выполнили все связанные с гравитацией обязательства. Жизнь, как таковая, представляет собой активизацию конфигурированной в соответствии с определенным прототипом или выделенной иным образом системы материальной, интеллектуальной или духовной энергии.

(404.5) 36:6.7 Некоторые вещи, связанные с развитием жизни на эволюционных планетах, нам не вполне ясны. Мы хорошо понимаем физическую организацию и электрохимические формулы Носителей Жизни, но мы не до конца понимаем природу и источник активирующей жизнь искры. Мы знаем, что жизнь проистекает от Отца через Сына посредством Духа. Весьма вероятно, что Главные Духи представляют собой семичастный канал, через который река жизни изливается на всё творение. Однако нам непонятен метод, с помощью которого Главный Дух соответствующей сверхвселенной принимает участие в изначальном посвящении жизни на новой планете. Мы уверены в том, что От Века Древние также играют определенную роль во внедрении жизни в новом мире, но мы пребываем в полном неведении относительно характера такого участия. Мы знаем, что Вселенский Материнский Дух действительно одушевляет безжизненные прототипы и наделяет такую активированную плазму прерогативами присущего организмам воспроизводства. Мы замечаем, что три этих источника являются уровнями Бога-Семичастного и иногда именуются Высшими Создателями во времени и пространстве. Однако обо всём остальном мы знаем немногим больше смертных Урантии, а именно то, что идея заключена в Отце, ее выражение – в Сыне, а жизненное воплощение – в Духе.

(405.1) 36:6.8 [Изложено Сыном-Ворондадеком, пребывающим на Урантии в должности наблюдателя и действующим в этом качестве по просьбе Мелхиседека – главы Наблюдательного Просветительского Корпуса.]

ДОКУМЕНТ 37

Наши рекомендации