Проблема сознания в философии и медицине.

.

1. Происхождение и сущность сознания.

2. Самосознание, надсознание, интуиция.

3. Язык и мышление.

Человек обладает прекрасным даром - разумом, с помощью которого он познает окружающий мир, умеет решать теоретические и практические проблемы. Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности, и с тех пор вокруг сущности сознания не умолкали горячие споры. Достижения человечества - искусство, религия, философия, история - все это по словам И.П. Павлова соединяется, чтобы бросить луч света на этот мрак: на тайны души, сознания, разума.

Спорили о возможности, путях познания сознания, о его сущности. Одни считали, что можно понять природу души, сознания, другие считали, что это столь же тщетная попытка, как и стремление утопающего, вытащить себя за волосы из болота или увидеть из окна самого себя, идущим по улице.

Особенно значимы взгляды на сознание Клавдия Галена. Он пришел к выводу, что мозг является органом мышления и ощущения. Он развил учение Гиппократа о пневме - материальном первоисточнике жизни. Человек рождается с физической первичной пневмой. Сердце, снабжая легкие кровью, взамен получает воздух с первичной пневмой. В сердце воздух перерабатывался, утончался. Получается новый вид жизни – пневма животная, которая управляет жизненными процессами организма. Попадая в желудочки мозга, она снова подвергается утончению и превращается в психическую пневму, от которой зависят произвольные движения и процессы. Психическая пневма двигалась по нервам, которые были ее проводниками. Из головного мозга а периферию они несли импульсы, вызывающие движения, а с периферии к центру – ощущения. В этой теории намечались проблески догадок о кровеносной и нервной системах человека.

В средневековье возникает идея активности души, причем в понятие души включалось и сознание.

В 18 веке Лейбниц разработал учение о бессознательном. Ламетри и Кабанис обосновали положение о том, что сознание является особой функцией мозга. Учение о сознании обогатилось благодаря учению И.Сеченова и его последователей о рефлекторной деятельности мозга.

Духовный мир человека представляет из себя нечто единое. К душевным проявлениям относятся ум, воля, характер, темперамент, эмоции, память и др.

В советской литературе цензура установила, что понятия «Душа» имеет лишь религиозно-идеалистический смысл (кстати, представление о «душе», «духовности» в религии и философии близки по значению, но каждая вносит в них свой смысл).

Слово «душа» в советской литературе заменили словами «психика», «сознание».

Поэтому в философии одни отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к матери. Другие утверждают, что мир есть движущаяся материя, сознания является функцией мозга человека, а душа - это выдумка богословов и идеалистов.

Как же понимать феномен души? Один из крупнейших ученых философов современности А.Г.Спиркин считает, что душа индивидуальна и субъективна, она нечто уникальное, которое формируется природной данностью, а затем совершенствуется воспитанием. Душа выражает уникальные особенности данной личности.

В философской традиции душа и сознание представляют собой единство. Сознание - одна из форм проявления души. Но понятие «душа» шире, понятия сознание.

Для полного раскрытия проблемы сознания необходимо рассмотреть ряд основных категорий. Сознание - высший уровень духовной активности человека как социального существа. Идеальное – субъективный образ объективной реальности. Психика – особая форма отражения субъектом объективной реальности. Бессознательное - особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Рассудок – способность рассуждения, позволяющая познавать все относительное, земное, конечное.

Разум – сущность, которого состоит в открытии абсолютного, божественного, бесконечного.

Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в разумном регулировании поведении человека. Объективный мир воздействует на человека, отражаясь в его голове в виде образцов, мыслей, идей.

Свойство отражения присуще всем предметам и явлениям.

Отражение- это способность реагировать на внешние воздействия. У неживых тел - простое отражение, пассивное (след ноги на мокром песке).

У живых тел отражение выявляется информационным, т.е. избирательным, активным, (даже одноклеточные организмы выбирают «отрицательные» -(кислотный дождь - гибель растений) и «положительные воздействия (растения тянутся к солнцу). Функция отражения свойственна и человеческому мозгу.

Высшей формой - формой информационного отражения является сознание. Отражение человека существует на 2 уровнях - нейтрофизиологическом (рефлексы) и высшем - отражение мира в субъективных идеальных образах.

Сознание - функция не мозга как органа, а продукт общественного развития человека. Сознание рассматривается как продукт исторического развития.

Переживаемый человеком высший образ вещи есть нечто субъективное, идеальное, духовное. Образ огня не жжет, образ камня лишен веса и твердости. Но в то же время образ вещи не может существовать без конкретной вещи. «Вещь» в голове - это образ, реальная вещь - ее прообраз. Субъективность образа за исключением случаев патологии, обмана и заблуждений, не является свидетельством слабости человеческого сознания. Идеальность образа состоит в том, что он не сводится ни к определенным внешним объектам, ни к материальным физиологическим процессам в мозгу. Сознание одного человека для другого существует в виде поступков, слов, жестов, мимики.

Человек имеет возможность логически связывать и развивать в своем сознании мысли таким образом, что они оказываются не просто копией воспринимаемых объектов и их связей, а творчески преобразованным сражением, в котором мысль предвосхищает естественный ход событий. Такое опережающее отражение, если оно соответствует закономерностям реального мира, является субъективной предпосылкой преобразующей практической деятельности человека. Человек создает то, что природа до него не производила, осуществляя при этом собственную цель: природа не строит машин, самолетов и т.д.

Таким образом, под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую человеческую форму психического отражения действительности.

В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как сознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке.

Проблема сознания в философии и медицине. - student2.ru Проблема сознания в философии и медицине. - student2.ru

Проблема сознания в философии и медицине. - student2.ru

Проблема сознания в философии и медицине. - student2.ru

Проблема сознания в философии и медицине. - student2.ru

Проблема сознания в философии и медицине. - student2.ru

. Проблема сознания в философии и медицине. - student2.ru Сознание дано человеку для познания мира. Познание имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Существуют чувственный и рациональный уровни сознания. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя чувства, представляющие собой отношения к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе) настроения или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и аффекты(ярость, ужас, отчаяние и т.п.). Знания проявляются в убеждениях,которые проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. Человеческие чувства - это отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению его потребностей и интересов. Эмоциональный стимул определенным образом организует наши мысли и действия для достижения конкретной цели. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что 80% всех запомнившихся фактов эмоционально окрашены, 16% - безразличны, 4% - неопределенны. Опыты проводятся на крысах ( вживление электродов – изучение эмоций). Х. Дельгадо в книге «Мозг и сознание» описывает эксперименты, с помощью которых удавалось вызвать у пациентов страх, дружеское расположение, злобу и даже ярость.

В основе всех психических процессов лежит память- способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.

Движущей силой поведения и сознания людей является потребность- состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, волевое усилие. Воля- не только умение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение потребности.

Для регуляции поведения у животных нет никаких оснований, кроме биологической полезности. У человека возникают социально-обусловленные потребности и запросы к жизни, и совершенно новые идеальные побудительные силы - жажда познания истины, чувство прекрасного, моральное наслаждение. Причина поступка лежит в потребностях людей. Цель- это отраженная в сознании потребность.

Человек обладает не только сознанием, но и самосознанием.Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Существуют несколько уровней самосознания.

Первой формой самосознания является самочувствие. Это осознание своего тела и его вписывание в окружающий мир.

Следующий уровень - это осознание человека, как принадлежащего человеческому обществу, социальной группе. Самый высокий уровень самосознания - осознание собственного «Я», собственности индивидуальности, непохожести на других людей.

Человек может стать самим собой лишь во взаимодействием см другими людьми.

Самосознание отражает уровень отношения человека к себе и другим людям.

Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания.

Наша обычная деятельность - практическая и теоретическая -сознательность по отношению к тем результатам, которые существуют вначале как цель. Но последствия наших поступков мы не всегда осознаем. Не вся психика человека является сознательной. Бессознательное проявляется в т.ч. импульсивных действиях. Следует различать два вида неосознанных действий. К первому относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму - ранее осознававшиеся. Многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. По мере развития ребенка происходит постепенная автоматизация многих функций.

И сознание как бы освобождается от «забот» от них. Когда же неосознанное или уже автоматизированное насильственно вторгается в сознание, последнее борется с этим потоком «непрошеных гостей» и нередко оказывается бессильным справиться с ним. Это проявляется при наличии разного рода психических расстройств - навязчивых и бредовых идей, состояний тревоги, непреодолимого, немотивированного страха и др. Привычка распространяется на все виды деятельности. Однако не все в бессознательном является ранее автоматизированным. Часть бессознательного так и не проявляется в сознании, именно за счет этих неподвластных сознанию психических явлений общее поля психики оказывается шире сознания как такового.

Одним из удивительных свойств самосознания является интуиция. Платон и Демокрит рассматривали интуицию как внутреннее зрение, особую высшую способность ума, работа интуиции включает в себя несколько этапов:

1. накопление и бессознательное распределение образов в системе памяти;

2. неосознанная переработка накопленных образов в системе памяти;

3. четкое осознание задачи;

4. неожиданное для данного человека нахождение решения данной задачи.

Интуиция помогает человеку в критических ситуациях, помогает лучше чувствовать других людей, предвидеть наступление каких-либо событий. По способу умственной деятельности мыслящее сознание личности можно разделить на два основных члена: рассудок и разум.

Первым это условие обосновал Демокрит. Он показал, что мысля одним способом, ограниченно, рассудочно, человек не поднимается до всеобщего. Разум позволяет воспринять природу целостно, в развитии и взаимосвязи.

Современная философия утверждает, что рассудок низшая ступень логического понимания. Это скорее житейское мышление, ориентированное на практическую пользу. Разум - высшая ступень логического понимания, ориентированная на наиболее полное и глубокое знание истины. Язык так же древен как и сознание.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления.

Речь- это деятельность, осуществляемая при помощи языка. Посредством языка мысль отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное.

Близость мышления и языка приводят к тому, что свое адекватное выражение мысли получает именно в языке. По словам Вольтера прекрасная мысль теряет свою цену, если дурно выражена. Сознание и язык предполагают друг друга, как внутреннее идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание. Стиль мышления в немецком языке несколько иной, чем во французском. Язык придает мысли некоторую принудительность, направляя ее движение по каналам языковых форм. Человек получает информацию не только с помощью языка, но и с помощью знаков.

Знак- это предмет, процесс, выполняющий в общении роль представителя чего-то другого и используемые для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации:

- знаки-копии (фото, отпечатки пальцев и др.)

- знаки-признаки (озноб - симптом болезни)

- знаки-сигналы (фабричный гудок, звонок)

- знаки-символы (герб государства)

К знакам искусственных систем относятся, например, различные кодовые системы (азбука Морзе, коды, используемые при составлении программ для компьютеров), знаки формул, схемы и т.д. Любой знак функционирует только в определенной системе языка и вся знаково-символическая сфера не имеет самодовляющего смысла. Человек нацелен на общение с миром и себе подобными.

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ЛЕКЦИИ

Духовный мир человека представляет из себя нечто единое. К душеным проявлениям относятся ум, воля, характер, темперамент, эмоции, память и др.

Современные философы трактуют феномен души как нечто уникальное, которое формируется природной данностью и совершенствуется воспитанием.

Понятие души шире, чем понятие сознание. К сознанию относится способность отражения окружающего мира, регулирование поведение человека и получение и передача информации. Кроме сознания человек обладает самосознанием – осознание своих действий, чувств, мыслей, поведения, своего положения в обществе.

Одним из уникальных свойств самосознания является интуиция, которую Платон и Демокрит рассматривали как внутреннее зрение.

Сознание тесно связано с языком, который выполняет функции получения и переработки информации, коммуникации.

Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в разумном регулировании поведении человека.

Отражение - это способность реагировать на внешние воздействия.

Цель- это отраженная в сознании потребность.

Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Знак- это предмет, процесс, выполняющий в общении роль представителя чего-то другого и используемые для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации

После изучения темы студент должен:

знать:

- сущность проблемы сознания в философии;

- особенности сознания человека;

- уникальность самосознания и интуиции;

уметь:

- анализировать духовный мир человека;

- различать индивидуальное и общественное сознание;

понимать:

- феномен духовного мира человека;

- взаимосвязь общественного сознания и общественного бытия;

Наши рекомендации