Проблема метода познания в философии XVII века. Эмпиризм и рационализм. "Новый Органон" Ф. Бэкона и его роль в развитии научной методологии 15 страница
Истинная вера — православие — определяет и особую историческую миссию российского народа — быть хранителем лучших христианских традиций, идти по пути самостоятельного развития. Славянофилы идеализировали многие черты русского народа, выделяли его "кротость", отсутствие властолюбия и другие.
Будущее России связывали с сохранением и развитием таких патриархальных форм организации жизни как сельская община, "мир", (т. е. мирское управление и решение крестьянских текущих про-
— 188 —
— 189 —
блем}. "артельный труд". Они отрицали частную собственность на землю, выступали за отмену крепостного права "сверху", т. е. по решению царя. Некоторые (в частности К. С. Аксаков) участвовали в разработке проекта крестьянской реформы.
В славянофильстве было умеренное и левое крыло. Представитель левого крыла К- С. Аксаков осуждал высшие классы за отрыв от народа, за праздность. Аксаков не отождествлял понятия "народ" и "нация". Народ — это трудящиеся. Высшие классы — "публика". "Публика, — писал он, — говорит по-французски, народ — по-русски. У публики — парижские моды. У народа — свои русские обычаи. Публика спит, народ уже давно встал и работает. Публика презирает народ; народ прощает публике. И в публике есть золото и грязь, и в народе..., но в публике грязь в золоте; в народе — золото в грязи. Публика — преходяща, народ — вечен". На идеи славянофилов позднее в 70-80-х годах будет опираться движение народников.
К западникам относились в Москве—Т. Н. Грановский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, в Петербурге — В. Г. Белинский, И. С. Тургенев и другие. Позднее Герцен эмигрировал из России, разочаровался в "западе" и стал одним из теоретиков русского крестьянского социализма — основной идеи народничества. В 60-х годах, когда кружки западников и славянофилов практически перестали существовать, идеи западничества отстаивал Н. Г. Чернышевский. Наиболее последовательно следовал идеям западничества московский историк Тимофей Николаевич Грановский (1813 — 1855).
Как историк, он понимал обреченность русского крепостнического строя, считал капитализм, который он называл свободным обществом, неизбежной фазой общественного развития. А классовую борьбу и противоречия между пролетариатом и буржуазией считал случайными, временными отклонениями свободного общества, еще не успевшего достичь зрелости и полного совершенства. Крестьянскую общину, которую идеализировали славянофилы, считал "пережитком" патриархального общества. Он был умеренным либералом. Выступал за гражданские свободы, за постепенное реформирование общества, мечтал о замене самодержавия конституционной монархией.
После реформы 1861 года славянофильство как особое направление перестало существовать. Но под влиянием славянофильства сложилось почвенничество и неославянофильство (Н. Я- Дани-
i
левский, Н. Н. Страхов. Ф. М. Достоевский). Для Достоевского — "почва" это единение с народом. Влияние славянофильских идей прослеживается и у Л. Н. Толстого. В 70-е годы в обществе активно обсуждалась тема освобождения южных и западных славян (болгар, сербов и др.) от турецкого нга. Это способствовало новому всплеску идеи славянского единства (В. С. Соловьев и др.). Идеи западничества оказали активное влияние на развитие социал-демократического движения в России.
13. Философия всеединства В. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев родился в Москве 16 января
1853 г. в семье замечательного русского историка С. М. Соловьева.
Воспитывался в религиозном духе. Но в возрасте 13 лет под влия
нием чтения статей Писарева пережил духовный кризис и стал пос
ледователем материализма и социализма. Но со временем он понял,
по его словам, "всю несостоятельность материализма" и вернулся к
религиозному мировоззрению. В Московском университете он изу
чал естественные науки, историю и филологию. Затем год учился
в Московской духовной академии. После защиты в Санкт-Петер
бурге магистерской диссертации на тему "Кризис западной филосо
фии" он был избран доцентом Московского университета. Но через
полгода уехал в Лондон для изучения литературы по индийской и
средневековой философии. После Лондона была поездка в Египет.
По возвращению в Россию работал в Петербурге, читал лекции в
университете и на женских курсах. Защитил в качестве докторс
кой диссертации свою работу "Критика отвлеченных начал". После
убийства народниками царя Александра 2-го в марте 1881 г. Соло
вьев публично выступил с речью против смертной казни и был за
нее временно удален из Петербурга. Вернувшись в 1882 году после
месячного чтения лекций, подал прошение об отставке. В дальней
шем занимается журналистикой, печатается в ведущих журналах,
ведет философский отдел в энциклопедии Брокгауза и Эфрона. Его
философские интересы приобретают религиозно-этическую направ
ленность, наступает разочарование в способности общества без по
мощи религии справиться с социальными проблемами. Умер Соло
вьев в 1900 году. . .А,. .....
— 190 —
— 191
Уже в 1901 — 1903 году выходит собрание его сочинений в 10 томах. В советский период произведения Соловьева не переиздавались. Лишь в период перестройки вышли четыре тома его произведений (1989, 1990).
Философию Соловьева называют философией всеединства. Это оригинальная религиозная философия. Идея единства реализуется в попытке объединить религию, философию и науку. Мир един, так как природа, будучи телесной, пронизана духовным началом. В книге "Чтения о богочеловечестве" Соловьев утверждает, что подобно тому, как в игре актеров, в их мимике, жестах, речи и движениях выражается духовное поэтическое содержание, так и в игре природных сил и движений реализуется некое "безусловное содержание, которое называется идеей". Соловьев принимает диалектическую идею развития.
Мир проходит два этапа развития: природной эволюции и истории. Он признает и идею атомизма, но атомы понимает в духе Лейбница как монады — духовные единицы бытия. Пройдя стадии минералов, растений, животных, природа возвышается до человека, для которого характерно стремление познать безусловное начало всего сущего. Идеи единства проявляется и при анализе познания: Соловьев признает единство рационального, рассудочного знания и сверхчувственной, иррациональной интуиции. Последняя, по Соловьеву, высшая форма познания.
Понимание истории Соловьевым не было однозначным. От признания прогресса в духе О. Конта он пришел, в конечном счете, к предчувствию трагизма истории и ее скорого конца. Это отражало и ситуацию его времени — нарастание разрушительных революционных настроений в обществе (анархизм, народничество, марксизм). Люди по природе, считал Соловьев, не равны, так как обладают неодинаковыми силами. Отсюда — борьба и враждебность в обществе. Природное человечество не представляет собой братства. Если, таким образом, осуществление правды невозможно на почве природных условий, то оно возможно лишь в царстве благодати, т. е. на основе религиозного единства людей, их веры в безусловное нравственное начало.
Соловьев высказывался против эксплуатации человека, но одновременно осуждал марксизм как учение, принимающее, по его мнению, только грубые материальные интересы людей и совершенно игнорирующее их духовную жизнь. Необходимо постепенное ду-
ховное и нравственное совершенствование людей, проникновение в стихию божественного логоса.
В работе "Оправдание добра" Соловьев развивает учение а естественных началах нравственности в человеке, на основе которых в единстве с религиозным воспитанием возможно совершенствование ti человечества. Это чувство стыда, жалости и благоговения перед ,, высшим началом. Чувство стыда выделяет человека из животного мира. Чувство жалости присуще и высшим животным. Чувство бла- ' гоговения, как и чувство стыда — только человеку. Наличие этих чувств показывает, что человек есть не только материальное сущее-, тво, а еще и нечто другое, высшее. "Господство над материальной чувственностью, солидарность с живыми существами и внутреннее добровольное подчинение сверхчеловеческому началу — вот вечные незыблемые основы нравственной жизни человека".
Активно участвуя в обсуждении политических и религиозных проблем своего времени, Соловьев выдвинул идею объединения католической и православной церквей и создания всемирной моь нархии, в которой высшим нравственным авторитетом станет церковь. Он мечтал о том, что Россия станет всемирной христианской
монархией.
Соловьев неоднократно выступал в печати по национальному вопросу. Но ему был чужд национализм. По Соловьеву, все народы и расы суть органы в организме богочеловечества. Каждый народ по-своему служит задаче христианской религии — "объединить весь мир в одно живое тело, в совершенный организм богочеловечества". Он сформулировал главное правило христианской политики: "Люби все другие народы как свой собственный". Он разъяснил, что это требование вовсе не означает психологической одинаковости чувства, а только этическое равенство. "Я должен так же хотеть истинного блага всем другим народам, как и своему собственному".
В последние годы жизни его не покидало предчувствие грядущих социальных катастроф; он понимал трудность осуществления выдвинутых им идеалов. Идеи Соловьева оказали активное влияние на творчество поэтов "серебряного" века — А. Белого, А. Блока и других, на развитие русской философии за рубежами СССР.
— !92 —
— 193 —
Н.Николай Бердяев, его личная судьба и мировоззрение
Николай Александрович Бердяев (1874 —- 1948) родился в Киеве, в аристократической семье. "Все предки со стороны отца, — вспоминал он, — были генералы, георгиевские кавалеры". За заслуги предков был зачислен в пажеский корпус. Но военная служба не привлекала юношу. Он поступает в Киевский университет, сначала — на естественный, потом на юридический факультет. В студенческие годы Бердяев увлечен социальной философией марксизма. За участие в студенческой демонстрации выслан в Вологду. Более близкое знакомство с русскими большевиками приводит Бердяева к отходу от марксизма. Бердяева отталкивает свойственная большевикам нетерпимость к инакомыслию, требование подчинять личность коллективу. Идея политической революции была чужда Бердяеву. Как он подчеркивал, его революционность была скорее этической, чем социальной.
На философскую эволюцию Бердяева, несомненно, оказали влияние религиозно-философские искания В. Соловьева, Л. Толстого, Ф. М. Достоевского, а также западноевропейский идеализм. После ссылки он поселяется в Петербурге. Организует религиозно-философское общество, редактирует журнал "Вопросы жизни". Бердяев один из авторов сборника "Вехи" (1908). Позиция сборника — осуждение революции 1905 — 1907 гг., защита идеалистического мировоззрения. В статье "'Философская истина и интеллигентская правда" Бердяев характеризует позицию революционеров как отказ от истины во имя "человеколюбия", как соблазн великого инквизитора, который требовал отказа от истины во имя счастья людей. А истина состоит, по Бердяеву, в том, что только духовный, моральный прогресс может привести и к материальному процветанию общества, а не революционные перевороты. В 1907 году Бердяев уехал из Петербурга и после недолгого пребывания в Париже обосновался в Москве. В годы войны (1914 — 1918) им было написано главное его сочинение "Смысл творчества". Октябрьскую революцию Бердяев воспринял как трагедию общества, хотя и понимал ее неизбежность.
После революции Бердяев участвует в Союзе писателей, создает Вольную Академию духовной культуры (1918 — 1922). Здесь Бердяев и другие ученые выступали с лекциями, в которых излагали
свои религиозно-философские взгляды. Но руководство советской нласти требовало от профессоров духовной лояльности. За отказ принять официальную идеологию Бердяев вместе с другими учеными и писателями осенью 1922 г. был выслан из Советской России. После двухлетнего пребывания в Берлине, где Бердяев продолжил спою педагогическую деятельность, он поселяется в Париже (1924). С 1925 по 1940 г. под его руководством издается эмигрантский журнал "Путь". Умер Бердяев в марте 1948 г. во Франции.
Философия Бердяева не определима одним термином. Это религиозная философи1-, персонализм, экзистенциализм. Главная тема — тема человека. Бердяев не согласен с материалистическим и естественнонаучным пониманием человека как части природы.
В книге "Смысл творчества" он пишет: "Человек есть точка пересечения двух миров. Он одно из явлений этого мира и выходит из этого мира как образ и подобие абсолютного бытия. Человек — сверхприроднын объект". Аргументы: человек стремится познать Вселенную. Но разве может часть познать целое? "Сама постановка дерзкой задачи познать Вселенную покоится на предположении, что человек космичен по своей природе, что он — центр бытия". Мир божественен по природе. Бог имманентен (внутренне присущ) миру и человеку.
Но если мир — творение Бога, то откуда зло? Бердяев приходит к выводу о существовании Ничто, о безосновности (т. е. не божественном определении) человеческой свободы. Свобода наиболее полно выражается в творчестве. "Творческий акт человека нуждается в материи, но он не может целиком определяться материалом, который дает мир, в нем есть новизна, не определяемая извне миром". Это и есть элемент свободы. Назначение человека в творчестве. Но проявления свободы не только положительны. Иррациональная свобода ввергает мир во зло и превращает его историю в трагедию. Развертывается борьба добра и зла.
Бог, природная необходимость и человеческая свобода — три силы, действующие в истории. Иррациональная свобода проявилась в первородном грехе, в социальной неустойчивости и революциях. Революции, по Бердяеву, ведут к хаосу, они ничто не могут создать. Рождение Христа, его жертва открывает человечеству путь к спасению.
В книге "Смысл истории" Бердяев изложил свое понимание истории, дал оценку всех основных исторических эпох. Централь-
— 194 —
— 195 —
Ill
ным пунктом истории он считал рождение Христа, высоко оценил средневековье ("оно открыло духовного человека"), указал на слабость ренессансного гуманизма ("отрыв природного в человеке от духовности, от внутреннего смысла жизни"). В учении К. Маркса и Ф. Ниише гуманизм, считает он, — перешел в свою противоположность, ибо они проповедовали жестокость к ближнему. Высказал критическое отношение к идее прогресса в истории. Теория прогресса, считал он, превращает каждое человеческое поколение — в средство, в орудие достижения окончательной цели. Но "никакое грядущее совершенство не может искупить мучений всех предшествующих поколений". В истории нет прогресса счастья человеческого, есть лишь трагическое раскрытие внутренних начал бытия, как начал добра, так и начал зла. История, — по Бердяеву, — это путь к иному миру. Он верил в грядущее явление Христа.
Главная идея Бердяева — приоритет личности. Отсюда и название философии — персонализм (лат. persona— личность). Личность, по Бердяеву, всегда индивидуальна, неповторима. Все стороны духовного бытия человека: мышление, воля, чувства, способность к творчеству образуют личность. Свобода как возможность реализации всех человеческих свойств (и главное — нравственного самоопределения) составляет глубинное ядро личности.
Философия Бердяева утверждает первенство личности перед всеми социальными образованиями. "Человек, человеческая личность, — писал он, — есть верховная ценность, а не общность, не коллективные реальности... как общество, нация, государство, цивилизация, церковь". Идеи Бердяева оказали значительное влияние на развитие западноевропейской философии: религиозного экзистенциализма, томизма, персонализма. Его статьи и книги изданы на многих языках.
!■№(■
TtW
Часть 3
'lf«f
ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ, ГНОСЕОЛОГИИ; И ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
I. Понятие бытия (основные смыслы). Бытие '
н небытие. Понятие становления
Бытие — самая абстрактная и общая категория философии. Следует различать использование этой категории в таком общем гмысле (бытие вообще) и возможные формы существования бытия, и также бытие конкретного, единичного (что в философии определяют как "существование"). Бытие вообще — это все сущее, мир в целом, состоящий из различных природных образований. Последние (формы бытия) меняются, а мир в целом сохраняется. Эту мысль и пыразили древние философы элеаты (Зенон, Парменид и т. д.), ут-ru'pждавшие, что бытие есть, а небытия нет. Элеаты предвосхитили то. что позднее стала утверждать наука — законы сохранения.
Бытие, рассматриваемое как конкретные формы существования, следует сопоставлять с противоположной категорией — понятием "небытие". Бытие конкретного — это сохранение существования. Оно возникает и исчезает. Но "небытие" это исчезновение одного конкретного и возникновение другого конкретного (в самом пбстрактном смысле — небытия нет). В мире имеют место метаморфозы — превращения форм (в живописи эта идея великолепно отражена в картине Пуссена "Метаморфозы"). Очень точно опре-лелил бытие конкретного Людвиг Фейербах: "Сколь многообразны пещи, столь же многообразно бытие. Бытие составляет единство с той вещью, которая существует. У кого ты отнимешь бытие, того ты лишаешь всего".
1 Возникновение любого конкретного явления, вещи, предмета происходит не "вдруг", а этому предшествует некоторые предпосылки, называемые возможностью или потенциальным бытием. Эту категорию ввел в науку Аристотель, различавший потенциальное и актуальное бытие, возможность и действительность (в желуде есть возможность развития в дуб, а мраморе — возможность быть
— 196 —
— 197 —
статуей и т. д.). Процесс перехода возможности в действительность есть становление! Эта категория блестяще проанализирована в работах Гегеля. Представители материализма и идеализма дают разные трактовки бытия. Материалисты склонны сводить бытие только к его материальным формам ("Бытие — реальность, существующая объективно, вне и независимо от сознания человека". — ФЭС). Идеалисты сводят бытие к его духовным формам. (Беркли: существовать значит быть воспринимаемым. Лейбниц — подлинное бытие — монады— "духовные атомы" природы).
2. Материальное бытие. Проблема объективно-идеального бытия, её значение для гуманитарных наук Материальное бытие — это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, это всё то, что существует вне и независимо от сознания человека. Понятие материального бытия близко к категории "материя". Идеальное бытие существует в двух формах: 1. Как внутренний духовный мир человека. 2. Как объективированное, идеальное, как мир культуры, в кото ром отражена духовность человека. Противоположность этих двух форм бытия (материальное и идеальное бытие) относительна, пос кольку идеальное для своего существования нуждается в матери альном воплощении, материальных носителях. Но эта противопо ложность существенна для решения основного вопроса философии. В советский период категория идеального бытия как совокупности форм культуры обстоятельно исследована Э. В. Ильенковым и другими. Опираясь на труды К. Маркса и Гегеля, Ильенков показал, что все формы культуры воплощают в себе человеческую — 198 — |
Кроме уровней высшей абстракции (бытие вообще) и уровня бытия конкретного имеется средний уровень анализа — выделение особенных, специфических форм бытия. При таком подходе возможны различные классификации бытия как 1} бытие материальное, 2) объективно — идеальное бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории науки и др.). 3) бытие личности. Конкретная характеристика этих форм — в следующих вопросах.
I
духовность. Например, бумажные деньги — продукт культуры, результат развития экономических отношений. (Первоначально в качестве денег использовали скот и т. д.) Бумажные деньги "идеальны" в том смысле, что нанесённый на них знак как бы фиксирует их покупательную способность. А количество труда, затраченное на производство разных купюр (от купюры 1 гр. до купюры 100 гр.) различается незначительно. Значит, существует некая негласная "договорённость" считать купюру с цифрой "100"' в 100 раз сильнее, чем купюра со знаком "единица". Духовность общества, его экономическая зрелость отразилась в изобретении бумажных денег.
Ещё рельефнее проявляется специфика объективированного идеального в явлениях искусства. Например, картина, статуя, художественное изделие — всё это материальные по форме вещи, но в их содержании — духовность их создателей, их переживания, симпатии, эстетические вкусы. Не случайно, человечество выработало понятие "духовной культуры" в отличие от понятия культуры материальной. Ведь, читая книгу, слушая музыку, знакомясь с художественными произведениями, человек как бы общается с духовным миром их творцов; в этом процессе развертывается духовная связь поколений, информационная коммуникация разных чнох. Явления духовной культуры, служат развитию подрастающих поколений, делают возможной социализацию человека, т. е. становление людей как членов общества, развитие их личностного самосознания. Момент духовности есть и в явлениях материальной культуры. Но в этой сфере — он неосновное, поскольку предметы материальной культуры служат удовлетворению материальных потребностей людей.
Хотя противоположность материального и идеального относительна, нельзя недооценивать категорию объективно-идеального бытия. Человек возвысился над остальными живыми существами именно благодаря тому, что создал материальную и духовную культуру. Без культуры, без ценностной ориентации на духовное развитие общество не может развиваться, не может существовать. Имеется еще и такое идеальное образование — как сфера нравственности. Ее объективные формы существования — поступки людей. Исходя из поведения, можно судить о нравственном сознании человека. Идеальное, так или иначе, находит свое воплощение в материальном. Нравственное сознание, система ценностей образуют смысловое ядро культуры любого народа.
— 199 —
3. Философское понятие материи и основные черты современной физической картины мира
Ни наука, ни философия не могут обойтись без фундаментальных понятий "матерая", "природа". Но в чем их различие? Очень тонко указал на это различие известный философ В. П. Тугаринов. Природа — это весь мир явлений, единство сущности и существования всех вещей и процессов. Материя — та же природа, но рассматриваемая в аспекте ее сущности. Человечество стало использовать понятие "материя" довольно поздно. Первоначально в греческой философии применяли понятия "архе", "стойхейон" — первоначало, стихия. Это понятия, с помощью которых философы стремились понять сущность природы, выявить ее субстанцию.
Первые греческие материалисты первоначалом считали нечто вещественное, конкретно наблюдаемое (огонь, воду, воздух, землю или их комбинации). Демокрит, Эпикур, Лукреций материей называли атомы и пустоту. Атомы понимали как вечные, неделимые частицы. Вещи возникают и исчезают, а атомы сохраняются.
В XVII — XVIII вв., в период господства механистического естествознания атомистические представления сочетались с пониманием материи как совокупности тел, обладающих рядом постоянных свойств. Декарт писал: "Природа материи, т, е. тела, рассматриваемого вообще, состоит ... лишь в том. что оно есть — субстанция протяженная в длину, ширину и глубину". Тела обладают протяженностью н фигурой, — учил Т. Гоббс. Следовательно, определяя материю как субстанцию, философы указывали не только на ее строение (состоит из атомов), но и на определенные устойчивые ее свойства — атрибуты. Французские материалисты — Гольбах, Гельвеции и др., признавая идею атомизма, вместе с тем подчеркивали философский аспект понимания материи, определяя ее как все то, что вызывает наши ощущения.
Научная революция конца XIX — начала XX вв. показала ограниченность понимания материи как совокупности вечных неделимых атомов. Атомы, образуя в телах устойчивый уровень бытия, оказались в принципе делимы и не вечны. Современная физика рассматривает субатомный мир как динамичный, изменяющийся. Выявилась полезность гносеологических подходов к определению материи, предложенных в свое время Гольбахом и Гельвецием.
— 200 —
В советской философской литературе наиболее часто авторы да-ивли такое определение: "Материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отобража-гмин им". Принимая это определение, мы считаем возможным углубить его, включить в философское определение понятия материн указания на ее фундаментальные атрибуты. Материя есть объективная реальность, существующая в пространстве и времени, и обладающая атрибутами движения (взаимодействия) и-структурности.
С точки зрения современной физики, материя существует как гдннство вещества и физических полей. Таким образом, физичес-' ни — материя — это вещество и поле. Материи в любых ее прояви линиях присущи свойства прерывности и непрерывности. Но вещес-гио организованное как совокупность тел, проявляет, прежде всего, свойство прерывности (отдельности). Поле — свойство непрерывности. Более глубокий научный подход обнаруживает единство этих свойств и в вещественной и в полевой форме материи. Пределом делимости вещества, согласно современным представлениям, являются элементарные частицы, которые, тем не менее, не являются простыми, а имеют сложную структуру (частицы ядра состоят нз кварков). Однако в свободном состоянии кварки — не существуют, попытки "разделить" элементарные частицы в традиционном смысле оказались безуспешными. Таким образом, возникла парадоксальная ситуация: "элементарные частицы состоят из элементарных частиц" (кварков). (В экспериментах элементарные частицы, будучи подвергнуты сильным энергетическим воздействиям, не оставались неизменными, а превращались в другие элементарные частицы). Наука открыла многообразные формы взаимопревращения элементарных частиц. Фундамент материи оказался динамичным, изменчивым. Другая форма бытия материи — физические поля. Современная наука выделяет 4 вида: электромагнитное, гравитационное, сильное и слабое взаимодействие. (Сильное — внутриядерные силы, слабое — связано с взаимодействием частиц малой массы). Возможны и взаимопревращения вещественной и полевой материи.
В новейших публикациях дается несколько иная трактовка физических видов материи. Так Р. Е. Ровинский выделяет в качестве фундаментальных форм материи вещество и физический вакуум. По определению, — пишет он,— вещество — это реальные поля и сопряженные с ними частицы. Вещество предстает либо в фор-
— 201 —
I
их мйг.тппллпжешге^ протяженипсть.. взаимоот- |
ме частиц (полей), называемых фермионами, либо в форме частиц (полей), называемых бозонами. Эти две формы вещества "наблюдатель воспринимает как атомарное вешество (фермионы) и излучения (бозоны), прежде всего, электромагнитные". (Е. В. Ровинский. Самоорганизация как фактор направленного развития // Вопрсы философии. — 2002, Л°5). При таком подходе понятие "вещество" трактуется расширительно, без учета традиционного понимания его в химии.
Как было отмечено выше, материя есть субстрат, динамичная субстанция всех возможных изменений. Она реально существует в виде бесконечного многообразия конкретных образований и систем. Каждый объект, каждая система обладает неисчерпаемым многообразием структурных связей, способен к изменениям, превращениям в качественно иные формы. Более полное представление о содержании современной физической картины мира предполагает анализ новейших открытий в астрономии, в результате которых астрофизика строит модели эволюционирующей Вселенной, включая теорию большого взрыва и другие. Необходимо также учитывать достижения квантовой механики, которая показывает значения процесса измерения, влияющего на результаты экспериментов, в выработке современных представлений о микромире.