Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины Философия выпускник должен приобрести следующие общекультурные компетенции (ОК):
― владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
― понимает и способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
― понимает движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);
― способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать их развитие в будущем (ОК-4);
― логически верно, аргументировано и ясно строит свою устную и письменную речь (ОК-6);
― готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
― способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
― способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
― критически оценивает свои достоинства и недостатки, намечает пути и выбирает средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
― осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
― понимает сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознаёт опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдает основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
― способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).
Выпускник должен.
Знать:
- основные разделы и направления философии;
- методы и приемы философского анализа проблем;
- своеобразие философии, её месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания;
- сущность, назначение и смысл жизни человека;
- понимать сущность взаимоотношения духовного и телесного, сознательного и бессознательного, биологического и социального начал в человеке;
- сущность отношения человека к природе, глобальные проблемы современности;
- знать и уметь разбираться в типологиях личности, её свободы и ответственности;
- понимание нравственных обязанностей человека по отношению к другим и себе;
- иметь представление и способность ориентироваться в многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности;
- понимать смысл духовных ценностей, их значение в творчестве и жизнедеятельности;
- понимать специфику современной цивилизации и многообразие путей социального развития.
Уметь:
- самостоятельно анализировать социально-философскую литературу;
- раскрывать взаимосвязи между социальными, экономическими и духовными реалиями современности.
- использовать категориальный и понятийный аппарат философии для системного анализа явлений природной и общественной жизни;
- владеть методами аргументации и доказательства;
- использовать различные мыслительные стратегии;
- толерантно использовать методы критики и опровержения;
- уметь правильно формировать предельные обобщения;
- интерпретировать конкретное с точки зрения всеобщего;
- демонстрировать способность и готовность к использованию диалоговой и толерантной социальной коммуникации; к анализу и самоанализу, к самокритичности, к самосовершенствованию.
Владеть навыками:
- аргументированного изложения собственной точки зрения, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;
- критического восприятия информации;
- культуры мышления, обобщения, анализа, синтеза;
- анализа современных мировоззренческих проблем;
- анализа специфики различных уровней сложных самоорганизующихся систем;
- обоснования своей профессиональной точки зрения, раскрывая не только ее экономическое, но и социально-гуманитарное значение.
3. Трудоёмкость дисциплины и виды учебной работы
Изучение курса «Философии» предусматривает 4 зачётных единицы (144 академических часа), соотнесенные с общими целями ГОС ВПО. Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы представлено в таблице 1. Все виды учебной работы предусмотрены учебным планом на году обучения.
Таблица 1.
Распределение трудоёмкости дисциплины по видам учебной работы
Вид учебной работы | Зачётные единицы | Академические часы |
Очная форма обучения (полная) | ||
Общая трудоёмкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции | 0,4 | |
Практические занятия (семинары) | 0,6 | |
Самостоятельная работа (всего) | ||
В том числе: | ||
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей | 0,7 | |
Подготовка к практическим занятиям | 0,7 | |
Написание реферата | 1,2 | |
Работа с первоисточниками | 0,2 | |
Подготовка к рубежному контролю | 0,2 | |
Всего | ||
Заочная форма обучения (сокращенная) | ||
Общая трудоёмкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия (всего) | 0,28 | |
В том числе: | ||
Лекции | 0,11 | |
Практические занятия (семинары) | 0,17 | |
Самостоятельная работа (всего) | 2,72 | |
В том числе: | ||
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей | 1,0 | |
Подготовка к практическим занятиям | 0,78 | |
Написание реферата | 1,61 | |
Работа с первоисточниками | 0,11 | |
Подготовка к рубежному контролю | 0,22 | |
Всего |
Учебный процесс по философии сочетает лекционные и семинарские занятия с самостоятельной работой студентов. Студенты самостоятельно прорабатывают актуальные вопросы, включенные в тематический план для подготовки к семинарским и практическим занятиям.
Формы контроля: коллоквиум, тестирование, контрольные и творческие работы, рефераты, экзамен.
Все вышеизложенное дает студентам возможность освоить философскую дисциплину наиболее полно.
Содержание дисциплины