Проблема метода познания в философии XVII века. Эмпиризм и рационализм. "Новый Органон" Ф. Бэкона и его роль в развитии научной методологии 13 страница
Единственным народом среди славян, который, сохранил свободу, не любя "царя и господина", был народ Украины, образовавший казачество. Казачество уничтожено панами, но Украине дано поднять всех "братьев своих Славян" на борьбу за свободу, когда не останется ни царей, ни королей, ни господ, ни крепостных — "ни в Московщине, ни в Польше, ни в Украине, ни в Чехии, ни у Хорутан, ни у Сербов, ни у Болгар".
Данная концепция национальной идеи отражает довольно распространенные в интеллигентских кругах взгляды, насыщенные духом демократического реформизма, славянофильства и патриотизма v элементами христианского мессианизма.
М. Костомаров пропагандировал идею приоритета народа в историческом процессе. Критикуя теории идеологов буржуазных революций, М. Костомаров считал главным их недостатком аморализм, проявляющийся в признании иезуитского принципа "цель оправдывает средства". В результате самая лучшая цель, объяснял он. превращается во зло.
— 165 —
Он размышляет о характерологии украинского и российского народов в статье "Две российские народности" (1861). Среди черт, которые отличают российский и украински"! национальные характеры, М. Костомаров указывает на присущее россиянам в отличие от украинцев "полное господство всеобщности (Бог и царь) над личностью", нетерпимость к чужим верам и чужим народам. В Украине исторически доминирует дух терпимости. Россияне — это народ "материалистический". Украинцам присуща фантазия, которая одухотворяет мир, любовь к природе, особое отношение к женщине.
В религии у россиянина преобладает внешняя форма, обряд. Для украинца важен "сердечный порыв" к духовному, неведомому, таинственному и радостному миру. Б общественной жизни россиян господствует "всеобщность" (стремятся к монархизму), у украинцев — "личная свобода" как важнейшая ценность, идеал украинцев — добровольный союз (федерация).
Несмотря на внешнюю тенденциозность подобного сопоставления, сама статья является одной из важнейших попыток характеристики исторического бытия украинского народа.
Заметной фигурой в братстве был Кулиш Пантелеймон Александрович (1819 — 1897) — талантливый украинский поэт, публицист и историк, переводник. Родился он в Черниговской губернии в семье старого казацкого рода; учился в Киевском университете, но не кончил курса; После ликвидации Кирилло-Мефодиевского товарищества жил в Туле, позже в Украине, издал "Записки о южной Руси" (1856), первый украинский роман "Черная Рада" (1857), альманах "Хата", собрание "Повестей" (I860), сборник стихотворений "Досвитки" (1862 г.) В 1861 — 1862 годах принимал деятельное участие в издании украинофильского журнала "Основа". Составил для народа "Граматку" (букварь;1861), перевел на украинский язык Пятикнижие, Псалтырь и Евангелие.
Философские предпочтения П. Кулиша не отличались постоянством. Он увлекался немецкой философией XVIII — XIX ст., особенно романтической традицией, затем позитивизмом, был непоследователен в религиозных взглядах. Однако единственное, чему он был верен, — это патриотической идее возрождения Украины, которая была нацелена на преодоление затяжного духовного кризиса, означала сохранение национальных традиций, языка, развитие украинской культуры, утверждение чувства национального сознания при уважении к иным культурам. Идейная программа Кирилло-Мефоди-
евского общества (по наблюдению Д. Чижевского) синтезировала христианство и романтический национализм. В ней (программе) Украина впервые осмысливается с философских позиций, как субъект исторического процесса, социально-этническое единство со своими традициями, своей судьбой и назначением. Национальная идея в деятельности кирилло-мефодиевцев представлена на уровне этнического самосознания, которое является естественным фундаментом будущего национального (политического) самоопределения.
Религиозность Кулиша отразилась в понимании мироустройства, сути человека и исторического развития общества. Он пантеистически осмысливал божественную сущность, призывал согласовывать действия человека с законами природы. Он был убежден в полезности науки, которая не отвергает "царства Божьего" как "слова жизни, науки наук". Кулиш считал, что закон гражданской жизни дан людям вечным космосом. Идеи бессмертны, как бессмертна душа человека, в сердце "которого концентрируются все надежды, переживания, помыслы. Б сердце человека идет постоянная борьба между "внешним" и "внутренним". Поэтому нужно прислушиваться к живому голосу души народа, отвергнуть все чуждое, внешнее, следовать Слову Божьему как исторической идее.
Кулиш романтизирует культурные идеалы прошлого, обращаясь к народному творчеству и поэзии как неизбывным духовным ценностям. Романтичное осознание прошлого воплотилось в его хуторян-спой философии. Кулиш обвиняет урбанистическую цивилизацию и развращении народа, отступлении от истинной народной веры, от вековых традиций, обычаев родителей. Хуторянская философия основывается на требовании жить в согласии с природой, сохранить истинные, а не искусственные ценности.
Членом Кирилло-Мефодиевского товарищества был знаменитый украинский поэт, писатель и художник Шевченко Тарас Григорье-нич (1814 — 1861). Это колоритная, культурно и исторически значимая для Украины фигура. И. возможно, трагическая личность. Творчество талантливого человека всегда философично. Это можно утверждать и в отношении Т. Шевченко, который через символически емкие художественные образы отразил глубины украинского национального характера, своеобразие исторической доли, особенности мировосприятия, неповторимость украинской души.
В его произведениях удивительно сочетаются разные влияния — Сковороды, Мицкевича, Жуковского, Пушкина, Лермонтова. Одна-
— 166 —
— 167 —
ко поэзия Шевченко насыщена народным миросозерцанием настолько, что всякий, даже посторонний, "пришлый" мотив становится украинским, отражает украинскую ментэльность. Его принцип — "i чужому научайтесь i свого не цурайтесь". Т. Шевченко призывал земляков избавиться от имперско-провинииальных комплексов, уважать и не сторониться самих себя, не поддерживать стереотип хитроватого малоросса, доказывал, что Украина исторически и социально состоятельна. В творчестве (как взжнейшем способе духовного самораскрытия) Шевченко преподносит свое видение мира и человеческого пути. Здесь звучат христианские принципы Добра, Справедливости. Смирения и Надежды, Прощения, Может быть, именно поэтому его поэзия насыщена религиозно-нравственными мотивами и народной этикой. Основные мотивы его поэтической лирики — это Украина, мать, семья, дети, Днепр, казаки. Народная этика выражается в семейной морали, основанной на чувстве родства: в народной поэзии правда называется матерью родной, а мать — правдой верной, и образу матери придана большая нравственная сила — сила любви.
Творчество Т. Шевченко многомерно, всякий может найти в нем и актуализировать тот мотив, который соответствует политической конъюктуре. Кем только не называли поэта, к какому лагерю не причисляли, имея в виду идеологическую компоненту его произведений. Часто поэту присущ пессимизм, горечь и отчаяние. Ведь, прежде всего он человек творческий — а значит впечатлительный, неравнодушный, сердцем своим "проживающий" беды и унижения своей Родины. Если что и сказал резкое "в сердцах", то ведь строже, чем цензура "сердца" для поэта быть не может. А суд потомков? Не судите, да не судимы будете... Не является ли это извечной неприкаянностью пророков ("вечных духовных странников" -- будь это библейские Иосиф, Моисей, или земные Сократ, Сковорода и иже с ними). Шевченко мог бы обратиться (как позже А. Блок) к своей Родине:
О том. что было, не жалея. Твою я понял высоту: Да. Ты - родная Галилея. Мне — невоскресшему Христу,
Социально-политическое и культурно-просветительское движение в 60 — 70-х годах XIX ст. было представлено деятельностью громад — общественных организаций, которые стремились акти-
— 168 —
визировать развитие украинской культуры, образования, издавать украинские книги, журналы, газеты. Продолжая дело Кирллло-Ме-фодиевского общества, громадовцы на новой волне национального подъема, в русле национальной идеи развертывали культурно--образовательную деятельность как способ укрепления народного-единства, осознания национального достоинства, суверенности общественно-политических и культурных запросов. Громадовское движение существенным образом обогатило социально-философскую мысль Украины.
Среди идейных лидеров влиятельной Киевской громады, образовавшейся путем слияния украинофильских. кружков, можно назвать Драгоманова Михаила Петровича — историка, фольклориста, публициста, философа (1841 — 1895). Родился он в г. Гадяче, Полтавской губернии, в мелкопоместной дворянской семье. Обучался в Киевском университете, преподавал географию в киевской гимназии. В 1864 г. защитил диссертацию, с 1865 г. читал курс всеобщей истории на правах штатного доцента. После защиты магистерской диссертации он стажировался (1870 — 1873) в Львове, Праге, Гей-дельберге, Цюрихе, Вене, Флоренции.
Вместе с В. Антоновичем и другими членами Киевской громады он занимался этнографическими исследованиями и издал "Исторические песни малорусского народа". В 1875 г. он вынужден был эмигрировать за границу, где не прекращал активной общественно-публицистической деятельности.
В многочисленных публикациях, выступлениях на международных научных конгрессах и съездах он знакомил мировую общественность с положением украинского народа, с развитием украинской литературы, с гонениями против украинской культуры; издавал в Женеве журнал "Община" (1870 — 1880) С 1889 г. и до смерти он занимал должность профессора Софийского университета.
Творческое наследие М. Драгоманова получило противоречивую оценку. Украинские националисты упрекали его в космополитизме, москвофильстве; русские радикалы и революционеры, обиженные критикой их централизма ("Историческая Польша и Великорусская демократия"), видели в нем украинского шовиниста, а польские журналы называли "московским агентом". Драгомановская постановка вопросов о национализме и космополитизме нередко встречала полное непонимание в различных национальных и общественных группах, а критика, которой он подвергал программы и выступления
— 169 —
различных групп, кружков и партий, часто вызывала недовольство тех, на кого направлялась.
По своим философским взглядам Драгоманов был убежденный позитивист и рационалист. Но в отличие от скептицизма европейских философов-позитивистов. М. Драгоманов сохраняет гуманистически-этическую направленность своей философии, высшей ценностным ориентиром которой признается человек, свободная личность.
Научные интересы Драгоманова касались украинского и славянского народного творчества. Этнографию и историю устной народной словесности он возводил в степень науки обо всей совокупности духовной жизни народов. Работы Драгоманова по фольклору давали ему не только материал для научных выводов в этой области: они питали его общественно-политическое настроение.
Постановка практических задач политики под контроль высоких моральных постулатов составляла отличительную черту Драгоманова как публициста. Отсюда его отрицание террора как средства политической борьбы. Из европейских социалистов Драгоманов больше всего заимствовал у Прудона, но остался государственником. Протестуя против современных централизованных форм государства, он все же признает необходимость переходных форм государственности. Федерализм Драгоманова вытекал логически из последовательного демократизма. По национальному вопросу он выдвинул формулу: "космополитизм в целях, национализм в формах и способах". Украинцы, по мнению Драгоманова, должны сыграть важную роль в активной постановке вопроса о федерально-демократическом устройстве во всей Восточной Европе.
Национальной теме Драгоманов посвятил две серии статей: "Чудацю думки про укра'Гнську нашональну справу" и "Листи на надднщрннську Украшу". Украинское движение рассмотрено здесь исторически и критически, националистические и шовинистические элементы его осуждены как реакционные.
Историософские взгляды М. Драгоманова относятся к идее мирового прогресса и эволюции. Критерием прогресса является уровень духовной культуры и социальной справедливости. Прогресс человечества — в утверждении идеи неотъемлемых прав человека, признании человеческой личности высшей ценностью. Национальное нельзя игнорировать. "Человечество — есть лишь совокупность наций". Нация как известная форма солидарности между людьми рассматривается в качестве социально-культурной ценности. Но на-
ция не исчерпывает состав ассоциаций индивидов. Главной здесь является община. Человечество — община общин, образованная по инициативе свободных индивидов. Поэтому государственной идее в концепции М. Драгоманова противостоит идеал федерализма, основанный на анархистской доктрине противопоставления федеративного союза свободных общин унитарному государственному устройству. Эволюционный путь просвещения в достижении социалистического идеала М. Драгоманов считал более приемлемым, нежели революционный.
Взгляды Драгоманова по вопросу о самостоятельности украинской культуры менялись. Сначала он был близок к признанию феномена "литературы для домашнего обихода", имеющей широкую перспективу. Позднее он утверждал, что "каждый человек, ушедший из Украины, каждая копейка, истраченная не на украинское дело, каждое слово, сказанное не по-украински, есть расход из мужицкой украинской сокровищницы, расход, который при нынешних условиях не вернется ей ниоткуда".
Немалый вклад в развитие философской мысли этого периода инее также Александр Афанасьевич Потебня - известный ученый-языковед, самобытный мыслитель (1835 — 1891). Он родился в Полтавской губернии, учился в Харьковском университете на историко-филологическом факультете, где позже преподавал в качестве профессора. В 1874 г. защитил докторскую диссертацию "Из записок но русской грамматике", Потебня написал также: "Мысль и язык" (1862); "О связи некоторых представлений в языке" (1864); "О мифическом значении некоторых обрядов и поверий" (1865); "Два исследования о звуках русского языка" (1864 — 1865); "О доле и сродных с ней существах" (1867); "Заметки о малорусском наречии"; философскую статью "Язык и народность" (1895) и много других работ.
В научном творчестве А. Л. Потебня обращался к философскому осмыслению специальных филологических вопросов. Глубокое изучение формальной стороны языка идет у Потебни рядом с философским осмыслением феномена отношения мысли к слову, соотношения языка и мышления (центральной проблемы философских изысканий ученого). Л. Потебня предвосхитил многие идеи современных исследований в лингвистике, системном подходе, семиотике, этнопсихологии, структурализме.
Определяющую роль в мышлении Потебня отводил слову, языку. Лишь благодаря языку человек смог подняться к вершине на-
170 —
171 —
учной деятельности и творчества. Только язык является способом образования понятий, без которых никакая наука не возможна. По-тебня выделяет три составных части слова: внешнюю форму (звук), содержание (мысль) и внутреннюю форму (этимологическое значение слова). Внутренняя форма каждого слова всегда определяется особенностями языка, поскольку каждый язык выражает специфический взгляд на мир. Язык неразрывно связан с культурой народа. В языке заложены творческие потенции, мысль проявляется через язык. Творцом языка выступает народ. Язык порождается "народным духом", что обусловливает национальную специфику языка.
Соотношение образа и значения в слове имеет, по мнению А. По-тебни, исторический характер. Оно выявляет характерные черты как мифологического сознания (нерасчлененность образного и понятийного аспектов языка), так и художественно-поэтического (значение выражается образно) и научного мышления (доминирование понятия).
Тонкий и тщательный анализ исследуемого материала характерен для всего творчества Потебни. Этот ученый обладал энциклопедическими знаниями, владел оригинальными научными подходами, был высокоинтеллектуальным и интеллигентным человеком, который тонко, живо и критически смог в своем творчестве передать дух своей эпохи, гуманные устремления тех, кому не безразлична судьба народа.
Философия национальной идеи может выражаться в разных формах рефлексии: научных, публицистических, художественных. Вопросы "Кто мы, откуда и куда идем?" злободневно звучат и осмысливаются и творчестве Ивана Яковлевича Франко (1856 — 1916), одного из виднейших представителей украинской литературы, беллетриста, поэта, ученого, публициста. Родился он в галицийском с. Нагуевичи, в семье крестьянина-кузнеца; учился в Львовском университете(1875 — 1880). окончил Черновицкий университет (1891). В Венском университете получил степень доктора философии, написал около 5000 произведений.
Его философские взгляды следует охарактеризовать, прежде всего, как натуралистически-позитивистские и социалистические. Франко увлекался марксизмом, перевел некоторые произведения Маркса на украинский язык. Однако многих положений марксизма Франко не признавал (идеи диктатуры пролетариата и толкование национального вопроса). Социалистические убеждения Франко бази-
руются на общечеловеческих, этических, а не классовых ценностях. Дорога к социализму, по его мысли, лежит через "народное возрождение" и широкую просвещенческую деятельность, направленную на повышение национального самосознания народа. Важнейшими темами творчества писателя являются такие, как "личность и народ", "нация", "герой". История рассматривается им как процесс, который опирается на общие законы эволюции органической природы; нация — как фактор исторического прогресса, условие становления и развития индивидуальности.
Таким образом, в социально-философской мысли указанного периода, опирающейся на достижения новоевропейского классического (преимущественно рационалистического) наследия, ведущей тенденцией становится осмысление национальной идеи в разных формах словесной культуры с позиции христианско-романтического и этико-антропоцентристского мировоззрении.
9. Новая украинская философия XX ст.
(М. Грушевский. В. Винниченко, В. Вернадский). ;
Советский период .<
Историко-политические условия XX века (революции, войны, крах империй, рождение новых государств) отразились в духовном опыте человечества, общественном сознании, определили философскую атмосферу эпохи, содержание познавательно-ценностных ориентации. Философская культура Украины этого сложного периода представлена в творчестве мыслителей (философов, историков, публицистов, профессиональных политиков, литераторов, ученых, теологов), развивающих традиции национальной интеллектуальной школы не в строгих зрелых формах теоретических систем, а преимущественно в "авторских" мировоззренческих концепциях, имеющих философское значение.
Среди множества имен, значимых для украинской национальной культуры, следует назвать М. Грушевского. В. Вернадского, В. Винниченко, обогативших своим творческим наследием философскую
мысль XX ст.
Грушевский Михаил Сергеевич (1866 — 1934) — историк, родился в г. Холме. Обучался на филологическом факультете Киев-
— 172 —
— 173 —
ского университета. Был профессором Львовского университета (1894 — 1903). Был членом "Наукового товариства имени Шевчен-ка", редактором "Записок" общества, а с 1897 г. его председателем, преобразовал "Записки" в периодическое издание, выходившее 6 раз в году. М. Грушевский вел активную политическую деятельность как председатель Центрального Совета и первый Президент Украинской Народной Республики (1917 — 1918). После гетманского переворота он занимается интенсивной научной деятельностью в Париже, Праге, Берлине, Женеве и работает над организацией Украинского социологического института. В 1924 г. Грушевский возвращается в Киев, избирается академиком Всеукраинской академии наук. В 1931 он вынужден переехать в Москву. Здесь его арестовали, однако вскоре отпустили. До конца своих дней он много и плодотворно работал.
М. Грушевский оставил после себя множество научных трудов, среди которых — фундаментальная девятитомная "История Украины-Руси" и шеститомная "История украинской литературы".
Историософская концепция ученого базируется на идеях позитивизма О. Конта и Г. Спенсера, В. Вундта и социологическом методе, разработанном Э. Дюркгеймом, М. Вебером, Л. Леви-Брюлем, т. е. индуктивном методе, учитывающем биологический, экономический и психический факторы в исследовании исторического процесса. Грушевскому-ученому свойственно стремление к синтезу рационалистической (европейской) и романтической (народнической) тенденций.
Грушевский решительно высказывается против традиционной модели русской истории, включающей в себя и украинскую. Он рассматривает украинскую историю целостно от появления русских племен до новейшего времени. Субъектом истории является украинский народ, представляющий живую национальную индивидуальность, которую определяют, несмотря на различия отдельных групп, входящих в его состав, духовные факторы. Среди других, украинский народ отличается антропологически, психофизически и культурно. Предметом исторического исследования, по мысли М. Грушевского, должен быть именно народ как "национальная индивидуальность". Смысл истории народа заключается в национальном самоопределении, свободном, независимом и всестороннем развитии при уважении к суверенитету иных народов. Ни одна нация не имеет права претендовать на специальные права и привилегии для защиты своей самобытности.
— 174 —
М. Грушевский переводит национальную идею из философского в политический статус. Сущность его взглядов выражается в том, что "гарантию свободного национального, экономического и культурного развития украинское общество может найти лишь в автономии, обнимающей всю украинскую территорию, включая и местности России с преобладающим украинским населением" ("Очерк -истории украинского народа").
Краткий политический опыт наци опально-государстве много самоопределения Украины (1917 — 1918) во многом основывался на ■ теоретических разработках М. Грушевского. Ближайшим соратни- г. ком его был известный политический деятель, писатель Владимир <■ Кириллович Винниченко (1880 — 1951). Родился он в крестьянской семье. В 1902 г. был исключен из Киевского университета за участие is студенческих волнениях. Активно занимался политической борьбой как член Революционной Украинской Партии. Был зампредом Центрального Совета. Возглавлял Генеральный Секретариат УНР в 191? — 1918 гг. После гетманского переворота находился в эмиграции, на Родину так и не возвратился.
В своих художественных произведениях Винниченко осмысливал в экзистенциальном ключе проблемы моральных ценностей, любви и страсти, инстинктов и разума, социальных противоречий, отношений личности и общества. Лучшие рассказы и драмы Винниченко пронизаны лирическим юмором, романтическим и трагическим мироощущением, страстно-идеалистическими исканиями правды жизни. В. Винниченко придерживался социалистических взглядов, увлекался марксизмом, но (как И. Франко) не признавал марксисткий подход к решению национального вопроса. Свои политические приоритеты он очертил в социо-философском произведении "Возрождение нации".
В эмиграции Винниченко переосмысливает свой политический опыт и идеологические позиции, отказывается от идей социализма и активного участия в революционной деятельности. В последние годы жизни Винниченко пропагандировал идею конвергенции капитализма и социализма. Свои социально-этические взгляды он изложил в утопическом трактате "Конкордизм". Конкордизм рассматривается им как метод борьбы с несчастьем, фатально сопровождающим человека с момента грехопадения. Под счастьем Виннн-ченко понимает состояние радости жизни, которое возможно лишь в достижении гармонии, равновесия между различными ценностями — богатством, здоровьем, любовью и т. д.
— 175 —
Конкордизм утверждает свободу и независимость морального поведения, которое основано на согласии с законами природы, отказе от 'гипноза религии", "честности перед собой". Программа индивидуального и коллективного морального усовершенствования предусматривает реализацию социально-экономической (экономическая демократия или "колектократия"), политической (демократия), интернациональной программ (установление "Мировой Экономической Федерации с единым планетарным хозяйственным планом"). В. Винниченко призывал также к учреждению "Конкор-дистской партии" и созданию "Единой Федеративной Конкордист-ской Республики Земли".
Существенный вклад в развитие философской мысли внес выдающийся ученый-естествоиспытатель и общественный деятель Владимир Иванович Вернадский(1863 — 1945).
Украинец по происхождению, он родился и обучался в Петербурге, преподавал в Петербургском и Московском университетах. Создал много научных школ. Явился основоположником наук о Земле — геохимии, биогеохимии, гидрогеологии и др. Был академиком Петербургской АН(1912), академиком Российской АН{ 1917), первым президентом академиком АН Украины (с 1919), академиком АНСССР(1925).
Современную научную картину мира трудно представить без его учения о взаимосвязи природы и общества — эволюции биосферы в сферу разума как мощного фактора развития. Разум, по мысли ученого, — это планетарное явление, космическая сила, которая образует вокруг Земли особую, идеальную, "мыслящую" оболочку — "ноосферу".
В. Вернадский развивал идеи русского космизма, согласно которому человек и космос внутренне едины. Благодаря природной и социальной функциям, разум превращается в универсальный феномен связи человека и Вселенной, культурная биохимическая энергия реализуется уже не только через размножение организмов, а и через информационную, производственную силу науки и труда. Возникнув на планете, ноосфера расширяется, превращаясь в элемент космоса.
Идеи ноосферы оказали и оказывают существенное влияние на развитие экологического сознания, экологической этики. Носителем этой этики, по мнению В. Вернадского, может стать лишь человек нового типа.
— 176 —
В. Вернадский интересовался различными философскими проблемами, например, вопросами о структуре и свойствах пространства и времени, в том числе биологического времени и пространства; логики и методологии научного познания, этики научного творчества, взаимосвязи философии и естествознания и др.
В. Вернадский выступал за сохранение украинской культуры и возрождение украинского языка. Будущее Украины ученый видел в федеративном союзе с Россией.
В советский период украинская философская мысль была представлена единственно допустимой точкой зрения: марксизмом-ленинизмом, составные части которого — диалектический и исторический материализм — были возведены в статус государственной идеологии. Однако тоталитаризм, как ни странно, стимулирует общественно-гуманитарную мысль, ведь она становится чуть ли не единственной формой рефлексии происходящего н возможности трансляции передовых идей (пусть аллегорически, скрыто, ассоциативно).