Проблема метода познания в философии XVII века. Эмпиризм и рационализм. "Новый Органон" Ф. Бэкона и его роль в развитии научной методологии 8 страница
Внутренняя убежденность личности, сознание своего человеческого предназначения первичны по отношению к истории, к миру в целом, который, если мыслить его без Бога, абсурден, безличен и равнодушен к нам. Эта философия в период оккупации, несмотря на присущий ей пессимизм, оправдывала право человека на протест. Тысячи французов вступали в движение сопротивления. Таким образом, экзистенциализм, выявивший особое место человека в мироздании (человек придает миру смысл), сыграл положительную роль ,. в исторических событиях XX века. Этот факт выявлен исследовате-■. лями (Э. Соловьев, П. Гайденко, И. Бычко и др.).
-■;«■■ |
33, Религиозная философия. Неотомизм
Влияние неотомизма значительно в католических странах — Италии, Франции, Австрии, государствах Латинской Америки. Его основные представители: Жак Маритен (1882 — 1973), Этьен Жильсон (1884 — 1978), Юзеф Бохенский (Швейцария), Густав Веттер (Австрия). Неотомизм представляет собой современный вариант томизма. Его теоретической основой является учение средневекового философа Фомы Аквинского, разработавшего концеп-
— 104 —
цию естественной теологии, согласно которой бытие Бога может быть обосновано, исходя из природы. Он призывал использовать "свет разума" для обоснования веры.
Современный томизм углубляет и конкретизирует это положение, признавая не только союз религии и философии, но и необходимость союза религии и науки. Неотомизм получил официальное признание Ватикана в 1879 году, когда папа Лев XIII своей энцикликой "Aeterni Patris" объявил томизм официальной философией католицизма. В настоящее время неотомизм активно преподается в университетах католической ориентации, имеет свою прессу и исследовательские центры (Академия Св. Фомы в Ватикане, Парижский католический институт, институт в Пуллахе, близ Мюнхена и др.).
Основная идея неотомизма — допущение двух миров — мира земного и мира небесного, "божественной интеллигенции" или, как писал Фома, природы сотворенной и природы творящей. Божество — основа всего, творец мира, он причина его движения, источник целесообразности. В нем совпадают сущность и существование, он переводит потенциальное бытие в актуальность, что и есть акт творения. Природа, соворенная Богом, и№гет свою иерархию (лестницу) существ, на вершине которой — человек, "дитя божье". Все это было у Фомы Аквинского. Но церковь стремится идти в ногу со временем.
В научных католических центрах активно изучаются достижения современной науки и, как правило, истолковываются в религиозном духе. В таком ключе, например, интерпретируются учение физиков о "большом взрыве", положившем начало становлению Вселенной, достижения кибернетики и других наук. Большой взрыв называют началом творения. Понятие информации, ставшее предметом изучения кибернетики, истолковывают как всеобщность духовного начала. Информация, — писал отец кибернетики Норберт Винер. — не материя и не энергия, а именно информация. А католический профессор Густав Веттер, опираясь на эти рассуждения ученого, говорит о духовности, пронизывающей Вселенную. Современный томизм готов признать даже дарвинское учение о происхождении человека с одним добавлением — духовность человека от Бога.
Когда возникает вопрос, как все это согласовать с Ветхим Заветом, где речь идет о шести днях творения, серьезные богословы говорят о параллелизме библейского и научного объяснения. Библейские рассказы не следует понимать буквально, это божест-
— 105 —
венные откровения, данные людям в аллегорической форме. Наука говорит о том же, но своим строгим языком. Только с позиции, как теперь говорят "примитивного атеизма", можно истолковать подобные рассуждения как уловку, "хитрость" религиозного сознания. Дело обстоит сложнее.
Религиозное мировоззрение поддерживается, "подпитывается" многими представителями науки XX века, столкнувшимися с действительными трудностями в объяснении тайн и загадок природы. Так, один из классиков физики XX века Макс Планк, истолковывает закономерность, упорядоченность природных процессов как доказательство разумности мироустройства. Наряду с действующими причинами он допускает существование так называемой "финальной причинности", т. е. устремленности природных процессов к некоей цели. Распространение света, например, происходит по наикратчайшей траектории. "Из всех траекторий, которые ведут от звезды к глазу наблюдателя, — поясняет Планк, — свет всегда выбирает ту, для прохождения которой ему, с учетом различия скоростей распространения света б различных слоях атмосферы, требуется меньше всего времени. Иначе говоря, фотоны, образующие луч света, ведут себя как разумные существа. Из всех, находящихся в их распоряжении кривых, они выбирают всегда ту, которая быстрее всего приводит их к цели." ("Вопросы философии". — 1990. — №8. — С. 25). Он признает, таким образом, целенаправленность природных процессов и выводит ее из Всемогущего разума. Заключая. Планк пишет: "Следует неутомимо и непрестанно продолжать борьбу со скептицизмом и догматизмом, с неверием и суеверием, которую совместно ведут религия и естествознание, а целеуказующий лозунг в этой борьбе всегда гласил и будет гласить: "К Богу".
К религиозному мировоззрению тяготеют многие ученые-биологи. Целесообразность природы (адаптацию, особенности эмбриогенеза и др.) они объясняют действием особой нематериальной силы. Это направление получило название — витализм (от лат. vita — жизнь). Виталистами были Ганс Дриш, Алоиз Вецль, Людвиг Берталанфи и др. Ученые материалисты для объяснения феномена целесообразности привлекают в наше время аргументы "от синергетики" (направление в науке, изучающее процессы самоорганизации в живой и неживой природе). Таким образом, противоборство основных философских направлений продолжается и в конце XX века,
— 106 —
В католицизме имеется мощное движение, ориентирующее церковь на обновление форм церковной деятельности, на более тесную связь с запросами простых людей. Это — "аджорноменто" (движение обновления). Церковь критикует социальную и расовую дискриминацию, призывает разрешать ьсе социальные конфликты мирным путем. В католицизме элементы архаики (следование старым философским образцам) сочетаются с новациями, обновленческими тенденциями. Для некоторых теоретиков католицизма характерен широкий философский кругозор. Отметим, например, призывы Бю-хенского отказаться от идеи антропоцентризма (возвеличения человека), его заявление о том. что наука "опровергла миф об уникальных качествах человека, о его природном превосходстве", его призыв "заново переосмыслить основные положения религии". Неотомистские идеи активно влияют на духовную жизнь общества в странах католического вероисповедания.
34. Персонализм и его представители
Персонализм (от лат. persona — личность). Одно из направлений современной философии, признающее личность высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности — Бога. Сформировался в конце XIX века в России и США, затем — 20 — 30-х годах XX в. во Франции и других странах. В России персонализм складывался в русле философско-лнтератур-ного течения начала XX века — "русского духовного ренессанса", — представители которого считали, что после вторжения в гуманистическую культуру Европы машин и техники произошло крушение традиционных устоев и ценностей и что в связи с этим необходима разработка учения о человеке, спасение гуманистической традиции. Судьба человека была объявлена основной проблемой эпохи.
Главные представители персонализма в России Николай Бердяев (1874 — 1948) и Лев Шестов (1866 — 1938). Основоположниками американского персонализма были Б. Боун и Дж. Ройс, их последователь Р. Флюэллинг издавал журнал "Personalist" (с 1920 г.), французские персоналисты объединились вокруг журнала "Esprit", основанного в 1932 году. Представители персонализма есть и в других странах.
— 107 —
Персонализм тесно связан с другими философскими течениями XX века, и частности с экзистенциализмом. Многие идеи являются общими у этих направлений. Персонализм различает понятия "индивид" и "личность". Человек как часть рода homo sapiens и как член общества есть индивид. Понятие личности шире и специфичнее, оно охватывает всю многогранность духовных проявлений человека. "Личность, — писал А. Бердяев, — есть не только существо разумное, но и существо свободное. Личность есть мое целостное мышление, мое целостное волнение, мое целостное чувствование, мои целостные творческие акты" ("О рабстве и свободе человека"). Личность создает сама себя, ей присуща свободная воля. "Общество и природа дают материю для активной формы личности. Но личность есть независимость от природы, независимость от общества и государства. Она противится всякой детерминации извне, она есть детерминация изнутри. Личность есть абсолютный экзистенциальный центр"' (там же).
Персонализм протестует против подчинения личности социальным объединениям, разного рода общностям, утверждает ее самоценность, ее приоритет. "Человек, человеческая личность есть верховная ценность, а не общности, не коллективные реальности, принадлежащие миру объективному, как общество, наука, государство, цивилизация, церковь". "Это есть, — писал Бердяев, — персоналистская революция ценностей". Персоналисты ■предвидели возможность установления тотального контроля над личностью, а такие как Бердяев и Л. Шестов были современниками тоталитарных режимов. Спасение человечества они видели в нравственном самосовершенствовании людей, в развитии и укреплении их личностного начала, чувства личного достоинства, что, по их мнению, невозможно без признания верховной личности Бога. Персонализм есть философский отклик на духовную ситуацию эпохи войн, социальных революций и тоталитарных режимов.
-.та, .1 •.
"Г;
— 108 —
.' 35. Неопозитивизм и постпозитивизм о новых v< h
т ориентирах философского знания '"' т
Возрастание роли науки в жизни общества в XIX и XX столетиях привело к изменению понимания задач философии. Теперь пристальное внимание ученых и философов вызывает сама наука, критерии научности, пути повышения результативности научных исследований. Это нашло отражение, в частности, в философии неопозитивизма. Неопозитивизм возник в 20-х годах в Австрии, В так называемый "Венский кружок", работавший под руководством Морица Шлика, входили логик Рудольф Карнап, физик Фридрих Франк, математик Ганс Ган и другие. На формирование позиций этой группы значительное влияние оказали работы раннего Витгенштейна, его концепция логического анализа философии. В Англии сходные идеи развивал Бертран Рассел. В 30-е годы большинство континентальных философов эмигрировало в США, где сложилась мощная школа логических исследований.
Неопозитивисты, следуя за Э. Махом и^О. Контом, усиливают критику в отношении философии. Традиционные философские проблемы они объявляют псевдопроблемами, поскольку они эмпирически непроверяемы. Одна из главных идей неопозитивизма — принцип верификации, т. е. сопоставления научных и философских высказываний с данными опыта, результатами экспериментов. Сложные предложения науки (например, формулировки законов) должны быть сведены к простым предложениям, а последние сопоставляются с фактами (например, протоколами экспериментов). Таким способом можно обосновать истинность или неистинность научных высказываний. Философские предложения такой проверке не поддаются и, следовательно, не являются ни истинными, ни ложными, а лишенными смысла (нельзя же, например, высказывание о природе субстанции свести к протоколам эксперимента). Неопозитивизм не отрицал значение философии в целом, но предложил для нее новую ориентацию. Предметом философии должна стать сама наука, логика научного исследования. Это направление видело цель философии в логическом прояснении мыслей, выраженных в форме
научных высказываний.
Признание принципа верификации означает, что исходной методологической установкой неопозитивизма был эмпиризм — убеждение в том, что опытные данные — основа и главное содержа-
— 109 —
'■:■:.!
ние науки. Для неопозитивизма характерен также физикализм, т. е. убеждение в том, что в эмпирических науках все предложения должны, в конечном счете, сводиться к предложениям физики. Но развитие науки в XX столетии показало, что в полной мере решить эту задачу не удается даже в таких близких физике науках как химия. Физикализм невыполним, по-видимому, принципиально в гуманитарных науках. Значение принципов эмпиризма и физикализма было преувеличено в философии позитивизма, свидетельствовало о некоторой недооценке ими роли теоретических конструкций в науке. Но выдвинутое ими требование мыслить ясно, разумно, доказательно, сыграло положительную роль в истории философии и науки XX столетия.
Более широкое представление о природе научного знания, об особенностях его развития дает философия постпозитивизма. Этим термином обозначают ряд философских концепций, возникших в 50 — 80-х годах XX века в процессе критики неопозитивизма. К этому течению относятся Карл Поппер, Томас Кун, Пол Файе-рабенд и другие.
Процесс развития науки в XX веке показал невыполнимость выдвинутой неопозитивистами программы перестройки всего здания философии, устранения "метафизических" терминов и теоретических понятий науки, т. е. невозможность жестко разграничить философию и науку. Выяснилась ведущая роль в науке теоретических конструкций, моделей, гипотез и других явно неэмпирических элементов знания. Карл Раймунд Поппер (род. в 1902 г.) выступил с концепцией "критического рационализма", согласно которой задача философии заключается в изучении роста научного знания.
Рост знания, по Попперу, происходит путем выдвижения гипотез, которые подвергаются критике и эмпирической проверке. Утверждаемые теории не носят абсолютного характера, но они тем правдоподобнее, тем правильнее, чем больше из них можно вывести следствий, которые могут быть подвергнуты критике и опровержению (принцип фальсификации высказываний).
Для Поппера характерен отказ от неопозитивистского принципа эмпиризма. Они не могли понять, — писал он о неопозитивистах, — что опытные данные "суть адаптивные реакции, а, следовательно, интерпретации, включающие теории и предрассудки... Они не могли понять, что не может быть ни чистой перцепции (восприятия), ни чистых опытных данных, как не может быть чистого языка наблю-
дения, поскольку все языки насыщены теориями и мифами". Познание, по Попперу, есть способ адаптации человечества к внешнему миру. В ходе его развития происходит решение проблем. Теории, которые помогают решать проблемы, правдоподобны, правильны, Не помогающие — устраняются. Этот процесс аналогичен естественному отбору в живой природе, в ходе которого "выбраковывают-ся" неприспособленные особи и виды.
В последние десятилетия XX века усилился интерес к истории науки. Исторические исследования показали, что развитие науки происходит в широком социокультурном контексте. Пол Файерабенд (род. в 1924 г.) выдвинул теорию эпистемологического анархизма, включающего в себя принцип пролиферации — размножения теорий. Он, как и Поппер, отрицает возможность "чистого" опыта, независимого от теоретических предпосылок. Теория, с его точки зрения, всегда предшествует эксперименту. Подходя исторически к развитию науки, Файерабенд рассматривает ее развитие в тесной связи с развитием других форм культуры. "Наука не отделена от других форм жизни, — пишет он, — из .незнания вообще, и из науки, в частности, неразумность исключить невозможно". На науку влияют человеческие пристрастия, другие личностные, психологические факторы. "Наука гораздо ближе к мифу, чем готова допустить философия", — утверждал он. Файерабенд показал, например, роль астрологии, алхимии в подготовке зрелой науки. "Многообразие, размножение теорий полезны для науки, в то время как их единообразие подвергает опасности свободное развитие индивида". Файерабенд предостерег против фетишизации науки, выступил за установление общественного контроля над наукой. "Демократия, — писал он, — представляет собой собрание зрелых людей, а не сборище глупцов, руководимых небольшой группой умников. Но зрелость не падает с неба, а приобретается тогда, когда человек принимает на себя ответственность за все события, происходящие й жизни страны и за все принимаемые решения".
Большой общественный резонанс имела книга Томаса Куна (род. 1922 г.) "Структура научных революций", (русск. перевод — 1975). Кун выделил в науке эволюционный и революционный периоды. Первый у него назван "нормальной наукой", второй — периодом научной революции. Кун ввел ставшие популярными понятия "научное сообщество", "парадигма", "аномалии" в науке. В период нормальной науки, согласно Куну, действует и является общепринятой
— 111 —
определенная научная парадигма (т. е. совокупность убеждений, ценностей, технических средств и приемов исследования, принятых научным сообществом). Новые факты вызывают аномалии в науке и приводят к научной революции, крушению старой парадигмы. Со временем утверждается новая парадигма.
Концепции постпозитивизма углубляют понимание сущности науки и ее истории, содействуют формированию активного отношения общества к науке, пониманию необходимости контроля над развитием науки.
j 36. Философия истории и культуры О. Шпенглера
ч-
На развитие философии XX века значительное влияние оказала книга немецкого философа Освальда Шпенглера "Закат Европы", вышедшая первым изданием в мае 1918 г. Еще не закончилась война, но ее развязка была близка. Успех книги Шпенглера, до того совершенно неизвестного читателям, был сенсационным. Само заглавие книги было созвучно настроению многих молодых людей, вернувшихся с фронта. Успех книги определялся необычной формой ее, широтой эрудиции автора, смело сопоставляющего разнородные факты истории культуры разных народов, кажущейся новизной главной идеи. Эта идея — рассмотрение истории как процесса, в котором параллельно сосуществуют самобытные, замкнутые, изолированные друг от друга культуры.
Шпенглер отрицает единство исторического процесса, идею его поступательного развития. Он критикует и высмеивает традиционную периодизацию истории, (Древний мир, Средние века, Новое время). История, по Шлепглеру, коренным образом отличается от природы. В природе действует причинность, в истории реализуется судьба. Культуры, но Шпенглеру, суть организмы. И как таковые, они отличаются внутренним единством и обособлены от других "организмов". "Культуры — живые существа высшего порядка, — пишет Шпенглер, — они вырастают со своей возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле. Подобно растениям и животным они принадлежат к живой природе Гете, а не к мертвой природе Ньютона".
Шпенглер насчитывает 8 мировых культур. Это: египетская, индийская, вавилонская, китайская, "апполоновская" (греко-римская),
— 112 —
"фаустовская" (западио-европейскаякая), и культура майя. Ожидается возникновение русско-сибирской культуры. Как организмы, культуры переживают периоды детства, юности, зрелости (цветения) и умирания. Достигнув стадии расцвета, культура исчерпывает свой творческий потенциал и "превращается" в цивилизацию. Фактором, определяющим жизнь культур, а значит — и историю, является идея, душа культуры. Шпенглер называет такую идею "прафеномен" (перевод 1991 — "прасимвол"),
Прасимвол специфичен для каждой культуры, он характеризует ее своеобразие, проявляясь во всех элементах культуры. Он есть всегда некоторая форма, а форма — пространственна. Поэтому в анализе своеобразия различных культур у Шпенглера центральным пунктом является рассмотрение особенностей представлений пространства у разных народов.
Прасимволом антнчной-культуры, выражающим "аполлоновское" начало, является отдельное материальное тело. Прасимволом западноевропейской культуры, в основе которой "фаустовская душа", является образ безграничного пространства. Шленглер сопоставляет реализацию этих прасимволов в этих культурах. В математике: греки понимали число как величину, западноевропейцы — как отношение, как функцию. Греческое понимание воплощало идею телесности, европейское — идею динамизма, В искусстве "аполлоновская душа" находит наиболее яркое воплощение в скульптуре, в изваянии обнаженного человека, "фаустовская", европейская — в музыке. Греческая драматургия — равнодушна к внутреннему миру человека, ее герои — игрушки в руках судьбы, западноевропейская драматургия и литература — обращаются к самосознанию человека.
Созданная людьми культура, ее прасимволы влияют на характер человека той или иной эпохи. Шпенглер отмечает деятельный характер западноевропейского человека. Жизнечувствование античного человека — пассивность. Стоики, как и эпикурейцы, учили отказу от борьбы и считали это идеалом. Напротив, активность, самоутверждение — таков этический идеал западного человека. Отсюда и в философии Запада — акцент на активность субъекта в познании (И. Кант и др.), не характерный для античности. Античной душе чуждо чувство истории. Европейский человек живет в горизонтах времени, развивается чувство историчности.
Шпенглер высказывает любопытные суждения о прасимволах других культур, например, древних египтян, "Рядом с бесконечным
— 113 —
Li
пространством Севера и Телом античности, он (египетский пра-символ) может быть выражен словом "путь". "Надгробные храмы Древнего Царства... являют собой ритмически расчлененную последовательность пространств. Сакральный путь, постоянно сужаясь, ведет от ворот к Нилу через проходы, ряды, дворы и колонные залы к усыпальнице". Отмечается значение ландшафта в китайской культуре, присущее философии дао — чувство направления, глубины.
Метод, используемый Шпенглером, при анализе разных культур есть метод аналогии. Он позволяет философу рассматривать как одновременные те события, персоны и явления культуры, которые хронологически не являются таковыми. Соотносительны ("одновременны"), по Шпенглеру. развитие античной и западной математики, Пифагор и Декарт, Архит и Лаплас, Архимед и Гаусс. "Одновременно протекают возникновение ионического искусства и барокко. Полигнот и Рембрандт, Поликлет и Бах — современники... Одновременны Александр Македонский и Наполеон...".
Пройдя стадии детства, юности и зрелости, культура угасает, превращается в цивилизацию ■— старость культуры. Ее душа осуществила полную меру своих возможностей, и культура коченеет. Переход от культуры к цивилизации в античности произошел в IV в. до н. э., на Западе — в XIX в. Для цивилизации, по Шпенглеру, характерны переход к городской форме жизни, империализм в политике, угасание литературы и искусства, техницизм.
Нова ли концепция Шпенглера? Мнения ученых по этому вопросу неоднозначны. Сходные идеи содержались в трудах русского философа-неославянофила Н. Я. Данилевского, выдвинувшего концепцию культур но-исторических типов. Однако доказано, что Шпенглер работ Данилевского не знал и выработал свою "морфологию культуры" самостоятельно. Историческая концепция Шпенглера оказала значительное влияние на последующее развитие философии истории. Один из крупнейших историков XX века Арнольд Тойнби (1889 — 1975) в своем 12-томном "Исследовании истории" под влиянием Шпенглера переосмыслил развитие человечества в духе теории локальных цивилизаций, которых он насчитал 21. До XX века, по Тойнби, дошли 5 (китайская, индийская, исламская, западная и русская). Книга Шпенглера писалась в период первой мировой войны (начата в 1911, закончена в 1918). Ощущение катастрофичности истории, грядущего заката Европы не было случайным. Это был философско-исторический отклик на бытие его времени. (О. Шпенглер родился в 1880 году, умер в 1936).
— 114 —
37. Феноменология к*.
Феноменология (от греч. ijiawonEvov "феномен" и А.б1>ос, "логос" — учение о феноменах/явлениях) — это направление современной философской мысли, утвердившееся в XX столетии. Феноменологией также называют своеобразную практику осмысления, нацеленную на истоки человеческого опыта и познания, скрытые в обыденной жизни, но очень важные для нее. Феноменологическое исследование предполагает истолкование смыслового содержания этого опыта и его сущностных структур, вскрытие потаенных пластов сознания. Феноменологическая практика воплощается не только в философии, а находит свое применение во многих областях научного знания: истории, психологии, психиатрии, социологии, искусствоведении и других дисциплинах.
Понятие "феноменология" появляется ранее самого движения (впервые — в "Новом органоне" (1764) И. Г. Ламберта как название "учения о видимости"). Его использовали И. Кант в "Метафизических началах естествознания", И. Г. Фихте трактовал феноменологию как учение о бытии сознания и его фактах," Г. В. Ф. Гегель. В "Феноменологии духа" представил диалектический процесс саморазвития-самопознания духа.
Основателем современной феноменологии считается Эдмунд Гуссерль (1859-1938), который опирался на идеи дескриптивной психологии Ф. Брентано. На становление Гуссерля как ученого повлияли философские концепции Р. Декарта, Г. В. Лейбница, Д. Юма, И, Канта, Б. Больцано, В. Дильтея и др., критически развитые и ассимилированные в рамках новой теории. Феноменологическое движение представлено громкими именами ученых, создавших собственные варианты учения: М. Хайдеггер, Р. Ингарден, А. Шюц, М. Шелер, Ж-П. Сартр и М. Мерло-Понти, Г. Г. Щпет, А. Ф. Лосев. Например, М. Хайдеггер разрабатывает в "Бытии и времени" фундаментальную онтологию как феноменологию человеческого присутствия (Dasein); Г. Г. Щпет — герменевтическую феноменологию; М. Шелер применяет феноменологию в антропологии, этике, аксиологии; Р. Ингарден — эстетике; А. Шюц — социологии. Феноменология оказала влияние на экзистенциализм, герменевтику, персонализм, структурализм.
Принципы теории феноменологии были заложены Э. Гуссерлем в "Логических исследованиях" (1900/01). В первом томе труда дана
— 115 —
критика психологизма в логике, основанная на различении и несводимости реального и идеального аспектов мышления, т. е. самих актов мышления и полагаемого ими содержания. Второй том посвящен исследованиям по феноменологии и теории познания. Трансформация феноменологической концепции Э. Гуссерля прослеживается в трудах "Философия как строгая наука" (1911), "Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии", I кн. (1913), "Картезианские размышления" (1931). "'Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология" (1936).
Феноменологическая философия ориентируется, прежде всего, на опыт непосредственного явления вещей. Неслучайно девизом феноменологии становится призыв "К самим вещам!" Для феноменологии, по мысли Гуссерля, важна не фактическая сторона познания, которая исследуется психологией, а сущностные смысловые структуры в их всеобщности. Гуссерль отстаивает идеал философии как строгой науки и бес пред посылочности феноменологического опыта. Это означает, что любые предпосылки подлежат прояснению, приведению к самоочевидности. Лишь самоочевидный опыт непосредственной самодаиности "вещей" может быть источником познания и истины. Таким образом, феноменология как наука о "первоистоках" знания претендует на статус наукоучения.
Требование "к самим вещам" означает, что существует необходимость пересмотреть привычный нам способ отношений с предметным миром. В практике мы смешиваем известные нам умозрительные свойства предметов, имитаиии, схемы, копии, симулякры (изображение без оригинала — Ж. Бодрияр) с реальными вещами. Наша картина мира определена господствующими научными (натуралистическими) и общепризнанными обыденными установками, клише. Чтобы освободиться от привычного одномерного способа видения мира, отказаться от бессознательно тенденциозных схем восприятия и мышления, следует научиться феноменологическому методу, основе феноменологической практики. Первым шагом на пути нейтрально-теоретического анализа является критическое осмысление собственного опыта, сознательное воздержание от прежних привычек полагания бытия, свойственных естественной установке. Естественная,или"натуралистическая", "догматическая", "наивно-теоретическая" установка противопоставляется Гуссерлем установке феноменологической как "подлинно теоретической", "трансцендентальной", "критической". Гуссерль призывает "заклю-