Основные характеристики античной философии.

Античная философия

ГЕНЕЗИС, ЭВОЛЮЦИЯ И СВОЕОБРАЗИЕ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Социальные и духовные условия формирования античной философии. Специфика античной философии, основные этапы ее развития. Космоцентрическая ориентация античной философии, основные категории античной мысли: космос, природа, эйдос, бытие и небытие, логос, душа, благо.

Возникновение и эволюция идеи первоначала в милетской школе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Развитие диалектических представлений в философии Гераклита: идея о переходе всех вещей в свою противоположность. Логос как всеобщая закономерность. Пифагор и ранний пифагореизм: число как начало. Идея количественной определенности космоса и чувственных вещей. Практический, нравственный и мистический аспекты пифагореизма.

Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон). Критика религиозно-мифологичес-кого антропоморфизма. Парменид: формирование философского учения о бытии и соотношении бытия и мышления. «Путь истины» и «путь мнения». Апории Зенона и их философский смысл.

Плюралистические концепции основания бытия. Рождение и развитие атомистических представлений в философии Левкиппа и Демокрита. Учение об атомах и причинности. Теория познания Демокрита.

Классический век древнегреческой философии. Антропологическая революция в античной философии. Социокультурный смысл учения софистов. Теория познания и этика софистов. Специфика философии Сократа. Содержание и сущность моральной философии и сократического метода постижения истины.

Философское учение Платона. Создание системы объективного идеализма. Учение об истинном бытии. Теория познания и диалектика. Платон о душе и ее бессмертии. Учение о добродетелях и принципах организации идеального государства.

Содержание и сущность философии Аристотеля. Классификация наук. Первая философия. Критика учения Платона об идеях. Учение о первичных и вторичных сущностях, материи и форме. Движение и его источники. Учения о душе и человеке. Теория познания и логика. Социальная философия Аристотеля.

Основные характеристики античной философии.

Этапы развития античной философии.

3. «Досократики» или ранняя классика.

Средняя классика, Сократ, софисты и сократические щколы.

Зрелая классика, Платоновская Академия.

Поздняя классика, Аристотелев Ликей.

Эллинизм. Стоики, эпикурейцы, скептики, неоплатоники.

Основные характеристики античной философии.

1. Космоцентризм античной философии. Чувственно-материальный космос как абсолют. Космос чувственно воспринимаем во всех его проявлениях, его существование очевидно и не нуждается в рациональном доказательстве. Вещь и тело есть принцип, следовательно не только космос есть тело, но и все в нем должно быть вещью и телом. Космос есть сумма всех вещей и тел или максимально обобщенная вещь.

2. Интуиция. Предрациональное восприятие всего сущего. Разделение Экзотерики от эзотерики.

3. Дихотомия как разделение космоса на противоположности по принципу «Я» и «не-Я». Небытие как Хаос. Космос как бытие. Логос как способ перехода от хаоса к космосу.

4. Диалектика как проявление логоса в рефлексии. Единство противоположностей как способ существования космоса и его закон. Пассивно-созерцательный характер диалектики – видеть мир правильно, но не изменять его.

5. Основная проблематика античной философии:

5.1. Диалектика «материи» и «идеи». «Материя» понимается как возможность, потенция всякого существования вообще, а «идея» есть чувственно-воспринимаемая картина (план) вещественного продуцирования и динамически-творческий принцип построения действительности. «Идея» имеет чисто мыслительный характер, т.е. продуцировалась мышлением и им же воспринималась, с одной стороны. С другой — имела форму, т.е. вещественный смысл, доступный зрительному восприятию. Активный характер созерцательности идеи, но активность чисто мыслительная, а не практическая. Идея также проходит становление как становятся вещи. Идея есть становление не только вещей, но и прежде всего — ценностей этой жизни. Диалектика «материи» и «идеи» имеет аксиологический аспект;

5.2. Диалектика «души» и «ума». Все существующее живет, то есть изменяется. Никаких причин для этого изменения внешних по отношению к космосу быть не может. Эта способность изменять саму себя называется «Душа». Целесообразность этих изменений обозначается категорией «Ум»— «Нус». Они не субъективно-личностные, а объектино-космические принципы. Нет «желания» и «воли» как принципа;

5.3. Диалектика судьбы и воли. Первоединство как сочетания порядка и хаоса. Единство разумного и неразумного в становлении вещей. Первоначало выше Ума и включает и все неразумное. «Судьба» исключает «добро» и «зло». Внеличностный принцип «первоединства».

Наши рекомендации