Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница

 
  Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru

В русском символизме проявилось несколько понnманий целей творчества: символизм как путь, открывающий новые возможности поэзии, и символизм как миропонимание, как особая философия. Младосимволисты значительно расшири­ ли ценностно-смысловое поле русской культуры за счет ак­ тивного обращения к античности («дионисийство» Вяч. Ива­ нова), культуре средневековья и эпохе Возрождения. Обра­ зы, сюжеты и мотивы разных культур выступали как услов­ ные коды, связывающие современность и культурное насле­ дие. Символические мотивы и образы, максимально расши­ ренный ассоциативный контекст позволяли символистам интерпретировать любую эпоху и любое культурное явление в соразмерном с актуальностью смысловом ключе.

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru

1 Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1 971. С. 469.

 
  Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru

Млаgосиftволисmы

В основе общего кризиса символизма как идейно-художе­ ственного течения, который обозначился в 1910-х гг. , лежало различное понимание старшими и младшими символистами основного художественного средства - символа. Вяч. Ива­ нов сделал доклад «Заветы символизма», А. Блок прочел от­ ветный содоклад, на которые В. Брюсов откликнулся статьей

«0 речи рабской в защиту поэзии». В творческой практике В. Брюсова и К. Бальмонта использовались «мирские» функ­ ции символа. Вяч. Иванов, А. Блок и А. Белый взяли за основу

«духовный» аспект символа, его возможности быть «посред­ ником» между земным и небесным, « проводником» мисти­ ческих чаяний, волнующих грез и прозрений, быть связую­ щим началом между индивидуальной волей творца и транс­ цендентным. Художественная практика и теоретические ра­ боты младосимволистов оказали решающее влияние на эпо­ ху постсимволизма.

Литература

Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. Кассау Ж. и др. Энциклопедия символизма. М., 1999. Па йftан А. История русского символизма. М., 1998.

Элли с. Русские символисты. К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый.

Томск, 1 996.

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru Эткинg А.М. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М., 1 996.

Андрей Белый

Один из значительных русских младосимволистов, перво­ проходец русского модернизма - Андрей Белый (Борис Ни­ колаевич Бугаев, 1 880, Москва - 1 934, Москва) - обладал многогранным талантом и проявил себя как поэт, писатель, критик и мемуарист. В 1 903 г. он сблизился с кружком петер­ бургских символистов, возглавляемых Д. Мережковским и

3. Гиппиус, познакомился с К. Бальмонтом, сталсотрудничать с журналом «Весы». Испытав сильное влияние Вл. Соловье-

ва, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Ф. Достоевского и Г. Ибсена, стремится создать собственную теорию символизма как спе­ цифического миропонимания. Будучи сыном математика, Бе­ лый тяготел к иррациональности, от музыкально одаренной матери воспринял своеобразный «симфонизм» мышления, индивидуальный музыкальный ритм. Сложность и своеобра­ зие его натуры, интенсивность духовной жизни, готовность к различным амплуа и душевным испытаниям позволили М. Цветаевой назвать Белого «пленным духом», сам себя он называл «Сыном эфира».

В кругу московских символистов Белый развивал и отста­ ивал концепцию религиозно-философского, теургического символизма, направленного на преображение бытия и откры­ тие качественно новых смысловых перспектив восприятия мира. Белый - поэт-мифотворец - был убежден, что жизнь и искусство должны слиться воедино. Он выстроил триаду, синтезирующую все уровни деятельности художника-теур­ га: мифотворчество - словотворчество - жизнетворчество. В стремлении к принципиальному обновлению синтаксиса и ритмических структур поэтического языка, синтезу поэзии и музыки, которая мыслится как общий космогонический принцип, Белый создает «Симфонии» (1902- 1 908) .

Четыре « Симфонию> - грандиозное целое, объединенное смелой и новаторской задачей передать в поэтическом слове созерцание великой тайны мира - лика Вечной Женствен­ ности. В предисловии к « Кубку метелей» - четвертой «сим­ фонии» - Белый писал: «Я хотел изобразить всю гамму той особого рода любви, которую смугно предощущает наша эпо­ ха, как предощущали ее раньше Платон, Гёте, Данте, - свя­ щенной любви. Если и возможно в будущем новое религиоз­ ное сознание, то пугь к нему - только через любовь». Для художественного мышления Белого характерна религиозная терминология без собственно религиозного, воцерковленно­ го содержания. Ранний период творчества некоторые крити­ ки называют «мистериальным». В это время им были созда-

 
  Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru

Млаgосиftволисты

ны: «Северная симфония (1 -я, героическая) » (1 904); «Возврат (3-я симфония)» (1 905); «Кубок метелей (4-я симфония)» (1 908), а также сборник «Золото в лазури» (1 904).

О четвертой «симфонии» «Кубок метелей» Эллис писал

так: «В этой симфонии Белому удалось вернуться к органи­ ческому, целостному переплетению всех элементов, напрячь до небывалой степени динамику образов, усложнить ритми­ ческий узор до неуловимой никаким анализом степени, при­ дать всем этим капризно-уплывающим, чтобы снова и снова вернуться в свое время, образам и видениям стройный, стро­ го предопределенный характер. Хаотическое нагнетание об­ разов, погоня оболочек вещей, лишенных сущностей, за сво­ ими астральными телами, сложнейшая координация путем целой сети невидимых нитей каждого с виду капризного дви­ жения, каждого изгиба, уклона и расщепления ради будуще­ го соединения, особенно же ритмическое чередование пос­ ледовательных приливов и отливов великого хаоса, за кото­ рым следует вспыхивание рожденной им звезды, - все это лишь внешний покров, еще более пышный, еще более пест­ рый, прикрывающий еще более безумный и трепетный по­ рыв экстатического ясновидения, брошенный через одну без­ дну к другой, влекущий все к тому же лучезарному Видению, к тому же исступленному и блаженному созерцанию Вечно­ Женственного, но разыгранн'ый самим же самосозерцающим сознанием, как пЬ нотам» 1• Сложность произведения обуслов­

лена творческой целью: в «Кубке метелей» Белый хотел со­

здать образ высшей, божественной Любви. «Чистый» симво­ лизм нуждался в особом сюжете, но в основе произведения лежит тривиальный любовный четырехугольник: юная кра­ савица Светлова, ее муж- инженер, ее идеальный возлюблен­ ный Адам Петрович, а также влюбленный в нее старик гене­ рал Светозаров. Эти символические персонажи вовлечены в космогоническую мистику с элементами и фантасмагории, и

 
  Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru

1 Эллис. Русские символисты. С. 213.

реального городского быта. В симфонии есть картины сельс­ кого пейзажа, какого-то монастыря, в котором Светлова пос­ ле смерти идеального возлюбленного (или его безумия после дуэли) становится и игуменьей, и молодой красавицей-ведь­ мой, носительницей земного и небесного эросов в их антино­ мичном единстве. Белый привлекает христианскую образ­ ность («Синева Господня победила время») , включает элемен­ ты фольклора, для того чтобы создать многоплановость бы­ тия: мир реальный, полный пошлости и быта, и мир музыкаль­ но-символический, в котором все обыденное оборачивается своей непознаваемой, но прекрасной сутью. "'

Организованный Белым в 1 903 г. кружок «Аргонавты», куда входили С. Соловьев, Эллис, А. Блок, своим названием подчеркивал пионерский, поисковый характер «плавания» по безбрежному океану идей и образов за «золотым руном» ис­ тины. Сборник стихов «Золото в лазури» (1 904) отразил ха­ рактерное для младосимволизма мировоззрение и тип поэти­ ческого письма, мистические чаяния и предвестия апокалип­ сиса, окрашенные романтической автоиронией. Поэт исполь­ зует возможности образа-символа, чтобы выразить предчув­ ствия близящихся всеобщих изменений, знаками которых являются вспышки «золота» в небесной «лазури» , «зори». Мистицизм соединяется с гротеском, романтические воззре­ ния с историческими реалиями. Чрезмерный субъективизм, условность, смешение внутренней и внешней перспектив делают поэзию Белого малодоступной пониманию, необходи­ мо знание контекста его личной жизненной сферы: сложных и подчас драматичных отношений с А. Блоком и его женой Л. Менделеевой, атмосферы Серебряного века в целом, идей­ но-философских поисков поэта в области оккультизма и тео­ софии.

За видимой простотой некоторых образов-символов ран­ него Белого скрывались сложные смыслы, обогащаемые за счет придания привычным словам нового расширительного значения. Например, «кольцо» - это и солнце, и жизненный

 
  Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru

1Уfлаgосимволисты

круг, замыкающий все смертью, и купол небосвода, и очер­ ченность ночной звезды кругом света, зовущего в вечность:

И ночь,и день бежал. Лучистое кольцо Ушло в небытие.

Ржаной, зеленый вал плеснул в мое лицо - В лицо мое".

Во второй половине 1 900-х гг. поэт переживает кризис прежних убеждений, угасание мистических надежд, еготвор­ ческий интерес обращен на трагизм современной жизни. Сборники « Пепел» (1 908), «Урна» (1 909) отразили и пережи­ вания революции 1 905 г., и кризис веры в философию Вл. Соловьева. В лирике появляется урбанистическая тема, окрашенная мотивами оборотничества, двойничества и оди­ ночества. Обращение к теме родины, имеющей для символи­ стов младшего поколения особое значение, у Белого отмече­ но чувством любви-ненависти, любви-жалости. В стихотво­ рении «Из окна вагона» создается безрадостная картина убо­ гой, нищей, богооставленной жизни:

Поезд плачется. В дали родные Телеграфная тянется сеть.

Пролетают поля росяные Пролетаю в поля: умереть.

<.. .>

И �абак, и погост, и ребенок, Засыпающий там у грудей: - Там - убогие стаи избенок, Там - убогие стаи людей.

Мать Россия ! Тебе мои песни, -

О немая, суровая мать! -

Здесь и глуше мне дай, и безвестней Непутевую жизнь отрыдать.

В сборнике « Урна» Белый прибегает к nрозаизмам герман­ ского метафизического словаря, выявляя иронический звук философских терминов, в сборнике «Пепел» используется

искусная полифония, многоголосие. Белый обращается к тра­ диции Некрасова, своеобразно обыгрывая его темы и исполь­ зуя его ритмы, ставшие знаком поэзии народнического на­ правления, как, например, в стихотворении «Родина» ( 1 908) :

Роковая страна, ледяная, Проклятая железной судьбой - Мать Россия, о родина злая,

Кто же так подшутил над тобой?

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru Формальная работа Белого над стихом сочеталась с рас­ ширением тематики, урбанистические мотИВ!j переплетались с темами народа и России. Основной тон сборника « Пепел» задается первым стихотворением, названным « Отчаяние».

Ощущение конца, провала, исторической неудачи, фатальной обреченности пронизывает весь сборник.

Довольно: не жди, не надейся - Рассейся, мой бедный народ!

 
  Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru

В пространство пади .и разбейся За годом мучительный год.

Где в душу мне смотрят из ночи, Поднявшись над сетью бугров, Жестокие, желтые очи Безумных твоих кабаков, -

Туда, - где смертей и болезней Лихая прошла колея, -

Исчезни в пространство, исчезни, Россия, Россия моя!

Белый заявляет о себе как о крупнейшем теоретике сим­ волизма. Хорошо знакомый с немецким, английским и фран­ цузским символизмом, о чем свидетельствуют его «Коммен­ тарии» к сборнику «Символизм» (19 1 0), Белый сформулиро­ вал и создал концепцию символа и русского символизма, при­ влекая в свои теоретические разработкИ и философско-эсте­ тические построения, и многообразнейшие линии и традиции

5-1 21 81

мировой культуры, включая Платона и Плотина, Ницше и Штейнера. Значительная часть статей о русском символизме собрана в его книгах «Символизм», «Луг зеленый» (191 0) ,

«Арабески» ( 191 1). Он выступил и как литературный критик, большое значение имеют его работы «Ритм как диалектика и " Медный всадник"» (1929) , «Мастерство Гоголя» (1934) .

В журнале «Весы» Белый опубликовал свой роман «Сереб­ ряный голубь» , где поставил культурфилософскую проблему положения России между Востоком и Западом. С 1910 г. Бе­ лый увлекается теософией, он путешествует по Италии, Ту­ нису, Египту и Палестине.

С 1912 по 1916 г. живет преимущественно в Западной Ев­ ропе, сближается с Р. Штейнером, антропософское учение которого оказало воздействие на мировоззрение Белого. В 1914 г. поэт принимал участие в строительстве антропософ­ ского храма Гетеанума. Своему учителю Белый посвятил Ис­ следование « Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении со­ временности» (1917). По возвращении в Петербург в 1916 г. Белый публикует роман «Петербург», выразивший его основ­ ные историософские идеи. Новаторская стилистика романа стала эстетическим образцом для писателей-модернистов. Конфликт между отцом-сенатором и сыном, подпавшим под влияние террористов, сосредоточен на отражениях искажен­ ного и расщепленного сознания. Некоторые исследователи усматривают в @бразе сенатора Аполлона Аполлоновича Аб­ леухова пародию на культ Диониса и Аполлона у Вяч. Ивано­ ва1. Стилизованная, или «орнаментальная», проза Белого, ис­ пользованная в романе « Котик Летаев» (замысел возник в 1917, опубликован в 1 921 г.) , содержит автобиографические черты. Автор совмещает реальность с мифом, проводит па­ раллели между развитием сознания ребенка и этапами куль­ турных эпох человечества. В современной культуре Белого-

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru

 
  Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru

1 Ханзен-Леве А Русский символизм. Система поэтических моти­ вов. Ранний символизм. СПб., 1 999. С. 48.

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru

состояния двойничества восхищался В. Набоков.

Октябрьский переворот поэт воспринял в мистическом ключе, как начало обновления человечества. На это восприя­ тие, вероятно, повлиял тот факт, что Белый, как и большин­ ство младших символистов, остро переживал ощущение все- · общего кризиса, ждал обновления мира. ЕЩе в период Пер­ вой мировой войны Белый пишет статьи: « Кризис жизни»,

«Кризис мысли», «Кризис культуры», несколько позже «Кри-

"

зис сознания» . Его видение мира осложнялось тем, что он

отождествлял революционные события и евангельские, что заметно в созданной им в 1918 г. поэме «Христос воскрес». В поэзии Белого этого периода появляются ноты, окрашен­ ные в тона надежды на преображение и всеобщее Воскресе­ ние.

С 1918 г. Белый участвует в работе новых советских уч­ реждений. В 1919 г. он становится председателем Вольной философской ассоциации в Петрограде. До 1 921 г. Белый пре­ подавал теорию стиха и прозы в Студии Пролеткульта, но в конце концов приходит к ощущению своей несовместимос­ ти с большевизмом. В 1 921 г. эмигрировал в Германию. Отъезд за границу тем не менее не считал эмиграцией. Некоторое время жил в Берлине. Во время жизни в Германии поэта по­ стигли глубокие разочарования, как личного плана (его жена А. Тургенева не согласилась возобновить совместную жизнь), так и мировоззренческого (дальнейшие контакты с Р. Штей­ нером не давали творческих результатов). В то же время имен­ но в 1922 г. Белый публикует много произведений: повесть

«Возврат», «Первое свидание: Поэма», «Глоссолалия: Поэма о звуке», «Записки чудака», «Стихи о России», «Путевые за­ метки», стихотворный сборник «После разлуки: Берлинский песенник» и очерк «Основы моего мировоззрения».

В 1 923 г. Белый вернулся в Россию и последние десять лет жизни провел на родине. Его мемуарная трилогия «На рубе-

6* 83

же №ух столетий» (1 930) , «Начало века» (1 933) , «Между №ух революций » (1 934) , написанная ритмизированной прозой,

воссоздает культуру и атмосферу Серебряного века, обще­ ственную жизнь России. Увлеченный автор часто искажает происходившее, субъективизм соседствует с мифотворче­ ством, что делает трилогию мемуаров Белого во многом фак­ тографически недостоверной.

Охватить поэтическим словом и символом тайну трансцен­ дентального поэзия Белого оказалась не в силах, но в целом его роль в русском символизме очень важна. Эллис подчер­ кивал, что миссией Белого явилось «показать всю безгранич­ ность символизма во всех его универсальных устремлениях, сделать все возможные, крайние выводы из теории художе­ ственного творчества как созерцания сущностей в явлениях, установить теоретически и практически все самые сложные связи символизма с чистой мистикой (вплоть до духовидения и теургии), современной научной философией и главными формами "нового религиозного сознания"»1•

Пройдя путь символиста как в творчестве, так и в жизни (о чем упоминает большинство современников-мемуаристов) , Белый и в последней своей поэме «Первое свидание» отзы­ вается на заветы Вл. Соловьева, создав космотеургический образ Любви к Вечной Подруге:

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru Так из блистающих лазурей ГХазами полными огня,

Ты запевающею бурей Забрилантилась- в меня: Из вышины - разгулы света; Из глубины - пахнуло тьмой; И я был взят из молний лета До ужаса - Тобой: Самой.

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru Современные критики видят в Белом представителя «ре­ алистического символизма», устремленного к истинной, ре­ альной теургии1 • Поэт утверждал: «В жизни символиста все -

1 Эллис. Русские символисты. С. 181.

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru

символ. Не-символа - нет» - и хотел воплотить глубинные архетипы народного религиозно-мистического миропонима­ ния, однако возможности символизма противоречили этому грандиозно:r:�у заданию.

Сочинен ия

> Белый А. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. М.; Л., 1966.

> Белый А. Петербург. Л.,1981.

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru » Белый А. Воспоминания: В З кн. // Серия литературных мемуа­ ров: На рубеже Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru ух столетий. М., 1 989; НачМЬ века. М., 1990; Между мзух революций. М., 1990.

> Белый А. Символизм как миропонимание // Серия «Мыслите­

ли ХХ века». М., 1994.

> Белый А. Критика, эстетика, теория символизма. Т. 1-2. М., 1994.

 
  Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru

Литература

Андрей Белый. Проблемы творчества. Статьи. Воспоминания. Пуб�

ликации. М., 1988.

Верлибр Е. О природе символа у Андрея Белого и Вячеслава Ивано­ ва // Гнозис. 1 973. No 3-4.

Лавров А. Мифотворчество «Аргонавтов>> // Миф - фольклор -

литература. Л., 1978.

Эллис. Русские символисты. Томск, 1988. С. 181 -270. Эткинg А.М. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории

Серебряного века. М., 1 996.

Александр Блок

К моменту кризиса символизма в 1910 г. Блок был един­ ственным из символистов, кто пользовался широкой популяр­ ностью. Александр Александрович Блок (1 880, Санкт-Петер­ бург - 1 921, Петроград) , представитель младшего поколения

русских символистов, один из самых музыкальных и трагич-

 
  Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru

1 Бычков В. 2000 лет христианской культуры: sub specie aesthetica:

В 2 т. Т. 2. М.; СПб., 1999. С. 41 6.

ных поэтов ХХ в., а также драматург и критик, занимает уни­ кальное место в истории русской литературы. Поэт прошел сложный путь, характерный для. художников рубежа веков. В 1 902 г. он сблизился с кругом петербургских символистов во главе с Д. Мережковским и 3. Гиппиус, которые в 1 903 г. опубликовали его стихи в журнале «Новый путь». Своих пер­ вых почитателей Блок нашел в Москве, в кружке «Аргонав­ тов», дружба-вражда с А. Белым, лидером «Аргонавтов», про­ должалась у Блока всю жизнь.

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru Прототип первого символистского цикла стихотворений, опубликованного под названием «Стихи о Прекрасной Даме» (1 904) , - Л. Менделеева, ставшая женой Блока. «Стихи о Прекрасной Даме» выявили влияние идей Вл. Соловьева. Прекрасная Дама - Вечная Женственность, Душа Мира, Веч­ ная Тайна, открытие которой приведет к Истине. Долг поэта - молитвенное служение, духовное восхождение, необходимое f!.1!.Я лицезрения Ее Красоты. В сборнике ощутимы настрое­ ния тревоги, духовного напряжения, ожидания ясного «при­ зыва» и поиски « ответа» и «разгадки».

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

Весь гориз6нт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты

И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты.

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru Для основных принципов структурной модели цикла су­ щественными оказались группы образов: «Бог» и «небо»;

«ТЫ», « Она», « Прекрасная Дама»; «природа»; «поэт», которые вовлечены в космическую жизнь и жизнь «города» 1. В после-

1 Минц З. Г. Частотный словарь «Стихов о Прекрасной Даме» Ал. Блока и некоторые замечания о структуре цикла // Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1 999. С. 568-698.

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru

дующемтворчестве эти образы обогащаются новымисмыс­ лами и значениями. Сквозным лейтмотивом поэзии Блока сталаидея о воплощении Вечной Женственности, имеющей то божественные черты, то демонические, искаженные урод­ ством самой жизни и психологией современника. Поэтичес­ кий миф Вечной Женственности, созданный Блоком, имеет два полюса - культ Прекрасной Дамы и образы Незнакомки (стихотворение «Незнакомка» и одноименная пьеса) и Кать­ ки (поэма «Двенадцать») . Сквозь призму Вечной Женствен­ ности поэт воспринимает и родину, ее судьбУ.":

Сборники стихотворений «Снежная маска» (1 907) , «Зем­

ля в снегу» (1 908) , «Ночные часы» (191 1), «Стихи о России»

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru (1915), цикль1 стихов «Ante Lucem», «Распутья», « Пузыри зем­ ли», «Город», «Фаина», «Заклятье огнем и мраком», «Вольные мысли» (написаны свободным стихом) , «Кармен», «Родина» (1 907-1916), «Ямбы» отражают сложный путь Блока от ро­ мантического дуализма и мистицизма ранней поэзии к воп­ лощению трагических коллизий русской истории, этапы пре­ одоления иррациональности и импрессионистичности изоб­ ражения и обращения к социальной действительности, пере­ ход от личного к общезначимому. Юный Блок - ученик и последователь романтизма, самостоятельно открывший воз­ можности символа для передачи глубин духовной жизни

«внутреннего человека», зрелый Блок - оригинальный поэт со своей темой о России и Любви, поздний Блок - трагичес­ кий поэт, который не только предчувствует, но и видит не­ поправимый разрыв «связи времен» , ведущий к умалению человеческой свободы и свободы художника.

Оживленную дискуссию в среде символистов вызвала поставленнаяВс.Мейерхольдом в Театре Комиссаржевской пьесаБлока«Балаганчик»( 1 906) , направленная против ил­ зионизма и лжемистицизма. Пьеса была воспринята как от­ ступничество от заветов символизма. А. Белый даже вызывал Блока на дуэль. «Балаганчик» Блок объединил еще с двумя пьесами: «Король на площади» и «Незнакомка» (обе - 1 906) ,

создав драматическую трилогию, выявляющую суть «маска­ радной эпохи» и ее <<Трагическую вину» в смешении «планов бытия». Именно Блок выразил противоречивый дух Сереб­ ряного века и определил его доминирующий цвет - цвет се­ ребра. Он возникает в образах «Снежной маски» и «Фаины», в снежной вьюге поэмы «Двенадцать».

В лирических произведениях Блок развивает традицию

«чистой поэзии», восходящую к В. Жуковскому, М. Лермон­ тову, Я. Полонскому и А. Фету. На музыкально-стиховую рит­ мику поэзии Блока определенное воздействие оказал городс­ кой романс. Самый пронзительный из символистов, лирик и романтик, Блок стал и самым трезвым реалистом во взгляде на современного человека:

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru Рожденные в года глухие Пуrи не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России - Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы !

Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы - Кровавый отсвет в лицах есть.

Свои первые три тома лирики Блок назвал «трилогией во­ человечивания». Стихотворения о чистом почитании Девы Марии, Царицы Чистой, иконы « Нечаянная радость» (одно­ именный сборник 1 906 г.) соседствуют с воссозданием, вос­ лед за В. Брюсовым, жизни большого города, где люди разоб­ щены, а высокое профанируется, снижается до своей проти­ воположности: Вечно Женственное превращается в образ Незнакомки.

Представляет интерес Блок и как комментатор своей же поэзии. В статье « Безвременье» (1 906) , анализируя психоло­ гию .и философию современного человека, потерявшего чув­ ство праздника Рождества Христова и, как следствие этого, ощущение теплого очага, собственного дома, автор цитирует свои же стихи и hогружает их в неожиданный контекст.

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru Там, в ночной завывающей стуже, В поле звезд отыскал я кольцо.

Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо.

Вот плывуг ее вьюжные трели, Звезды светлые, шлейфом влача, И взлетающий бубен метели, Бубенцами призывно бренча.

С легким треском рассыпался веер, Разверзающий звездную месть,

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru Но в глазах, обращенных на север/' Мне холодному - жгучая весть.

Автор пишет: «На сквозняках безлюдных улиц эти бродя­ гиточнораспяты у стен. Они встречаются глазами, и каждый мерит чужой взгляд своим и еще не видит дна, не видит, где приютилась обнищавшая душа человеческая. Только одеж­ ды взвиваются в лохмотьях снежной пыли. Кажется, эти люди, как призраки, поднимутся вместе с бурей в черную пропасть неба, точно полетят на крыльях. <".> Исчезает лицо, и опять кутается в снежное кружево, и опять возникает мечтой о бесконечной равнине. <".> Горе тому, кто заглядится в стек­ лянный, астральный взор. Он обречен на игру случайностей, на вечное кружение среди хлопьев, улетающих во мрак» 1• Позже в поэме «Двенадцать» такая же вьюга, сметающая все и всех на своем пути, будет кружить и несчастного Петьку­ убийцу, одного из двенадцати, готовых разрушить последние человеческие пристанища, хранящие тепло очага: « Закрывай­ те етажи, / Нынче будут грабежи», - и стрелять в Христа,

который движется «поступью наgвьюжной» с «кровавым фла­ гом».

 
  Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru

С точки зрения Вечной Души и Вечно Женственного раз­ рабатывается основная тема лирики Блока - тема России, Родины. В цикле « На поле Куликовом» поэт говорит о нераз­ делимости собственного пути и русской истории:

1 Блок А.А. Указ. соч. С. 72.

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница - student2.ru О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!

Наши рекомендации