ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс
Дисциплины Философия
Специальность (направление подготовки) 050303 Иностранный язык
Факультет_иностранных языков
Кафедра___общегуманитарных и естественно-научных дисциплин___________________________________________________
Москва-2011
Часть I.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Философия»
Разработал
Тинякова Е.А., канд. филос. н., доцент
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
Кафедра общегуманитарных и естественно-научных дисциплин 20 сентября 2011 г.
Протокол №
Зав. кафедрой _Лобанов Р.О. канд. истор. н. доцент
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
– предмет является обязательной дисциплиной;
– относится к дисциплинам гуманитарного цикла.
– текст требований к обязательному минимуму содержания программы подготовки выпускника по данной дисциплине с указанием индекса и общего количества часов
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Типы философствования.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Этика, эстетика, философия религии как ветви философского знания.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Философия науки как направление философии. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Футурология и глобалистика как родственные философии науки.
Общее количество часов
Факультет иностранных языков, очное обучение, 2 курс
Всего: 140 час.+ 72 ауд. час.+ 68 сам. раб.
3 семестр: 24 час. лекции+ 12 час. практ. + 34 сам. раб. нет официальной формы контроля для отметки в зачетке
4 семестр: 24 час. лекции + 12 час. практ.= 34 сам. раб. форма контроля- экзамен
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина Философия предназначена прежде всего для мировоззренческой подготовки будущих специалистов, создания всесторонней гуманитарной базы образования.
Основные цели дисциплины:
– эвристическое развитие студентов;
– использование философии для осознания фундамента культуры;
– духовное развитие студентов, применяя воспитательную функцию философии.
Решаемые задачи задачи:
− использовать структуру философского знания для понимания основных направлений образовательного процесса;
− применять проблемный подход в обучении для развития самостоятельности мышления;
−опираясь на «слово» как основной научный инструмент философии, формировать лингвистическую культуру, которая включает как иностранный, так и русский языки.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
По окончании изучения дисциплины студент должен:
знать:
– основные понятия и термины философского языка, уметь переводить их на язык повседневного общения;
– знать философов, которые включены в программу курса философии, их концепции, основные работы философов, принадлежность к философской школе, стране и время их жизни, чтобы помещать их в пространство своей эпохи;
– знать, в основном, философскую литературу, доступную в научной библиотеке вуза, т.е. владеть библиографическим поиском;
– студенты должны уяснить- хорошо знать философию только по одному учебнику нельзя;
– четко знать, какими проблемами философии владеют свободно, и какие представляют трудность;
– знать разделы программы курса философии в тезисном изложении и соотносить ее с содержанием учебника.
– студенты должны знать, что успех владения философией складывается из труда и творчества.
уметь:
•классифицировать мысли и идеи, уметь выстраивать их логическую иерархию;
· приобрести системный подход к усваиваемому знанию;
· развить критическое мышление, как в отношении своих мыслей, так и мыслей ученых и других людей;
· усвоить силу слова через философское знание в общении людей;
· овладеть техникой спора на основе изучаемого философского материала;
· культивировать автономность и самостоятельность мышления, чтобы в учебном процессе не зависеть от учебника при ответах (не считывать тексты при ответах);
· заложить матрицу философской учебной информации через предлагаемые преподавателем тесты;
· благодаря аксиологической компоненте философского знания повысить ценностные ориентации учебного процесса по всем предметам.
владеть навыками:
· четко ограничивать свои мысли и не склоняться к пустым абстракциям;
· избегать схоластического подхода к философии, а от философских мыслей обращаться к практике жизни, но и не быть примитивным прагматиком;
· с помощью философии прояснить свою культурную позицию в жизни;
· усвоить определенный запас философских афоризмов, которые вписывались бы в контекст жизни;
· благодаря проблемам гносеологии и эпистемологии улучшить свой познавательный процесс как обучающегося;
· проблемами социальной философии помогать преодолевать трудности социального контекста жизни;
· с помощью философии преодолевать негативные моменты общения- нежелание учитывать мнение другого человека, догматизм в мышлении и другое.