Природа философского познания

Тема 2. Философское познание государства и права. Основные концепции философии права

Вопросы:

Введение

Природа философского познания

Проблема истины в философии права.

Основные концепции философии права.

а) Позитивизм

б) Диалектический и исторический материализм

в) Феноменология

г) Экзистенциализм

д) Прагматизм

е) Религиозная философия

ж) Психоанализ

з) Юридический позитивизм

и) Социологические концепции права

к) Теории естественного права

Структура философии права.

Заключение

Литература

1. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т.Т.1/ С.Н. Бабурин, А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин и др. Отв. ред. Марченко. – М.: 2011. с. 72- 91..

2. Малахов В.П. Философия права. Формы теоретического мышления о праве. Таблицы и схемы. М.: 2009.

3. Философия права: Учебник / Под ред. Данильяна. М.: 2005. 416 с.

4. Радбурх Г. Философия права. М. 2004. 238 с.

5. Философия права: учебник. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. М.: 2010. 351 с.

6. Философия права. Учебное пособие. Михалкин Н.В., Михалкин А.Н. М.: 2011. 393 с.

Введение

Познание — один из видов человеческой деятельности, один из способов духовно-практического освоения человеком мира. Различают знание и познание. Если знание — адекватное представление людей о действительности, то познание — спо­соб получения знаний. С первобытных времен человек в борь­бе за выживание вынужден был добывать максимально полное и точное представление об окружающем мире, о свойствах ве­щей и об их отношениях. Добротность знаний о действитель­ности непосредственным образом влияла на уровень защи­щенности человека от неблагоприятного воздействия сил при­роды.

Природа философского познания

По мере усложнения социокультурных форм человеческого бытия развивалось сознание людей, совершенствовались средства познания мира. Уже на этапе неолита (8—4 тысячелетие до н. э.) оформились основные виды познания: обыденное, религиозно-мифологическое, художественное (эстетическое), научное, философское. Если в Древнем мире данные виды по­знания существовали, как правило, слитно, накладываясь одно на другое, то позднее (начиная с эпохи Возрождения) они за­метно дифференцировались.

На уровне обыденного познания постигаются очевидные, элементарные истины (например: власть предполагает подчи­нение, право есть регламентация поведения человека и т. п.). Не следует думать, что обыденное познание политико-право­вых явлений было свойственно людям только на ранних эта­пах исторического развития, в донаучную эпоху. Для человека современной культуры обыденное познание — также неотъем­лемый элемент процесса познания, создающий эмпирическую базу для более высоких форм познания.

Религиозно-мифологическое познание в основном было свойственно древним народам. Вместе с тем и мифология, и религия, давая свое, зачастую мистифицированное, объясне­ние политико-правовых явлений, стремились выявить в них рациональный компонент, найти в них логику и смысл. По­строенная на основе религиозно-мифологического познания картина мира нередко давала людям довольно точные ориен­тиры политического поведения.

Искусство предоставляет человеку (и в древности, и сей­час) дополнительную возможность с помощью конкретных об­разов литературных, музыкальных, архитектурных произведе­ний лучше понять специфику мира политики и права. Напри­мер, сочинения О. де Бальзака, Ч. Диккенса, Л.Н. Толстого, Ф. Кафки способны сказать о бездушии государственной ма­шины больше, чем отдельные теоретические статьи.

Наука — наиболее важный вид познавательной деятельно­сти, направленный на выработку объективных, системно орга­низованных и обоснованных знаний о мире. Благодаря науке человечество смогло развить производительные силы до ги­гантских размеров, создав на этой основе высокий уровень материального благосостояния. Для научного познания харак­терно стремление к получению о свойствах вещей предельно точного, объективного знания (особенно для естественных и технических наук).

Философия — особый вид познания, в рамках которого ведется поиск предельных смысловых, ценностных и логиче­ских оснований вещей.

Вопрос об особенностях философского познания непосред­ственно связан с пониманием сути философии, причин, места и времени ее появления. Несмотря на всю дискуссионность /той темы, есть ряд положений, по которым имеется относи­тельное согласие.

Философия появляется на той стадии развития людей, ко­гда у них формируются самосознание, потребность в осмысле­нии себя как автономного существа и своего места в мире. На определенном этапе развития человек начинает выделять себя из мира вещей, осознавая свою особую значимость и роль. Как мыслящий субъект, он противопоставляет себя миру как познаваемому объекту, что рождает так называемые субъ­ект-объектные отношения. В основе сознательного противо­поставления себя миру лежит этическая потребность человека понять самого себя и свое место в мире. Лучше других этот нравственный поиск сформулировал И. Кант в виде четырех вопросов, которые человек всегда задавал и всегда будет зада­вать себе: 1) что я могу знать? 2) что я должен делать? 3) на что я смею надеяться? 4) что есть человек? В конечном счете содержание всей мировой философии и есть результат нескон­чаемой попытки дать ответы на эти «вечные» вопросы. «Веч­ными», или «проклятыми», их называют потому, что человек в силу своей нравственной природы обречен ставить их перед собой, но, к сожалению, без особых перспектив их оконча­тельного разрешения. Кто-то может возразить, что не вся ми­ровая философия подчинена этике, например с ней не имеют прямой связи онтология или философия природы. Однако и эти разделы философского знания имеют мировоззренче­ский аспект, так как их рассмотрение способствует проясне­нию главного философского вопроса о назначении человека и его месте в мире.

«Напряженность творческих поисков философской мыс­ли, — верно отмечает В.С. Швырев, — связана прежде всего со стремлением теоретически осмыслить проблему отношения человека и мира, "вписанности" человека в мир, выработать такое целостное понимание мира, которое давало бы возмож­ность включить в него человека и, напротив, рассмотреть че­ловека с точки зрения универсума в целом, понять его место и предназначение в природном и социальном мире. Основная проблема заключается здесь в том, что человек выступает не просто как часть мира в ряду других вещей, а как бытие осо­бого рода, выходящее за рамки мира объектов, обладающее душевной и духовной жизнью, способное в сознании и в практике проявлять активное отношение к миру. По сравне­нию с другими формами мировоззрения эта проблема в фило­софии теоретически заострена, выступает наиболее рельефно, составляя основу всех философских размышлений об отношении субъекта и объекта, духовного и материального, сознания и бытия, свободы и необходимости и т. д. "Единство противо­положностей", заложенное в самой сущности философской мысли, связанное с необходимостью "включения" человека и мир и вместе с тем рассмотрения его особого места в мире, определяет глубинную диалектику философского сознания»[1].

Итак, суть философского познания состоит в том, что оно нацелено на выявление смысла и целей человеческого сущест­вования, т. е. носит мировоззренческий характер. В основе философского познания лежит стойкий мотив самоопределе­ния человека как разумного и нравственного существа. Ре­зультат такого самоопределения — формирование смысловой картины мира, через призму которой человек воспринимает действительность и себя в ней. Специфика философского соз­нания и познания наиболее ярко проявляется в переломные эпохи истории человечества, когда рушатся привычные формы жизни и перед обществом встает проблема выбора новых цен­ностных ориентиров. Так, рождение философии в Древней Греции связывают с «великим культурным переворотом» X—5 вв. до н.э., -когда полисная демократия открыла дорогу к свободному обсуждению социальных и духовных проблем2. Философию Сократа, Платона или Аристотеля можно рас­сматривать как попытку предложить новую модель взаимоот­ношения человека с миром (природным и социальным).

Философию часто называют рационально-теоретической формой мировоззрения. Это означает, что человек, стремясь понять смысложизненные проблемы своего бытия, обращается не к постулатам мифа или религии, а к доводам разума. Логи­ка собственной мысли заставляла людей приходить к выводам, зачастую противоречащим религиозно-мифологической карти­не мира, традициям и обычаям. С самого начала философское познание означало свободу и творчество, не связанное с зара­нее установленными истинами. Философия стала проявлением самостоятельного мышления и самостоятельного поведения, формирующего в человеке чувство ответственности. Свобода философской мысли зачастую несла с собой критический пе­ресмотр устоявшихся взглядов на природу и общество, что де­лало философию и философов заметной социальной силой (пифагорейский союз, софисты). Казнь Сократа — пример влияния философии на консервативный быт древних греков, стремившихся оградить себя от сомнительных ценностей и идей.

Философия как сфера свободного обсуждения идей зачас­тую становится формой самосознания той или иной историче­ской эпохи. Философское познание, обобщая достижения раз­ных областей культуры, пытается привести их к некоему об­щему знаменателю, выразить их в универсальных категориях. Исторически-конкретная культура того или иного народа, его быт и формы жизни получают в философии предельно широ­кую и обобщенную оценку. В философии как форме самосоз­нания формируется ценностный идеал общества, который мо­жет быть консервативным, реакционным или революционным, ориентировать общество на прогрессивное развитие или на стагнацию. Так, в философии Просвещения XVII—XVIII вв. был сформулирован социальный идеал буржуазии, определив­ший на века вперед формы экономической, политической, ре­лигиозной, научной и культурной жизни стран Запада. Рыноч­ная экономика и правовое государство, идеологический и ре­лигиозный плюрализм, ставка на науку как производительную силу общества, социальный оптимизм и вера в лучшее буду­щее человечества — вот базовые ценности, выдвинутые евро­пейским рационализмом.

Другой пример философской рефлексии — Россия второй половины XIX — начала XX в., когда интенсивно обсуждались несколько социально-политических проектов: консерватив­но-почвеннический, социалистический, либерально-западниче­ский. Все три проекта отражали глубинные запросы русского народа, что парадоксальным образом переплавилось в совет­скую государственность. Практика «реального социализма» в СССР стала реализацией нескольких векторов русского на­ционального самосознания и правосознания: 1) средневековой имперской идеи «Москва — Третий Рим», 2) крестьянского идеала уравнительного социализма, 3) стремления (хотя бы и внешнее) к сближению с Европой (идеи народного сувере­нитета, парламентаризма, выборности и т. д.). Крах СССР произошел не столько в результате экономической стагнации или диссидентского движения за права человека (во многом инспирированное западными спецслужбами и в целом оказав­шееся чуждым населению страны), а потому, что идея советской власти исчерпала себя. Самосознание общества конца 1980-х — начала 1990-х гг. зафиксировало не просто утрату ба­зовых советских ценностей, но распад всей ценностной систе­мы координат. В последующие годы философская рефлексия постсоветской интеллектуальной элиты России с неизменно­стью демонстрировала состояние растерянности, утрату ориен­тиров и жизненной энергии.

Особенности философского познания наглядно просматри­ваются на фоне других видов познания. Как отмечалось выше, философия как самостоятельная отрасль знания появляется в Античности и оформляется в Новое время. Вместе с тем да­же в XX в. философия зачастую включает в себя нефилософ­ские компоненты: науку, эстетику, религию. Так, европейская философия XVII—XVIII вв., в эпоху бурного развития естест­вознания и математики, стремилась и внешне, и по содержа­нию быть похожей на науку. Лексика философских текстов изобилует словами «аксиома», «теорема», «закон», авторы стремятся к максимальной формализации, точности и строго­сти своих тезисов, определений и выводов. В XIX—XX вв. идея научности философии достигает своей кульминации в позитивизме и близких к нему направлениях, где филосо­фия объявлялась синтезом всех наук, а всякая метафизика (знание о сверхприродных основах мира) — фантазиями досу­жего ума.

Европейская и русская культуры дали много произведений искусства, пронизанных философскими идеями. Драмы В. Шекспира, поэзия И.В. Еёте, Д.Н.Г. Байрона, Ф.И. Тютче­ва, романы Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, оперы Р. Ваг­нера, живопись С. Дали, фильмы И. Бергмана или А.А. Тар­ковского представляют собой не просто явления эстетики, но зачастую — развернутые философские концепции. Для России XIX — начала XX в., когда, казалось бы, уже вполне встала на ноги профессиональная философия, выдающиеся философ­ские идеи зачастую высказывались именно в художественной форме. Например, для философского понимания русской ис­тории и русского правосознания романы Ф.М. Достоевского дали больше, чем тексты профессиональных философов.

Соединенность философии и религии также имеет давнюю и прочную традицию. Философский компонент у теологов — обычное дело. Накоплен огромный массив литературы, где в контексте какой-либо религиозной догматики ставятся и обсуждаются философские проблемы (Фома Аквинский, Ж. Маритен, В.С. Соловьев, НА. Бердяев, С.Л. Франк и др.).

Наука, эстетика и религия приобретают философский ас­пект, когда включают в себя мировоззренческий компонент, выраженный в рационально-теоретической форме. Без данного компонента любой из названных элементов культуры предста­ет перед нами исключительно с функциональной стороны: наука добывает знания, искусство дарит удовольствие, религия дает возможность отправлять культ. Философия в этом случае исчезает.

Философское осмысление государства и права также всегда предполагает мировоззренческий, смысложизненный аспект. Философскому анализу могут подвергаться самые разные сто­роны политико-правовой действительности (онтология, гно­сеология, аксиология, праксиология, эстетика, логика права), но все они должны быть подчинены главному — вопросу о смысле человеческого существования. Забвение этой глав­ной, конечной цели всякого философского исследования мо­жет заметно обеднить или даже исказить наше представление о государстве и праве.

Наши рекомендации