Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 20 страница
А. Кобринский в предисловии к новому и пока единствен ному изданию стихотворений Шершеневича, включившим произведения, не напечатанные при жизни автора, отстаива ет точку зрения, что именно его поэзия «представляет собой
Имажинизм
одну из вершин русской лирики ХХ в. - и совсем не только ее имажинистского крыла; он, словно задавшись целью про демонстрировать условность и прозрачность границ русско го авангарда, - подчеркивает исследователь, - писал стихи, следуя эстетическим принципам самыхразличныхлитератур ных направлений: символизма, эгофутуризма, кубофутуриз ма, имажинизма...» 1•
Вадим Шершеневич начал печататься с 18 лет, дебютиро вал книгой стихов «Весенние проталинкю> ( 191 1). Сборники стихотворений, выходившие в 1913 г. в Москве в издатель стве «Мезонин поэзии», носили явный отпечаток влияния символизма, - «Carmina: ЛИрика (191 1-1912)», « Экстрава гантные флаконы» и «Романтическая пудра». Высокую оцен ку его поэтическому языку дал Н. Гумилев: «Выверенный стиль, интересные построения заставляютрадоватьсяегости хам. <".> Изысканные рифмы <".> не перевешивают стро
|
1 Кобрин А «Наши стихи не для кротов. "». Поэзия Вадима Шерше- невича // Шершеневич В. Стихотворения и поэмы. СПб., 2000. С. 8.
2 Гумилев Н. Письма о русской поэзии // Аполлон. 1913. № 3.
от фабрики до хвоста собаки, которую через миг раздавит трам. Поэтому более чем понятно, что лирик, опьяненный жизнью, опьянен именно динамикой жизни» 1• Поиски собра тьев по воззрениям ненадолго привели Шершеневича в ла герь эгофугуристов, но в 1918 г. он принимает участие в ос
новании группы имажинистов, которую возглавил, особенно близко сойдясь во взглядах с А Кусиковым. Началом зарож
дения идеи образотворчества, приведшей к возникновению литературного течения имажинизма, стала полемика о роли образа в поэзии, «бесстрашно вглядывающейса в глаза Нын че». На обложках сборников стихов «Крематорий» и «Вечный жид» (оба - в 1918) стояло «имажинист Вадим Шершеневич». В 1920-х гг. Шершеневич, отрицая и классftческую поэзию прошлого, и ужасаясь художественной бесплодности поэтов, принадлежащих к группе «Октябрь» и « Кузница», искал но вые возможности поэтического самовыражения за предела ми «охоты за агитпродукцией» . Под все усftливающимся по
литическим нажимом поэт обратftлся к работе над инсцени ровками и переводами У. Шекспира, Ш. Бодлера и Э. Парни. Стихотворения Шершеневича долгое время не переизда
вались. Сборник « Стихотворения и поэмы» (2000) , включив ший стихотворения зрелого периода «Лошадь как лошадь»,
«Итак итог», а также драматические произведения «Быстры> и «Вечный жид» , является итогом исследовательских и изда тельских проектов по восстановлению целостной картины поэтической культуры Серебряного века..
В творчестве Шершеневича преобладают любовные, ур банистические и патологические темы. Урбанистическая те матика сочеталась с темой творчества как познавательного процесса, в котором лишним становится все, что уже было использовано или апробировано. Автор объяснял: «Поэзия покинула Парнас; неуклюжий, старомодный, одинокий Пар-
1 Шершеневич В. Пунктир футуризма // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 1 984 г. С. 1 72.
Иftажин изft
нас " сдается по случаю отъезда в наем" . Поэтическое, т.е. лун ные безделушки, "вперед - народ" , слоновьи башни, риф мованная риторика, стилизация, - распродается по дешевым ценам. Этим объясняется мнимая непоэтичность и антиэсте тичность моей лирики. Слишком все "поэтичное" и " краси вое" захватано руками прошлых веков, чтобы оно могло быть красивым» 1 • Шершеневич вводит в поэзию антигероя, который ищет возможности укрыться от невыносимой социальной дей ствительности. Поэт прибегает иногда к шокирующим неожи данностям, по его определению, поэзия - это искусство соеди
нения автономных слов и образов (стихотворение «Зеленая улица» ). В «Квартете тем» (1 919) настаивается на автономно сти жизни и принципиальной непознаваемости личности:
В этой жизни тревожной, как любовь в девичьей, Где лампа одета лохмотьями копоти и дыма,
Где в окошке кокарда лунного огня, Многие научились о Вадиме Шершеневиче, Некоторые ладонь о ладонь с Вадимом
Габриэлевичем, Несколько знают походку губ Димы,
Но никто не знает меня.
Пережив бурное увлечение идеями футуризма, отразив шееся в сборнике «Автомобилья поступь», Шершеневич вме
сте с С. Есениным и А. Марие:Н::офом создает «Орден имажи
нистов» . В пр�граммной статье «У края прелестной бездны», которую Шершененевич подписывает ироничным псевдони мсм: Г. Гаер (так в старину называли балаганного шута) , про
возглашал преемственность имажинизма по отношению к футуризму: «Футуризм умер ! <".> Он должен быть благослов ляем уже за то, что нес в себе имажинизм»2• В 1919 г. он пи
шет прокламацию имажинизма, под которой подписались С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, а также художники Б. Эр дман и Г. Якулов. Сквозная мысль - роль образа. «Образ -
1 Шершеневич В. Стихотворения и поэмы. СПб" 2000. С. 14.
2 Поэты-имажинисты. С. 9
это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная ар тиллерия театрального действия» 1• Влияние Шершеневича было значительным, о чем говорит тот факт, что он в 191 9- 1920 гг. был избран председателем Всероссийского союза по этов. Современники не могли не запомнить его эпатирующе го поведения. Он расписывал своими стихами монастырские стены, переименовывал улицы, прикрепляя таблички « Ули ца Шершеневича», ярко и самозабвенно скандалил на поэти ческих вечерах. Эти поступки не были спонтанными, они были продиктованы сознательной тактикой, ,учитывающей, что литературу создают «литературные фактц». В стихотво рении «Песня песней» (1 920) автор называет первым имажи нистом Соломона, но уже в 1 921 г. в творчество Шершеневи ча входят апокалипсические образы «Ангела катастроф» -
«Выщипывает рука голодухи / С подбородка Поволжья село за селом»; «Красная роза все чаще / Цветет у виска росси ян», да « Пчелка свинцовая жалит».
Видимый «союз» с советской властью, которая, казалось, не обращала внимание на имажинистов, был нарушен выхо дом сборника «Мы Чем Каемся» (М., 1 922), заглавные буквы которой указывали на аббревиатуру Московской Чрезвычай ной комиссии. Издание было арестовано, авторам сделали выговоры. В общей неразберихе тех лет чиновники по недо разумению посылали сборник Шершеневича « Лошадь как лошадь» в деревни как руководство по коневодству. Вряд ли голодные крестьяне могли уяснить суть стихотворения
«Принцип звука минус образ» или вникнуть в красоту «мно
гоэтажного» стихотворения, в котором реалистическое соеди нялось с сюрреалистическом:
Знайте, девушки, повисшие у меня на шее, как на
хвосте Жеребца,мчащегосяпомиру громоздкими скачками:
Я не люблю целующих меня в темноте,
В ка.мине полумрака вспыхивающих огоньками."
1 Там же.
Имажинизм
И едва ли для. крестьян было насущным отождествление стихотворной техники и чувств любви в качестве «Принципа синтаксического аграмматизма» (название стихотворения):
Не rубы и не глаза, но колонны многоточек, Не сердце - на разорванных листиках стих ! И какой же сумеет в одно переплетчик
Меж картона любви переплести их?
В стихотворении «Композиционное соподчинение» (1918) слышен живой голос поэта, который, обращаясь к возлюблен ной, говорит:
И опять, как Христа измотавшийся взгляд, Мое сердце пытливое жаждет, икая, И у тачки событий, и рифмой звенят
Капли крови, на камни из сердца стекая.
Дорогая! Я не истин напевов хочу! Не стихов, Прозвучавших в веках слаще славы и лести ! Только жизни! Беспечий ! Густых зрачков! Да любви! И ее сумасшествий!
Стихи располагаются таким образом, чтобы выровнять не левый край, как это обычно делалось, а правый. Поэт легко играет традиционными образами и одновременно использу ет приемы аваuгардного искусства, сохраняя музыку стиха и
его образност� В стихотворении « Принцип звука минус об раз» можно увидеть черты хлебниковской поэтики:
Им ли поверить, что в синий,
Синий Дымный день у озера, роняя перья, как белые капли, Любовь не по-лебяжьи твердит о любви лебедине,
А на чужом языке (стрекозы или цапли) .
Когда в петлицу облаков вставлена луна чайная,
Как расскажу словами людскими Про твои поцелуи необычайные И про твое невозможное имя? !
Пнлупляется бабочка июня из зеленого кокона мая,
Через май за полдень любовь не устанет расти,
И вместо прискучившего: «Я люблю тебя, дорогая !» -
Прокричу: «Пинь-пинь-ти-ти-ти !»
Последний сборник был выпущен в 1926 г" автор посвя тил его своей возлюбленной - актрисе Юлии Дижур (покон чившей с собой из-за недоразумения в отношениях с Шер шеневичем) . В 1928 г. в статье «Существуют ли имажинисты» поэт признал, что «имажинизма сейчас нет ни как течения, ни как школы»1• Книга «Итак, итог» была уже постимажини стской. В 1930-е гг. Шершеневич работал над мемуарами «Ве ликолепный очевидец». Творческая эволюция �того поэта шла от эксперимента к традиции. Поздние стихотвьрения, напри мер « От самых древних поколений".» (1 933- 1935), поража ют своей энергией и классической строгостью:
Любовь! Твой плащ горит над миром, Но плащ твой с выпушкою бед.
Твой страшный глаз глядит сапфиром, Но в нем ясней рубинный след.
И всё ж пленять не перестанешь, Любовь последняя моя,
И ты убьешь, но не обманешь Певучий почерк соловья.
Основные приемы имажинистской поэтики - принцип развернутых аналогий, композиционных соподчинений, ме тафоризация быта - остались в плену у времени, тогда как стихотворения, в которых чувствуется живое дыхание и чув ство поэта, продолжают жить.
Сочинения
� Поэты-имажинисты. СПб., 1997.
� Шершеневuч В. Листы имажиниста. Ярославль, 1 997.
� Шершенев uч В. Пунктир футуризма // Ежегодник рукописно го отдела Пушкинского Дома на 1 994 г. СПб., 1998. С. 163- 174.
� Шершеневuч В. Стихотворения и поэмы. СПб., 2000. 1 Читатель и писатель. 1928. 1 февраля.
Литература
Дрозgков В. «Достались нам в удел года совсем плохие... » (В.Г. Шер шеневич в 1919 и 1 922 годах) // Новое литературное обозре ние. 1 998. № 30 (2) .
Кобринский А. « Наши стихи не для кротов".». Поэзия Вадима Шер шеневича // Шершеневич В. Стихотворения и поэмы. СПб., 2000. с. 7-27.
Сергей Есенин
Имажинизм в творчестве выдающегося лирика ХХ в., по эта, выразившего красоту русской природы и крестьянской души, Сергея Александровича Есенина (1895, с. Константи нова Рязанской губ., - 1 925, Ленинград) имел эпизодический характер, но все-таки повлиял на образную систему и сред ства художественного выражения. В 1915 г. Есенин приехал в Петербург, где познакомился с А. Блоком, стал вхож в салон Д. Мережковского и 3. Гиппиус. В ранних стихах Есенина чувствовалось влияние А. Кольцова и С. Надсона, фольклора и народной песни, его называли «рязанским Лелем» 1 , кресть янским поэтом-самородком. В Петербурге вышел первый сборник Есенина « Радуница» (19 1 5).
В автобиографическоif заметке «0 себе» поэт указывал:
«Из поэтов- современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев;*Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности»2• Атмосфера Серебряно го века, кризис символизма, появление новых групп и тече ний в 191 0-е гг. для Есенина представлялись сложными явле ниями. Влияние Н. Клюева, с которым поэт познакомился в 1915 г., умного и высокообразованного человека, знатока древнерусской культуры, народного сектантства и фолькло ра, сказалось в том, что он убедил Есенина не отказываться
1 Бухарова 3. Сергей Есенин. «Радуница» // Нива, 1916 , № 1. С. 141.
2 Есен ин С. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 3. М" 1983. С. 194.
от крестьянской темы, народной культуры и ее религиозных основ. В сборнике «Радуница» много стихотворений о Руси и вере в Богородицу и Христа. Поэт в начале творческого пути отождествляет себя со «смиренным иноком» («Пойду в ску фье смиренным иноком... »), пастухом («Я, пастух, мои пала ты... »), позже - последним поэтом деревни («Я последний поэт деревни... »), прохожим («В этом мире я только прохо жий... ») и, наконец, - с хулиганом.
Мир природы и мир человеческий в поэзии раннего Есе нина увидены сквозь призму и язычества, и христианства, которые оказываются слиты в едином сюЖ.ете-мистерии. В «Песне о собаке» (191 5) человеческая жестокость воспол няется Божьей милостью - один из утопленных щенков, ко торый сравнивается с месяцем, взят на небо. Основой поэзии Есенина являлся прием олицетворения природных явлений,
выстроенных на загадке, переносе качеств одного явления на другое, по принципу метафоры или метонимии, что характер но и для. народного творчества. Эти принципы стали основ ными для. поэтики Есенина. В своем манифесте «Ключи Ма рии» (191 8) поэт писал о законах славянской мифологии, глу
бинной связи предметов ежедневного пользования и пред ставлений о законах вселенной. Свою задачу видел как обна ружение «узловой завязи природы с сущностью человека» 1• Поэт, воссоздавая законы крестьянского космоса, использу ет «мистическое изографство». Художественное письмо та кого типа позволяет реальный мир увидеть сквозь призму мифопоэтического народного восприятия. О «мистическом изографстве» как о «двойном зрении, оправданном двойным слухом» Есенин писал в неотправленном письме 1921 г. к Р. Иванову-Разумнику2• В стихотворении « Табун» (19 1 5) со здается изоморфный космическомувидению образ табуна ко ней, который и реален, и метафизичен, поскольку неотделим от таинства вселенской жизни:
1 ЕсенинС.Полн.собр.соч.Т.5.С.43.
2 Есенин С. Указ. соч. Т. 3. С. 269.
1 9*
Иftажинизм
В холмах зеленых табуны коней сдувают ноздрями златой налет со дней.
С бугра высокого в синеющий залив упала смоль качающихся грив.
Дрожат их головы над тихою водой, и ловит месяц их серебряной уздой
В поэтике Есенина метафоры возникают на пересечении переносного значения с точной семантикой конкретных де талей природы и крестьянского быта; используются диалек тизмы, приметы, заговоры, песенные и частушечные ритмы. Синтаксис прост, фразы закончены в границах стихотворной строки, смысл и мелодика стихотворения соподчинены еди ному замыслу, характерным приемом является параллелизм состояний души и природы:
Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари.
Плачетгде-то иволга,схоронясь в дупло. Только мне не плачется, на душе светло.
Широко известным поэтом Есенин стал после выхода его поэтических сборников «Преображение», «Сельский часос лов», « Голубень» (все - в 1918), а также «Трерядница» (1 920) .
«Письмо к матери», стихотворения о природе и любви, отме ченные особой, присущей только Есенину интонацией, каза лось, не были сочинены, столь органичными и естественны ми . были их поэтический строй и чувства. Б. Пастернак под черкивал: «Есенин был живым, бьющимся комком той артис тичности, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихиею. <. . .> Самое драгоценное в нем - образ родной природы, лесной, средне русской, рязанской, переданной с ошеломляющей свеже стью, как она далась ему в детстве» 1 •
Революция была воспринята Есениным как исполнение обетований «новой земли и нового неба». Он сблизился с
1 Пастернак Б. Люди и положения. С. 264.
Р. Ивановым-Разумником, теоретиком «скифства» и неона родничества, считавшего, что грядет революция духа, кото рая выдвинет Россию на первое место среди всех народов, так как она обладает духовной уникальностью. В течение ав густа-ноября 1917 г. поэтом создаются «маленькие поэмы»:
|
Поэтика Есенина 1 920-х гг. строится на соотнесении не бесного и земного, в библейской перспективе и масштабе нынешних и будущих жизненных и исторических потрясе ний, на утверждении роли поэта как «тринадцатого апосто ла». В «Октоихе» звучит вопрос:
О Боже, Боже,
Ты ль
Качаешь землю в снюС? Созвездий светит пыль на наших волосах...
В «Инонию> рождается образ « главы ... власозвездной» поэта. Религиозные, лирические и символические образы втя гивали в свой круг освященные веками имена Китежа и Ра донежа. Себя поэт уподобляет одному из апостолов, который, однако, отрицает учение Христа и совершает кощунство над евхаристией. Этот «сюжет» и его глубинный смысл был рас крыт Ф. Достоевским (глава «Влас» в «Дневнике писателя» за 1873 г.) .
Не устрашуся гибели,
ни копий, ни стрел дождей, - так говорит по Библии
пророк Есенин Сергей.
Времямоеприспело,
на страшен мне лязг кнута. Тело, Христово тело, выплевываю изо рта.
В конце «Инонии» поэтом провозглашается новая вера и новая жизнь.
Эти произведения Есенина, как правило, не рассматрива лись официальной советской критикой, упрекавшей поэта за
«религиозность» и утверждавшей, что он «все еще плутает среди трех сосен отжившего православия» 1• В русском зару бежье эти поэмы получили противоречивые оценки. М. Сло ним рассматривал их в русле «мессианистической» поэзии,
рожденной «Двенадцатью» А Блока, с «уподоблением рево
люционной России воскресающему Христу»2• Вл. Ходасевич указывал на псевдохристианский характер образности этих произведений3. Резко отрицательно об «Инонии» отозвался И. Бунин, увидев в ней надругательство над русскими духов ными святынями.
Ожидания Есениным «крестьянского рая» оказались уто пичны. Гражданская война и жестокий голод в Поволжье за ставили поэта о1'казаться от утопических взглядов. Осозна ние утраты истинных путей приводит Есенина к трагической и сюрреалистической образности. В поэме «Кобыльи кораб ли» ( 1919) возникают страшные образы: «Бешеное зарево тру пов», «Облетает под ржанье бурь / Черепов златохвойный сад», «Злой октябрь осыпает перстни / С коричневых рук бе рез», - само естество приобретает гротескно искаженный вид: «Посмотрите, у женщин третий / вылупляется глаз из
1 Есенин С. Указ. соч. Т. 3. С. 269.
2 Там же. С. 32 1.
3 Там же. С. 322 .
пупа. / Вот он ! Вылез, глядит луной, / Не увидит ли помясис тей кости".». Звучат и провидческие строки: «Веслами отруб ленных рук / вы гребетесь в страну грядущего». Н. Асеев ука зал на «правдивость попыток отобразить искаженные гневом и болью черты мученического лика народа» 1• Уничтожение человеческого - главная черта современности, звери и люди меняются местами, «братья меньшие» ближе поэту, чем мир человеческого самоутверждения, своеволия насилия:
|
На дорогах голодным ртом Сосут край зари собаки.
Им не нужно бежать в «туда» -
Здесь, с людьми бы теплей ужиться. Бог ребенка волчице дал.
Человек съел дитя волчицы.
<".>
Сестры-суки и братья-кобели, Я, как вы, у людей в загоне.
Не нужны мне кобыл корабли И паруса вороньи.
Если голод с разрушенных стен Вцепится в мои волоса, - Половину ноги моей сам съем, Половину отдам вам высосать.
В конце поэмы «Кобыльи корабли» поэт признается, что пришел в этот мир, чтобы «Все познать, ничего не взять».
В пореволюционные годы Есенин обращается к проблеме русского бунта в поэме « Пугачев» ( 1921). Конфликт между властью и крестьянством отражен также в поэме «Страна негодяев» ( 1922-1923) . Поэт пережил крах своей утопичес кой веры в крестьянский рай на земле. Стихотворение «Я последний поэт деревни» ( 1 920) - плач по России-храму и
1 Там же. С. 382.
крестьянской культуре. На смену старому укладу приходит
новая «железная» культура, в которой нет места поэту.
« Стальное» во многих стихотворениях, в том числе и в «Со рокоусте» ( 1 920) , ассоциируется с мертвым и обманно-дья вольским. Трагический тон звучит в стихотворении « Русь бесприютная» (1 924) , посвященном малолетним беспризор никам. Собственная неуместность в новой жизни скрывает ся за шутливым желанием, «Задрав штаны, / Бежать за ком сомолом», но там же автор «Руси уходящей» признается:
Я человек не новый ! Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, С кольжу и падаю другою.
И хотя поэт ищет возможность примирения и гармонии двух обликов Руси («Но и все же хочу я стальною / Видеть бедную, нищую Русь»), внутренний конфликт с историчес кими событиями, которые были до конца не понятны Есени ну («С того и мучаюсь, что не пойму - / Куда несет нас рок событий», - признавался он в « Письме к женщине», 1924), привели к поискам новых творческих контактов. Порывая с Н. Клюевым, Есенин входит в группу имажинистов. В био графическом о�ерке «0 себе» поэт писал: «В 1919 г. я с рядом
моих товарищей опубликовал манифест имажинизма. Има жинизм былформальной школой, которую мы хотели утвердить.
Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом»1• Концепция А Мариенгофа во многом объясняет, почему Есенин выбрал
именно имажинизм. « Имажинизм не формальное учение, - ут верждал А Мариенгоф, - а национальное мировоззрение, вы текающее из глубины славянского понимания мертвой и жи
вой природы своей родины»2•
1ЕсенинС.Указ.соч.Т.3.С.194.
2 Мариенгоф А. Корова и оранжерея // Гостиница для путешеству ющих в прекрасном. 1922. 31. С. 6.
Сотрудничество Есенина с поэтами-имажинистами, вос принятые им идеи русского авангарда своеобразно преломи лись в его поэзии. В «Ключах Марии» раскрыто понимание поэтом образа. Он должен включать тайное и очевидное, ин туитивное постижение мира как целого и конкретность, орга ничность «землю>. В статье «Быт и искусство» Есенин утвер ждал национальные истоки искусства. Реальная творческая эволюция поэта шла в направлении от авангарда к воплоще нию реальных исторических противоречий русской жизни, преломленных через крестьянскую душу. Сборники 1 921 г.
«Трерядница» , «Радуница», «Преображение» были изданы
·
издательством «Имажинисты».
В поэзии 1920-х гг. усилился мотив странничества, кото рый становится мотивом изгойства, отверженности, босяче ства и хулиганства. В «Исповеди хулигана» (1 920) (по авторс кому определению - «великая исповедь») , христианское по каяние сливается с уличными настроениями, чувством отчуж дения от родной земли и людей:
Я нарочно иду нечесаным,
С головой, как керосиновая лампа, на плечах
<"">
Бедные, бедные крестьяне!
Вы, наверное, стали некрасивыми, Так же боитесь бога и болотных вЬlдр. О, если бы вы понимали,
Что сын ваш в России Самый лучший поэт!
«Исповедь хулигана» меняла представление о поэте, его искренность подкупала, правда жизни растерянной и изму ченной души вызывала сочувствие. Поездка с мая 1 922 по ав густ 1 923 в Германию, Бельгию, Францию, Италию и США дали Есенину возможность по-новому увидеть путь России.
Противоречивые впечатления от поездки отразились в очер ке «Железный Миргород». Есенин писал А Кусикову: «Тос ка смертная , невыносимая, чую себя здесь чужим и ненуж-
ным, а как вспомню Россию, вспомню, что там ждет меня, и возвращаться не хочется» 1•
В 1 924 г. вышел сборник « Москва кабацкая», в котором талант Есенина парадоксально направлен на «Гимн Чуме» (пушкинская метафора). Происходит упоение духовным па дением, за которым следуют тоска и отчаяние. Русская ши рота суживается до пространства кабака («Снова пьют здесь, дерутся и плачут".»; «Сыпь гармоника. Скука. Скука" .», « Пус кай ты выпита другим".»). Однако Есенин ищет выход не в прославлении Чумы или ее проклятии, а в поэзии. Его твор чество предельно обнажает ужас одиночества и боли, страх перед неминуемым концом («Смешная жизнь, смешной раз лад. / Так было и так будет после. / Как кладбище, усеян сад / В берез изглоданные кости») и удивление перед случившим ся («Голова ль ты моя удалая, / До чего ж ты меня довела?»). ftародность «Москвы кабацкой» заключалась в том чувстве, которое автор вынес из жизненных перипетий, - это было чувство высокого примирения с жизнью и ее чистого прослав ления: