Решения тренировочных заданий

Белорусский государственный экономический университет

Системадистанционного обучения

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-практическое пособие

МИНСК

УДК

ББК

Ф

Рецензенты

Рекомендовано кафедрой философии

Утверждено Учебно-методическим советом университета

Философия: Учебно-практическое пособие. /В.К. Лукашевич, В.М. Белокурский, И.П. Мамыкин, Е.З. Волчек, Е.А. Криштапович; Под общ. ред. В.К. Лукашевича – Мн.: БГЭУ, 2000. – с.

ISBN 985-426-

В учебно–практическом пособии изложено основное содержание курса «Философия» для студентов высших учебных заведений, получающих образование по системе дистанционного обучения. Оно соответствует устоявшейся структуре философского знания и тенденциям его развития. Освоение курса базируется на доминировании самостоятельной работы обучающихся, ориентированной наряду с изучением предмета на формирование у них необходимых навыков интеллектуальной работы.

Для преподавателей, студентов и слушателей всех форм обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

УДК

ББК

ISBN 985-426-

Ó Коллектив авторов, 2000

Ó Белорусский государственный

экономический университет, 2000

Содержание

   
Введение 1. Становление и развитие философии 1.1. Философия в системе культур 1. 1.1. Философия как тип мировоззрения 1.1.2. Генезис философии 1.1.3. Предмет и структура философского знания 1.1.4. Функции философии в системе культуры и роль ее в обществе 1. 2. Философия Древнего мира и Средних веков 1. 2. 1. Древнеиндийская философия 1. 2. 2. Философия Древнего Китая 1. 2. 3. Античная философия 1. 2. 4. Философия Средних веков 1. 3. Новоевропейская классическая философия 1. 3. 1. Философская мысль эпохи Возрождения 1. 3. 2. Философия Нового времени 1. 4. Трансформации классической философии и ее альтернативы (XIX—XX вв.) 1. 5. Русская философия и ее основные идеи 1. 6. Белорусская философская и общественно-политическая мысль в IX—XX вв. Тренировочные задания Тест 2. Онтология 2.1. Бытие, его философский смысл и основные формы 2. 1. 1. Основные формы бытия и проблема субстанции 2.1.2. Материя и ее атрибуты 2.2. Диалектика бытия и ее категориальное воспроизведение 2. 2. 1. Исторические формы и альтернативы диалектики 2. 2. 2. Основные принципы и законы диалектики 2. 2. 3. Категории диалектики Тренировочные задания Тест 3. Проблема сознания и философия человека 3.1. Сознание 3.1.1. Оппозиция «материя-сознание» и ее различные трактовки 3.1.2. Генезис сознания 3.1.3. Структура и свойства сознания 3.1.4. Проблема сознания и кибернетика 3.1.5. Общественное сознание: специфика, структура, функции 3.2. Бытие человека как проблема философии 3.2.1. Центральная проблема философии 3.2.2. Антропосоциогенез 3.2.3. Единство природного и социального в человеке 3.2.4. Индивид, индивидуальность, личность 3.2.5. Проблема жизни и смерти 3.2.6. Смысл жизни 3. 3. Творчество – атрибут человеческого бытия 3. 3. 1. Понятие творчества 3. 3. 2. Виды и формы творчества 3. 3. 3. Творческий процесс, его предпосылки и основные этапы 3. 3. 4. О понятии «творческая способность» 3. 3. 5. Факторы творческого процесса: стимулы и препятствия 3. 3. 6. Проблема управления творчеством Тренировочные задания Тест 4. Теория познания и философия науки 4.1. Исходные понятия и основное содержание классической теории познания 4.1.1. Специфика познавательного отношения и типология познания 4.1.2. Основные понятия теории познания 4.1.3. Формы познавательной деятельности 4.1.4. Проблема истины 4.2. Научное познание в философском осмыслении 4.2.1. Специфика научного познания 4.2.2. Методы и уровни научного исследования 4.2.3. Структура научного знания 4.2.4. Понятие науки и ее социальные функции в современном мире Тренировочные задания Тест 5. Социальная философия 5.1. Общество и природа в философском осмыслении 5.1.1. Природа как условие существования и развития общества 5.1.2. Единство и различие законов природы и общества 5.1.3. Экология и экономика 5.2. Общество как система 5.2.1. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь 5.2.2. Теоретические модели общества и их философские основания (натурализм, идеализм, фатализм, субъективизм, волюнтаризм) 5.2. 3. Основные типы и структура общественных отношений 5.3. Способ общественного производства. Философия экономики 5.3.1. Сущность общественного производства 5.3.2. Структура способа производства. Закон соответствия 5.3.3. Производственные революции в истории общества 5.3.4. Философия экономики 5.4. Духовная жизнь общества и философия ценностей 5.4.1. Духовная жизнь общества 5.4.2. Понятие и природа ценностей 5.4.3. Духовные ценности и экономическое развитие 5.5. Философия культуры 5.5.1. Понятие культуры и ее социально-историческая сущность 5.5.2. Культура и цивилизация 5.5.3. Современная культурная ситуация: противоречия, поиски решений, тенденции дальнейшего развития 5.6. Философия истории 5.6.1. Предмет философии истории 5.6.2. Историческая закономерность и случайность 5.6.3. Субъекты и объективные факторы исторического процесса 5.6.4. Смысл истории 5.7. Философские аспекты глобальных проблем и социальное прогнозирование 5.7.1. Сферы и причины глобальных проблем 5.7.2. Основные типы социальных прогнозов и методы прогнозирования Тренировочные задания Тест Выводы Решения тренировочных заданий Вопросы для повторения Контрольные итоговые вопросы Толковый словарь Литература    

ВВЕДЕНИЕ

Изучение философии является одним из важнейших направлений гуманитарной подготовки современного специалиста. В условиях, когда во всех сферах усложняется профессиональная деятельность, ускоряются темпы протекания общественных процессов, обостряются глобальные проблемы, необходимо овладеть механизмами системного осмысления их мировоззренческого, социального и нравственно-гуманистического содержания, которые вырабатывает философия. Прежде всего это важно сделать на материале тех сфер деятельности, к участию в которых готовит своих выпускников высшее учебное заведение. Современная экономика представляет собой одну из сфер, где масштабность действий, динамичность процессов и неоднозначность их результатов проявляются наиболее наглядно. Прямым стимулом не только к профессиональному, но и к философско-мировоззренческому и нравственно-гуманистическому осмыслению ее проблем являются все более острая нехватка сырьевых ресурсов, экологические последствия хозяйственной деятельности человека, растущая неравномерность экономического развития стран и регионов, социальное расслоение на основе неконтролируемых процессов в сфере экономики.

Данное учебно-практическое пособие содержит исходные сведения по курсу философии, соответствующие учебной программе и устоявшейся структуре философского знания, ориентирующие студента в самостоятельной работе. Изучив курс философии с использованием данного пособия студент обязан знать:

основы важнейших философских учений; основные проблемы, категории, принципы и законы философии; ведущих мыслителей в истории философии.

уметь характеризовать:

специфику философии; связь философии с жизнью; собственный философский выбор.

уметь анализировать:

социокультурную обусловленность философских учений; роль философии в решении актуальных проблем человечества; значение философии в профессиональной деятельности.

приобрести навыки и качества:

анализа философских текстов; культуры философской дискуссии; философского обоснования своей жизненной позиции.

Учебно-практическое пособие подготовлено кафедрой философии Белорусского государственного экономического университета.

Введение, фрагменты 1.1; 2.1; 2.2; 4.1; 4.2; 5.7; выводы, толковый словарь написаны доктором философских наук, профессором В. К. Лукашевичем; 1.2 – 1.6 – кандидатом философских наук, доцентом В. М. Белокурским; 3.1 –3.3 – кандидатом философских наук, доцентом И. П. Мамыкиным; 5.1—5.3 – доктором философских наук, профессором Е. З. Волчеком; 5.4 – 5.6 – кандидатом философских наук, доцентом Е. А. Криштаповичем. Вопросы для повторения, контрольные итоговые вопросы, список рекомендуемой литературы составлены коллективом авторов.

Научный редактор учебно-практического пособия – доктор философских наук, профессор В. К. Лукашевич.


Наши рекомендации