Тема 2. Философское понимание материи
Панков Э.В.
ФИЛОСОФИЯ
Методические указания по выполнению контрольной работы № 2
для студентов, обучающихся по направлениям:
080100.62 «Экономика», 080200.62 «Менеджмент»,
38.03.05 «Бизнес-информатика»
(программа подготовки бакалавра)
Орел 2014
Методические указания обсуждены на заседании кафедры
«Философия, история и право»
(протокол № 1 от 12 сентября 2014 г.)
Панков Э.В. Философия.Методические указания по выполнению контрольной работы № 2 для студентов, обучающихся по направлениям: 080100.62 «Экономика», 080200.62 «Менеджмент», 38.03.05 «Бизнес-информатика» (программа подготовки бакалавра).Орел, 2014.
Методические указания по выполнению контрольной работы № 2
При изучении дисциплины «Философия» студентам бакалавриата необходимо выполнить 2 контрольные работы. Контрольная работа № 2 является важнейшим видом самостоятельного изучения студентами системы философского знания.
Выбор темы контрольной работы № 2 осуществляется по последней цифре номера личного дела студента. Цифре «0» соответствует 10 вариант.
Определившись с номером темы, студенту необходимо внимательно ознакомиться с вопросами темы, обстоятельно изучить литературу, материалы лекций и КОПР. В процессе выполнения контрольной работы студент должен показать знание основных теоретических вопросов темы, умение оперировать понятиями и категориями философии, а также применять их в процессе теоретических рассуждений и обосновании своих мировоззренческих позиций. В ходе раскрытия содержания вопросов темы студенту важно обнаружить умение творчески мыслить, решать разнообразные философские проблемы и показать достаточно высокий уровень философской культуры.
Тему контрольной работы необходимо раскрывать в соответствии с планом, который приводится на первой странице контрольной работы. Ответы на вопросы темы должны быть, по возможности, полными, носить развернутый характер. Контрольная работа предполагает наличие введения, основной части и заключения. Изложение темы должно носить самостоятельный характер. Работа, переписанная из учебника или заимствованная из Интернета, приниматься не будет.
Обратите внимание на правильное оформление текста контрольной работы. Его рекомендуется представлять в печатном виде. Если это по каким-либо причинам невозможно, то текст контрольной работы должен быть написан аккуратно, четким, разборчивым подчерком. Для заметок преподавателя следует оставлять поля на каждой странице. Если в тексте приводятся цитаты, они должны содержать ссылки на источники.
При выполнении практического задания (3-ий вопрос темы) студенту необходимо показать умение систематизировать и анализировать материал изученной темы и творчески применять его при решении вопросов, содержащихся в практическом задании.
В конце текста контрольной работы необходимо привести список использованной литературы, поставить дату написания работы и свою подпись.
Объем контрольной работы не должен превышать 15 страниц печатного текста.
По итогам выполнения контрольной работы, проводится собеседование и проставляется зачет.
Студент, не выполнивший контрольную работу или не получивший по ней зачета, к сдаче экзамена не допускается.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема 1. Проблема бытия
1. Проблема бытия в истории философской мысли.
2. Основные формы бытия.
3. Какие особенности бытия выявили философия и наука в XX-ХХI столетиях?
1. Дайте ответ на вопрос «Что такое онтология»? Раскройте философский смысл проблемы бытия. В связи с этим следует дать общую характеристику бытия, как оно понималось на различных этапах развития философии: античности, средневековья, Нового времени и последующих этапах вплоть до XXI века.
2. Необходимо раскрыть смысл и содержание основных форм бытия. Речь, в частности, идет о таких формах, как:
- природное бытие, включающее в себя бытие вещей, процессов, состояний;
- социальное бытие, которое включает в себя бытие общества и человека;
- духовное (идеальное) бытие, включающее в себя как субъективное идеальное (сознание отдельного человека), так и объективное идеальное (т.е. надиндивидуальные формы сознания, форма общественного сознания).
Тема 2. Философское понимание материи
1. Философское понятие материи. Атрибутивные свойства и структурные уровни материи как объективной реальности.
2. Движение, пространство, время.
3. Что нового внесли философия и наука XX-ХХI вв. в понимание структуры и свойств материи и принципов ее объяснения?
1. В первую очередь необходимо дать философское понятие материи. Далее следует раскрыть вопрос о материи как объективной реальности. Среди аспектов этого вопроса важно обратить внимание на ее атрибутивные свойства: системность, активность, самоорганизация и другие. Студенту следует раскрыть эти и другие атрибутивные свойства материи, а также структурные уровни ее организации.
2. Прежде всего, следует раскрыть вопрос о движении как атрибуте материи, показать взаимосвязь движения и покоя. Важно также показать различие понятий «движение» и «развитие». Далее надо раскрыть содержание вопроса о пространстве и времени как формах бытия материи. Здесь важно объяснить свойства пространства и времени, а также показать тесную взаимосвязь пространства и времени друг с другом и с движением материи.
Тема 3. Сознание как предмет философского анализа
1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития.
2. Структура сознания. Сознание и язык.
3. Что такое бессознательное как феномен психики? Объясните соотношение понятий: психика – сознание – бессознательное.
1. Начать следует с рассмотрения таких понятий, как материальное и идеальное, реальность объективная и субъективная. Далее можно переходить к изложению вопроса о возникновении и сущности сознания. В этой связи важно остановиться на следующих проблемах:
- сознание как обобщение и отражение действительности;
- сознание как идеальная деятельность;
- сознание как совокупность знаний;
- сознание и самосознание.
2. Раскрытие вопроса предполагает объяснение таких форм мышления, как понятие, суждение, умозаключение. Кроме того, не следует упускать из виду такие важные феномены сознания, как интуиция, творчество, воображение. Важно объяснить вопрос о связи между сознанием и языком, а также и взаимосвязи между индивидуальным и общественным сознанием.