Философия и методология науки» 2015/2016 уч.год

Программные требования к кандидатскому экзамену

1. Эволюция представлений о предмете философии, ее структуре, содержании ифункциях в классической и постклассической западноевропейской философии.

2. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы становления. Ценности и цели философии в эпоху постмодерна.

3. Философия иэкологические императивы современной цивилизации. Концепция устойчивого развития общества.

4. Проблема бытия в различных философских системах.

5. Философия глобального эволюционизма о базисных принципах современной научной картины мира. Идеи системного и эволюционного подходов в исследовании неживой природы, органического мира и социальной жизни.

6. Понятие пространственно-временного континуума. Пространство и время как атрибуты материи и феноменыкультуры.

7. Проблема человека в философии. Многомерность феномена человека и основные подходы его постижения.

8. Телесность и духовность человека. Формирование и реализация физического и духовного потенциала личности.

9. Философские традиции в исследовании сознания.

10. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Роль духовных ценностей в формировании программ жизнедеятельности личности.

11.Социальнаяфилософия исоциально-гуманитарное познание. Основные стратегии исследования социальной реальности в философии.

12. Специфика социальной реальности как сферы жизнедеятельности людей,

воспроизводства человека как природного, социального и духовного

существа.

13. Понятие социальнойструктуры итипы социальных структур. Современные

концепции социальной стратификации.

14. Основные проблемы социальной динамики. Инновационные структуры в организации и развитии постиндустриального общества. Глобализация и сетевые трансформации социальных институтов.

15. Развитие общества как цивилизационный процесс. Проблема исторического самоопределения Беларуси и основные векторы развития современного белорусского общества.

16. Философия культуры. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса.

17. Понятие идеологии. Идеология белорусского государства и государственная политика в области физической культуры и спорта в Республике Беларусь.

18. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.

19. Формы рефлексивного осмысления научного познания. Проблемное поле философии науки.

20. Научное познание и его специфические признаки. Научное и вненаучное познание.

21. Проблема начала науки. Наука и типы цивилизационного развития.

22. Понятие и типы научной рациональности.

23. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство различие.

24. Эмпирический уровень научного познания: структура, методы исследования и формы научного знания.

25. Теоретический уровень научного познания: структура и метод

исследования. Понятие и функциинаучной теории.

26. Метатеоретические основания науки.

27. Природа и типы научных революций.

28. Научное исследование и его структура: объект, предмет,цель, задачи, гипотезы, средства и методы.

29. Понятие метода и методологии в научном познании. Многоуровневая концепция методологического знания.

30. Философские и общелогическиеметоды в научном познании.

31. Диалектическая логика как методология научного познания. Диалектическая концепция детерминизма в современном научном познании.

32. Статус и функции общенаучной методологии познания.Теоретико-методологические основания наук о физической культуре и спорте.

33. Сущность системного подхода как общенаучной методологической программы.Типология системных объектов и их освоение в развиваюшемся естествознании.

34. Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности. Объекты исследования в постнеклассическом естествознании.

Методологический потенциал синергетики.

35. Частнонаучнаяметодология. Методика и техника научного исследования.

36. Обоснование результатов исследования. Виды обоснования (доказательство, подтверждение, интерпретация, объяснение и др.).

37. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности. Социальные ценностии нормы научного этоса.

38.Социогуманитарное и естественнонаучноепознание: сравнительныйанализ. Науки о физическойкультуре в системе знаний.

39. Философия социально-гуманитарного познания. Специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания.

40. Образование как объект философского исследования. Философия образования в структуре философскогознания.

Наши рекомендации