Философия и методология науки» 2015/2016 уч.год
Программные требования к кандидатскому экзамену
1. Эволюция представлений о предмете философии, ее структуре, содержании ифункциях в классической и постклассической западноевропейской философии.
2. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы становления. Ценности и цели философии в эпоху постмодерна.
3. Философия иэкологические императивы современной цивилизации. Концепция устойчивого развития общества.
4. Проблема бытия в различных философских системах.
5. Философия глобального эволюционизма о базисных принципах современной научной картины мира. Идеи системного и эволюционного подходов в исследовании неживой природы, органического мира и социальной жизни.
6. Понятие пространственно-временного континуума. Пространство и время как атрибуты материи и феноменыкультуры.
7. Проблема человека в философии. Многомерность феномена человека и основные подходы его постижения.
8. Телесность и духовность человека. Формирование и реализация физического и духовного потенциала личности.
9. Философские традиции в исследовании сознания.
10. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Роль духовных ценностей в формировании программ жизнедеятельности личности.
11.Социальнаяфилософия исоциально-гуманитарное познание. Основные стратегии исследования социальной реальности в философии.
12. Специфика социальной реальности как сферы жизнедеятельности людей,
воспроизводства человека как природного, социального и духовного
существа.
13. Понятие социальнойструктуры итипы социальных структур. Современные
концепции социальной стратификации.
14. Основные проблемы социальной динамики. Инновационные структуры в организации и развитии постиндустриального общества. Глобализация и сетевые трансформации социальных институтов.
15. Развитие общества как цивилизационный процесс. Проблема исторического самоопределения Беларуси и основные векторы развития современного белорусского общества.
16. Философия культуры. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса.
17. Понятие идеологии. Идеология белорусского государства и государственная политика в области физической культуры и спорта в Республике Беларусь.
18. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.
19. Формы рефлексивного осмысления научного познания. Проблемное поле философии науки.
20. Научное познание и его специфические признаки. Научное и вненаучное познание.
21. Проблема начала науки. Наука и типы цивилизационного развития.
22. Понятие и типы научной рациональности.
23. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство различие.
24. Эмпирический уровень научного познания: структура, методы исследования и формы научного знания.
25. Теоретический уровень научного познания: структура и метод
исследования. Понятие и функциинаучной теории.
26. Метатеоретические основания науки.
27. Природа и типы научных революций.
28. Научное исследование и его структура: объект, предмет,цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
29. Понятие метода и методологии в научном познании. Многоуровневая концепция методологического знания.
30. Философские и общелогическиеметоды в научном познании.
31. Диалектическая логика как методология научного познания. Диалектическая концепция детерминизма в современном научном познании.
32. Статус и функции общенаучной методологии познания.Теоретико-методологические основания наук о физической культуре и спорте.
33. Сущность системного подхода как общенаучной методологической программы.Типология системных объектов и их освоение в развиваюшемся естествознании.
34. Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности. Объекты исследования в постнеклассическом естествознании.
Методологический потенциал синергетики.
35. Частнонаучнаяметодология. Методика и техника научного исследования.
36. Обоснование результатов исследования. Виды обоснования (доказательство, подтверждение, интерпретация, объяснение и др.).
37. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности. Социальные ценностии нормы научного этоса.
38.Социогуманитарное и естественнонаучноепознание: сравнительныйанализ. Науки о физическойкультуре в системе знаний.
39. Философия социально-гуманитарного познания. Специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания.
40. Образование как объект философского исследования. Философия образования в структуре философскогознания.