Правила и ошибки в аргументации

Правила Ошибки
По отношению к тезису
1. Тезис должен быть сформулирован ясно и четко (определенность тезиса).   2. Тезис должен оставаться одним и тем же вплоть до завершения аргументации (неизменность тезиса).   1. Тезис сформулирован неточно или неясно (неопределенность тезиса).   2.1. Потеря тезиса. 2.2. Полная подмена тезиса: а) доказательство другого тезиса вместо выдвинутого; б) подмена исходного тезиса ссылкой на личные качества того, кто выдвинул тезис («аргумент к личности»); в) подмена исходного тезиса апелляцией к чувствам оппонента («аргумент к публике»). 2.3. Частичная подмена (уклонение от) тезиса.
По отношению к аргументам
1. Аргументы должны быть истинными и доказанными.   2. Аргументы должны обосновываться независимо от тезиса.     3. Аргументы не должны противоречить друг другу. 4. Аргументы должны быть достаточными для обоснования тезиса. 1.1. Основное заблуждение» — тезис обосновывается ложными аргументами. 1.2. «Предвосхищение основания» — тезис обосновывается аргументами, истинность которых не установлена. 2.1. «Круг в доказательстве» — тезис обосновывается аргументами, которые обосновываются этим же тезисом. 2.2. Тождество аргумента и тезиса. 3. Выдвижение противоречащих друг другу аргументов. 4.1. «Слишком поспешное доказательство» — аргументов недостаточно для обоснования тезиса. 4.2. «Чрезмерное доказательство» — изобилие аргументов, приводящее к использованию противоречащих друг другу доводов, вплоть до «самоубийственного довода».
По отношению к форме обоснования (демонстрации)
1. Аргументация должна строиться по правилам умозаключений соответствующего вида (дедуктивных, индуктивных, по аналогии). 1.1. Нарушение правил умозаключений соответствующего вида, которое приводит к получению ложного или правдоподобного тезиса. 1.2. «Мнимое следование» — отсутствие содержательной связи между аргументами и тезисом.  

Задание 103.Установите вид и правильность приведенных ниже доказательств и опровержений, укажите ошибки.

1. — А для чего тебе владеть звездами? — Чтоб быть богатым. — А для чего быть богатым? — Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто-нибудь откроет. А. Сент-Экзюпери Прямое доказательство. Ошибка по отношению к аргументам: «круг в доказательстве».
2. «Закончив свой краткий очерк сотворения мира по Книге Бытия, миссионер заметил, что Монгондро потрясен его рассказом. Несколько минут старик вождь молча курил. Наконец он вынул трубку изо рта и горестно покачал головой. — Не может этого быть, — сказал он. — Я, Монгондро, в юности хорошо работал топором. Однако у меня ушло три месяца на то, чтобы сделать один челнок — маленький чел­нок, очень маленький челнок. А ты говоришь, что вся эта земля и вода сделаны одним человеком. — Нет, они созданы богом, единым истинным богом, — перебил его миссионер. — Это одно и то же, — продолжал Монгондро. — Зна­чит, вся земля и вся вода, деревья, рыба, лесные чащи, горы, солнце, и луна, и звезды — все это было сделано в шесть дней? Нет, нет! Говорю тебе, в юности я был ловкий, однако у меня ушло три месяца на один небольшой челнок. Твоей сказкой можно пугать маленьких детей, но ей не поверит ни один мужчина». Д. Лондон
3. «Стране грозят беды, на это указывают всякие дурные приметы и знамения. В некоторых местах наблюдается нашествие крыс. Урожай плохой. Плоды анонны уродились мелкие. На подветренном берегу с самого лучшего дерева авокадо неизвестно отчего облетели все листья. Манговые плоды в этом году совсем невкусные, а бананы поел червь. Из океана ушла вся рыба, и появились целые стаи тигровых акул. Дикие козы перекочевали на неприступные кручи. Запасы муки в хранилищах прогоркли. В горах слышен временами какой-то гул, а по ночам там бродят духи. У одной женщины из Пунта-Пуна ни с того ни с сего отнялся язык, а в деревне Эйхо родилась пятиногая коза. И старейшины в деревнях заявляют во всеуслышание, что всему причиной новые деньги, которые пустил в обращение Фулуалеа». Д. Лондон
4. — А вот и подданный! — воскликнул король, увидав Маленького принца. «Как же он меня узнал? — подумал Маленький принц. — Ведь он видит меня в первый раз!» Он не знал, что короли смотрят на мир очень упрощенно: для них все люди — поденные. А. Сент-Экзюпери  
5. «…говорят, трубка сушит». «Позвольте мне вам заметить, что это предубеждение. Я полагаю даже, что курить табак здоровее, нежели нюхать табак. В нашем полку был поручик, прекраснейший и образованнейший человек, который не выпускал изо рта трубки не только за столом, но даже, с позволения сказать, во всех прочих местах. И вот ему теперь уже сорок с лишним лет, но благодаря бога, до сих пор так здоров, как нельзя лучше». Н.В. Гоголь
6. «Ах, батюшки мои! Да чем же он плут, скажи, пожалуйста! Каждый праздник он в церковь ходит, да придет-то раньше всех; посты держит; великим постом и чаю не пьет с сахаром — все с медом либо с изюмом. Так-то голубчик! Не то, что ты. А если и обманет кого, так что за беда! Не он первый, не он последний; человек коммерческий. Тем, Антипушка, и торговля-то держится. Не помимо-то пословица-то говорится: «Не обмануть — не продать». А.Н. Островский
7. Если он живет в Москве или Петербурге, то ездит на работу в метро. Он живет в Саратове, следовательно, он не ездит на работу в метро.
8. Этого человека можно не без основания заподозрить в совершении кражи, так как он не может дать определенных показаний о том, что он делал в ту ночь, когда было совершено это преступление; сверх того, это – человек дурного характера и, как бедный, он, естественно, податлив на искушение воровства. Цит. по В. Минто  
9. Демокрит — философ, Парменид — философ, Сократ — философ, Платон — философ, Аристотель — философ. Демокрит, Парменид, Сократ, Платон, Аристотель — древние греки. Следовательно, все древние греки — философы.
10. — Что это ты делаешь? — спросил Маленький принц. — Пью, — мрачно ответил пьяница. — Зачем? — Чтобы забыть. — О чем забыть? — спросил Маленький принц, ему стало жаль пьяницу. — Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и повесил голову. — Отчего же тебе совестно? — спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге. — Совестно пить! — объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова. А. Сент-Экзюпери
11. «Мы — люди, господа присяжные заседатели, будем же и судить по-человечески! — сказал, между прочим, защитник. — Прежде чем предстать перед вами, этот человек выстрадал шестимесячное предварительное заключение. В продолжение шести месяцев жена лишена была горячо любимого супруга, глаза детей не высыхали от слез при мысли, что около них нет дорогого отца! О, если бы вы посмотрели на этих детей! Они голодны, потому что их некому накормить, они плачут, потому что они глубоко несчастны… Да поглядите же! Они протягивают к вам свои ручонки, прося вас возвратить им их отца!.. — Взгляните на его глаза!.. Неужели эти кроткие, нежные глаза могут равнодушно глядеть на преступление? О, нет! Они, эти глаза, плачут! Под этими калмыцкими скулами скрываются тонкие нервы! Под этой грубой, уродливой грудью бьется далеко не преступное сердце! И вы, люди, дерзнете сказать, что он виноват?!» А.П. Чехов
12. Рабство — естественное учреждение; все, что естественно, — справедливо; уничтожать то, что справедливо, будет несправедливостью; следовательно, было бы несправедливостью уничтожать рабство. Цит. по В. Минто
13. «Посмотри на мудрейшее из животных — на змею, верную эмблему вечности и прочности государственного порядка; каждый год она меняет кожу и со свежей силой и обновленной жизнью выходит после каждой такой смены. Британия! Подражай этой змее… Возобновляй Палату Общин, твой государственный покров, ежегодными выборами. Тогда ты будешь жить в безопасности и закрепишь за твоими сынами свободу, которая сохранится нерушимой до скончания века!» Цит. по В. Минто
14.* «Предметом сегодняшней моей лекции я избрал, так сказать, вред, который приносит человечеству потребление табаку… О табаке, так о табаке — мне решительно все равно, вам же, милостивые государи, предлагаю отнестись к моей настоящей лекции с должною серьезностью, иначе как бы чего не вышло. Кого же пугает сухая, научная лекция, кому не нравится, тот может не слушать и выйти. Особенно прошу внимания у присутствующих здесь господ врачей, которые могут почерпнуть из моей лекции много полезных сведений, так как табак, помимо его вредных действий, употребляется также и в медицине. Так, например, если муху посадить в табакерку, то она издохнет, вероятно, от расстройства нервов. Табак есть, главным образом, растение. Когда я читаю лекцию, то обыкновенно подмигиваю правым глазом, но вы не обращайте внимания; это от волнения. Я очень нервный человек, вообще говоря, а глазом начал подмигивать в 1889 году тринадцатого сентября, в тот самый день, когда у моей жены родилась, некоторым образом, четвертая дочь Варвара. У меня все дочери родились тринадцатого числа, Впрочем, ввиду недостатка времени, не станем отклоняться от предмета лекции. Надо вам заметить, жена моя содержит музыкальную школу и частный пансион…» А.П. Чехов
15. Если он был в Петербурге, то посетил Эрмитаж или Русский музей. Он не посетил ни Эрмитаж, ни Русский музей, следовательно, он не был в Петербурге.    
16. «За столом разговор пошел дружнее, стали уж вроде и забывать про Глеба Капустина… И тут он попер на кандидата. — В какой области выявляете себя? – спросил он. — Где работаю, что ли? – не понял кандидат. — Да. — На филфаке. — Философия? — Не совсем… Ну, можно и так сказать. — Необходимая вещь. — Глебу нужно было, чтоб была — философия. Он оживился. — Ну, и как насчет первичности? — Какой первичности? — опять не понял кандидат. И внимательно посмотрел на Глеба. И все посмотрели на Глеба. — Первичности духа и материи. — Глеб бросил перчатку. Глеб как бы стал в небрежную позу и ждал, когда перчатку поднимут. Кандидат поднял перчатку. — Как всегда, — сказал он с улыбкой. — Материя первична… — А дух? — А дух — потом. А что? — Это входит в минимум? — Глеб тоже улыбался. — Вы извините, мы тут… далеко от общественных центров, поговорить хочется, но не особенно-то разбежишься — не с кем. Как сейчас философия определяет понятие невесомости? — Как всегда определяла. Почему — сейчас? — Но явление-то открыто недавно.- Глеб улыбнулся прямо в глаза кандидату. — Поэтому я и спрашиваю. Натурфилософия, допустим, определит это так, стратегическая философия — совершенно иначе… — Да нет такой философии — стратегической! — заволновался кандидат. — Вы о чем вообще-то? — Да, но есть диалектика природы, — спокойно, при общем внимании продолжал Глеб. — А природу определяет философия. В качестве одного из элементов природы недавно обнаружена невесомость. Поэтому я и спрашиваю: растерянности не наблюдается среди философов? — Кандидат искренне засмеялся. Но засмеялся один… И почувствовал неловкость. Позвал жену: — Валя, иди, у нас тут… какой-то странный разговор! Валя подошла к столу, но кандидат Константин Иванович все же чувствовал неловкость, потому что мужики смотрели на него и ждали, как он ответит на вопрос. — Давайте установим, — серьезно заговорил кандидат, — о чем мы говорим. — Хорошо. Второй вопрос: как вы лично относитесь к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера?» В. Шукшин

[1] Под коммуникацией здесь и далее понимается процесс обмена информацией между людьми, выраженной в знаковой форме.

[2] См.: Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации : учебное пособие. М., 2007.

[3] Родос В.Б. Теория и практика полемики. Томск, 1989. С. 5.

Наши рекомендации