Модуль 2. Основные проблемы теории философии
ТЕМА 1. Природа как объект философского осмысления (2 часа)
1. Природная среда и её роль в истории общества.
2. Экология и общечеловеческие ценности.
3. Экология и проблема ответственности человека.
4. Проблема гармонизации отношений человека и природы.
5. Характеристика глобальных проблем современности.
6. Основные принципы стратегии устойчивого развития.
7. Философские основания доктрины пацифизма.
8. Терроризм как глобальная проблема и пути ее решения.
9. Основные идеи евгеники и биокибернетики.
10. Проблемы экологического воспитания в современных условиях.
Форма контроля – рефераты, доклады, эссе, презентации
Формирующее задание: подготовить план-конспект по предложенным вопросам.
Основная литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. – М.: ТЕИС, 2005. – 504 с.
2. Ильин В.В. Философия : учеб. для вузов : [в 2 т.]. Т. 1 : Метафилософия. Онтология. Гносеология. Эпистемология / В.В. Ильин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 824, [1] с.
3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс : учеб. для студентов вузов / В.А. Канке. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2006. - 375 с.
4. Налетов И.З. Философия : учебник для вузов / И.З. Налетов. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 399, [1] с.
5. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – 3-е изд.. исправленное и дополненное. – Волгоград: Комитет по печати, 1996. – 352 с.
6. Философия: учеб. для студентов вузов нефилософ. специальностей / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - 4-е изд. - М. : Трикста [и др.], 2007. - 686 с.
7. Философия: учеб. для студентов нефилософ. фак. вузов / под. ред. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2005. - 655 с.
Дополнительная литература
8. Ильин В. В. Философия в схемах и комментариях : [учеб. пособие] / В.В. Ильин, А.В. Машенцев. – СПб.: Питер, 2007. – 303 с.
9. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования : учеб. для студентов вузов / В.Г. Кузнецов [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 517, [1] c.
10. Хрестоматия по философии : учеб. пособие для студентов вузов / сост.: П.В. Алексеев, А.В. Панин; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Филос. фак. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2003. - 571, [5] с.
11. Это человек: антология / сост. и предисл. П.С. Гуревича. – М.: Высшая школа, 1995. – 318 с.
Интернет-ресурсы
12. Аннотированные ссылки на философские ресурсы, клубы, журналы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.piramyd.express.ru/all/pamyat.htm.
13. «Город философов» – философские афоризмы и выражения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ttp://www.filgorod.boom.ru.
14. Институт философии Российской Академии Наук (ИФ РАН) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru.
15. Собрание наиболее известных философских текстов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://log.philos.msu.ru/library/library.htm.
ТЕМА 2. Бытие человека (2 часа)
1. Человек как объект философского рассмотрения: исторический и логический аспекты.
2. Проблема становления человека. Биологическое и социальное в человеке.
3. Практика как специфически человеческий способ отношения к миру. Структура человеческой деятельности и её основные формы.
4. Смысл жизни: философские концепции
Вариативное задание (рефераты, эссе, конспект, кластер)
Формирующее задание: подготовить одно из заданий по выбору
Вариант 1.
1. Что означает определение человека как «символического животного»? кто из философов давал такое определение?
2. Прочтите высказывание Н.А. Бердяева: "Мир переживает опасность дегуманизации человеческой жизни, дегуманизации самого человека. Самое существование человека находится под опасностью со стороны всех процессов, происходящих в мире. Противиться этой опасности может только духовное укрепление человека" (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 152–153).
а) О какой ответственности человека ведет речь Н.А. Бердяев?
б) Какие процессы приводят к дегуманизации человека?
в) Что Вы понимаете под дегуманизацией социальной среды?
Вариант 2.
1. Какие общие характеристики человека содержатся в работах М. Шелера, А. Гелена, Х. Плеснера?
2. В своей работе "О назначении человека" Н.А. Бердяев выделяет пять направлений в философской антропологии: 1) антропология идеализма; 2) натуралистический эволюционизм; 3) социологизм; 4) психопатология; 5) библейско-христианская антропология.
В каждом из этих направлений схвачены отдельные существенные черты человека.
а) Попробуйте определить эти черты применительно к каждому направлению.
б) Какому направлению в антропологии отдает предпочтение Н.А. Бердяев?
Творческое задание:
Философское эссе:
1. Дано:
Эрих Фромм утверждал, что «человек – единственное живое существо, которое ощущает собственное бытие как проблему, которую он должен разрешить и от которой он не может избавиться».
Задание: