Философские идеалы французского Просвещения.
Идейной формой свободомыслия в Европе в XVIII веке становится деизм. Бог является творцом всей живой и неживой природы. Но после сотворения мира бог не вмешивается в природу. Теперь причины и объяснения всех событий и процессов следует искать только в природных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.
Французское просвещение было ориентировано на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этого демократического просвещения зарождается идея создания “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел.
Идейным вождем этого начинания выступает Дени Дидро (1713 – 1784). Статьи для этой “Энциклопедии” соглашались писать выдающиеся философы Франции. По замыслу Д.Дидро в “Энциклопедии” должны были отражаться не только научные достижения, но и новые философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д. В “Энциклопедии” стали помещаться статьи, с критикой традиционной религиозной догматики. Все это определило негативную реакцию церковной элиты и круга высших государственных чиновников к изданию “Энциклопедии”. Работа над “Энциклопедией” с каждым томом все усложнялась и усложнялась. Последних ее томов XVIII век так и не увидел.
Французские материалисты создают научную картину мира, в которой нет места Богу. Вся наблюдаемая действительность, бесконечное количество элементов (атомов, корпускул), из которых образованы все бесчисленные тела - это материя. Все явления – это конкретные формы ее существования. По Гольбаху, материя есть “все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства».
Материальный мир вечен, бесконечен во времени, и в пространстве. Важным свойством материи считалось движение, как способ существования материи. Многообразие материального мира связывалось с процессом изменения и развития. Человек как биологический вид имеет свою историю становления (Д.Дидро). Развитие связывалось с усложнением организации материальных объектов. Мышление и ощущение они представляли как свойство материи, возникшее в результате усложнения ее организации (К.Гельвеций, Д.Дидро).
В природе все взаимосвязано, подчинено объективным законам. Случайности в самой природе отвергались. (Этот детерминизм, будучи распространенным на общественную жизнь, подводил их к фатализму, т.е. к убеждению, что и в нашей жизни (жизни человека) все уже предопределено объективными законами и судьба наша от нас не зависит). Здесь они были, по-видимому, в плену механистического детерминизма Лапласа, полагавшего, что все изменения, все события в этом мире жестко определяются фундаментальными законами механики: все разложимо на материальные точки и их движение, и потому все подчинено механике.
Идея существования бога отвергалась, доказывалась иллюзорность идеи бессмертия души и идеи сотворения мира. Церковь и религия, полагали они, дезориентирует массы и тем самым служат интересам короля и дворянства.
В эпоху Просвещения рассматривались вопросы социально-политического характера. Философы критиковали абсолютную монархию, разрабатывали концепцию гражданского общества, основанного на принципах свободы, равенства и братства (Руссо).
Жан Жак Руссо (1712 – 1778) идеализирует естественное начальное состояние общества, когда еще не было частной собственности. Когда все люди были, как он думал, равны и никто ни от кого не зависел: не было ни потребителей, ни производителей, не было разделения труда, т.е. того, что жестко связывает одного человека с другим. Такое общество, полагал он, отличает естественная нравственная чистота.
В работах Монтескье (1689 – 1755) абсолютизировалась роль географического фактора в развитии общества: природная среда определяет дух народов и законы общественной жизни.
Представитель французского Просвещения Франсуа Вольтер (1694 – 1778) критиковал феодальные порядки, доказывал, что человека никто не имеет право лишить ни жизни, ни свободы, ни собственности. Частную собственность он рассматривал как необходимое условий свободы гражданина.
Касаясь общественной жизни, они доказывали, что история определяется прежде всего сознанием и волей выдающихся личностей. Они склонялись к мысли о том, что лучшее правление обществом – это правление просвещенного монарха (каким многим из них представлялась Екатерина II). Подчеркивали существенную зависимость психического и морального склада человека от особенностей той среды, в которой человек воспитывается.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные черты философии Французского Просвещения.
2. В чем заключается понимание материи, присущее французскому материализму?
3. В чем усматривали просветители источники неравенства и насилия в обществе?
4. Сравните взгляды Руссо и Гольбаха.
5. Назовите особенности философии Немецкого просвещения.
Лекция № 8. Тема:НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы.
2. «Категорический императив» И. Канта.