Влияние античных мыслителей на развитие политический философии в

Средневековье и в эпоху Возрождения.

1. Фаталистическое развитие христианской концепции всемирной

истории Августином Блаженным.

Августин Аврелий(354 — 430 гг.) — крупнейший христианский богослов и философ. Он сформулировал основные принципы христианской политической доктрины.

Противопоставление «государства Божьего» «государству земному». «Град земной» - государственность, которая основана на любви к себе, доведённой до презрения к Богу. «Град Божий» основан на любви к Богу, доведённой до презрения к себе. «Граждан в земном Граде рождает, по Августину, испорченная природа, а граждан Града Небесного рождает благодать».

2. Классификация законов Ф.Аквинским: вечный закон, естественный
закон, человеческий закон, божественный закон.

Фома Аквинский(1226 — 1274 гг.) — выдающийся философ европейского средневековья, идеолог католической церкви, родоначальник философского религиозного направления — томизма.

Дал трактовку проблем права и закона в контексте христианской догматики. Опирался на учение Аристотеля о политике и о человеке как «политическом существе» (у Фомы «общественное существо). Закон, как считал великий богослов, «есть известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе». «Право — это действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития».

3. Осуждение Т.Мором закона о казни.

Томас Мор(1478 — 1535 гг.) — английский философ, гуманист, политолог, общественный деятель, лорд-канцлер. Казнён по политическим обвинениям.

«Утопия» — главное философское произведение Мора об идеальном государстве, в котором нет частной собственности, где все трудятся, где нет власти денег. О несовместимости равенства и собственности.

4. Проблема государственного устройства в «Городе Солнца»
Т.Кампанеллы.

Томас Кампанелла (1568 — 1639 гг.) — итальянский философ. Представитель раннего утопического коммунизма. Выступал против

схоластики. За свободомыслие был заточён в тюрьму, где провёл 27 лет. Там он написал свою утопию «Город Солнца».

Много мыслей он высказал о государстве, основу которого составляют законы природы, выражающие волю Бога. Изложил комплекс социальных идей: полное отсутствие частной собственности, всеобщий обязательный труд, общественная организация производства и распределения, система образования.

5. Труд и воспитание в произведениях Т. Мора и Т.Кампанеллы.

6. Взаимосвязь теории платоновского государства «правления мудрых» с учением Т.Кампанеллы о государственном устройстве, основанном на принципе демократии.

7. Макиавелли о государстве «одновременно похожем на льва и лису».

8. Скариновская классификация права.

Франциск Скорина(1490?— 1541? гг.) — белорусский мыслитель— гуманист эпохи Возрождения, бакалавр философии. Политический идеал — светская, гуманная и мощная монархическая власть. Право, как считал Скорина, — необходимый механизм управления обществом. Дал анализ различия неписанных и писаных законов, обязательного критерия законов и права. Законность — «величайшее общественное благо». «Справедливость и общее благо» — универсальные юридические категории, определяющие «кодекс чести судьи».

Николай Гусовский(ок.1480 — после 1533 гг.) — представитель белорусской философской и гуманистической мысли эпохи Возрождения. Описал идеал руководителя государства на примере князя Великого княжества Литовского. Мощь государства в добродетели, образованности народа, в справедливом государстве. Оправдывал права угнетённых (затем позднее и английский мыслитель Гоббс) на сопротивление, вплоть до восстания, когда попираются естественные права человека.

9. Различие позиций Гераклита и Н. Гусовского о роли войн в решении
социально-политических и государственных проблем.

Наши рекомендации