Контрольная работа к зачёту №1

Литература 10 класс

Зачёт №1

Зачёт № 1

Русская литература первой половины ХIХ века.

А.С.ПушкинСтихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражание Корану (IX. «И путник усталый на Бога роптал…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «…Вновь я посетил…», а также три стихотворения по выбору.

Поэма «Медный всадник».

Наизусть: 3 – 4 стихотворения.

М.Ю.Лермонтов«Молитва», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Отчего», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…», а также три стихотворения по выбору.

Наизусть: 2 – 3 стихотворения.

Н.В.Гоголь«Петербургские повести» («Невский проспект», «Нос», «Портрет» и др.) – одна по выбору.

· Контрольная работа: Тест Литература I половины ХIХ века.

· Творческий практикум Сочинение – миниатюра

Анализ поэтического текста: стихотворение

А.С.Пушкина или М.Ю.Лермонтова

(восприятие, истолкование, оценка).

Рекомендуемая литература

1. Русская литература XIX века.10 кл. Учебн. для общеобразоват. учрежден. В 2 ч. Ч.1/ В.И.Коровин и др. /под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2006

2. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 кл.: Практикум. – М.: Просвещение,2006

3. Архангельская А.Н. Стихотворная повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». – М., 1990

4. Беленький Б.И. Приобщение к искусству слова. – М., 1990

5. Лотман Ю.В. В школе поэтического слова. – М., 1988

6. Турбин В.Н. Пушкин, Гоголь, Лермонтов. – М., 1979

Литература 10 класс

Зачёт №1

Дифференцированные вопросы и задания *

К зачёту № 1

I

1. Россия в начале XIX века (исторические события, общественная мысль, культура). Роль литературы в духовной жизни русского общества. Понятие об историко-литературном процессе.

2. Романтизм в русской литературе начала XIX века (возникновение и развитие). Особенности романтизма как литературного направления.

3. Зарождение реализма и профессиональной русской критической мысли.

4. «Золотой век» русской поэзии (первая треть столетия). Поиски и достижения.

5. Пушкинский и гоголевский периоды в развитии русской литературы (сравнительная характеристика).

II

1. Какие литературные направления оказали влияние на творчество А.С.Пушкина? В каких произведениях это нашло отражение?

2. Основные этапы творчества Пушкина, тематическое и жанровое многообразие его лирики.

3. Тема Петра I и его эпохи в творчестве А.С.Пушкина. Своеобразие раскрытия этой темы в поэме «Медный всадник».

4. Основные этапы творчества Лермонтова. Можно ли говорить об эволюции творчества поэта? Каково её направление?

5. Темы и ведущие мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Какие черты русской жизни 30 –40-х годов отразились в его лирических стихотворениях?

6. Образ Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя.

7. Дайте определение типу «маленький человек». Кто из героев «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя является олицетворением этого типа?

III

1. Что является для А.С.Пушкина гражданским, нравственным и философским идеалом (на примере 2 –3 стихотворений)?

2. Какова оценка личности и деятельности Петра I в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» ( на примерах из текста поэмы)?

3. Лейтмотив лирики Лермонтова. В чём выразилось влияние романтизма на творчество поэта (на примере 2 –3 стихотворений)?

4. Обусловлен ли характер лирики Лермонтова особенностями времени (на примере 2 –3 стихотворений)?

5. Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в «Петербургских повестях» Гоголя (на примере одной повести)?

Вопросы предназначены для собеседования: по 1-2 вопроса из каждого раздела – по выбору.

Литература 10 класс

Зачёт №1

Контрольная работа к зачёту № 1

Литература первой половины ХIХ века

Вариант 1

Задание № Часть 1 Эталон
А 1 Укажите, эпоху, которой принадлежит творчество А.С.Пушкина. 1) вторая половина ХVIII века 2) первая половина ХIХ века 3) вторая половина ХIХ века 4) конец ХIХ – начало ХХ века    
А 2 Какой этап творческого пути А.С.Пушкина соотнесён с периодом 1820 –1824 гг.? 1) лицейский 2) южная ссылка 3) ссылка в Михайловское 4) Болдино    
А 3 Вкаком варианте ответа указаны стихотворения, принадлежащие А.С. Пушкину? А) «Анчар» В) « Вновь я посетил…» Б) «Мадонна» Г) «Выхожу один я на дорогу…» 1) А, Б 2) Б, В 3) А, Б, В 4) А, В, Г    
А 4 В каком стихотворении Пушкина символически выражена мысль об особой судьбе поэта? 1) «Арион» 3) «Элегия» 2) «Вольность» 4) «Погасло дневное светило»    
А 5 Укажите название поэмы Пушкина, в которой дана оценка личности и деятельности Петра I 1) «Пророк» 2) «Медный всадник» 3) «Свободы сеятель пустынный» 4) «Бахчисарайский фонтан»    
А 6 Какой творческий метод позволил Пушкину изображать жизненные явления посредством типизации фактов действительности? 1) классицизм 2) сентиментализм 3) романтизм 4) реализм    
  Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 - В6; С1.  
  1 Безумных лет угасшее веселье 2 Мне тяжело, как смутное похмелье. 3 Но, как вино – печаль минувших дней 4 В моей душе чем старе, тем сильней. 5 Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе 6 Грядущего волнуемое море.   7 Но не хочу, о други, умирать; 8 Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; 9 И ведаю, мне будут наслажденья 10 Меж горестей, забот и треволненья: 11 Порой опять гармонией упьюсь, 12 Над вымыслом слезами обольюсь, 13 И может быть – на мой закат печальный 14 Блеснёт любовь улыбкою прощальной. А.С.Пушкин  
В 1 Какой художественный приём, основанный на сопоставлении, использован в 1 – 4 строках стихотворения?    
В 2 Как называются художественные образные определения «угасшее» (веселье), «печальный» (закат), «прощальной» (улыбкою) и др., несущие экспрессивно-эмоциональную нагрузку в стихотворении А.С.Пушкина?    
В 3 Какие строки раскрывают содержание, которое вкладывает поэт в понятие «наслажденья». Запишите номера этих строк.    
В 4 Укажите термин, которым в литературоведении называют художественный приём противопоставления, в данном стихотворении выявляющего конфликт в душе лирического героя («веселье» – «печаль», «умирать» – «жить»).    
В 5 Какое чувство, упоминаемое в конце стихотворения, озаряло жизнь Пушкина, было той путеводной звездой, которая вела поэта на протяжении всего творческого пути?    
В 6 Выпишите из данного стихотворения строку, которая как нельзя лучше выражает суть всего пушкинского творчества.    
С 1 Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-8 предложений, опираясь на конкретный литературный материал. 1. Что лежит в основе стихотворения А.С.Пушкина: банальные сетования на жизнь или философские размышления (о чём)? 2. Назовите сходные темы и мотивы в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.  
  Часть 2  
А 7 Укажите место рождения и годы жизни Н.В.Гоголя. 1) Москва . 1809 – 1841 2) Миргородский уезд Полтавской губернии. 1809 – 1852 3) Киев. 1815 – 1860 4) Петербург. 1820 – 1862    
А 8 Н.В.Гоголь вошёл в русскую литературу как писатель - 1) романтик 2) реалист 3) классицист 4) модернист    
А 9 Укажите название литературного направления, связанного с критическим отношением к изображаемой действительности, основоположниками которого считаются Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский. 1) «новая школа» 2) «школа сатиры» 3) «натуральная школа» 4) «реалистическая школа»    
А 10 Герой какой повести Н.В.Гоголя пополнил галерею «маленьких людей» в русской литературе? 1) «Шинель» 2) « Миргород» 3) «Тарас Бульба» 4) «Ночь перед Рождеством»    
А 11 Главная мысль, которую хочет донести до читателя Гоголь: «маленький человек» 1) достоин уважения 2) достоин презрения 3) сам виноват в своей «малости» 4) является продуктом бесчеловечного государства    
А 12 В каком варианте ответа указаны произведения, в которых предмет художественного изображения – Петербург? А) «Портрет» Б) «Страшная месть» В) «Нос» Г) «Записки сумасшедшего»   1) А, Б, В 2) А, В, Г 3) Б, В, Г 4) А, Б ,Г    
  Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В7 – В12; С2.  
    О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртуке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре её? Совсем нет, они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой… Вы думает, что эти дамы… но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект… Н.В.Гоголь    
В 7 Как называется повесть, из которой взят отрывок?    
В 8 Напишите название цикла произведений, в который входит данная повесть.    
В 9 Сколько произведений входит в названный цикл?    
В 10 Какое лексическое средство использовано в предложении 3 данного фрагмента («Всё обман…».)?    
В 11 Какое средство художественной выразительности использует автор, говоря о господине, гуляющем «в отлично сшитом сюртуке» («он весь состоит из своего сюртучка»)?    
В 12 Какое изобразительно-выразительное средство использовано в последнем предложении текста?    
С 2 Дайте развёрнутый ответ в объёме 5-8 предложений на один из предложенных вопросов. 1. В каких произведениях русской литературы ХIХ века (или других произведениях Н.В.Гоголя) выражено аналогичное отношение к Петербургу?   2. Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в творчестве Н.В.Гоголя (на примере одной из «петербургских повестей»)?  

Литература 10 класс Зачёт № 1

Контрольная работа к зачёту №1

Литература первой половины ХIХ века

Вариант 2

Задание № Часть 1 Эталон
А 1 Творчество М.Ю.Лермонтова принадлежит эпохе 1) вторая половина ХVIII века 2) первая половина ХIХ века 3) вторая половина ХIХ века 4) конец ХIХ – начало ХХ века    
А 2 Какое литературное направление оказало влияние на поэтическое творчество М.Ю. Лермонтова? 1) романтизм 2) реализм 3) сентиментализм 4) модернизм    
А 3 В каком из названных стихотворений Лермонтова звучит тема изгнанничества? 1) «Дума» 2) «Тучи» 3) «Пророк» 4) «И скучно и грустно…»    
А 4 Укажите адресата любовной лирики М.Ю.Лермонтова. 1) А. Керн 3) Е.Сушкова 2) Е.Денисьева 4) А.Панаева      
А 5 Определите лейтмотив лирики Лермонтова 1) поэт и поэзия 2) пейзажная лирика 3) тема любви 4) мотив разочарования, одиночества    
А 6 Укажите вид книжной лирики, стихотворение, проникнутое настроением задумчивости, мечтательности, грусти, скорби. 1) дума 2) ода 3) элегия 4) идиллия    
  Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 – В5; С1.  
    Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит.   В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём?   Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!   Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;   Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Тёмный дуб склонялся и шумел. М.Ю. Лермонтов    
В 1 Какой приём использует М.Ю.Лермонтов, размышляя об одиночестве человека и гармонии мира и природы?  
В 2 Выпишите слово-образ, которое повторяется дважды в 1 строфе и выражает жизненные искания лирического героя.  
В 3 Назовите стилистический приём, которым воспользовался автор в последней строфе стихотворения («всю ночь, весь день, вечно»)?  
В 4 Какое синтаксическое средство выразительности неоднократно использовано во второй строфе стихотворения для отражения внутреннего конфликта лирического героя?  
В 5 Назовите литературное направление, с которым в литературу пришло понятие «лирический герой».  
С 1* Дайте развёрнутый ответ (в объёме 5-10 предложений) на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал. 1. Какими чувствами проникнуто данное стихотворение? 2. Какие нравственные убеждения поэтов ХIХ века сохранили ценность до нашего времени?    
   
  Часть 2  
А 7 Кто из поэтов-романтиков оказал наибольшее влияние на творчество А.С.Пушкина? Выберите правильный вариант ответа. А) К.Н.Батюшков Б) В.А.Жуковский В) К.Ф.Рылеев Г) П.Шелли   1) А, Б 2) А, В 3) Б, В 4) В, Г    
А 8 А.С.Пушкин неоднократно обращался к образу царя-реформатора. Укажите название произведения (1829г.), в котором Пётр изображён как романтический герой, исключительная историческая личность? 1) «Пророк» 2) «Полтава» 3) «Вновь я посетил» 4) «Свободы сеятель пустынный»    
А 9 Определите жанр поэмы «Медный всадник»» А.С.Пушкина. 1) романтическая поэма 2) философская поэма 3) социально-бытовая поэма 4) историческая повесть в стихах    
А 10 Каким изображается Петербург в «Медном всаднике»? 1) Петербург – парадный город 2) Петербург – центр науки и культуры 3) Петербург – город «униженных и оскорблённых» 4) Петербург – фон разворачивающихся событий    
А 11 Какую оценку даёт автор Петру в поэме «Медный всадник»? 1) великая личность 2) деспот, тиран 3) любимец простого народа 4) двойственная оценка: Пётр – Наполеон и Робеспьер одновременно    
А 12 Чем завершается поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина? 1) свадьбой героя 2) отъездом Евгения 3) смертью героя 4) гибелью памятника в результате наводнения      
Прочитаёте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В6 – В12; С2.    
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц и светла Адмиралтейская игла, И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса. А.С.Пушкин    
В 6 Какая часть поэмы А. С.Пушкина «Медный всадник» содержит приведённый отрывок? Ответ запишите цифрой.    
В 7 К какому литературному роду относится жанр поэмы?  
В 8 Как называется стилистический приём, использованный в словосочетании «Петра творенье»?  
В 9 Выпишите из предложенного текста 2-3 примера олицетворения.    
В 10 Какая стилистическая фигура речи использована в строках 1-2, 5-6 данного отрывка?    
В 11 Как называется образное определение, используемое в словосочетаниях («прозрачный сумрак», «блеск безлунный, «золотые небеса»)?    
В 12 Как называется торжественный, возвышенный стиль, который используется поэтом в приведённом отрывке из поэмы?    
С 2 Дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал. 1. Что символизирует Медный всадник в поэме А.С.Пушкина? 2. Каково отношение автора к Петру первому в поэме «Медный всадник»? Сравните с трактовкой образа Петра в других произведениях А.С.Пушкина.      

Литература 10 класс

Класс 10 ___ Зачёт № 1

Ф.И.О._______________________

_______________________

Наши рекомендации