Тема. Асакти – правильная система поклонения Враджа-дхаме.

С 6 по 8 тексты размер стихосложения: васант-тилак – «украшение весны».

Поется на мотив «Говиндам ади пурушам».

I. Тренировка ума думать о Кришне.

1. Деятельность ума и интеллекта является основой формирования нового тела.

2. Самскары – впечатления от действий, событий, которые переходят в подсознание и определяют как настоящую, так и будущую жизнь личности.

1) Есть три пути, по которым они проявляются (всплывают):

- ассоциация – благодаря встрече с подобной ситуацией;

- желания – благодаря возбуждению ума определенным желанием;

- карма – в определенный момент самскара включается и заставляет человека действовать.

2) Самскара проявляется как на уровне мысли, так и на уровне действия, которое в свою очередь усиливает самскару впечатление в подсознании. Ее результат – страх.

3) Пути уничтожения самскар:

а ) йога: абхйаса – практика приручения ума;

вайрагйа – отречение от привязанностей ума;

б) бхакти: садхана-бхакти – деятельность, приводящая к бхаве, духовным

впечатлениям, эмоциям, замещающим греховные самскары.

v Однако садхана, совершаемая механически, из-за оскорблений приводит лишь

к накоплению сукрити (благочестивой кармы). Вытеснение греховных самскар

происходит тогда, когда садхана совершается осознанно, с чувством, с

молитвой к Господу.

v Шаранагати – путь ослабления и разрушения самскар, разрушения гордыни,

основой которой является представление: я – действую; я – страдаю и т.д.

Необходимо развить понимание, что «страдания – следствие моих прежних

грехов».

3. Соответственно тонкой форме тела, созданной умом в момент смерти, живые существа

получают грубое тело, оставив прежнее.

1) Тонкая форма тела определяется тем, к чему привязан ум в момент смерти, на чем сосредоточен.

2) Если ум будет способен помнить о Кришне в момент смерти, т.е. привязанность к Кришне будет сильнее всех других привязанностей, то живое существо возвращается к личному общению с Кришной на Голока Вриндаване (васту-сиддхи).

4. Поэтому этот текст раскрывает также путь обретения этой всепоглощающей

привязанности (рага-бхакти) к Кришне в чем и заключается суть всех наставлений

(упадеша-сара). Он описывает:

1) процесс садханы;

2) место ее осуществления;

3) у какого преданного принимать прибежище.

II. Рагануга-садхана-бхакти – это практика, следуя которой преданный развивает в себе всепоглощающую привязанность к Кришне, умонастроение определенного вида, которую имеет избранный им вечный спутник (враджа-парикар) Господа воВриндаване – рагатмик.

1. Квалификация:

1) для вайдхи-садханы – шраддха;

2) для рагануга-садханы - лобха (жадность) и чистота сердца; свобода от анартх (ништха).

v Ништха позволяет обрести стабильность в служении и возможность для ума

погрузиться глубже в слушание и воспевание, обрести устойчивый вкус (ручи),

который, развиваясь, переходит в сильную привязанность (асакти). Лобха

полностью проявляется на уровне асакти. Когда привязанность пробуждается,

разум преданного больше не зависит от наставлений шастр, логики и

аргументов (сваруп-упалабдхи).

2. Две формы практики, которой следует рагануга-бхакти:

- внешняя (садхана-рупа): занят слушанием и воспеванием о Кришне и Его вечных

спутника, следует 64 ангам преданного служения;

- внутренняя (садхака-рупена): узнав от духовного учителя (уттама-адхикари) о

своей духовной форме, медитирует на свои взаимоотношения с Кришной

(манаса-бхаджана) в духовном теле (ашта-кала-лила-медитация)*.

v Ашта – восемь,

Кала – время,

Лила – игра.

Игры Радхи и Кришны меняются на протяжении дня и повторяются в общих чертах каждый день. Так выделаются восемь частей таких игр на прояжении суток – ашта-кала-лила. Те, кто поселяются на берегах Радха-кунды медитируют на ашта-кала-лилы Радха-Кришны. Есть также ашта-кала-лилы Гауранги. Реомендуется мелитировать сначала на них, т.к. Господь Гауранга прощает все оскорбления. И восемь периодов, на которые делится день Божеств в храме, можно сопоставить с ашта-кала-лила медитацией.

v Этот уровень доступен для тех, кто достиг бхавы

Пять составляющих расы:

1) вибхава – предварительная: существование 2-х личностей во

взаимоотношениях (вишая-Кришна, объект любви,

ашрая-джива, испытывающая любовь).

2) стхайи-бхава – постоянное, неизменное эмоциональное состояние преданного (шанта, дасйа, сакхйа, ватсалйа, мадхурйа);

3) анубхава – сознательные ответные эмоции, выражаемые в ответ на отношение Кришны (как сына, друга, господина и т.д.);

4) сатвика-бхава – спонтанные эмоции любви из глубины сердца;

5) вйабхичари-бхава – маленькие волны эмоций, временные разнообразные эмоции (скорбь, смирение, слезы и т.д.)

v Буддхи-апекшам – начало привлечения ума к конкретным взаимоотношениям с

Кришной (ручи/асакти). На уровне асакти преданный может осознавать, что

привязан к Кршне в опредленной роли, но не осознавать своей духовной

формы.

1) Ему следует поселиться во Врадже и заниматься преданным служением под руководством возвышенного преданного.

Возраст Кришны и место проведения Его игр:

появление на свет – 3 года 4 месяца – Гокула,Махаван (ватсалйа)

3 года 4 месяца – 6 лет 8 месяцев – Вриндавана (возле Чатикара) (ватсалйа,

сакхйа)

6 лет 8 месяцев – 10 лет 7 месяцев – Нандаграма (мадхурйа)

10 лет 7 месяцев – 28 лет 4 месяца – Матхура.

2) Садхака жаждет развить такой вид любви, который свойственен определенному спутнику (нитйа-парикар) Кришны. Он медитирует на личность и его умонастроение в конкретных играх и позже устанавливает личную связь с ним.

3) Такой преданный больше внимания уделяет тем ангам бхакти, которые способствуют развитию желаемого умонастроения и следует им не по принуждению, естественно.

v Сахаджии иммитируют сиддха-рупена (духовное тело, внешность,

отношения с Кришной и т.д.) на уровне садхака-рупа.

3. Ступени развития рагануга-бхакти.

1) Предварительная ступень:

Шравана-даша а) слушание Кришна-катхи, вкус, привлечение к слушанию обо всех играх;

б) слушание о том, как ведет себя, одевается, чувствует и т.д. тот

или иной рагатмик.

Варана-даша – признание такого умонастроения привлекательным, близким для себя.

2) Смарана-даша (или смаранавастхи) – развитие памятования игр, медитация на них.

Состоит из 5 уровней:

Смаранам – вспоминание, когда ум вспоминает и ищет объект сосредоточения

(уровень нама-смарана).

Дхарана - погружение, когда ум полностью отвлекается от объектов чувств

и погружается в размышления о Господе (уровень рупа-смарана).

Дхйана - медитация, т.е. сосредоточенность на определенной форме (в

подробностях) Господа (уровень гуна-смарана).

Дхрув-анусмрити – постоянное помятование, которое дает ощущение

блаженства, возможность видеть игры Господа (лила-смарана).

Самадхи - транс, когда преданный не думает ни очем другом, кроме Господа, входит в свою расу.

3) Совершенство жизни (рагатмика-бхакти).

Апана-даша (соответствует анусмрити) – душа приходит к осознанию своего

ественного изначального положения (сварупа-сиддха).

Сампатти-даша – ясное представление о своих вечных взаимоотношениях с

Кришной, возвращение в вечные игры Господа без материального тела (васту-

сиддха.

III. Рануга-бхакти поднимает до высших уровней премы (рага, анурага,

бхава, махабхава).

v Гопи, не попавшие на танец раса-лилы, являлись садхаками, не достигшими высших уровней премы. Обладая духовным телом и слушая рассказы нитйа-сиддх, вернувшихся с раса-лилы, сожгли остатки осквернения в сердцах и развили огромное желание участвовать в раса-танце. Это очищение от последних отождествлений (кроме отношений с Кришной), таких, как жена, дочь и т.д. называют оставлением тела (тонкого). Рагатмики сожгли все осквернения, их чувства неотличимы от них самих.

Текст 9.

Наши рекомендации