Тема. Асакти – правильная система поклонения Враджа-дхаме.
С 6 по 8 тексты размер стихосложения: васант-тилак – «украшение весны».
Поется на мотив «Говиндам ади пурушам».
I. Тренировка ума думать о Кришне.
1. Деятельность ума и интеллекта является основой формирования нового тела.
2. Самскары – впечатления от действий, событий, которые переходят в подсознание и определяют как настоящую, так и будущую жизнь личности.
1) Есть три пути, по которым они проявляются (всплывают):
- ассоциация – благодаря встрече с подобной ситуацией;
- желания – благодаря возбуждению ума определенным желанием;
- карма – в определенный момент самскара включается и заставляет человека действовать.
2) Самскара проявляется как на уровне мысли, так и на уровне действия, которое в свою очередь усиливает самскару впечатление в подсознании. Ее результат – страх.
3) Пути уничтожения самскар:
а ) йога: абхйаса – практика приручения ума;
вайрагйа – отречение от привязанностей ума;
б) бхакти: садхана-бхакти – деятельность, приводящая к бхаве, духовным
впечатлениям, эмоциям, замещающим греховные самскары.
v Однако садхана, совершаемая механически, из-за оскорблений приводит лишь
к накоплению сукрити (благочестивой кармы). Вытеснение греховных самскар
происходит тогда, когда садхана совершается осознанно, с чувством, с
молитвой к Господу.
v Шаранагати – путь ослабления и разрушения самскар, разрушения гордыни,
основой которой является представление: я – действую; я – страдаю и т.д.
Необходимо развить понимание, что «страдания – следствие моих прежних
грехов».
3. Соответственно тонкой форме тела, созданной умом в момент смерти, живые существа
получают грубое тело, оставив прежнее.
1) Тонкая форма тела определяется тем, к чему привязан ум в момент смерти, на чем сосредоточен.
2) Если ум будет способен помнить о Кришне в момент смерти, т.е. привязанность к Кришне будет сильнее всех других привязанностей, то живое существо возвращается к личному общению с Кришной на Голока Вриндаване (васту-сиддхи).
4. Поэтому этот текст раскрывает также путь обретения этой всепоглощающей
привязанности (рага-бхакти) к Кришне в чем и заключается суть всех наставлений
(упадеша-сара). Он описывает:
1) процесс садханы;
2) место ее осуществления;
3) у какого преданного принимать прибежище.
II. Рагануга-садхана-бхакти – это практика, следуя которой преданный развивает в себе всепоглощающую привязанность к Кришне, умонастроение определенного вида, которую имеет избранный им вечный спутник (враджа-парикар) Господа воВриндаване – рагатмик.
1. Квалификация:
1) для вайдхи-садханы – шраддха;
2) для рагануга-садханы - лобха (жадность) и чистота сердца; свобода от анартх (ништха).
v Ништха позволяет обрести стабильность в служении и возможность для ума
погрузиться глубже в слушание и воспевание, обрести устойчивый вкус (ручи),
который, развиваясь, переходит в сильную привязанность (асакти). Лобха
полностью проявляется на уровне асакти. Когда привязанность пробуждается,
разум преданного больше не зависит от наставлений шастр, логики и
аргументов (сваруп-упалабдхи).
2. Две формы практики, которой следует рагануга-бхакти:
- внешняя (садхана-рупа): занят слушанием и воспеванием о Кришне и Его вечных
спутника, следует 64 ангам преданного служения;
- внутренняя (садхака-рупена): узнав от духовного учителя (уттама-адхикари) о
своей духовной форме, медитирует на свои взаимоотношения с Кришной
(манаса-бхаджана) в духовном теле (ашта-кала-лила-медитация)*.
v Ашта – восемь,
Кала – время,
Лила – игра.
Игры Радхи и Кришны меняются на протяжении дня и повторяются в общих чертах каждый день. Так выделаются восемь частей таких игр на прояжении суток – ашта-кала-лила. Те, кто поселяются на берегах Радха-кунды медитируют на ашта-кала-лилы Радха-Кришны. Есть также ашта-кала-лилы Гауранги. Реомендуется мелитировать сначала на них, т.к. Господь Гауранга прощает все оскорбления. И восемь периодов, на которые делится день Божеств в храме, можно сопоставить с ашта-кала-лила медитацией.
v Этот уровень доступен для тех, кто достиг бхавы
Пять составляющих расы:
1) вибхава – предварительная: существование 2-х личностей во
взаимоотношениях (вишая-Кришна, объект любви,
ашрая-джива, испытывающая любовь).
2) стхайи-бхава – постоянное, неизменное эмоциональное состояние преданного (шанта, дасйа, сакхйа, ватсалйа, мадхурйа);
3) анубхава – сознательные ответные эмоции, выражаемые в ответ на отношение Кришны (как сына, друга, господина и т.д.);
4) сатвика-бхава – спонтанные эмоции любви из глубины сердца;
5) вйабхичари-бхава – маленькие волны эмоций, временные разнообразные эмоции (скорбь, смирение, слезы и т.д.)
v Буддхи-апекшам – начало привлечения ума к конкретным взаимоотношениям с
Кришной (ручи/асакти). На уровне асакти преданный может осознавать, что
привязан к Кршне в опредленной роли, но не осознавать своей духовной
формы.
1) Ему следует поселиться во Врадже и заниматься преданным служением под руководством возвышенного преданного.
Возраст Кришны и место проведения Его игр:
появление на свет – 3 года 4 месяца – Гокула,Махаван (ватсалйа)
3 года 4 месяца – 6 лет 8 месяцев – Вриндавана (возле Чатикара) (ватсалйа,
сакхйа)
6 лет 8 месяцев – 10 лет 7 месяцев – Нандаграма (мадхурйа)
10 лет 7 месяцев – 28 лет 4 месяца – Матхура.
2) Садхака жаждет развить такой вид любви, который свойственен определенному спутнику (нитйа-парикар) Кришны. Он медитирует на личность и его умонастроение в конкретных играх и позже устанавливает личную связь с ним.
3) Такой преданный больше внимания уделяет тем ангам бхакти, которые способствуют развитию желаемого умонастроения и следует им не по принуждению, естественно.
v Сахаджии иммитируют сиддха-рупена (духовное тело, внешность,
отношения с Кришной и т.д.) на уровне садхака-рупа.
3. Ступени развития рагануга-бхакти.
1) Предварительная ступень:
Шравана-даша а) слушание Кришна-катхи, вкус, привлечение к слушанию обо всех играх;
б) слушание о том, как ведет себя, одевается, чувствует и т.д. тот
или иной рагатмик.
Варана-даша – признание такого умонастроения привлекательным, близким для себя.
2) Смарана-даша (или смаранавастхи) – развитие памятования игр, медитация на них.
Состоит из 5 уровней:
Смаранам – вспоминание, когда ум вспоминает и ищет объект сосредоточения
(уровень нама-смарана).
Дхарана - погружение, когда ум полностью отвлекается от объектов чувств
и погружается в размышления о Господе (уровень рупа-смарана).
Дхйана - медитация, т.е. сосредоточенность на определенной форме (в
подробностях) Господа (уровень гуна-смарана).
Дхрув-анусмрити – постоянное помятование, которое дает ощущение
блаженства, возможность видеть игры Господа (лила-смарана).
Самадхи - транс, когда преданный не думает ни очем другом, кроме Господа, входит в свою расу.
3) Совершенство жизни (рагатмика-бхакти).
Апана-даша (соответствует анусмрити) – душа приходит к осознанию своего
ественного изначального положения (сварупа-сиддха).
Сампатти-даша – ясное представление о своих вечных взаимоотношениях с
Кришной, возвращение в вечные игры Господа без материального тела (васту-
сиддха.
III. Рануга-бхакти поднимает до высших уровней премы (рага, анурага,
бхава, махабхава).
v Гопи, не попавшие на танец раса-лилы, являлись садхаками, не достигшими высших уровней премы. Обладая духовным телом и слушая рассказы нитйа-сиддх, вернувшихся с раса-лилы, сожгли остатки осквернения в сердцах и развили огромное желание участвовать в раса-танце. Это очищение от последних отождествлений (кроме отношений с Кришной), таких, как жена, дочь и т.д. называют оставлением тела (тонкого). Рагатмики сожгли все осквернения, их чувства неотличимы от них самих.
Текст 9.