Жизнь учителя и суть его наставлений
Духовный Учитель, известный ныне под именем Шри Раманы Махарши, родился 30 декабря 1879 года, в день АРДРА ДАРШАН, считающийся священным и благоприятным (в этот день Шива явил Себя своим преданным как Натараджа — в космическом танце творения и разрушения вселенной).
Его отец Сундарам Айяр был родом из Тиручули — деревни, лежащей в 30 милях юго-восточнее Мадурая. Респектабельный адвокат, относившийся с уважением и любовью ко всем, он был женат на Алагаммале, глубоко религиозной индуске, преданной жене и замечательной хозяйке. Ребенка назвали Венкатараманом. Несколько лет мальчик учился в школе Тиручули, а затем в Диндигуле и Мадурае. Считалось, что в школе Он особенно не отличался и в спорте достиг гораздо больших успехов, чем в учебе, ибо был физически сильнее большинства друзей и товарищей, но впоследствии Он Сам говорил, что на самом деле был безразличен и к занятиям, и к спорту в равной мере.
В Его жизни не было ничего значительного вплоть до ноября 1895 года, когда один из родичей рассказал о своем возвращении из Аруначалы (другое имя города Тируваннамалая). Это название по какой-то необъяснимой причине возымело на Него странное и глубокое воздействие, вызвав восхищение, благоговение и любовь одновременно, хотя Он услышал его не впервые. Бхагаван рассказывал мне: «С ранних лет имя Аруначалы было „сияющим и звучащим” внутри меня, была спхурана (пульсация) этого имени», а на мой вопрос, какой была спхурана, Он ответил, что она несла в себе как звук, так и свет, звук и видение, воспринимаемые не ушами, но только Сердцем, психическим Сердцем.
Немного позднее Он познакомился с книгой „Пэрия Пуранам”, рассказывающей о жизни величайших тамильских святых, и был глубоко тронут ею.
В июле 1896 года, когда Ему было 16 лет, произошло самое важное событие в Его жизни. Внезапный и сильных страх смерти настолько охватил Его, что Он собрался умереть, хотя тело было здоровым и сильным. Шок этого внезапного и непреодолимого страха смерти привел Его к совершенно необычному переживанию, в результате которого убеждение, что «Я — Дух, нечто, превосходящее тело», ярко вспыхнуло внутри Него, словно живая Истина.
Убеждение, что Он был не телом, но Духом, независимым от тела, существующим даже с прекращением жизни тела, пришло к Нему в проблеске как мгновенный результат непосредственного переживания, а не как вывод длительного и болезненного процесса логических умозаключений. Это осознание было таким глубоким и затрагивающим Его суть, что оно никогда уже ни на мгновение не оставляло Его.
Переживание, которое, возможно, длилось не более получаса, полностью и навсегда изменило мальчика.
Он утратил интерес к занятиям, друзьям, родственникам, даже к пище и стал часто посещать главный храм Мадурая, где проводил долгие часы перед святынями, моля Господа о Милости, которая сделала бы его похожим на кого-нибудь из 63 святых в „Пэрия Пуранам”. Но в основном Он пребывал в состоянии божественного блаженства внутри себя, в то время как слезы ручьем катились из глаз.
Наблюдая эти изменения в мальчике, взрослые и особенно старший брат постоянно упрекали Его. Наконец, 29 августа 1896 года наступил кризис. Когда старший брат не выдержал: «Зачем человеку, погруженному в созерцание, нужны книги, школа и дом?», то юный Венкатараман сказал себе: «Да, это абсолютно правильно. Какое мне дело до всех этих вещей?» — и решил сразу оставить дом и отправиться к Аруначале.
Он обратился к старшему брату: «Я должен сейчас идти в школу», на что тот ответил: «Тогда возьми пять рупий и по пути заплати за меня в колледже». Духовно устремленный юноша принял эти деньги как Божий дар для поездки к Аруначале. В старом атласе Он нашел местонахождение Тируваннамалая и подумал, что трех рупий ему должно хватить, чтобы доехать туда. Поэтому Он взял только три рупии и отправился на железнодорожную станцию, оставив на видном месте записку: «Я ушел, чтобы найти своего Отца и подчиниться Его приказу. Это (то есть я сам) становится на добрый путь, а поэтому не следует ни горевать, ни тратить деньги на поиски этого. Оставляю две рупии».
Он прибыл на станцию, опоздав более чем на час ко времени отхода поезда по расписанию, но, к счастью, поезд тоже опоздал, и поэтому мальчику удалось сесть в него. Он взял билет только до Тиндиванама, ибо, согласно старому атласу, через Тируваннамалай поезда не ходили, а ближайшей к нему железнодорожной станцией и был Тиндиванам. Но старик мусульманин, сидящий в купе, поинтересовался, куда направляется юноша с блестящими глазами, и рассказал о недавно открытой ветке Виллупурам-Катпади, проходящей через Тируваннамалай. Махарши не мог припомнить, как мусульманин попал в купе, но так или иначе он оказался здесь, чтобы руководить им. Следуя его совету, юноша сошел в Виллупураме и после ряда событий, не представляющих особого интереса, достиг Арайянайналлура. Обнаружив храм (а это был храм Атуланатха Ишвары), Он вошел в него и сел при тусклом свете одной чуть мерцающей лампады. Будучи поглощенным самадхи, Он вдруг обнаружил чистое пространство, заполненное ярким светом.
С изумлением юный преданный смотрел в направлении гарбха гриха (сокровенной святыни), чтобы увидеть, откуда появляется свет. Но источник света найти не удалось, так как свет быстро исчез. На месте, где видение открылось юному Свами, прославленный святой Тирунянасамбандар некогда имел видение Господа Аруначалы и тоже в форме света. Здесь он установил лингам4 Господа Аруначалы, почитаемый живой традицией и поныне.
Из Арайянайналлура юноша окончательно прибыл в Тируваннамалай утром 1 сентября 1896 года и сразу отправился в Храм Господа Аруначалы. Хотя Он пришел в Храм в необычное время, после утренней пуджи, все двери, ведущие к сокровенным святыням, были открыты.
Он направился прямо туда и сказал: «Отец, я пришел по Твоей команде, да исполнится Твоя воля». После этих слов жжение в теле, которое Он чувствовал в течение нескольких дней, исчезло. Проведя некоторое время в поклонении, Он вышел из Храма, пошел в город и вернулся обритый наголо, с набедренной повязкой в качестве единственной одежды.
Первоначально Он жил в Тысячеколонном Зале Храма. Чтобы избежать помех со стороны толп людей, привлеченных необычным зрелищем юноши, почти мальчика, погруженного в такую глубокую медитацию, Он должен был перемещаться с места на место как внутри, так и вне Храма. Не менее трех лет прошло в поддержании абсолютного молчания и в глубоком, всепоглощающем погружении в Самость, в течение которого молодой аскет полностью утрачивал сознание тела.
Когда Он сидел у святыни Патала Лингама, в темном углу подземелья Тысячеколонного Зала, на Него набрасывались ядовитые насекомые так, что кровь и гной сочились из ран, однако Он пребывал в Самости, не ощущая боли и неудобств, не сознавая случившегося с телом.
Поклонники собрались вокруг и пытались спасти Его физическое тело. Один такой поклонник, Аннамалай Тамбиран, начал почитать молодого Свами, предлагая фрукты, цветы и фимиам жженой камфоры, как если бы Он был священной статуей в храме. Первый день этого странного почитания прошел без протеста, но когда Тамбиран назавтра пришел вновь, снова принеся пищу и собираясь повторить свое почитание, то увидел рядом на стене такую надпись на тамили, сделанную древесным углем: «Это (пища) — достаточная служба для этого (тела)». Отсюда стало ясно, что юный Свами грамотен. Позднее другой почитатель выполнил сатьяграху (букв. санкр. „твердость в истине”, - поклонник объявил голодовку до получения ответа) и принудил Свами написать, что его зовут Венкатараман и что он родом из Тиручули.
Таким образом родные узнали о местопребывании юноши, и дядя Нелайаппа Айяр приехал, чтобы забрать Свами домой, но не получил от Него никакого ответа.
Позднее мать и старший брат пытались вернуть Свами опять безуспешно: юноша молчал. Наконец, уступив мольбе одного из поклонников, Свами написал им по-тамильски на клочке бумаги:
«Правитель всего управляет судьбами душ в соответствии с их прошлыми деяниями, их прарабдха кармой. Чему не суждено случиться, не случится. Что должно случиться, случится, несмотря на любые попытки это предотвратить. Здесь нет сомнений. А потому тишина — лучше всего».
Итак, мать и брат уехали ни с чем, а Брахмана Свами, как Его стали называть, остался у подножия Горы, хотя и менял здесь одно место пребывания на другое.
В 1907 году Кавьякантха Ганапати Муни, знаменитый поэт, писавший на санскрите, который в течение ряда лет практиковал интенсивную садхану, стал преданным последователем Брахманы Свами. Именно он и его ученики были первыми, кто начал называть молодого Свами Бхагаваном Шри Раманой Махарши.
Бхагаван Рамана жил в большом Храме и рядом с ним около года, в течение следующих двух лет на расстоянии мили к востоку от Храма и затем около 15 лет вблизи и в самой пещере Вирупакша на большой Горе Святого Сигнального Пламени. После этого Он шесть лет оставался в ашраме, названном Скандашрамом, который был построен для Него группой энтузиастов-поклонников, возглавляемой Сканда-свами. Это была скалистая местность. покрытия колючим грушевым кустарником, совершенно непригодная для постройки жилища.
Но пылкая любовь и неутомимый труд преданных почитателей сделали невозможное возможным. Бхагаван рассказал мне, что в честь Скандасвами это место стали называть Скандашрамом.
В период пребывания Бхагавана в пещере Вирупакша Его мать приехала к Нему и занялась приготовлением пищи. До этого преданные (ученики и почитатели) Бхагавана просили пищу на улицах (Тируваннамалая) и делили ее между всеми, кому случилось быть тогда в ашраме. Бхагаван перебрался в Скандашрам в 1916 году.
Мать была там с Ним и умерла в мае 1922 года. Ее тело было захоронено в месте, где ныне стоит Храм Матхрубхутешвара. Бхагаван имел обыкновение посещать это Самадхи. Однажды, в декабре 1922 года, Он, как обычно, пошел туда, но уже больше не вернулся в Скандашрам и прожил там до Своего махасамадхи в апреле 1950 года, то есть более 27 лет. Вокруг Самадхи Матери выросла группа строений, которую мы называем Шри Раманашрамом. Бхагаван был доступен всем. Он существовал, двигался и разговаривал подобно любому из нас. Казалось, Он жил в мире, но, однако, Его реальное бытие было вне мира. Он жил без какой-либо привязанности к своему окружению. Это состояние бытия в книгах сравнивают с состоянием человека, крепко спящего в повозке. Для него безразлично, движется повозка или останавливается, выпрягаются ли волы из упряжи. Джняни, чье „я” уничтожено, чей ум или эго убито и кто спит в Себе, то есть погружен в Самость, не озабочен тем, что он может или не может делать в этой жизни. Другими словами, Махарши жил в Тируваннамалае как сахаджа ништха (постоянно и естественно пребывающий в самадхи), легко доступный любому, кто хотел прийти и видеть Его.
Он давал мало словесных наставлений, предпочитая метод Дакшинамурти, который учил Тишиной, однако молчание Махарши не было тупым и мрачным, словно на похоронах. Напротив, оно было динамичным, вибрирующим, насыщенным силой, что подтверждено переживаниями многих среди тысяч постоянных посетителей Его обители. Тишина могла очаровывать — безмолвие и спокойствие ума гораздо сильнее влияли на них, чем чьи-либо самые красноречивые слова.
Это бесценное преимущество — быть современником такого великого святого и провидца, и, действительно огромная трагедия, если искренние искатели не воспользовались Его присутствием в нашей среде, в то время как люди из отдаленных стран, почти с конца света обретали многое от общения с Ним и изучения Его жизни и наставлений. В наших Писаниях сказано, что неизмеримый духовный выигрыш ожидает тех, кто практикует в присутствии Существа, осознавшего Самость. Изучение священных книг, соблюдение законов, церемонии и ритуалы, джапа, тапас или йога, паломничества к святым гробницам и водам — ничто из этого не может сравниться с общением с настоящим джняни в помощи прогрессу искателя на духовном пути.
Нужно, однако, постоянно помнить о следующем.
Хотя Милость Махарши, подобно Милости Самого Бога неограниченна, каждый может получить ее только в соответствии со своими способностями. Как говорит Тагор: «Божья Милость бесконечна и изливается, всегда изливается, но мы можем собрать ее только в наши маленькие ладони». Господь Иисус говорит: «Вот Я стою у двери и стучу» (Откровение Иоанна Богослова (3 : 20). Действительно, Божья Милость всегда стучится в двери наших сердец, но наше эго, наш ум и желания запирают и баррикадируют двери наших сердец и препятствуют проникновению ее вовнутрь и выполнению ее работы. Отдача себя этой Милости сотворит чудеса и совершенно преобразует качество наших жизней. Но наше смирение и само-отдача половинчаты, как у того генерала, который сказал своим солдатам: «Молитесь Богу, но держите ваш порох сухим». Бог, Гуру и Самость — одно и то же, и если мы полностью доверились Гуру, то мы в безопасности, ибо наше достижение цели этим обеспечено.
Сейчас мы перейдем к центральному и едва ли не единственному наставлению, которое Махарши давал всем искателям для самостоятельного изучения и опыта.
Сознание бытия, вечноприсутствующее чувство „Я есмь”, которое является постоянным во всех трех состояниях: бодрствования, дремы (сна со сновидениями) и глубокого сна, представляет Истину или Реальность, равнодушную к тому, что я есть, такому, как «я есть это тело», «я есть Рама» или «я — учитель».
Даже после глубокого сна человек просыпается и говорит: «Я крепко спал». Чувство «я есмь» всегда продолжает существовать, и оно является нитью, ведущей человека к Реальности.
То, которое сияет внутри каждого из нас как «Я есмь», суть Самость, Истинное Я, единственная реальность, а все остальное есть просто кажимость. В Библии также ясно и выразительно говорится, что Бог сказал Моисею: «Я есмь то Я есмь» (Исход (3 : 14): «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий...».
Стихи 13-й и 14-й третьей главы книги „Исход” резюмируют миссию Махарши, а именно, что „Я есмь” — это имя Бога, и сознание „Я есмь”, которое каждый носит внутри себя, является голосом Бога, или Самости, Истинного Я.
Махарши говорит всем искренним искателям Истины: «На каждом шагу и по любому поводу вы говорите „я”, „я”: „я хочу узнать это”, „я чувствую это”, „я думаю это” и так далее. Спросите себя, кто есть этот „я”, откуда эта „я”-мысль возникает, что является ее источником. Сохраняйте свой ум твердо установленным на этой мысли, чтобы исключить все остальные мысли, и этот процесс рано или поздно приведет вас к осуществлению Самости, вашего Истинного Я».
Прямой метод, рекомендованный Махарши, является единственным в своем роде. Возможно, он не покажется легким, но своим собственным опытом Махарши гарантирует нам, что это кратчайший, безопаснейший и наиболее надежный метод.
Заключается он в следующем. Вы спрашиваете себя: «Кто я?» и пытаетесь удержать целиком весь ум сконцентрированным на получении ответа на этот вопрос.
Правда, внутри вас будут возникать различные незваные мысли и пытаться отвлечь ваше внимание. Однако для всех этих мыслей „я”-мысль является источником и пищей.
Поэтому как только та или иная мысль появляется, спрашивайте, не допуская ее развития: «Кто получает эту мысль?» Ответ будет: «я». Тогда спросите себя: «Кто этот „я” и откуда?» Махарши говорит: «Не будьте обескуражены разнообразием и множественностью мыслей, которые пытаются отвлечь вас. Следуйте описанному методу с верой и надеждой, и вы наверняка достигнете цели». И Он дает пример. Вы осадили крепость. Каждого защитника, покидающего ее для вылазки, вы будете сражать ударом меча. Убив последнего из них, вы захватите крепость. До тех пор, пока все мысли не будут уничтожены, они продолжают выход. Убивайте их всех мечом Исследования «Кто я?», и в конце концов крепость будет взята. Но победа достигается не путем простого бормотания слов «Кто я?», обращенных к себе.
Интенсивное усилие ума, полная интроверсия всех способностей, тотальное погружение в поиск источника возникновения „я” — все это необходимо для успеха.
В одном из своих стихов Махарши говорит: «Ныряйте глубоко внутрь себя, в сокровенные глубины своего Сердца, как искатель жемчуга, сдерживая речь и дыхание, ныряет глубоко в воду, и, таким образом, достаньте с помощью бдительного ума сокровище Самости внутри себя».
Когда все мысли исчезнут, то и центральная, или коренная, мысль — „я”, ум или эго — также перестанет существовать, и Самость (то есть Истинное Я) в Сердце будет одиноко сиять как осознание „Я — Я” — безмолвно, самопроизвольно, не описуемо умом, нечто такое, что может быть пережито лишь после того, как ум перестает существовать. Пребывать в Самости, поскольку эго исчезло полностью, без остатка, как сгоревшая камфора или как река, ставшая единой с океаном, — это Мудрецы и называют Освобождением. Нет смысла философствовать о том, каково это состояние. Те, кто испытал его, говорят, что оно исполнено Мира и неизреченного Блаженства, но каждый должен узнать это сам. Как сказал наш Таюманавар на своем неподражаемом тамили:
«Кто может описать и кто может понять великолепие Самости? Если вы становитесь ТЕМ, то вы будете ТЕМ, и тогда ТО само будет говорить с вами».
Но когда сказано, что Самость внутри Сердца будет говорить с тобой или даст СЕБЯ почувствовать тебе, то речь идет не о физиологическом органе с левой стороны груди, а о психическом центре с ее правой стороны.
Библия также утверждает: «Сердце мудрого — на правую сторону, а сердце глупого — на левую» (стих 2, глава 10, книга Екклезиаста, или Проповедника). Махарши цитирует „Йогу-Васиштху”, где говорится, что сердце с правой стороны — это единственное, что надо учитывать, что Сердце находится ни внутри, ни снаружи, что ОНО есть везде, будучи природой чистого Сознания, основой и источником всего.
Учение о том, что если все мысли прекращаются и ум успокоен, то Самость внутри откроет СЕБЯ и мы узнаем реальное блаженство, в Индии общепринято. Возьмем в качестве примера классическую строфу Таюманавара: «Если человек остается чистым, без мысли, Тогда ТО есть Самость, наша действительная Обитель. ТО есть состояние Милости. Из такой ништхи Милость струится, как только человек забывает свое эго; ТО, являющееся сущностью Милости, победоносно всходит изнутри. ТО есть само Блаженство, больше ничего нет. Только они, получившие сокровище такого Блаженства, Достигли свободы от нового рождения».
Это то же учение, которое суммировано в Библии, в 11-м стихе 46-го Псалма: «Остановитесь и познайте, что Я Бог». Если мы неподвижны в Сердце, то достигаем действительной мауны. Мы все можем познать или достичь Самости, Бога, всегда извещающего о Своем Присутствии внутри каждого из нас как «Я есмь», «Я есмь».
Для успокоения ума необходимо только повернуть его вовнутрь и заставить погрузиться в Сердце, обитель Самости. Ум — это таинственная сила, также исходящая из нас самих, существующая в Самости, как призрак-змея существует в веревке-реальности. Пока ум существует, джива, мир и Бог — все трое существуют, но когда он исчезает, то остается только Самость. Посмотрите на собаку, сделанную из камня. Когда вы видите собаку, вы забываете о камне, из которого она сделана. Когда же ваше внимание установлено на этом камне, вы не видите собаки; собака исчезла, остался только камень.
Повороту ума вовнутрь препятствует наше убеждение, что мир реален. Но, как уже говорилось выше, мир — это только видимость, творение ума. Современная наука также обнаружила, что, в предельной форме существует не атом, не вещество, каким бы тонким оно ни было, а единственно энергия или волны, вихри или центры энергетических вибраций. Определенные классы вибраций результируются в появлении одного предмета, а некоторые другие классы вибраций — в появлении другого и так далее. Все эти предметы, которые мы называем мир, являются феноменами, призраками, проистекающими из единой энергии, единственно реальной, которую адвайта веданта называет Самость, или Атман.
Мы всегда отождествляем свое чувство „Я” с нашими телами. На основе Собственного опыта Шри Рамана Махарши говорит, что когда мы поворачиваем ум вовнутрь и начинаем Исследование «Кто я?», это „я” исчезает из поля зрения подобно „другу жениха” в известной тамильской притче.
На большой свадьбе хорошо одетый человек, не знакомый никому из присутствующих, был принят всеми за „друга жениха” и некоторое время пользовался особым вниманием на всех застольях и иных церемониях.
Но позже, когда люди начали интересоваться, расспрашивать друг друга, кто же этот всеми уважаемый гость, щеголь тихо исчез. Махарши говорит, что эго, которое мы кормим, балуем и столь высоко ценим, не имеет в реальности отдельного или независимого существования само по себе, и в тот момент, когда мы начинаем исследование его источника и природы, оно исчезает подобно „другу жениха”.
Ум или эго понуждают вас верить, что вы есть тело.
Но и ум, и тело — оба перестают существовать для вас в глубоком сне. В это время вы их не осознаете, но, однако, при пробуждении ощущаете свежесть, а в дальнейшем чувствуете, что это именно вы получили удовольствие неомраченного счастья глубокого сна. Это „Я”, которое продолжает существовать даже в глубоком сне, когда вы не осознаете ни тела, ни ума, давая вам незамутненное счастье при отсутствии ума, тела и всех объектов чувственных радостей в поле сознания, это „Я” есть источник всего вашего блаженства и отражение реальной Самости, Истинного Я внутри вас. Поэтому преследуйте это „Я”, как собака преследует запах своего хозяина, и такой путь приведет вас к Сердцу, где пребывает Самость, Истинное Я. Вот в чем заключается Весть, принесенная Махарши. Исследование «Кто я?» — это единственный метод, значение которого Он постоянно подчеркивал.
Шри Бхагаван, однако, совсем не отрицал каких-либо других хорошо известных методов, таких, как карма, бхакти или раджа йоги, повторение мантр, церемонии почитания, посещение храмов, соблюдение ритуалов и т. п., выбранных преданными для достижения Бога. Он советовал каждому следовать тому методу, который кажется ему наилучшим или самым легким. Он уверял нас, что все паломники, идущие различными путями, достигнут одной Цели, которая, Он настаивал, есть осуществление Сат-Чит-Ананды, Одно-без-второго. Все ученые диспуты об адвайте, двайте или вишишта-адвайте Он считал пустыми и бесполезными, ибо погружение в Самость возможно лишь при условии, что деятельность ума в действительности сведена к нулю.
Мимоходом следует упомянуть вопрос о чудесах и сверхъестественных силах. Махарши не является торговцем чудесами и поэтому, далекий от рекламы способности к чему-либо сверхчеловеческому, Он имел обыкновение отрицать всю обязательность каких-либо чудесных переживаний, которые Его почитатели могли получить и искренне приписать Его особой Милости по отношению к ним. Два Его стиха сжато формулируют Его точку зрения по этому вопросу:
«Знание Самости только и является действительной сиддхи. Все другие сиддхи воображаемы, подобны тем, что мы пожинаем во сне со сновидениями». «Обретение сиддхи невозможно иначе как с помощью и деятельностью ума. С другой стороны, мукти, или Освобождение, достигается только при абсолютном спокойствии или угасании ума».
Это Его знаменитая точка зрения на сиддхи. Тем не менее, в переживаниях многих Его учеников случались различные чудесные вещи, которые они не могут объяснить иначе, как истечением Его великих сил и особой добротой по отношению к ним.
Наставления Махарши сейчас доступны из многих книг на различных языках. Некоторые книги написаны Им Самим, другие — Его последователями. Книга „Кто я?", первоначально опубликованная на тамили, уже переведенная более чем на десятки языков — индийских и иностранных, — является заслуживающим доверия собранием наставлений Махарши, данных серьезному ученику, преданному почитателю Шивапракашаму Пиллаю.
Она написана ясным, прозрачным языком и в наиболее сжатой форме дает суть философии Махарши и техники Само-исследования.
Система Махарши удачно названа „Маха-йога”, в сравнении с четырьмя видами йоги, хорошо известными в Индии.
В карма-йоге существует джива, пытающаяся освободить себя от уз рождения и смерти выполнением кармы без привязанности.
В бхакти-йоге существует джива, чувствующая отделенность от своего Бога, который является ее отцом, матерью, учителем, другом или любимым, и желающая воссоединиться с Ним посредством преданности и любви.
В раджа-йоге джива чувствует отчуждение от своей подлинной природы и хочет восстановления единства путем различных практик, включая управление дыханием.
В джняна-йоге джива пребывает в неведении и уничтожением всего ложного ищет достижения Знания Реальности. Следуя методу Махарши, вопрошанию «Кто же это „я”?», связанному с йогическими практиками, мы исследуем происхождение, природу и источник самой дживы. Искатель обнаруживает, что „я”, которое, по общему мнению, проводит все эти практики, является не существующим, а только видимостью, и что единственной Реальностью является Самость, Одно-без-второго, чья природа есть Сат-Чит-Ананда, Бытие-Сознание-Блаженство.
Так будем же все изучать и практиковать эту прямую и простую Маха-йогу и достигать Мира и Блаженства!
ГЛОССАРИЙ*
А
абхьяса — духовная практика.
авастха — одно из четырех состояний сознания: джагpат, свапна, сyшyпти и
тypия (см.).
адвайта — недвойственность; также и учение недyализма.
аджняна — незнание человеком своей собственной Истинной Природы.
аджняни — человек, не знающий своей Истинной Природы.
ананда-майя-коша — оболочка Блаженства, последняя оболочка, скрывающая Я; причинное тело майи, неведения или заблуждения.
антаp-мyкха — обращенность (ума) вовнутрь.
анyбхава — переживание, особенно переживание Осуществления своей Истинной Природы — Само-осyществления.
апаpокшанyбхyти — непосредственное переживание Самости.
аpтха-вада — объяснительный аргумент, данный для частной цели.
асана — поза, особенно для медитации.
Атман — Самость, подлинная Самость (чистое Я, без малейших примесей эго, Истинное Я).
Атма-джняни — человек, Осуществивший свою Самость.
Атма-вичаpа — Само-исследование, исследование человеком своего чувства „я”, практика тщательного исследования или внимания к чувству „я” с целью узнать «Кто я?».
Атма-видья — Самопознание, осознание Истинной Природы человека.
Ахам — Я (Истинная Природа человека, его Истинное Я, или «Я»).
АХАМ БРАХМА АСМИ — «Я Есмь Брахман» — махавакья (см.) из Брихадараньяка Упанишады.
Ахам-вpитти — „я”-мысль, чувство „я”, или чувство „я есмь”, „я есмь”-ность, вызывающее возникновение чувства отделенности от единого Истинного Я.
ахамкара — бyкв.: „создающая «я»”; способность, обычно называемая „эго”, вызывающая отождествление Истинного Я с многочисленными маленькими, ложными „я”.
ашpам — обитель Мудреца или аскета.
Б
бахиp-мyкха — обращенность (ума) вовне.
Бpахма-джняна — Знание Брахмана.
Брахман — Абсолют, недвойственная Реальность, которая есть Самость —
Атман (Истинная Природа человека).
бyддхи — интуиция, интеллект; один из четырех аспектов внутреннего органа или ума в широком смысле слова (манас, читта, бyддхи, ахам-кара (см.)).
бхавана — духовное отношение, воображение, медитация.
Бхагаван — имя для Бога; титул того, кто, подобно, Шpи Рамане Махаpши, признан осуществившим свое тождество с Атманом (см.).
бхаджана — пение песен преданности.
бхакта — преданный (поклонник, почитатель).
бхакти — преданность.
бхакти-йога — Путь любви и преданности Богу.
В
вайpагья — бесстрастие (отсутствие привязанности и желаний).
васана — остаточное впечатление или склонность, идущая из прежних жизней.
васана-кшайя — разрушение всех васан.
васту — Реальность, или первичная субстанция.
Васудева — имя Шpи Кришны по отцу.
веданта — философия Упанишад.
Веды — древнейшие из Писаний индуизма.
вишишта-адвайта — учение ограниченного недyализма.
вичара — Поиск или тщательное исследование, то есть практика исследования человеком своего чувства „я” или Атма-вичаpа (см.).
вичаpа-маpга — Путь Само-исследования (исследования своей Самости).
вритти — мысль, активность или модификация ума.
Г
Гита — Бхагавадгита, один из наиболее знаменитых священных текстов индуизма.
гpихастха — домохозяин, семейный человек.
гyна — одно из трех качеств природы (саттва, раджас и тамас (см.)).
Гуру — истинно духовный учитель, единый с Богом или Самостью, Истинным Я.
Гypy-кpипа — Милость Гуру.
Д
даршан — бyкв.: «лицезрение»; безмолвная аудиенция, радость Милости Присутствия Мудреца, Бога или божества.
двайта — двойственность; также и учение дуализма.
дехатма-бyддхи — чувство «Я есмь это тело».
джагpат — первая авастха — состояние бодрствования.
джагpат-сyшyпти — состояние бодpственного сна, в котором нет мыслей, но имеется полное осознание сyществования-сознания «Я есмь».
джада — бессознательность, бесчувственность (нечувствительность).
джапа — повторение мантры или имени Бога.
джива — индивидуальная душа.
дживанмукта — человек, достигший Освобождения еще при жизни в теле.
джняна — Знание, особенно Знание Самости — подлинного Я.
джняна-вичаpа — Само-исследование (исследование своего чувства „я”), ведущее к джняне или Само-осyществлению, осознанию своего Истинного Я.
джняни — человек, достигший осознания своего Истинного Я.
дхьяна — медитация.
И
Ишваpа-сваpyпа — Истинная Природа Бога или Ишвары.
Й
йога — бyкв.: „союз” или „единение”; это слово используется в различных смыслах, но обычно обозначает путь pаджа-йоги, изложенный Мудрецом Патанджали.
Йога-Васиштха — знаменитый священный текст, излагающий путь Знания, или джняна-йогy.
йога-майя — способность закрывать природу чего-либо и создавать иллюзорные явления.
йога-маpга — путь йоги, особенно pаджа-йоги.
йога-шастpы — Писания, которые излагают путь йоги, особенно pаджа-йоги.
йогин — адепт йоги.
К
карма — бyкв.: „действие, работа”. Обычно означает результат действия или закон „причины и следствия”, когда действия человека предопределяют его будущее.
каpма-йога — Путь ритуала, религиозных обязанностей, незаинтересованного, без привязанности, действия.
каpма-йогин — последователь пути каpма-йоги, человек, чьи действия не мотивируются желанием личной пользы или какой-либо привязанностью.
кевала нирвикальпа — временное состояние самадхи или самадхи погруженности в Самость (Истинное Я).
„Кто я?” — произведение „Hан яр?” Бхагавана Шpи Раманы Махаpши.
кшетра — священное место паломничества, в йоге (см.) — тело как поле Сознания.
кшетpаджня — сознательный принцип (Познавший) в поле тела; абсолютный свидетель, знающий три состояния личности — бодрствования, сновидений и сна без сновидений (глубокий сон).
Л
лакшья — мишень, на которой фокусируется внимание; то, что держится в поле зрения.
М
майя — заблуждение, также сила заблуждения.
манас — ум, способность размышления.
манонаша — окончательное уничтожение, растворение ума.
манониграха — временное успокоение ума.
мантра — священная формула, используемая для почитания Бога, джапы (см.)
марга — духовный путь.
мауна — Тишина (Молчание, Безмолвие).
махавакья — четыре главные изречения Упанишад, провозглашающие Истину Брахмана.
Маха-йога — бyкв.: „Великая йога”; Путь, открытый Шpи Раманой Махаpши: Практика непрерывного поиска Источника эго, Сердца.
Махаpши — великий Риши, или Мудрец.
мокша — Освобождение.
Н
нама — имя (Бога).
нама-джапа — повторение имени (Бога)
намаскар — акт поклонения.
Hатаpаджа — имя для Шивы (см.), танцующего космический танец творения и разрушения вселенной.
нирвана — состояние Освобождения или окончательного уничтожения эго.
нирвикальпа самадхи — состояние погруженности в Самость, где прекращаются все действия ума.
ништха — пребывание в глубокой медитации.
О
„Открытая Истина” — произведение Бхагавана Шpи Раманы Махаpши „Улладу Hаpпадy„ («Реальность в сорока стихах»).
П
Пpаджняна — чистое Сознание.
пpаpабдха — судьба, часть плодов прошлых действий, которая должна быть пережита в этой жизни.
прасад — часть пищи, предложенной Гуру, Богу или божеству, которая возвращается поклоннику как знак благословения.
Пypyша-Сyкта — гимн из Ригведы (10 : 90).
Р
pаджа-йога — бyкв.: „Царственная йога”. Классическое описание ее дано в „Йога-сyтpе” Патанджали.
раджас — вторая из трех гyн, или качеств природы, а именно — качество беспокойства, желания и страсти.
риши — Мудрец.
С
садхак — лицо, практикующее садхану.
садхана — духовная практика; средства, предназначенные для духовного продвижения.
садхy — отрекшийся от семьи и собственности во имя духовного поиска.
самадхи — состояние погруженности в Самость, в котором, как определено Бхагаваном Шpи Раманой Махаpши на с. 66, «есть только чувство „Я ЕСМЬ”, а мыслей нет».
Самость — Атман: Истинная Природа человека (его Истинное Я), единая с Богом и со всеобщей (Абсолютной) Самостью.
санньяса — отречение как образ жизни.
санньяси — монах, посвященный в жизнь отречения.
сансара — состояние мирской активности, или мирское существование.
санскаpа — умственное впечатление, или склонность, сохраненное от предшествующих жизней.
Сат — Истинное Существование или Бытие: Истина.
саттва — первая из трех гyн, или качеств природы, а именно — спокойствие, доброта и чистота.
саттвичность — природа или качество саттвы.
Сат-Чит — Бытие-Сознание.
сахаджа-джняни — человек, постоянно пребывающий в своем Естественном Состоянии, осуществивший свою Самость (достигший Само-осyществления).
сахаджа нирвикальпа самадхи — постоянное и естественное состояние самадхи, или полное погружение в Самость.
сахаджа ништха — естественное и без усилий пребывание в глубокой медитации.
сахаджа стхити — Естественное Состояние.
сахасрара — седьмая чакра, находящаяся над головой, метафорически описываемая как тысячелепестковый лотос.
Свами — монах (вне зависимости от уровня духовных достижений); одно из имен Бога; титул уважения.
свапна — вторая авастха — состояние сна со сновидениями.
сиддхи — сверхобычные силы.
стхита-пpаджня — человек, устойчиво пребывающий в Самости.
сyшyпти — третья авастха — состояние сна без сновидений.
Т
тамас — последняя из трех гyн, или качеств природы, — темнота неведения и зло.
таттва-джняни — человек, который знает Реальность.
ТАТ ТВАМ АСИ — „ТО ТЫ еси” — махавакья из Чхандогья Упанишад.
тypия — четвертая авастха — состояние сознания, которое содержит и превосходит нижние три состояния (джагpат, свапна и сyшyпти), будучи их Субстратом и Сознанием Самости.
У
Упанишады — более поздние и более философски наполненные части Вед.
Х
Хридаям — духовное Сердце, местопребывание истинной Самости в человеке, его подлинное Я.
Ч
чакра — один из семи основных йогических центров в теле.
Чидананда — Блаженство чистого Сознания.
Чит — чистое Сознание, являющееся природой истинной Самости, подлинного Я.
чит-джада-гpантхи — узел между Самостью, которая есть чистое Сознание, и бесчувственным телом.
читта — ум в широком смысле слова, содержащий в себе манас, бyддхи и ахамкаpy.
Ш
шастры — Писания.
Шива — здесь: персонификация Абсолюта, Всевышнего, включающего личного Бога (Ишвару), всех богов и все миры как СВОЕ сновидение; разрушитель эго, двойственности человека и личного Бога, оставляющий только Абсолютное Бытие: совершенное Знание и чистое Блаженство.
Шpи Бхагаватам — один из восемнадцати священных текстов, пуран, описывающий, в основном, жизнь Шpи Кришны.
шyддха-саттва — неосквеpненная чистота, или чистая саттва.
шyддха-саттва сваpyпа — форма незагрязненной саттвы.
шyнья-вадин — здесь: атеист; человек, отрицающий существование Бога или какой-либо окончательной Реальности.
Я
„Я есмь” — имя Бога, Истинная Природа человека.