Философия и конкретные науки

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.

Функции философии:

ü мировоззренческая;

формирует широкий взгляд на мир;

противостоит узости профильного образования;

ü методологическая;

научить человека мыслить самостоятельно и критично

ü гуманистическая;

ответ на жизненные проблемы;

приближение к религии;

ü общекультурная;

транслирует из поколения в поколение основные ценности культуры;

обеспечивает преемственность поколений;

способствует тому, чтобы каждое последующее поколение достигало результатов высших и лучших, чем предыдущее;

  юриспруденция + философия
Теория высокой степени абстракции ТГП философия
Теория среднего уровня абстракции ГП, УП и др. ТГП
Прикладные исследования ПО, ОРД, криминалистика ГП, УП и др.
  4. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. НАТУРФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ   Философия возникает на рубеже 7-6 вв. до н.э. в Др.Греции, Др.Индии и Др.Китае.   Древнегреческая философия – основа европейской философии.   В Др.Греции философия – с 7-6 вв. до н.э. по 5 в. н.э. около 1200 лет   Античная философия – философия классического рабовладельческого общества. Общество зависимо от природы. Древние греки не рассматривают себя в противопоставлении с природой.   Космоцентризм – мировой порядок. “Космос не создан Богами”  
ХАОС ® КОСМОС
Ý   порядок, гармония, красота
порядок, закон, logos

Человек не является ценностью;

человек – не личность, а микрокосм.

Главное умение – способность вписаться в установленный порядок.

Всё должно быть в меру.

“Золотая середина”

Ход времени – круговорот
цикличность хода времени

Античное общество

малое количество знаний

ß

наивность аргументации

ß

стихийность мышления

  5. ПОВОРОТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ К ПРОБЛЕМАМ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. СОФИСТЫ, СОКРАТ   Рубеж 5-4 вв. до н.э. – поворот Древнегреческой философии лицом к проблемам общества.   кризисы, конфликты, войны суды ® адвокаты и сикофанты     1. Софисты – учителя красноречия тактика – запутать собеседника   впервые разделили в космосе 2 виды бытия:  
КОСМОС
   
БЫТИЕ от природы БЫТИЕ от установления людьми “Бытие есть слово”

Обратили внимание на социальную проблематику.

Люди привыкли жить, опираясь на истины предков, которые неизменны.

Обратили внимание на относительность истины.

Протагор: “Человек есть мера всех вещей”.

Социальные истины зависят от человека, в отличие от природных истин.

Учили сомневаться в авторитете родителей.

2. Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) утверждал, что смысл бытия не в слове, а в том, что является “единым во многих вещах и словах”.

единое во многом – идеальное

Способ достижения единого – сократовская беседа, вопросы и ответы.

ü впервые открывает идеальное;

добродетели:

этический рационализм:

добродетель сознания ® добродетель поведения

ошибка – Сократ считал людей абсолютно рациональными!

ü впервые обратил внимание на то, что “процесс познания – столкновение мнений”;

 

ПРОБЛЕМА УСТРОЙСТВА КОСМОСА

Натурфилософия – философия природы

1. Милеет – Фалéс Милетский

пытались найти первовещество – субстрат

вода – первооснова бытия

         
вода   всё
         

2. Элея – Парменид

в мире есть мир мнений и мир знаний

мир подвижен и непознаваем

Космос – некая сущность (субстанция), которую можно только мыслить, а мысли вечны и неизменны.

!в мире видимость вещей и их сущность не совпадают

мир явление  
   
 
сущность  

3. Демокрит из Абдеры (460 – ок. 370 до н.э.)

А. Бытие (космос) ≡ атомы + пустота

существование

атомы (греч. – неделимый) – мельчайшие частицы

материальны

умопостигаемы

в начале 20 века открыта делимость атома (Резерфорд)

Б. вещи состоят из атомов и испускают вокруг себя невидимые оболочки. Они несутся по воздуху и, попадая к нам в глаз, оставляют следы, которые мы мыслим.

Теория эйдосов, которые, попадая на органы чувств, создают картину мира.

В. Впервые ввёл в философию понятие причина.

Не разделял необходимые и случайные причины, т.е. всё в мире было задано и предопределено.

Эпикур (эллинизм) через 500 лет исправил ошибку, указав, что атомы могут двигаться свободно.

Милетская школа ® Элейская школа ® Демокрит
         
тезис   антитезис   синтезис
    ПРОБЛЕМЫ   Философия занимается проблемами, находящимися на стыке знания и незнания.   В основном имеются 2 типа проблем:   (1) очень много знаний Ф. выстраивает общую схему, помогающую упорядочить, систематизировать знания   (2) нет информации Ф. выдвигает гипотезы, при помощи которых люди ориентируются в ещё непознанном: - биополе; - энергия; - бессознательное; - подсознательное и др.   В силу своей абстрактности и того, что проблемы эти возникают на границе знания и незнания, философские проблемы не имеют однозначного решения – они дискуссионны:   ü вопрос о соотношении материи и сознания; ü проблема смысла жизни; ü проблема жизни, смерти и бессмертия, их соотношения; ü познаваем ли мир и что такое истина? ü что такое человек? ü почему люди должны жить в обществе?     Философия возникла в 6-8 вв. до н.э. на территории Древней Греции и Древнего Востока, чему способствовало:   - усложнение социальных связей и ослабление родоплеменных структур; - расширение торгово-хозяйственных связей, что способствовало культурному обмену и критическому мышлению; - развитие городовой (полисной) системы; - формирование и развитие абстрактного мышления; - появление свободного времени, которое использовалось, в т.ч. и для занятий философией;     Хронология и краткая характеристика основных этапов Причины возникновения ф-фии являются и причиной её развития. Данный вопрос является дискуссионным. Основные этапы развития мировой ф-фии преимущественно связываются только с развитием западной ф-фии. Существуют разногласия в том вопросе, какую ф-фию считать как этап развития, а какую не считать. Этап – есть существенное приращение, новое слово, новый шаг в ф-фии.   Основные этапы: 1) Греческая (античная) ф-фия. 7 в. до н.э. – 4 в. н.э. (классика – Сократ, Платон, Аристотель). 2) Средневековая ф-фия. до 15 в. н.э. На этом этапе ф-кое обоснование божественности мироздания (теоретическое) Фома Аквинский, Августин. 3) ф-фия Возрождения 15 – 16 вв. (Джордано Бруно, Галилей, Коперник, Кузанский). 4) ф-фия Нового Времени 17вв. Это ф-фия науки и прав человека. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Джон Локк ). 5) 18 в. ф-фия Просвещения: ф-фия энциклопедических знаний, науки. (Руссо, Вольтер). 6) немецкая классическая ф-фия 1780–1830г. (Кант, Гегель). Создана ф-фия познания в лице Канта, классическая теория движения и развития (Гегель). 7) неклассическая западная ф-фия, вторая половина19в. Иррационализм Шопенгауэра и Ницше, рациональная ф-фия (Спенсер). 8) вторая половина 19в. марксистская ф-фия. начало 20в. (Маркс, Энгельс, Ленин). 9) русская ф-фия. середина 19 – начало 20в. (П. Чаадаев, Владимир Соловьёв, Булгаков, Бердяев). Обобщение этапов: самыми выдающимися этапами мировой ф-фии были греческая и германская ф-фии. Самыми длительными этапами были: греческая и средневековая ф-фия. Самым насыщенным ф-ким временем был 19 век.  
  6. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ   1. ПЛАТОН   идея (эйдос) лежит в основе бытия.   согласно здравому смыслу, нет сомнений, что мы узнаём вещи. Но как?   1. В нашей голове существуют эталоны вещей (эйдосы). Сравнивая их с вещами, мы подбираем нужный эталон и узнаём вещь.   2. Предметы движутся, но сами они двигаться не могут. Их движет некая сила (идея).   3. У человека есть чувства и разум: чувства даны для изучения материи, а разум – идеи.   4. Сходные вещи имеют подобные черты, поскольку в них общая идея.     Термин “идея” и идеализм Платона вырос из обычных познавательных интересов Платона.       7. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ЭЛЛИНИЗМА (ЭПИКУР, СЕНЕКА, СКЕПТИЦИЗМ)   ЭЛЛИНИЗМ с 4 века до н.э. Кризис полисной системы. власть основывается на силе. Центральная проблема – смысл жизни. от БЫТИЯ к НРАВСТВЕННОСТИ Появилось Римское Право, которое удовлетворяло знание о праве и обществе.   Сократ: “Знаю, что такое нравственная добродетель и поступаю в соответствии с ней”.     1. ЭПИКУР   атомы могут уклоняться от своей траектории ß судьба есть, но от неё можно уклониться, потому что человек свободен.   Живи незаметно, спрячься в частную жизнь.     2. СЕНЕКА   “Судьбу преодолеть нельзя, но её можно познать”. “Знающего судьба ведёт, незнающего – тащит”. “Знаю порядок и подчиняюсь ему”.   · Что такое смерть <1> – смерть – то, с чем мы никогда не встречаемся; она момент; <2> – 1й день жизни – начало смерти; смерть – процесс;   · Идеал блаженства
<1> – погружение в частную жизнь и гармония со средой (атараксия); уйди   в себя
<2> – без гармонии с внешней средой; главное – жить в гармонии с собой (совесть);

¯

апатия

  8. ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ   5–15 вв. н.э. – Средневековье   Феодализм использовал: - внеэкономическое принуждение; - экономическое принуждение;   <Христианство>: человек – ценность   Религиозная философия обосновывала веру при помощи разума.   Богословие – только вера и религиозное мировоззрение.     Этапы философии:   1. патристика (произведения “Отцов Церкви”) 5–12 вв. 5 век – Аврелий Августин (Блаженный)   2. схоластика – 12–15 вв. (3 этапа: 9-12; 13; 14-15 вв.) schola (лат.) – школа 13 век – Фома Аквинский ü изучали отношение знания к вере; ü отношение общего к частному (спор об универсалиях), природа родов и понятий § реализм – универсалии существуют реально, независимо от человека; крайний реализм – Ансельм Кентерберийский – добро, зло, истина, справедливость существуют реально и вне отдельных поступков.   § номинализм – универсалии реально не существуют, есть только общие имена; нет людей вообще, есть лишь отдельные люди.     Особенности   1. Признание акта сотворения мира Богом (креационизм); Творение – волевой, разумный акт определённый порядок: Бог – Отец ангелы и души человек живая природа неживая природа у человека, как и у Бога, есть разум и воля, но есть и животное начало. Человек – полуангел, полузверь. Если есть воля, значит должен быть кто-то, кто ей подчиняется ® человеку дана природа.   2. Откровение Бога через: - Библию; - проповедь Церкви; - природу, которую надлежит изучать.   Проблемы   3. Образ Бога до 12 века: главное – воля (карающая сила) с 12 века: Бог – не только воля, но и разум   знание « вера   <Тертуллиан>: “Верую, ибо нелепо” – вера ® разум; <Августин>: ”Верую, чтобы понимать” – условие для познания; <Фома Аквинский>: ”Лучше понимать, чем слепо верить” – кто может понимать – хорошо; <Пьер Обильяр>: ”Понимать, чтобы верить”.     4. Проблема спасения души  
Аврелий Августин ® Пелагий
“Господь уже решил, кто спасён, а кто нет”. “Если верующие будут делать благие дела, то они спасутся”.

Церковь:

- нужно верить в Господа;

- слушать Святую Церковь

Церковь осудила оба варианта и в 12 веке Фома Аквинский даёт новое решение проблемы спасения:

хорошее обращение с деньгами не осуждается

НЕТ ростовщичеству

НЕТ спекуляции

исчезает идеал честной и святой бедности

ß

Один из путей спасения – совершение добрых дел на земле. Эти дела могут быть и прибыльными (торговля, производство).

Фома говорит, что можно спастись уже сейчас (на земле).

Наши рекомендации