Проблемы общей методологии».
Занятия 1-2. Семинар
Тема: Наука в историческом измерении.
1. Наука как предмет гносеологии от античности до современности. Основные гносеологические концепции науки: классическая и неклассическая.
2. Возникновение науки и основные этапы ее развития. Наука как свободное искусство античности. Созерцательный концепт науки в средневековье. Наука как опытное знание в эпоху нового времени. Неклассический и постнеклассический этапы развития науки.
Коллоквиум на тему: «Базовые концепции философии науки.
Проблемы общей методологии».
Тексты для анализа и обсуждения:
1. Поппер К. Логика и рост научного знания // Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия. Отв. ред. Л.А. Микешина. М., 2005. С. 343-351. или Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 236-239, 439-447. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 томах. Т. 1. М., 1992. С. 29-33.
2. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ // Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия. Отв. ред. Л.А. Микешина. М., 2005. С. 392-399. или сборник: Кун Т. Структура научных революций. М., 2001. С. 273-275, 322-329.
3. Кун Т. Структура научных революций // Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия. Отв. ред. Л.А. Микешина. М., 2005. С. 400-408. или сборник: Кун Т. Структура научных революций. М., 2001. С. 34-36, 49-51, 65, 77-78, 129-130, 134-135, 196-197, 241-241.
4. Фейерабенд П. Против методологического принуждения // Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия. Отв. ред. Л.А. Микешина. М., 2005. С. 415-418. или Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 160-165.
Примерный круг вопросов для обсуждения:
Каковы характеристики эмпирической науки с точки зрения Поппера? Каковы возможности и достоинства принципа фальсификации в определении истинности и объективности научного знания в сравнении с индуктивной концепцией достоверности законов природы?
Какова аргументация Поппера в пользу концепта «эпистемологии третьего мира», насколько логика философа кажется Вам обоснованной и стройной?
Как понимается объективность научного знания в философии Поппера?
В чем заключается суть критики Поппера и Куна по проблемам методологии науки со стороны Лакатоса?
Какое понимание научной истины выражает методология научно-исследовательских программ Лакатоса?
В чем смысл и какова связь отрицательной и положительной эвристики в философии науки Лакатоса?
Каково место и роль «аномальных знаний», опровержений в развитии научных исследований у Лакатоса и Куна?
Каково понимание и статус «объективной реальности» в философии науки Лакатоса, Поппера, Куна?
Какой смысл и ценность вкладывает Кун в понятия нормальной науки, парадигмы, научной революции, и какова их взаимосвязь?
Как Вы думаете, в чем заключается продуктивный смысл в понимании науки как системы проблем и головоломок в отличие от концепта науки как системы позитивных знаний о мире (кумулятивный взгляд)? Объясните и обоснуйте свое мнение.
В чем позитивный смысл научный революций по Куну, каковы судьбы старого и нового научного знания?
Какое место и функции выполняют образцы в дисциплинарной матрице науки, с точки зрения Куна?
Как можно растолковать тезис «теоретической нагруженности факта» в концепции эпистемологического анархизма Фейерабенда?
Какой продуктивный смысл Вы можете выделить в тезисе «несоизмеримости теорий» Фейерабенда?
Как рассматривается проблема расхождения теории и фактов в философии науки Поппера, Лакатоса, Куна, Фейерабенда?
Литература
1. Вебер М. Исследования по методологии науки. М., 1980.
2. Капра Ф. Смена парадигм и сдвиг в шкале ценностей // Один мир для всех. М., 1990.
3. Косарева Л.М. Коперниканская революция: социокультурные истоки. М., 1991.
4. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.
5. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001. (любое издание)
6. Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ. (любое издание)
7. Лейси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценностное и научное понимание. М., 2001.
8. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М. 2001.
9. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб. 1998.
10. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. (любое издание)
11. Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987.
12. Научный прогресс: Когнитивные и социокультурные аспекты. М., 1993.
13. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.. 1983.
14. Самоорганизация и наука: Опыт философского осмысления. М., 1994.
15. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.
16. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М, 1994.
17. Сущность и социокультурные предпосылки революций в естественных и технических науках. Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. 1985. №7.
18. Традиции и революции в истории науки. М., 1991.
19. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994
20. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
21. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.
22. Эпистемология и постнеклассическая наука. М., 1992.
Занятие 3. Коллоквиум