Э «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 Все права защищены 7 страница
Первоначалом сущего Гераклит считал огонь, который управляется мировым логосом.
Т.А. Хоменко\
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
[СВИДЕТЕЛЬСТВА ОБ УЧЕНИИ]
Климент Strom. V 105. Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим.
Плутарх de ei delf. 8p. 388. Все обменивается на огонь, и — на все, подобно тому как золото [обменивается] на ары, а товары — на золото.
Максим Тирский XII 4. Огонь живет смертью земли, воздух - смертью огня, вода живет смертью воздуха, а земля — смертыо воды.
Марк Аврелий IV 46. Смерть земли — рождение воды, смерть — рождение воздуха, [смерть] воздуха — [рождение] огня, (обратно.
Ипполит Refut. IX 10. Грядущий огонь все обоймет и всех ссудит.
Аэций П.22. Гераклит [учит], что вечный круговращающийся огонь [есть бог], судьба же — логос (разум), созидающий все из противоположных стремлений. 1 27,1. Гераклит: все происходит по определению судьбы, последняя же тождественна с необходимостью. 128,1. Гераклит объявил сущностью судьбы логос, пронизывающий субстанцию Вселенной. Это эфирное тело, сперма рождения Вселенной и мера назначенного круга времени (перевод А.О. Маковелъского) (1.275).
Ипполит Refut. IX 10. Всем управляет молния.
Арий Дидим у Евсевия Praep. evang. XV 20. На входящих в ту самую реку набегают все новые и новые воды.
Ипполит Refot. DC 10. Морская вода и чистейшая, и грязнейшая: рыбам она питье и спасение, людям же гибель и отрава (1.276).
Платон Hipp, maior 289 А. Прекраснейшая из обезьян безобразна, если ее сравнить с родом человеческим.
Цец Schol. ad exeg. II. Холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, сухое увлажняется.
Плутарх Cons, ad Apoll. 10. Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает втором, а второе — в первом.
Гераклит Alleg. Homer. 24. В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем.
Ипполит Refut. IX 9. Борьба — отец всего и всему царь. Одним она определила быть богами, а другим — людьми. А [из тех] одним рабами, а другим — свободными.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Ориген contra CeJs. VI 42. Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю по необходимости.
Ипполит Refut. IX 9. Не понимают, как расходящееся с самим собой приходит в согласие, самовосстанавливающуюся rapмонию лука и лиры.
Аристотель Eth. Nic. VIII 2. Противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию, и все через распрю создается.
Ипполит Refut. IX 9. Скрытая гармония сильнее явной. ;
Порфирий Qaest. Homer. IV 4. Для бога все прекрасно, хорошо и справедливо, а люди одно приняли за справедливое, другое — за несправедливое.
Теофраст Metaph. 15. Подобен беспорядочно рассыпанному сору самый прекрасный космос (1.276).
Ипполит Refut. IX 9. Вечность — дитя, переставляющее шашки, царство ребенка.
Стобей Flor. 1 174. Из учений, в которые я вникал, ни одно не дошло до осознания, что мудрость отрешена от всего.
Арий Дидим у Евсевия Praep. evang. XV 20. И души из влаги испаряются.
Климент Strom. VI 16. Душам смерть — воде рождение. Воде смерть — земле рождение. Из земли ведь вода рождается, а из воды — душа.
Стобей Flor. V8. Сияющая, сухая душа мудрейшая и наилучшая.
Стобей Flor. V7. Всякий раз, как человек опьянеет, [eго] ведет ребенок, а он шатается и не видит, куда идет, имея влажную душу.
Нумений fr. 35. (у Порфирия de antr. nymph. 10). Для душ наслаждение или смерть стать влажными.
Климент Strom. IV 143. Человек, [умирая] в ночи, сам себе огонь зажигает: хотя его глаза померкли, жив он.
Климент Strom. IV 146. Людей после смерти то ожидает, на что они не надеются и чего себе не представляют.
Арии Дидим у Евсевия Praep. evang. XV 20. Зенон подобно Гераклиту называет душу одаренным способностью ощущения испарением (перевод А.О.Маковельского).
Стобей Flor. 1 180 а. Душе присущ самообогащающийся логос.
Секст adv. math. VII 126. И по мнению Гераклита, кажется, человек обладает двумя средствами познания истины: чувственным восприятием и логосом.
Отсутствует 57
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Ипполит Refut. IX 10. Учитель большинства — Гесиод. Про него известно, что он обладает самыми обширными знаниями,] а он не распознал дня и ночи, а ведь они есть единое (1.279).
Климент Strom V 105. И самый вдумчивый [человек] познает только кажущееся и лелеет его. Но дике настигнет лжецов и лжесвидетелей.
Секст dv. math. VII 133. Но хотя логос присущ всем, большинство живет так, словно [каждый] имеет свое особое разумение.
Стобей Flor. 1176. Людям не стало бы лучше, если бы все желания сбылись.
Альберт Великий de veget. VI. Если бы счастьем было услаждение тела, счастливыми назвали бы мы быков, когда они находят горох для еды.
Плутарх Coriol. 22. Трудно бороться со страстью! А ведь желание сердца исполняется ценою души.
Стобей Flor. IV 40, 23. Нрав человека — его демон.
Ориген contra Cels VI 12. Человек бессловесен перед демоном, как ребенок перед взрослым.
Климент Strom. V 60. Самые достойные [люди] всему предпочитают одно вечную славу — смертным вещам. Большинство же по-скотски пресыщенно.
Стобей Flor I 179. Ведь все человеческие законы питаются единым божественным.
Гален de dignosc. puls. VIII. Один для меня равен десяти тысячам, если он наилучший.
Климент Strom. V 116. И воле одного повиноваться — закон.
Диоген Лаэртский IX 2. Народ должен бороться за закон, как за свои стены.
Стобей Flor. I 178. Разумение — величайшая добродетель, и мудрость состоит в том, чтобы говорить правду и действовать в согласии с природой, ей внимая (1. 280).
ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА
Пифагор (2-я половина VI в. до н.э.) — основоположник и создатель пифагорейского союза. Он родился, по-видимому, на острове Самосе в Ионии, который был вынужден покинуть из-за тирании Поликрата. Отправившись по совету Фалеса в Египет, он учился im па протяжении 22лет у египетских жрецов. Когда в 525 г. до н.э. Египет был захвачен персами, Пифагор вместе с другими пленными был отправлен на восток, где на протяжении 12 лет проходил обучение у жрецов Вавилонии, а также, возможно, и у мудре-
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
цов Индии. Попав в дальнейшем в «Великую Элладу», он основал городе Кротоне пифагорейский союз — школу, научно-философское] и этико-политическое сообщество, чье учение было тайным, а организация — закрытой для посторонних. В союз принимались свободные граждане обоего пола, выдержавшие многолетнюю предварительную проверку.
Об учении самого Пифагора известно довольно мало. Ряд источников приписывает этому ученому и философу различные сверхъестественные способности, другие авторы прямо обвиняют его в фабрикации подобных «чудес». Пифагор, равно как и его последователи, разделял веру в метемпсихоз (переселение душ) даже якобы знал о своих прошлых воплощениях, первым из которых был сын боги Гермеса Эфиальт. Выделяя себя из массы людей, Пифагор считал, что на свете, кроме богов и людей, есть еще « «подобные Пифагору», происходящие из семени лучшего, чем человеческое.
Главное в учении Пифагора — субстанциональность числа,которое управляет как материальной, так и духовной сферой, включая] сюда даже нравственность. Душа, по мнению пифагорейцев, гармония, — также числовое отношение. Этот вывод был сделал Пифагором на основе собственных эмпирических наблюдений связью между весом кузнечного молота и высотой звука, производимого им при ударе о наковальню.
Пифагор слывет великим математиком, много сделавшим для I превращения этой науки из эмпирической в теоретическую. Ему приписывается доказательство «теоремы Пифагора» и открытие явления несоизмеримости. Ему приписывается идея о связи пяти физических элементов с пятью видами правильных многогранников. В астрономии с его именем связывается открытие косого положения зодиака и определение продолжительности «великого года». Пифагор — в числе первых геоцентристов и создатель учения о «гармонии сфер».
Известны имена целого ряда ранних пифагорейцев, среди них: Парменикс, Перкопс, Петрон, Алкмеон, Бронтин, Теано (Дейноно) — по одной версии дочь, а по другой — жена Бронпгина, а возможно и самого Пифагора, Гипас — второй после Пифагора лидер Пифагорейского союза.
В политических взглядах пифагорейцы, по всей видимости, не были едины, водораздел прошел очевидно по линии: консерваторы (сторонники аристократии) — демократы. Скорее всего, консерваторов возглавлял сам Пифагор, а демократов — Гипас, который раскрыл «недостойным» тщательно скрываемую тайну пифагорей-
АНТИЧНАЯ, ФИЛОСОФИЯ
цев — явление несоизмеримости, якобы открытое Пифагором, за что и был проклят и изгнан из школы. Уходя, он, возможно, увел с собой часть «недостойных», т.е. акусматиков. Поэтому, очевидно, и говорили, что Пифагор — глава математиков, а Гипас — акусматиков.
Наиболее заметной фигурой среди средних пифагорейцев был Филолай, бежавший после разгрома союза в середине V в. до н.э. из Италии в Беотию, где основал в Фивах свою школу. В конце жизни он смог вернуться на родину. Считают, что при Филолае пифагореизм пережил период наивысшего философского расцвета.
А.В.Янушко, Н.Л.Крицкая
[СВИДЕТЕЛЬСТВА О ЖИЗНИ И УЧЕНИИ ПИФАГОРА]
2. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, VIII, 41=ГЕРМИПП, фр.23 Mtiller: Гермипп рассказывает про Пифагора еще одну историю. Приехав в Италию, он соорудил себе комнатушку под землей и наказал матери записывать на дощечке все происходящее, отмечая при этом время [событий], а затем спускать ему [эти заметки], доколе он не вернется [на землю]. Мать сделала, как он сказал. А Пифагор некоторое время спустя вернулся наверх тощий как скелет, пришел в народное собрание и объявил, что прибыл из Аида, причем зачитал им все, что произошло [за время его отсутствия]. Те были так взволнованы сказанным, что заплакали, зарыдали и уверовали, что Пифагор прямо-таки божественное существо. Дело кончилось тем, что они доверили ему своих жен, чтобы те научились кое-чему из его учений, и их прозвали пифагоричками. Вот что говорит Гермипп (7.139).
4. ИСОКРАТ. Бусирис, 28: Пифагор из Самоса... прибывши в Египет и став их [египтян] учеником, первым ввел в Элладу философию вообще и в особенности отличился рвением, с которым подвизался в науке о жертвоприношениях и торжественных богослужениях, совершаемых в храмах, полагая, что даже если ему не будет за это никакой награды от богов, то уж у людей-то он за это сподобится величайшей славы. (29) Так оно и вышло: он настолько превзошел остальных славой, что все юноши мечтали быть его ученика, а старшие с большим удовольствием взирали на то, как дети учатся у него, нежели на то, как они пекутся о се-
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
мейных делах. И этому нельзя не верить, ибо еще и поныне молчанию притязающих на звание его учеников восхищаются более, нежели [речам] самых прославленных ораторов) (7.140).
7. АПОЛЛОНИИ. Чудесные рассказы, 6=АРИСТОТЕЛЬ. О пифагорейцах, фр. 1 Ross: Следующий после них [Эпименида, Аристея, Гермотима, Абариса, Ферекида] Пифагор по - началу усердно занимался математикой и числами, а впоследствии и Ферекидова чудотворства не чурался. Так однажды, когда в [гавань] Метапонта входил корабль, груженый товаром, а случившиеся [на берегу] молились, чтобы корабль вернулся невредимым, [опасаясь] за груз, Пифагор подошел и сказал: «Вот увидите: этот корабль везет покойника». В другой раз в Кавлонии, как говорит Аристотель, «он предвестил белого медведя. Тот же Аристотель» в своей книге о Пифагоре сообщает еще много других [чудесных рассказов о нем] и среди прочего говорит: «Укусившую его в Тиррении смертельно-ядовитую змею он сам убил своим укусом». Пифагорейцам он предсказал восстание, которое действительно произошло, поэтому он и уехал [заранее] в Метапонт, никем не замеченный. Переходя с другими реку Каса, он услышал, как его окликнул глас громкий и сверхчеловеческий: «Привет, Пифагор!» — спутников же его объял ужас. Однажды его видели в Кротоне и Метапонте в один и тот же день и час. Сидя как-то в театре, говорит Аристотель, он встал и, обнажив собственное бедро, показал его сидящим — оно было золотым (7.141).
9. ПОРФИРИЙ. Жизнь Пифагора, 6: Что касается того, где он учился, то большинство утверждает, что начала так называемых математических наук он усвоил от египтян, халдеев и финикийцев, (так как геометрией с древних времен занимались египтяне, числами и вычислениями — финикийцы, а астрономическими теориями — халдеи), а всему, что относится к культу богов и прочим жизненным правилам, научился у магов и у них заимствовал. Первые [=культовые правила], пожалуй знакомы многим, поскольку они записаны в [исторических] записках, но прочие его обыкновения известны меньше. Известно только, как говорит Евдокс в седьмой книге «Землеописания» [фр. 325 Lass.], что он соблюдал такую [ритуальную] чистоту ["святость,] и так избегал убийств и убийц, что не только воздерживался от [вкушения] живого, но и никогда не приближался к мясникам и охотникам (7,143). , ч
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
[СОЧИНЕНИЯ. УЧЕНИЕ]
19. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, VIII, 6: Некоторые говорят, что Пифагор не оставил ни одного сочинения, но они ошибаются. Гераклид-физик [фр.17] едва ли не кричит [об обратном]: «Пифагор Мнесархов сын, занимался собиранием сведений больше всех людей на свете и, понадергав себе эти сочинения, выдал за свою явственную мудрость многознайство и мошенничество». Сказал он так потому, что Пифагор в начале своего сочинения «О природе» говорит: «Клянусь воздухом, которым дышу, клянусь водой, которую пью, не извергну я хулы на это учение (логос)». Написал же Пифагор три сочинения: «О воспитании», «О государстве», «О природе». (7) А то, что известно под именем Пифагора, принадлежит пифагорейцу Лисиду из Тарента, который бежал в Фивы и стал наставником Эпаминонда. Гераклид, сын Сарапиона, говорит в «Сокращении Сотиона» [fr. 9, FHG], что еще он написал, [во-первых], «О Вселенной» в гексаметрах, во-вторых — Священное слово», которое начинается так:
Юноши, свято блюдите в безмолвии все эти речи... в-третьих, «О душе», в-четвертых, «О благочестии», в-пятых, «Гелофалес - (отец Эпихарма Косского), в-шестых, «Кротон» и другие диалоги]. «Тайное учение», по словам [Гераклида Лембоса], принадлежит [не Пифагору, а] Гиппасу и написано с целью оклеветать Пифагора. Кроме того, Пифагору были приписаны многие сочинения, написанные Астоном Кротонским (7.147).
21 а. ГЕРАКЛИД ПОНТИЙСКИЙ, фр.87 Wehrli у ДИОГЕНА ЛАЭРТИЯ, Проэмий, 12: Как говорит Гераклид Понтийский в сочинении «О бездыханной», Пифагор впервые назвал философию (любомудрие) этим именем и себя — философом, разговаривая в Сикионе с сикионским или флиунтским тираном Леонтом по его словам, никто не мудр, кроме бога (7.147—148).
ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ, X, 10, 1: Пифагор называл свое учение любомудрием ( ), а не мудростью (). Упрекая семерых мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр. ибо человек по слабости своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудpoгo существа, может быть подобающе назван любомудром (философом) (7.148).
23. ТИМЕЙ ИЗ ТАВРОМЕНИЯ FGrHist 566 F 77: (а) ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, VIII, 10: По словам Тимея, Пифагор первый сказал, что у друзей все общее и что дружба — равенство, ученики его вносили свои состояния в одну общую кассу.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
В течение пятилетия они безмолвствовали, только слыша речи Пифагора, но не видя его до тех пор, пока не будут испытаны и одобрены (7.148).
24. АРИСТОТЕЛЬ, «О философии Архита», фр.2 Ross (207I Rose3) у ДАМАСКИЯ, О началах, 2.172 Ruelle: Аристотель сообщает в «Учениях Архита», что [подобно Платону] и Пифагор также называл материю «Иное» () как нечто текучее и постоянно становящееся иным. [Ср. вероятный ранний рефлекс: ЭПИКАРМ, В 2, 11-12] (7.148).
25. ПОРФИРИЙ. Комм, к «Гармонике» Птолемея, с.ЗО, I D ring=KceHOKpaT, фр.9 Heinze: Вот что пишет об этом Гераклид в «Введении в музыку». Пифагор, как говорит Ксенократ, открыл, что происхождение музыкальных интервалов также неразрывно связано с числом, так как они представляют собой сравнение количества с количеством. Он исследовал, в результате чего возникают консонирующие и диссонирующие интервалы и вообще гармония и дисгармония. [Из свидетельств 4 века о математике Пифагора см. также 58 В1=14,6 а (Евдем) и 58 В 2 (Аристоксен). Ср. также свидетельства Каллимаха, II А 3 а, ст. 58' сл.=58 В 3 и Гермесианакта: гл. 14 а, N5] (7.148).
26. ГЕРАКЛИД ПОНТИЙСКИЙ, фр. 44 Wehrli у Климента Алекс., Строматы, II, 130 (II, 184, 8—10 St.): Пифагор, по сообщению Гераклида Понтийского, учил, что счастье (эвдемония) заключается в знании совершенства чисел (7.148).
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
Известная под этим названием философская школа возникла, как и пифагорейский союз, в «Великой Элладе», в полисе Элея, на южном побережье Аппенинского полуострова, и относится к «философии италийцев». Философы, определившие лицо школы — Ксенофан (ее создатель), Парменид Зенон и Мелисс. Возможно, именно в философии элеатов, где с предельной остротой были постав- \
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
лепы проблемы теории познания, т.е. проблемы познания философской мыслью самой себя, происходит окончательное превращение античной протофилософш в собственно философское учение.
КСЕНОФАН (ОК.570—478 ДО Н.Э.)
Создатель и основоположник элейской школы был родом из ионийкого полиса Колофона.
Насколько известно, Ксенофан бш первым, кто осуществил попытку дать рациональное объяснение возникновения религии, придя при этом к выводу, что боги созданы воображением людей, наделивших их не только чисто человеческими внешними чертами, но и соответствующим моральным обликом. Выступая против мифологического мышления как «вымыслов прошлых времен», Ксенофан создавал собственную картину мира. Отталкиваясь от эмпирических наблюдений, он строит собственную теорию возникновения природы и жизни, где земля, уходящая своими корнями в бесконечность, рассматривается как субстанция, породившая вместе с водой все многообразие мира, включая как небесные светила, так и души людей.
В философской концепции Ксенофана уживаются, с одной стороны, материалистические черты и элементы диалектики, ведущие свое происхождение, по-видимому, из ионийской «физической традиции, а с другой стороны — зачатки идеализма и метафизики. В результате — определенный разрыв между физической и мировоззренческой картинами мира, который Ксенофан обосновывает ссылкой на ложность ощущений. Лишь разум может познать мир, но истина, к сожалению, становится доступной для человека лишь случайно, и никто не в состоянии определить, каково это знание: истинно или ложно? «Только мнение — удел всех», считает Ксенофан.
Н.Л.Крицкая, А.В.Янушко
А. СВИДЕТЕЛЬСТВА О ЖИЗНИ И УЧЕНИИ
1 ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, IX, 18: Ксенофан Колофонский, сын Дексия или, согласно Аполлодору [FGrH 244F 68 а], Ортомена... Покинув отечество, он жил в Занкле сицилийской, а также в тане... По словам Сотиона, он был современником Анакси-
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
мандра. Писал эпические стихи, элегии и ямбы против Гомера и Гиосида бичуя сказанное ими о богах. Но и сам в качестве рапсода декламировал собственные стихи. Говорят, что он полемизировал с Фалесом и Пифагором [В 7], да и на Эпименида нападал [ср. В 20]. И был он величайшим долгожителем, о чем и сам говорит в одном месте...
(19) Он полагает, что элементов сущего — четыре, а космосов бесконечное число, но неразличимо сходных. Облака образуются, когда пар под воздействием солнца поднимается наверх и вздымается в окружающее [пространство]. Сущность бога шарообразна и ничуть не схожа с человеком: он весь целиком видит и весь целиком слышит, но не дышит, и всецело — создание и вечен. Он также первым сказал, что все возникающее подлежит гибели и что душа — дыхание.
Еще он сказал, что большинство хуже ума и что тиранов надо реже посещать, либо почаще услаждать. (20) Когда Эмпедокл сказал ему, что мудреца отыскать невозможно, тот ответил ему: «Естественно: ведь чтобы узнать мудреца, надо быть им»…
Он сочинил эпическую поэму «Основание Колофона» и «Колонизация Элеи Италийской» в две тысячи стихов. Расцвет его пришелся на шестидесятую олимпиаду [540—537 гг. до н.э.]...
2. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, IX, 21: Учеником Ксенофана был Парменид, сын Пирета, элеец. Теофраст в «Сокращении [«Физических мнений»]» [фр. 6 a Diels] говорит, что он был учеником Анаксимандра. Ср. 28 А 1.
3. ГЕРАКЛИД, фр. 16=В 40: Многознание уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем.
4. ЦИЦЕРОН. Учения академиков, II, 118: Ксенофан, который был немного древнее [Анаксагора], утверждал, что все есть одно.
8. КЛИМЕНТ АЛЕКС. Строматы, 1, 64; Зачинателем Элейской школы был Ксенофан Колофонский По словам Тимея [FGrH 566 F 133], он был современником сицилийского тирана Гиерона и поэта Эпихарма; по словам Аполлодора [FGrH 244 F 68 с], родился в пятидесятую олимпиаду [580—577 гг. до н.э.] и дожил до времен Дария и Кира (7.156—157).
28. ПСЕВДО-АРИСТОТЕЛЬ. О Мелиссе, Ксенофане, Горгии, гл. 3-4;
Гл. 3(1) Если нечто есть, — говорит он, имея в виду бога, — то оно не могло возникнуть. В самом деле, необходимо, чтобы
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
возникшее возникло либо из подобного, либо из неподобного, Но ни то, ни другое невозможно, так как. (а) быть порождением подобного подобному подобает не больше, чем породить его у одинаковых вещей все [свойства] тождественны и они одинаково относятся друг к другу), (б) неподобное не может возникнуть из неподобного (7.160).
29. ФИЛОПОН. Комм, к «Физике», 125, 27 Vitelli: Порфирий говорит, что Ксенофан полагал началами сухое и влажное, т.е. землю и воду, и приводит цитату из него, из которой это явствует. «Все, что произрастает или рождается, — земля и вода» 29]. Этого мнения, судя по всему, держится и Гомер в тех стихах, где он говорит [Илиада, VII, 99]: Но не сгинете все вы, водой и землей обратившись (7.164).
31. СИМПЛИКИЙ. Комм, к «Физике», 22, 22. (1) Итак, начало по необходимости должно быть либо одним, либо не одним, иначе говоря, многим; и если одним — то либо неподвижным, ибо движущимся; и если неподвижным — то либо бесконечным, как полагает Мелисс Самосский, либо конечным, как Парменид, сын Пирета, элеец (они полагают так не о физическом Цементе, а об онтически сущем). (2) Одно начало (и причем ни конечное, ни бесконечное, ни движущееся, ни неподвижное) или всеединство сущего принимал Ксенофан Колофонский, учитель Парменида. Об этом сообщает Теофраст, признавая, что поминание об этом воззрении уместно скорее в другом исследовании, нежели в исследовании о природе. (3) Под этим всеединством Ксенофан понимал бога. То, что бог один, он доказывает исходя из [предпосылки], что бог «самое могущественное»: если их много, говорит он, то им всем в равной мере [должно быть присуще господство [над остальными], но «бог», [по определению], означает «самое могущественное» и «самое лучшее». (4) Нерожденность его он доказывал исходя из [постулата], что [все] возникающее должно возникать либо из подобного, либо из неподобного. Но подобное, по его словам, не может подвергнуться воздействию со стороны подобного, ибо подобному ничуть не более подобает рождать подобное, нежели рождаться из него; если же допустить, что оно возникло из подобного, то сущее окажется [возникшим] из не-сущего. Так он доказывал нерожденность и вечность [бога]. (5) Не бесконечен же он и не конечен потому, что бесконечно не-сущее как имеющее ни начала, ни середины, ни конца, а граничит между собой [т.е. конечно] многое. (6) Сходным образом он устраняет [из атрибутов бога-сущего] движение и покой. В са-
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
мом деле, неподвижно не-сущее, ибо ни на его место не может перейти другое, ни само оно — на место другого, а движется то, что [числом] больше одного, ибо [при движении] одно перемещается в другое. (7) Поэтому когда он говорит, что [бог-сущее] пребывает на одном и том же месте и не движется,
Всегда на том же самом месте он пребывает, совершенно
не двигаясь,
И не пристало ему переходить то туда, то сюда [В 26], то он разумеет под его пребыванием не покой, противоположный движению, но пребывание, трансцендирующее движение и покой. (8) Николай из Дамаска в сочинении «О богах» упоминает, что он полагает начало бесконечным и неподвижным, Александр — что конечным и шарообразным. (9) Но, как явствует из сказанного выше, он доказывал, что [начало] ни бесконечно, ни конечно, ограниченным же и шарообразным, по словам [Александра], он называл его [метафорически], потому что оно со всех сторон подобно. Еще он говорит, что оно все сознает: [следует В 25].
32. ПСЕВДО-ПЛУТАРХ: Строматы, 4: Ксенофан Колофонский пошел особенным путем, уклонившись от всех названных выше философов [=милетцев]. Он не допускает ни возникновения, ни уничтожения, но утверждает, что универсум всегда подобен [самому себе]. В самом деле, если бы он возник, говорит [Ксенофан], то до этого [его] бы по необходимости не было. Но не-сущее не могло бы возникнуть, не-сущее не могло бы произвести нечто, и от не-сущего ничто не могло бы родиться. Он утверждает также, что ощущения лживы, а заодно с ними дискредитирует и самый разум. Еще он утверждает, что со временем, непрерывно и постепенно опускаясь, земля погружается в море. Также говорит, что Солнце скучивается из множества маленьких огоньков. О богах он утверждает, что меж ними нет никакого главенства, ибо нечестиво кому-либо из богов иметь над собой господина. И никто из них абсолютно ни в чем не нуждается. Слышат и видят [они] целиком, а не частично. Еще он утверждает, что Земля бесконечна и не окружена со всех сторон воздухом. Все рождается из Земли, а Солнце и звезды, по его словам, рождаются из облаков...
33. ИППОЛИТ: ...(2) Он полагает, что ничто не возникает, не уничтожается и не движется и что Все [=универсум] есть одно, [причем] вне изменения. Он также утверждает, что бог вечен, один, подобен в каждой точке [своего существа], конечен, шарообразен и обладает чувствительностью во всех [своих]
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
частях. (3) Солнце ежедневно рождается из скопления маленьких огоньков, а Земля бесконечна и не окружена ни воздухом, ни небом. Существует бесконечное число солнц и лун, и все — из земли. (4) Море, утверждал он, соленое, потому что в нем сливается много [веществ], образуя смеси. Метродор же говорил |70 А 19], что море становится соленым оттого, что процеживается сквозь землю. (5) Ксенофан думает, что земля смешивается с морем и со временем растворяется в воде, утверждая, что у него есть следующие доказательства: в глубине материка и в горах находят раковины. В Сиракузах, по его словам, был найден в каменоломнях отпечаток рыбы и тюленей, на Паросе — отпечаток лавра в толще камня, а на Мальте — плоские отпечатки всех морских существ. (6) Эти [отпечатки], по его словам, образовались в древности, когда все обратилось в жидкую грязь, и отпечаток на грязи засох. Все люди истребляются, всякий раз как земля, погрузившись в море, становится грязью, а потом снова начинают рождаться. И такое основание бывает во всех мирах. Ср. В 33 (7.164-165).
41 а. Там же, II, 24, 9: Ксенофан полагает, что имеется много солнц и лун по [разным] широтам, районам и поясам Земли. И какой-то момент [солнечный] диск, сбившись с пути, попадает в необитаемый район Земли и тем самым, как бы заблудившись, ненадолго являет [нам] затмение. Он же полагает, что Солнце идет по прямой в бесконечность, а из-за расстояния к;1жется, что оно кружит.
42. Там же (Стобей), II, 30, 8: Ксенофан полагает, что Солнце полезно для возникновения и внутренней организации |собств. «хозяйственного управления»] космоса и находящихся и нем живых существ, а луна излишня.
45. Там же (Стобей) III, 3, 6: Ксенофан полагает, что молнии образуются оттого, что облака вследствие движения начинают сиять.
46. Там же (Стобей), III, 4, 4 («Об облаках, тумане, дождях, росс, снеге, инее, граде»): Первоначальной причиной, вызывающей метеоявления, Ксенофан полагает солнечное тепло: [Солнце] вытягивает из моря влагу, причем благодаря тонкости своих частиц [из морской толщи] выделяется пресная вода, которая превращается в туман и скучивает облака, сгущаясь, проливает ливни и испаряет из себя ветры. Так, он пишет дословно следующее: «Море — источник воды...» [В 30, 1] (7.167).
Там же (Псевдо-Плутарх), III, 11, 1 — 2 («О положении Земли»): Фалес и его последователи: Земля — в центре. Ксенофан:
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
в основании [космоса]. Ведь, по его словам, она уходит своими | корнями в бесконечность (7.168).
49. АРИСТОКЛ («О философии») у Евсевия, Приготовление I к Евангелию, XIV, 17, 1: Они полагают, что должно отвергнуть ощущения и представления и доверять только разуму самому по себе. Нечто подобное в прежние времена утверждали Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс, а впоследствии Стилпон и мегарцы. Исходя из этого, они считали, что сущее одно, что одна вещь не тождественна другой и что абсолютно ничто не возникает, не уничтожается и не движется.