Объектіні тұтас түрде зерттейтін, танымдық пәнаралық құралдары бар танымның түрі.

Ғылыми таным – танымның ең жоғарғы пішімі. Ғылыми таным рационалдық сипатының басымдылығымен сипатталатын өте күрделі құбылыс. Ол негізінен ұғымдар жүйесі, теориялар, заңдар сияқты басқа да ойлау процестерінің түрлері арқылы айқындалады. Әрине, мұнда сезімдік танымның рөлі де жоққа шығарылмайды, алайда ол ғылыми танымның теория ауқымында жанама, екінші рөл атқарады. Ғылыми таным құбылыстар мен процестердің ішкі әмбебаптық байланыстары мен заңдылықтарын эмпирикалық білім мен ақыл-ойға табан тіреп, рационалды түрде сараптау арқылы бейнелейді. Мұндай сараптау ұғымдар жүйесі, ой қорытындысы, заңдар, категориялар мен принциптер сияқты жоғары дәрежедегі абстракциялар жүйесі арқылы іске асады. Ғылыми танымның ең маңызды міндеті – мейлінше ақиқатқа жету, оның мазмұнын жан-жақты ашу. Осы міндетті іске асыру үшін ғылыми танымның көптеген тәсілдері кеңінен пайдаланылады, оларға: абстракциялау, идеализациялау, синтез, дедукция, асбстрактіліктен нақтылыққа өрлеу, тарихилық және логикалық әдістер жатады. Ғылыми танымның маңызды ерекшелігі – оның өзіне бағытталғандығы немесе ішкі ғылыми рефлексия ретінде калыптасуы; яғни, ол тек таным процесінің өзін, оның пішімдері мен әдіс-тәсілдерін, ұғымдар жүйесін зерттейді;

Белгілі құбылыстар арасындағы заңды байланыстар туралы болжаулар.

Явле́ние — вообще всё, что чувственно воспринимаемо; особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза (например, какое-либо явление природы).

С точки зрения теории познания явление есть выражение, свидетельство наличия чего-то другого; так, высокая температура есть явление болезни, то есть болезнь извещает о себе посредством высокой температуры, она проявляется через эту температуру. В философии Канта явление — коррелятивное понятие к «вещи-в-себе». Н. Гартман говорит: сущее в себе (см. Познание) есть являющееся в явлении. Иначе явление было бы пустой видимостью. «Я познаю нечто» и «нечто является мне» — два выражения, обозначающие одно и то же отношение между субъектом и объектом (см. Видимость). Противоположность между явлением и сущим-в-себе выступает наиболее резко в инд. философии (см. Шанкара); в европейской мысли эта противоположность выступает в христианстве в противопоставлении посюстороннего и потустороннего и выражает собой определённый, не только теоретический, скепсис; см. также Иллюзионизм, Феноменализм.

Явле́ние — совокупность процессов материально-информационного преобразования, обусловленных общими причинами. С точки зрения наблюдателя может быть: постоянным; периодическим;

Объектілер мен құбылыстар арасындағы мәнді қатынастар мен заңды байланыстардың адам санасында жалпылай және жекелей бейнелену» дегені қалай түсінессіздер.

категории, которые определяют различные ступени познания, каждый из которых отражает реальный уровень глубины постижения объекта Сущность - это философская категория для обозначения внутренней, относительно Скрыть анои и устойчивой стороны объективной действительности, которая определяет природу предмета, процесса и присущие им закономерности развития Явление-это категория для обозначения в предмете, процессе того, что находит проявление непосредственно, предстает перед намми.

Диалектический взаимосвязь между сущностью и явлением проявляется в том, что:

а) сущность и явление неразрывно связаны между собой явление не может существовать без того, что в нем есть, то есть без сущности В сущности нет ничего, что не проявлялось бы так или иначе;

б) единство сущности и явления не означает, что они совпадают, тождественны Сущность всегда скрыта за явлением бы форма выявления и сущности вещей непосредственно совпадали, то наука была бы хлам бы наа;

в) явление более динамичное, изменчивое, чем сущность, а сущность стойка, менее переменная Она сохраняет себя во всех изменениях Но, будучи устойчивой относительно явления, сущность не остается абсолютно непоколебимой;

г) явление более богатое, чем сущность Оно имеет в себе не только выявление внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и любые случайные отношения, особенные черты этого объекта

Специфической формой взаимоотношения сущности и явления, фиксирует их противоречивое между собой, есть видимость Это одностороннее неадекватное отображение нашими ощущениями проявления сущности вещей, точнее, п определенных сторон сущности Цель научного познания и состоит в том, чтобы за видимостью раскрыть сущность вещей и объявленияищ.

Наши рекомендации