Самостоятельная работа студентов. Кафедра философии и социологии
КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛИАЛ) РГСУ
Кафедра философии и социологии
Планы семинарских занятий по дисциплине
ФИЛОСОФИЯ
Направление подготовки: 080100.62 «Экономика»
Степень (квалификация) – бакалавр
(очная форма обучения)
КУРСК
Тема 1. Смысл и предназначение философии в духовной жизни общества и человека.
(2 часа)
Цель занятия: Сформировать представление о философии как историческом типе мировоззрения, предметной области и структуре философского знания.
План.
1) Понятие, сущность и структура мировоззрения.
2) Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия, их особенности.
3) Предметная область философии. Структура философского знания:
а) возникновение учения о бытии (онтологии);
б) гносеологические проблемы и возможные пути их решения;
в) философская антропология, её специфика;
г) социальная философия и философия истории;
д) история философии и её место в структуре философского знания.
4) Значение философии в жизни человека и общества.
Задания.
1. Подумайте и ответьте, согласны ли Вы с утверждением:
Философия по мере развития науки утрачивает свой предмет, растворяется в положительном знании, и поэтому нужно отказаться от традиционной философской проблематики, заменив ее анализом языка или вообще отказаться от философии.
Объясните, почему?
2. Назовите общие черты и различия между объективным и субъективным идеализмом.
3. Объясните, в чем разница между метафизическим и диалектическим видением мира?
4. Объясните, как взаимодействуют между собой философское и частнонаучное знание?
5. Как Вы понимаете высказывание Гёте о том, что «каждому возрасту человека соответствует известная философия»?
6. Установите соответствие между двумя столбиками:
гносеология отрицание познаваемости мира
онтология учение о развитии
диалектика учение о формах правильного мышления
логика учение о познании
агностицизм учение о бытии
7. Сравните исторические типы мировоззрения и заполните таблицу:
мифология | религия | философия | |
Объект | |||
Способ описания | |||
Соотношение уровней (мироощущение, мировосприятие, миропонимание) | |||
Время возникновения | |||
Характерные черты |
8. Что такое сциентизм и каково Ваше отношение к нему?
9. Почему философию называют духовной квинтэссенцией эпохи?
10. Объясните следующие понятия: агностицизм, аксиология, гносеология, диалектика, идеализм (его формы), квинтэссенция, логика, материализм (его формы), метафизика, мировоззрение, мифология, монотеизм, онтология, парадигма, политеизм, религия, тотемизм, синкретизм, философия.
Рекомендуемая литература.
Основная
1. Миронов В.В.Философия: учебник / В. В. Миронов. - М.: Проспект, 2009. Введение.
2. Нижников С.А. Философия: учебник. – М., 2009. Гл.1.
3. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - М., 2006. Разд. I., гл.1.
Дополнительная
1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Гл.1,§1-3 / Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
2. Библер В.С. Что есть философия?// Вопросы философии.1995. №1.
3. Ильенков Э.В. Философия и культура, М., 1991. Разд.1.
4. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
Тема 2. Возникновение философии в древних цивилизациях.
(2 часа)
Цель занятия: Показать особенности философских учений Древних цивилизаций.
План.
1. Предпосылки возникновения философии в древних цивилизациях.
2. Древнекитайская философия (даосизм, конфуцианство): приспособление человека к миру.
3. Древнеиндийская философия: погружение во внутренний мир, психологические основы и техника избавления от страдания.
4. Греко-эллинистическая философия:
а) космоцентризм и онтологизм ранней греческой философии (досократики);
б) классический период развития греческой философской мысли (Сократ, Платон, Аристотель);
в) эллинистическая философия;
г) римский период развития античной философии.
Задания.
1. Объясните, какая связьмежду возникновением денег и формированием философии.
2. Сравните направленность философской проблематики в древних цивилизациях:
Древняя Индия | Древний Китай | Древняя Греция | |
Проблемы, вызывающие наибольший интерес | |||
Основные понятия |
3. Проанализируйте досократовский и классический этапы развития античной философии и определите их характерные особенности.
4. Объясните, почему философия Сократа получила название «этический рационализм».
5. Объясните следующие понятия: аподиктика, гилозоизм, карма, космоцентризм, логос, онтологизм, предфилософия, рационализм, сансара.
Рекомендуемая литература.
Основная
1. Алексеев П.В. История философии: учебник. – М., 2008. Гл.1.
2. История философии: учебник под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. – Ростов-на-Дону, 2007. Разд. I, гл.1-5.
3. Миронов В.В.Философия: учебник / В. В. Миронов. - М.: Проспект, 2009. Введение.
4. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - М., 2006. Разд. I., гл.1.
Дополнительная
1. История философии. Учебник для вузов. М.,1998. Гл. 1.2.
2. Круть И.В., Забелин И.М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества.М., 1988.
3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Уч. Для вузов. - М.: «Логос», 2001. Ч.1, гл.1.1.
4. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М., 1999.
ТЕМА 3. Философское учение о бытии
(2 часа)
Цель занятия: Показать смысл философского учения о бытии и сформировать представление о многообразии форм бытия.
План.
1. Проблема бытия в философии. Многообразие форм бытия.
2. Современные представления о структуре бытия.
3. Разнообразие пространственно-временных отношений и форм движения.
4. Многомерность человека и его бытия.
5. Онтология и различные картины мира.
Задания.
1. Можно ли поставить знак равенства между понятиями «материя» и «субстанция»? Объясните, почему.
2. Покажите на историко-философском материале, как философское понимание материи связано с уровнем развития естественных наук.
3. Чем ленинское определение материи принципиальным образом отличается от всех предшествующих?
4. Распределите перечисленные ниже процессы по трем классам движения:
теплота, обмен веществ, взаимопревращение молекул, производственные отношения, звук, телефонный разговор, радиоактивные излучения, информационное отражение, война, деление клеток, кристаллизация.
5. В чем, с вашей точки зрения, состоит атрибутивность пространства-времени и движения?
Рекомендуемая литература.
Основная
1. Губин В.Д.Философия: учебник / В. Д. Губин. - М.: Проспект, 2008. Разд. I, гл.1, 4.
2. Миронов В.В.Философия: учебник / В. В. Миронов. - М.: Проспект, 2009. Разд. 3, гл. 1.
3. Нижников С.А. Философия: учебник. – М., 2009. Гл.2.
4. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - М., 2006. Разд. IV., гл.1-3.
Дополнительная
1. Астрономия и современная картина мира. М.,1996.
2. Карпенко М.А. Вселенная разумная. М.,1992.
3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение. // Вопросы философии.1992. №12.
4. Мельникова Н.А. Образ мира. М., 1998.
5. Малеев Н.Н. Восхождение к разуму. М.,1993.
6. Пятое состояние вещества. // Человек и наука. 2001. №3.
7. Скрытая масса Вселенной. // Человек и наука. 2002. №4.
8. Степин В.С., Кузнецов Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.
9. Тихоплав В. Ю., Тихоплав Т.С. Физика веры. М., 2001.
ТЕМА 4. Проблема сознания в философии и науке.
(2 часа)
Цель занятия: Показать специфику сознания как высшей формы отражения действительности.
План.
1. Отражение и его виды.
2. Мышление, сознание, язык.
3. Проблема возникновения сознания.
4. Сознание и мозг.
5. Самосознание и его формы.
Задания.
1. Докажите, что отражение является атрибутивным свойством материи.
2. Приведите примеры, которые показывают, что раздражимость является активной формой отражения и выполняет функцию адаптации.
3. Объясните, почему ощущения называют субъективным образом объективного мира?
4. Ниже приведены примеры различных форм отражения. В каждом столбике найдите и зачеркните «лишние» примеры:
следы на песке боль от укола
превращение воды в пар покраснение кожи при ожоге
замерзание рек повышение температуры при болезни
отражение в зеркале адаптация первокурсников в вузе
замерзание рук след чернил на бумаге
сбрасывание листвы адаптация живых организмов в среде
5. Могут ли животные мыслить? Если да, то чем отличается их мышление от мышления человека?
Рекомендуемая литература.
Основная
1. Губин В.Д.Философия: учебник / В. Д. Губин. - М.: Проспект, 2008. Разд. I, гл.3.
2. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - М., 2006. Разд. I., гл.2.
Дополнительная
1. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М., 1980.
2. Ерахин А.В. Диалектика становления мышления и сознания. Свердловск, 1989.
3. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С.270-274.
4. Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988, Гл. IV.
5. Тихоплав Т. С., Тихоплав В. Ю. Великий переход. Спб., 2002.
6. Тихоплав Т. С., Тихоплав В. Ю. Жизнь напрокат. Спб., 2002.
7. Язык, который видит. // Человек и наука. 2002. №4.
ТЕМА 5. Познание, его возможности и границы.
(2 часа)
Цель занятия: сформировать представление о познавательной деятельности человека, особенностях и методах научного познания мира.
План.
1. Деятельностная природа познания.
2. Ступени познания:
а) чувственное познание;
б) абстрактно-логическое познание.
3. Воображение и интуиция в познании.
4. Научное познание и его специфика.
5. Этапы и уровни научного познания:
а) методы эмпирического исследования;
б) методы теоретического исследования
6. Истина и заблуждение в познании.
Задания.
1. Можно ли поставить знак равенства между понятиями «духовная деятельность», «познавательная деятельность» и «теоретическая деятельность»? Ответ обоснуйте.
2.Какое высказывание, с вашей точки зрения, является верным?
1) познание выступает подготовительным этапом практической деятельности;
2) познание возникает из практической необходимости.
Ответ поясните.
3. Сравните ступени чувственного познания. Что общего между ними и каковы различия?
4. Может ли профессия оказывать влияние на интеллектуальную активность человека? Если да, то как?
5. Сравните научное и философское познание:
Научное познание | Философское познание | |
Предмет исследования | ||
Используемые методы | ||
Связь с объективной реальностью |
Рекомендуемая литература.
Основная
1. Губин В.Д.Философия: учебник / В. Д. Губин. - М.: Проспект, 2008. Разд. II.
2. Миронов В.В.Философия: учебник / В. В. Миронов. - М.: Проспект, 2009. Разд. 3, гл. 2.
3. Нижников С.А. Философия: учебник. – М., 2009. Гл.3.
4. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - М., 2006. Разд. IV., гл.4.
Дополнительная
1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М., 1997.
2. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М., 1985.
3. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. МГУ, 1990.
4. Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы. М., 1991.
5. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984.
6. Щавелев С.П. Практическое познание. Воронеж, 1994.
ТЕМА 6. Философский анализ общества.
(2 часа)
Цель занятия: Показать особенности философского изучения общества.
План.
1. Понятие об обществе и его структуре.
2. Природа и общество.
3.Общество в историческом изменении:
- формационный и цивилизационный подходы к истории;
- направленность исторического процесса.
4.Основные этапы исторического развития общества.
5. Проблема насилия в истории.
Задания.
1. Выберите правильный ответ:
общество в философском понимании - это...
-круг общения человека;
-группа людей, объединенная по интересам или профессиональным занятиям;
-часть объективной реальности, имеющая свои черты, закономерности функционирования и развитая;
-этап исторического развития человечества;
-население одной или нескольких стран.
2. Вспомните, что такое система, какие бывают типы систем и определите, к какому из них относится общество.
3. Назовите основные направления системного исследования общества.
4. Является ли верным, с Вашей точки зрения, следующее высказывание: «Природа и общество - две различные формы бытия, вечные во времени и бесконечные в пространстве»?
5. Выберите, какие из перечисленных ниже признаков характеризуют формационный подход к истории, а какие - цивилизационый:
1) основой общества считаются материальные, производственные отношения;
2) исторический процесс рассматривается как переход от низшего к высшему через резкие качественные скачки, социальные революции;
3) ядром общества считается культура, в центре которой находятся духовные ценности и идеалы;
4) история рассматривается как непрерывная эволюция;
5) историческое развитие представляется как однонаправленный
процесс;
6) в истории общества предполагается многовариантность путей
развития.
6. Найдите плюсы и минусы в формационной концепции истории.
7. Какова, с Вашей точки зрения, направленность исторического процесса? Выберите нужное или напишите свое:
-общество с развитием цивилизации деградирует: оно идет от «золотого» века к «серебряному», а от него - к «железному»;
-ход истории цикличен: различные общества многократно проходят замкнутые циклы зарождения, подъема, упадка и гибели;
-история - это поступательное развитие общества по восходящей линии.
-другое ______________________________________________________
8. Что, по-Вашему, может быть критерием общественного прогресса:
-свобода личности;
-уровень развития производительных сил;
-развитие техники.
Объясните, почему Вы выбрали именно этот критерий.
Рекомендуемая литература.
Основная
1. Губин В.Д.Философия: учебник / В. Д. Губин. - М.: Проспект, 2008. Разд. III, гл. 1, 3.
2. Нижников С.А. Философия: учебник. – М., 2009. Гл.5.
3. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - М., 2006. Разд. V., гл.1.
Дополнительная
1. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.
2. Крапивенский С. Э. Социальная философия. М., 1998.
3. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.
4. Социальная философия. Хрестоматия. Ч.1, М., 1994.
5. Хлобустов О. Проблема насилия в обществе и средства массовой информации // Диалог. 1996. №8.
6. Философия истории: учеб. Пособие. / Под ред. Проф. А.С. Панарина. М., 1999.
ТЕМА 7. Человек в мире культуры.
( 2 часа)
Цель занятия: Сформировать представление о философском понимании культуры и показать влияние различных типов культуры на человека.
План.
1. Понятие культуры. Типы культур.
2. Место России в диалоге культур.
3. Массовая культура и личность.
Задания.
1. Выберите правильный, с Вашей точки зрения, ответ:
в философском смысле культура - это
- умение вести себя в обществе;
- обработка земли;
- совокупность духовных ценностей общества;
- способ жизнедеятельности человека и общества;
- нравственные идеалы и соблюдение нравственных норм, принятых в данном обществе;
- материальные ценности общества.
2. Объясните взаимосвязь понятий «духовность» и «культура».
3. Сравните светское и религиозное понимание духовности, найдите общие черты и различия.
4. Дайте сравнительную характеристику восточного и западного типов культуры.
5. Заполните сравнительную таблицу:
Типы культур | Элементы | Примеры | Значение |
Элитарная | |||
Массовая |
Рекомендуемая литература.
Основная
1. Губин В.Д.Философия: учебник / В. Д. Губин. - М.: Проспект, 2008. Разд. III, гл.2.
2. Миронов В.В.Философия: учебник / В. В. Миронов. - М.: Проспект, 2009. Разд. 3, гл. 6.
3. Нижников С.А. Философия: учебник. – М., 2009. Гл.6.
Дополнительная
4. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.
5. Волков Ю. Г. Поликарпов В.С. Интегральная природа человека: естественнонаучный игуманитарный аспекты. Ростов-на-Дону, 1994. Гл.4.
6. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.
7. Социальная философия. Хрестоматия. Ч.1, М., 1994.
ТЕМА 8. Личность и общество.
(2 часа)
Цель занятия: Определить понятие «личность» и показать взаимодействие личности и общества.
План.
1. Человек – индивид – личность: определение понятий.
2. Социализация личности и реализация ее духовности.
3. Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества.
Задания.
1. Каждый ли человек, с вашей точки зрения является личностью? Ответ обоснуйте.
2. Покажите на примерах, как социально-политическая система влияет на социализацию человека.
3. Определите понятия: индивид, индивидуальность, интериоризация, личность, опредмечивание, распредмечивание, социализация, человек, экстериоризация.
Рекомендуемая литература.
Основная
1. Миронов В.В.Философия: учебник / В. В. Миронов. - М.: Проспект, 2009. Разд. 3, гл. 4.
Дополнительная
1. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.,1998. Гл. 11.
2. Философия. Учебное пособие. /Под ред. В.Кохановского. Ростов-на-Дону, 2003. Гл.V, VII.
Самостоятельная работа студентов
Задания для домашней индивидуальной работы
1. «Великие философы мира» (к темам 1-2)
Выберите по три мыслителя из…
- античности;
- средневековья;
- Нового времени;
- немецкой классической философии;
- западноевропейской философии конца XIX – XX веков;
- русской философии
и дайте характеристику их творчества, заполнив таблицу по образцу:
Имя | Годы жизни; страна | Основные работы | Проблемы бытия | Проблемы познания | Антропологические взгляды | Социальные идеи |
2. «Философские школы и направления» (к темам 1-2)
Выберите наиболее значимые школы и направления (от двух до четырёх) в развитии философской мысли Древней Индии; Древнего Китая; античности; средневековья; Нового времени (XVI – XVIII в.в.); XIX века; XX века и заполните таблицу по образцу:
Время, страна | Название школы или направления | Основные представители | Преобладающие проблемы | Важнейшие понятия | Новизна и оригинальность идей |
3. Заполнив таблицу, покажите, как в разные исторические эпохи изменялись подходы к основным философским проблемам (к темам 3-8
Исторический период развития философии | Проблема бытия | Природа, сущность и происхождение сознания | Человек: проис-хождение и сущность | Проблемы обществен-ной жизни | Историчес-кий процесс |
Философия древнего мира | |||||
Средневековье | |||||
Новое время (XVI-XVIII вв.) | |||||
Философия XIX века | |||||
Основные тенденции в философии XX века | |||||
Современное состояние проблемы |
3. Составьте индивидуальный философский словарь по образцу:
№ | Термин | Значение | Источник |
1. | Герменевтика | Направление в философии и гуманитарных науках, в котором понимание рассматривается как условие осмысления социального бытия. В узком смысле – совокупность правил и техник истолкования текста. | Всемирная энциклопедия. Философия. Москва-Минск, 2001. С. 229. |
2. | Социализация | Процесс включения человека в общество | Лекция. |
5. Прочитайте и законспектируйте не менее 100 страниц философского текста. Прокомментируйте законспектированный материал.
6. Составьте философский кроссворд, используя материал лекций и семинарских занятий.
Список философских произведений для конспектирования
- Бакунин М.А. Государственность и анархия. – 236 с.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. – 217 с.
- Бердяев Н.А. Смысл творчества. – 281 с.
- Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – 224 с.
- Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. – 229 с.
- Герцен А.И. Дилетантизм в науке. – 83 с.
- Герцен А.И. Письма об изучении природы. – 226 с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. – 464 с.
- Кропоткин П.А. Современная наука и анархия. – 336 с.
- Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – 207 с.
- Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма. – 325 с.
- Лосский Н.О. Мир как органическое целое. – 113 с.
- Лосский Н.О. Свобода воли. – 114 с.
- Ницше Ф. Антихристианин (Антихрист). – 75 с.
- Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. – 200 с.
- Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – 206 с.
- Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. – 58 с.
- Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991. – 366 с.
- Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм. – 26 с. (В кн. Сумерки богов. М., 1990.)
- Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии. – 27 с. (В кн. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.)
- Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции. – 41 с. (В кн. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.)
- Федотов Г.П. Национальное и вселенское. – 6 с. (Там же)
- Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? – 13 с. (Там же)
- Чаадаев П.Я. Философические письма. – 124 с.
- Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии. – 96 с.
26. Чернышевский Н.Г. Характер человеческого знания. – 21 с.
Тематика рефератов
1. Мифология как исторический тип мировоззрения.
2. Учение Платона об обществе и государстве.
3. Философия йоги.
4. Шри Ауробиндо о йоге и её целях.
5. История буддизма: Индия – Китай – Япония.
6. Восточная философия о человеке.
7. Греческий атомизм.
8. Пифагор как философ и математик.
9. Космологические представления древних греков.
10. Философия эпохи Возрождения.
11. Новое время: разнообразие философских учений.
12. Ф.Бэкон – основоположник эмпирической науки и философии.
13. Рационалистическая философия Р.Декарта.
14. Философия Просвещения.
15. Немецкая классическая философия.
16. Иммануил Кант: возможности человеческого познания.
17. Сущность и значение философии Г.В.Ф.Гегеля в развитии европейской мысли.
18. Философия Древней Руси.
19. Влияние религии на философскую мысль России.
20. Философские идеи в творчестве Л. Н. Толстого.
21. Свобода и творчество в философии Н.А.Бердяева.
22. Философия всеединства Вл. Соловьёва.
23. Русский космизм.
24. Николай Фёдоров: жизнь и творчество.
25. Учение В.И.Вернадского о ноосфере и его значение для современного общества.
26. К. Э. Циолковский и его космическая философия.
27. Интуитивизм Н.О.Лосского.
28. Проблема свободы воли в философии Н.О.Лосского.
29. Философские идеи в творчестве Ф.Достоевского.
30. Русский анархизм: представители и идеи.
31. П.Кропоткин о государстве и его роли в истории.
32. Русские мыслители о русской идее.
33. Философия жизни в Германии и во Франции.
34. Фридрих Ницше: учение о сверхчеловеке.
35. Ницше и христианство.
36. Н.Данилевский и О.Шпенглер о развитии общества.
37. Позитивизм и его разновидности.
38. Проблема человека в философии экзистенциализма.
39. Философские проблемы научной фантастики.
40. Социальные и психологические проблемы компьютеризации современного общества.
41. Искусственный интеллект: достижения и проблемы.
42. Познание и творчество.
43. Проблема происхождения жизни на земле.
44. Творчество и свобода.
45. Глобальные проблемы современности.
46. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
47. Проблема смысла жизни.
48. Демократические и тоталитарные режимы XX века и их влияние на развитие человека.
49. Соотношение сознательного и бессознательного в деятельности человека.
50. Проблема внеземных цивилизаций.
51. Феноменальные способности человека.
52. Самобытность русской культуры и её особенности.
53. Восток – Запад: диалог культур.
54. Историческое место Росси в развитии цивилизации и культуры.
55. Массовая культура: сущность и влияние на человека.
56. Проблема научной истины.
57. Воображение и интуиция в познании.
58. Виды познавательной деятельности и их особенности.
59. Специфика философского познания.
60. Соотношение рационального и интуитивного в познании.
61. Современные представления о пространстве-времени.
62. Место категории бытия в развитии философской мысли.
63. Философия истории: основные подходы.
64. Проблема насилия в истории.
65. Природа и общество: этапы взаимодействия.
66. Природа и сущность человека.