Главное в споре не истина, а победа.

Конец 7-6 века до н.э. Период возникновения, ранняя философия

1. Йонийская

2. Италийская

Века до н.э (период расцвета)

1. софистов и сократа

2. демокрита

3. платона

4. аристотеля

Века до н.э. Период заката (эллинизма)

1. эпикурейцев

2. каников

3. стоиков

4. скептиков

Века н.э.

1. Философия римских стоиков

2. неоплатонизм

Основные мировоззренческие принципы классической античности (конец 7-4 века до н.э.)

Космоцентризм-онтологический принцип, признающий в качестве субстанции Природу

Онтология-бытие, учение, философское учение о бытии

Бытие-философская категория(понятие предельной степени общности), обозначающая все, что существует. Сам принцип существования.

Субстанция-философская категория, обозначающая основу всего существующего.

Космос-(с греч.украшенный)-мир, в котором существует порядок и закон.

• Свободная стихия

• Космос сам себя ограничивает, сам себе дает закон

• Человек-микрокосм, малая часть космоса, так же совершенен, как и космос

• Основа совершенства человека-его разум, ограничивает природу, вносит порядок в свою жизнь

Основные ценности античного образа жизни:

1. Мудрость

2. Мера, устанавливать меру, контролировать свои дествия при помощи разума

3. Мужество, воплощение меры, добрая воля

4. Синтез меры и мужества-справедливость.

Ранняя античная (греческая) философия

Главная философская проблема-постижение природы вещей, тема первоначала.

Ионийская философия-иония, географическая область греческого мира. В ней выделяют философию Гераклита и Милетской школы, (Эфес)

Милетская школа-система учений Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.

Натурфилософия-первый сорический тип философии, создавалась теоретическми заключениями, умозрительная картина природы.

Общие принципы Милетской школы и Гераклита:

• У всех первоначало-природная стихия(фалес-вода, из воды все возникают, природа всего текуча, подобно воде, вода может становиться твердой и газообразной. Закон мироздания вода начало и конец всего). Анаксимандр-вещество, не имеющее вида-апейрон(без-предел)-беспредельное, безграничное, не имеет форым и вида у него нет предела, поэтому он может порождать безграничное многообразие, не имеет формы, существует только в вещах и через вещи выражает себя, сам он бесконечен и вечен.

• Максимен-воздух. В неподвижном состонии не имеет формы, проявляет себя в движении, воздух=душа=пневма, воздух-дыхание мира

• Гераклит-огонь, всегда движется и воссоздает себя. Первым выделил единым противоположное, борьба противоположностей-рождает все в мире

Материализм-философское направление, признающее в качестве субстанции вещество (материю). Характеристики

• стихийный или наивный, не имеет достаточного системного объяснения

• диалектический

Диалектика-принцип обосновывающий взаимосвязь и развитие мира. Гераклит-первый диалектик.

1. Генетическое-по происхождению.

2. Структурное-по организации

3. Функциональное-единство по взаимодействию

4. Атрибутивное-по универсальным свойствам.

Познаваемость-внешнюю природу мы постигаем с помощью чувств, внутреннюю природу познаем с помощью разума.

Италийская

1. Философия пифагорийского союза(Кратон)

2. Элейской школы(Элея)

Вознила в греческих колониях Италии.

Критика Ионийской философии. Материальный мир не прочен и не вечен, значит и материя не является универсальным основанием, она умирает и рождается. Материальные свойства зависят от нематериальных характеристик.

Основатель-Пифагор. Состоит из двух частей. 1.Акусмата-(услшанное) система норм и правил, что бы подготовить тело и душу для восприятия мудрости, вели строгоупорядченный образ жизни.2.Математа - религиозно-философское учение о первоначале.

Метариализм Идеализм объективный
Милетская школа Гераклит Пифогорейская Элейская
Ф а-мен а-мандр  
           

Античная философия периода расцвета (5-4 века до н.э.)

Характеристики эпохи и культуры

Греция одержала победу над персией. Греческие города-государства объединяются в 2 военно-политических союза: Аффинский(расцвет демократического государства), Пилопонесский (Спарта-олигархическое государство с вертикалью власти, гражадане имели только совещательный голос).

В эпоху демократии происходит расцвет публичной общественной жизни, расцвет риторики и софистики.

Философия софистов и Сократа(конец 5века до н.э.)

Софист-мудрец (с греч.).

Характеристики:

1. первые платные учителя мудрости

2. первые греческие просветители, критиковали обычаи, традиции предков («наш разум в каждом из нас и есть бог» не следует полагаться на авторитет, на традицию

3. мудрость-прежде всего личное благо, кто приуспел, кто живет не засчет семьи, своего происхождения, кто добился всего в жизни сам. Только его можно назвать воистину мудрым. Но научиться этому можно каждому. Софисты «демократизировали» мудрость.

4. Умение делать лучший для себя выбор, в любой ситуации так повернуть все, что бы одержать победу, получить выгоду.

Разделы философии софистов

Онтология-учение о мире.

Старшие софисты-Протагор,Горгий, Гиппий

Крзис физики: софисты выелили человека из мира природы(фюзис-мир природы, естественный природный, номос-разумный, социальный мир). Человеческая жизнь строится на других началах, чем природная. В природе есть вечные законы. Законы социальной жизни устанавливают сами люди.В их создании они руководствуются тем, что им выгодно. Людьми движут их личные интересы. Мир человека-не мир вещей, а мир ценностей. Ценности выражают отношение к вещам, окружающим человека. Оно зависит от точки зрения человека, от его мнения. Софисты не отрицают физическую реальность, материя есть, было бы глупо в этом сомневаться.Какова материя во многом определяется состояние человека(болезнь, состояние органов чувств, возраст, опыт, настроение).

Антропоцентризм-отнологический принцип, признающий в качестве субстанции мира человека.

Появление софистов и Сократа показывает переход философиии к человеку как к центру мира.

Субъективный идеализм-онтологическое направление, признающее в качестве субстанции человеческой жизни сознание человека.

Релятивизм-онтологический принцип, признающий относительность всего существующего, изменчивсть..

Гносеология-учение о познании и знании.

Софисты отрицают обективность познания, объективную истину. Каждое мнение-истина.

Главное-уметь ее доказать.

Софизм(уловка, головоломка-буквальный перевод)-гносиологический принцип, представляющий собой способ рассуждения, сознательно вводящий в заблуждение, допускающий противоречия.

Приемы: подменять начения понятий, (лучше потерять родину, чем жизнь, ведь теряя жизнь, мы вместе с ней теряем все, в том числе и родину). Абсолютно нарочито обсурдное утверждение, переход на личности, и т. д.

Главное в споре не истина, а победа.

Истина это то, что полезно и выгодно каждому.

Агностицизм-отрицание познаваемости мира таким, каким он существует объективно и возможности иметь знание о нем.

Аксиология софистов.

Аксиология-филосовское учение о любых ценностях.

Все ценности относительны. Каждый в праве создавать личную систему ценостей.

Индивидуализм-аксиологический принцип, признающий или обосновывающий право человека на личную свободу, личные убеждения, ценности, образ жизни, мировоззрение.

Отрицает общезначимый критерий оценки человеческих поступков, основы человеческой жизни.

Аморализм-аксиологический принцип-отрицание общезначимости нравственных ценностей.

Уметь опреелить, к какой группе отнести гносиологические, аксиологические, онтологические определения.

Прочитать про философию сократа, про ввод в философию понятие диалектика.

Диалектика-искусство спора, искусство вести беседу, способ рассуждения, представляющий собой всестороннее обсуждение предмета с целью определения истины(тремин диалектики определяется в субъективном смысле. Субъективная диалектика-искусство рассуждать, вести беседы).

Различия Скората и софистов

Общее-антропоцентрим и субъективный идеализм.

Отличие-гносиология. Сократ признает познанаваемость мира, признает, что в мире людей есть общие ценности, именно они составляют основу человеческой души.

Критика софистов:

1. мудрости нельзя научить, можно только научиться самому, тем более за деньги. Это растлевает умы. «познай самого себя»

2. мудрость общее благо,, а не личное: она не может приносить одним выгоду, а другим вред.

3. Мудрость делает человека лучше, разивает в нем не эгоистические потребности и интересы, а способствует их преодолению, делает человека лучше

4. мудрость не может быть мнением, это знание, а оно общее для всех, имеет объективное содержание.

Приемы сократического диалога.

1. Ирония-тонкая насмешка, разрушающая ложные знания

2. Майевтика(помощь при родах)-рождение знания. Любое мнение ложно, а истинным может быть только знание, мнение у каждого свое, оно субъективно.

Истина-знание, выраженное с помозью понятий.

Метод рассуждения-индуктивная логика, рассуждение от частных примеров к общему теоретическому рассждению. Если познали содержимое нравственных понятий, то и выбор будем делать осознанно, со знанием дела.

У человека в мире 2 пути:

• если его мотивы только эгоистически

• действует по моральным мотивам, восстанавливает гармонию мироздания

Отличие морального мотива от других мотивов-он является общим благом, приносит пользу всем, бескорыстный мотив, сознательный внутренний свободный выбор.

Этизм-аксиологический принцип, признающий в качестве абсолютных ценностей человекческой жизни моральныее.

Философия Демокрита

Онтология Демокрита(последователь физиков)

В основе его учения лежат 2 источника: учение ранних физиков, многократные путешествия.

Идея-атомизма.(его учитель-Левкипп)

У материи есть предел деления-атом (перев.неделимый).

Идея атомизма: первоначало или субстанция-атомы

Атом-понятие, выражающее предел деления вещества.

Атомов бесконнечное количество (плюрализм). Много материй. Они различаются по:

• форме

• строй, соприкосновение, поворот

• атомы движутся (по прямой), сцепляются в силу необходимости

Что бы атомам двигаться, нужна пустота. Существует пустота небытие.

небытие существует относительно бытия. Мир по мирозданию-един и множественен, такова природа субстанции, она едина и множдественна, мир конечен и бесконечен в пространстве и времени, в мире есть бытие и небытие, атомы и понятие(идеальная реальность), и единица вещества.

Противоречия:

атомы движутся в мире, но они не способны к самоизменению, значит в мире нет развитию, так как не могут меня свою природу.

В мире нет свободы, в мире нет случайности, все закономерно, все причинно обусловленно.

Отождествлял необходимость и причинность. Выделял только ОДНОЗНАЧНУЮ причинно-слудственную связь.

Детерменизм-(определять), действовать необходимостью. Онтологический прицнип, признающий универсальность и однозначность причинно-следственных связей.

Человек тоже состоит из атомов, он тоже тело среди других тел. Душа состоит из атомов, она материальна. Она создана из атомов, более тонких по своей природе. Она источник действия всех тел, она побуждает к активности.

Гносиология Демокрита-мир познаваем. Ознание-физический процесс, источник познания-чувства.

Ощущение-материальный след, оставленный атомами на органах чувств человека.

Разум выделяет объективную основу ощущений и формулирует ее с помощью понятий.

Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты.

Истина-Соответствие мысли о предмете предмету мысли

Сенсуализм-гносеологический принцип, признающий в качестве источника знаний о мире ощущения, чувства.

Человек смертен, время жизни ограничено, есть начало и конец. Душа тоже смертна и распадается на атомы.

Цель человеческой жизни-счастье, невозможно без самопознания, философии. Тогда жизнь будет доставлять удовольствие.

Удовольствия понимались как телесные и душевные. Удовольствие возможно без ограничений.

Эвдемонизм(от гр.счастье)-аксиологический принцип, признающий в качестве естественного стремления человека к сачстью, гармонии тела и души.

Гедонизм(гр.удовольствие, наслаждение)-аксилогический принцип, признающий в качестве естественного стремления человека, стремление к удовольствию.

Онтологический принцип-материализм, имеет особенности

1. плюралистический

2. механистический(призается только механическое движение атомов, но отрицает их внутреннее развитие)

познаваемость мира в форме сенсуализма

среди высших ценносей целовеческой жизни выделяются счастье и удовольствие, эвдемонизм и гедонизм.

Философия Платона

Антология: был учеником сократа. Человеком управляет душа. Объяснял откуда берутся в человеческой душе. Демиург создает материю и идею, соверешнные ценности, всеобщие понятия, категории, являющиеся образцом всех вещей в мире, тогда эти идеи всматриваясь в вещество, запечателвают свой образ и облик в мире вещей, в мире природы.

Платон критиковал физиков:

материальные вещи непрочны, значит непрочно и их физическое основание. Материальные вещи являются лишь копиями идей

Мир идей Мир вещей
вечны Конечны,возникают и разрушаются
Идея, определяющая род вещей-одна Множество
Идеи доступны только разуму Вещи доступны чувствам

Платон говорит: идеи нуждаются в вещах, им нужны вещи, для своего воплощения, для полноты бытия, а вещи нуждаются в идеях для своего оформления, определения.

Физическая реальность-выражение духовной. Идеи существуетю вне вещей.

Объективный идеализм.

Познание мира-духовный процесс, вещи, воспринимаемые с помощью чувств, могут лишь пробуждать этот процесс, поэтому чувства не пригодны для познания, только разумом можно познать невидимую сущность вещей.

Процесс познания-припоминание душой мира идей.

Сознание развивается от конкретного к асбтрактному, от вещей к идеям.

Истина-достижение соответствие знания идеи.

Рационазизм-гносиологический принцип, признающий основной познания и источником знания, деятельность разума, абстрактного мышления.

Человек должен быть устремлен к духовному совершенствованию, цель человеческой жизни-духовное развитие,самосовершенствование. Человек должен подняться над своей природой, быть выше своих физических потребностей, руководствоваться духовными потребностями.

Высшая духовная ценность-благо. Синтез всех духовных ценностей. Душа, познавшая высшее благо, бессмертна.

Учение об идеальном государстве-(«Государство»). Подверг критике все существующие государственные устройства, не занимался вопросом происхождения государства, нет определения государства. Говорит, что это совместное поселение людей, где каждый проявляет свои естественные склонности, занимается близким ему делом. В любом государстве существует 2 государства (бедных и богатых). Из всех форм наихудшей писал демократию. «На словах, это призыв к свободе, а на деле отказ подчинению закону», причина нарушений, произвола в обществе «насмехаются над теми, кто послушен закону, говорят, что они добровольные рабы».

Идеальное государство-государство будущего, единое, неделимое, граждане которого движимы идеей патриотизма, в нем не будет бедных и богатых, бедность рождает зависить, богатство-жадность, они являются источниками порока. Но будет духовное неравенство, ибо оно существует по природе. Выделяет 3 сословия(душа с развитым разумом, ее добродетель-мудрость, философы; душа с развитой волей, добродеятель-мужество, душа воина; развиты чувства, умеренность, крестьянин, торговец, ремесленник).

Идеальное государство то, где каждый занимается тем, к чему расположен душой. Идея государства-общее благо.

Основа личного блага-благо государства, каждый должен заботиться о его процветании.

Каждый должен добровольно жертвовать своим личным благом во имя блага общества.

Женщины и дети распределяются государством. Утопичное государство. Подчиняет личную свободу общему благу, государственным интересам.

Познаваемость мира в форме рационализма

Этизм,признание асболютного значения духовных ценностей, главные из которых-нравственные. Связанно с наукой о морали.

Философия Аристотеля (4 век до н.э.), был учеником Платона

учился в академии Платона(так называлась школа), учились в роще, посвящегнной Академу

«Платон мне друг, но истина дороже»

Антология:синтез идей физиков и идеалистов, вершина философии периода расцвета. Создал учение о двух родах сущего: 1.отдельные вещи с их универсальными физическими свойствами, этот род сущего изучает физика(он называл ее «первая философия»), 2.универсальные духовные свойства тел, выражающиеся с помощью понятий, категорий, их изучает философия (метофизика).

Метафизика(букв.перевод-после физики)-онтологическое учение о самых общих универсальных причинах всего существующего. Так же называется и работа об этих причинах.

Эллинистическая Философия (3-1 века до н.э.)

Философия кризиса. Характеристики эпохи и культуры.

1. Завоевательные походы Македонского, создание великой империи.

2. Монархическое государство, сокращение гражданских прав и свобод. Формируется культура подданичества государства

3. Мировоззренческие принципы изменяются: на место патриотизма приходит космополитизм-онтологический принцип,признающий человека гражданином мира, великой империи, принцип Фатализм(рок, фатум)-вера в могущество судьбы, рока, случая. Индивидуализм-вера в личные способности, право на собственные убеждения, мировоззрение.

4. Центром мира становится человек, он ищет свое место в мире заново, господствующий раздел аксиология. Ведущая ценность-ценность личной свободы.

5. Философия плучает духовно-практический характер, в большей степени образ жизни, нежели система знаний

Философия Эпикурейцев

Школа называлась Сад Эпикура. В основе устава этой школы лежал девиз «Проживи незаметно». Отказ от общественной жизни, всякой публичности, в пользу частной, личной жизни.

Онтология: Эпикур был последователем Демокрита, был физиком, материалистом. Разделял идею атомизма Левкиппа-Демокрита почти по всем положением, кроме одного существенного отличия: атомы могут отклоняться, что бы сцепляться друг с другом, следовательно в мире есть и свобода, и случайность. В спонтанном движении атомов Эпикур нашел объективное материалистическое обоснование свободы человека, свободы его выбора: «Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью»

Гносиология: был сенсуалистом, объективная реальность. То, что мы можем ощущать. Ошибки познания заключаются в заблуждениях разума, разум неверно судит чувства.

Аксиология: высшая ценность-счастье, стремление к счастью заложено в природе человека. Счастье-высшее духовное состояние гармонии с самим собой и окружающим миром. Путь к счастью-философия, это способ познания себя.

Философия нужна что бы определить, что делает нас счастливыми, что для нас счастье, ибо у каждого при всем общем стремлении людей свое понимание и представление.

Счастье-отсутствие страданий.

Философия и способ достичь счастья: знание, чего избегать и к чему стремиться, избегать страданий, стремиться к удовольствиям (и физические, и духовные). Удовольствия невозможны без самограничения иначе оно легко перерастает в страдание.

Самое главное страдание человеку причиняет знание, что человек смертен. Искусство умирания. Эпикурейцы доказывали, что жизнь и смерть-не встречается. Пока мы живы, смерти нет. Пережить состояние смерти невозможно. Смерть-прекращение ощущений.

Идеал мудреца эпикурейца-имеет продуманные личные убеждения, не аскет, ценит удовольствия жизни, он не станет тираном, ему не нужна власть, ценит дружбу (отношения равных), не будет фаталистом, не раболепствует перед судьбой .

Общие принципы эпикурейцев:

материазлизм в форме атомизма

познаваемость мира в форме сенсуализма

эвдемонизм и гедонизм

Школа Киников

Основатель-Антисфен.

«киносарг»-белая собака, а школа киников-собачья школа.

Аксиология: цель человеческой жизни-счастье, как высшее духовное состояние и гармония. Путь-философия.

Самовоспитание-воспитывали телу и душу предельным ограничением, вели аскетический образ жизни, произвели переоценку ценностей: они считали, что бедность, а не богатство, вот истинная добродетель, богатство делает человека зависимым, оно делает человека зависимым, источник тирании, принуждения, бедность делает человека свободным и независимым от других.

Самообразование-киники отрицали образование: образование не делает людей лучше, не влияет на качество характера (сколько в мире образованных подлецов, лжецов, предателей), образование насыщает душу чужим знанием, а главное-то, что человек может получить на собственном опыте. Различать правду и ложь, жить по совести.

Самоопределение: высшая ценность-свобода, подчинение, принуждение внутренним нормам-высшая форма. Высшая форма-сознательное следование по пути добра.

Идеал киника мудреца-имеет твердые личные убеждения, живет никого не боясь и не стыдясь, отрицали и критиковали любую власть, быть самим собой, быть верным себе (это требует мужества, отваги, независимости от окружения).

Общие принципы:

судъективный идеализм, именно с помощью разума человек определяет цели и достигает их

познаваемость мира в форме рационализма. Нравственный выбор можно совершать только свободно и сознательно, рассмотрев альтернативы выбрать единственно верный путь

этизм, мораль исключает личные желания, удовольствия людей, противопоставляется человеческому эгоизму.

Школа Стоиков

Название произошло города Стоя

Зенон-основатель, житель Стои

Антология: фатализм, космос-разумное существо, он поддерживает мировую гармонию, единство мироздания, его целостность, что вцелом прекрасно и гармонично в частях может и не быть таковым, тем самым стоики объясняют откуда в жизни человека происходят страдания, болезни, другие беды. Учение стоиков

Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами. Также свою систему классификации стоики сравнивали с животным и с яйцом. В первом случае кости — логика, мясо — физика, душа животного — этика; во втором — скорлупа — логика, белок — физика, а желток яйца — этика.

Логика

Стоическая логика, помимо формально-логической теории, содержит исследование гносеологических и лингвистических проблем.

К силлогистике стоики добавляют пять дизъюнктивных форм вывода, из которых должны состоять все правильные заключения. При этом в качестве переменных используются не понятия, а высказывания:

1. Если есть A, то есть и B. A есть. Следовательно, есть и B.

2. Если есть A, то есть и B. Но B не существует. Следовательно, нет и A.

3. A и B не могут существовать одновременно. A есть. Следовательно, В не существует.

4. Существует либо A, либо B. A существует. Следовательно, В не существует.

5. Существует либо A, либо B. В не существует. Следовательно, A существует.

Стоики полагают, что необходимо вскрывать происхождение каждого слова. Например, родительный падеж от имени Зевс — Дзенос — они производят от «дзен» («жить»)

Исходным пунктом стоической теории познания является материя. Хрисипп говорит, что восприятие изменяет состояние нашей материальной души. Зенон полагает, что оно отпечатывается в душе, как в воске.

Физика

Стоики представляют мир живым организмом, управляемым имманентным божественным законом логосом. Человеческая судьба является проекцией этого логоса, посему стоики возражали против идеи спора с судьбой или её испытания. Главное препятствие на пути гармонии со своей судьбой — это страсти. Идеалом стоиков был невозмутимый мудрец.

Согласно стоицизму, всё существующее — телесно, и различается только степенью «грубости» или «тонкости» материи. Сила не есть нечто нематериальное или абстрактное, а есть тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом, — Бог. Вся материя есть лишь модификации, находящиеся в вечном изменении этой божественной силы и снова и снова растворяющиеся в ней. Вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса.

В центре теологии стоиков находится логос.

Наши рекомендации