МОДУЛЬ 2. Основные проблемы философии
Тема 5. Бытие и материя.
Вопросы для самоподготовки:
1. Понятие и свойства материи. Уровни организации материи.
2. Понятие движения. Основные типы и формы движения.
3. Пространство и время как атрибуты материи. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
4. Исторические формы отношения человека к природе.
5. Естественная и искусственная природа, их качественное отличие и взаимосвязь.
6. Живая и неживая природа. Основные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, панспермия, абиогенез.
7. Зависимость человека от природы. Теории географического детерминизма (Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Л.И.Мечников).
8. Экологическая проблема как глобальная. Пути выхода из экологического кризиса.
9. Учение о ноосфере П.Тейяра де Шардена и В.И.Вернадского, его актуальность.
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Выполнение творческих заданий;
3) Написание докладов;
4) Подготовка к контрольной работе.
Основная и дополнительная литература: 1-3; 5, 16, 18, 46, 49, 50, 55, 64, 71.
Тема 6. Человек как главная философская проблема.
Вопросы для самоподготовки:
1. Природные и социальные предпосылки возникновения и существования человека. Основные гипотезы возникновения человека.
2. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Национальные обряды, связанные с рождением и смертью человека.
3. Ценность жизни и ценность смерти. Проблема клонирования человека.
4. «Право на смерть». Проблемы смертной казни и эвтаназии. Аргументы сторонников и противников.
5. Смысл человеческого существования
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Выполнение творческих заданий;
3) Написание докладов;
4) Подготовка к контрольной работе.
Основная и дополнительная литература: 1-3; 17, 19, 39, 57, 64, 66, 68, 70-73, 79.
Тема 8. Социальная философия.
Вопросы для самоподготовки:
1. Структура общества. Классовая теория и концепция социальной стратификации.
2. Социальная мобильность. Проблема социального неравенства.
3. Основные формы общества: род, племя, этнос, народ.
4. Добро и зло в истории. Проблема насилия в общественном развитии (И.Грозный, Петр I, Наполеон, И.В.Сталин и др.).
5. Индивид, индивидуальность, личность: общее и особенное. Генезис личности. Социализация.
6. Основные модели взаимоотношений личности и общества (конформизм, конфликт, эскапизм). Маргиналы.
7. Свобода личности как проблема философии. Формы проявления свободы (выбор, воля, творчество и т.д.). Свобода и ответственность.
8. Социальное конструирование гендера. Гендерные стереотипы. Феминизм.
9. Демографическая проблема.
10. Проблема «Север – Юг».
11. Проблема обеспечения человечества сырьем и энергией.
12. Проблема предотвращения войны и терроризма.
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Выполнение творческих заданий;
3) Написание докладов;
4) Подготовка к контрольной работе.
Основная и дополнительная литература: 1-3; 2, 6, 15, 20, 30, 31, 38, 39, 44, 58, 65-67, 69, 74, 77.
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Вопросы к контрольной работе (тесту)
1. Согласно Ф.Аквинскому, бытие и сущность… 1) совпадают в человеке 2) совпадают в природных явлениях 3) никогда не совпадают 4) совпадают в Боге 2. Ф.Бэкон считал, что обладание истиной ведет к… 1) нравственному совершенствованию человека 2) прекращению научных дискуссий 3) росту практического могущества человека 4) росту теоретического знания 3. Христианство определяет бытие как… 1) все, что существует 2) свободный дар Бога 3) продукт взаимодействия Бога и человека 4) вечный и неизменный мир 4. Философом-славянофилом не являлся… 1) А.С.Хомяков 2) П.Я.Чаадаев 3) И.А.Аксаков 4) Н.Я.Данилевский 5. Онтологией в философии называется учение о… 1) Боге 2) Бытии 3) Морали и нравственности 4) Законах мышления 6. Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания, называется… 1) структурализм 2) номинализм 3) персонализм 4) герменевтика 7. Философию «симфонической личности» развивал… 1) Л.П.Карсавин 2) И.Кант 3) З.Фрейд 4) К.Маркс 8. Выдающийся мыслитель античности, создатель «Ликея», – 1) Платон 2) Аристотель 3) Эпикур 4) Демокрит 9. Н.Макиавелли дал обоснование светского государства в… 1) трактате «Левиафан» 2) трактате «Политика» 3) диалоге «Государство» 4) трактате «Государь» 10. Предметом философии является (-ются)… 1) доводы разума, исходящие из интеллектуальной интуиции 2) всеобщее в системе «мир – человек» 3) физическая реальность 4) положения Священного писания | 11. Для древневосточного мировоззрения характерны… 1) мистицизм 2) патриархальность 3) незначительное место религии 4) критическое отношение к священным текстам 5) установка на выявление законов природы 12. Сторонником эмпиризма не является… 1) Дж.Локк 2) Ф.Бэкон 3) Т.Гоббс 4) Р.Декарт 13. Первым теоретиком диалектического материализма в России был 1) Н.Кузанский 2) П.Я.Чаадаев 3) Г.В.Плеханов 4)А.И.Герцен 14. Онтология Платона, утверждающая, что в основе бытия лежит идея Блага, характеризуется как… 1) гуманизм 2) дуализм 3) объективный идеализм 4) субъективный идеализм 15. Тезис Д.Бруно «природа есть не что иное, как Бог в вещах» выражает позицию 1) панлогизма 2) атеизма 3) пантеизма 4) деизма 16. В основе философских систем французских просветителей лежит картина мира… 1) мифологическая 2) религиозная 3) релятивистская 4) механистическая 17. К важнейшим признакам человеческого существа, согласно христианской антропологии, следует отнести… 1) гедонизм 2) греховность 3) гармоничность 4) бездуховность 18. Создателем учения об идеальном государстве был… 1) Сократ 2) Аристотель 3) Пифагор 4) Платон 19. Общественный прогресс, по Марксу, есть… 1) последовательная смена века богов, героев, людей 2) изменение культурно-исторических типов 3) последовательная смена ОЭФ 4) повышение уровня личной свободы 20. Истинное бытие, по Платону, есть… 1) разум человека 2) мир идей 3) человеческое существование 4) материя |
Темы для рефератов
1. Формирование научно-философского представления о материи.
2. Проблема времени в философии.
3. Методы современного научного познания.
4. Общество как саморазвивающаяся система.
5. Духовная жизнь общества как философская проблема.
6. Революция и эволюция как формы исторического развития.
7. Проблема исторического прогресса в философии.
8. Выдающиеся деятели и их роль в истории.
9. Философия о смысле истории.
10. Виртуальная реальность, ее роль в современном обществе.
11. Свобода как проблема философии.
12. Проблема ценностей в философии.
13. Маргиналы как социальное явление.
14. Футурологический прогноз развития человечества.
15. Глобальные проблемы современности.
16. Отражение проблемы человека в мифах народов мира.
17. Трансформация идеала человека от античности до наших дней.
18. Образы человека в истории философской мысли.
19. Древние цивилизации: основные черты.
20. Феномен массовой культуры.
21. Проблема российского менталитета.
22. Общество и природа: этапы взаимодействия.
23. Начало мира: научные гипотезы и вариант религии.
24. Учение о ноосфере В.И.Вернадского.
25. Учение о ноосфере П.Тейяра де Шардена.
26. Проблема жизни и смерти в произведениях Ф.М.Достоевского.
27. Эвтаназия: аргументы сторонников и противников.
28. Смертная казнь: аргументы сторонников и противников.
29. Проекты идеального устройство общества в истории философии.
30. Своеобразие социально-утопической мысли в России.
Вопросы к зачету по философии
1. Специфика философского знания. Философия и наука. Функции философии.
2. Мировоззрение и его структура. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия; их особенности.
3. Специфика философии Древнего Китая. Основные философские школы.
4. Своеобразие философии в Древней Индии. Основные философские школы.
5. Этапы и основные проблемы, рассматривающиеся в античной философии.
6. Философское учение Платона.
7. Философская система Аристотеля.
8. Стоицизм.
9. Теоцентризм средневековой философии. Основные ее этапы.
10. Учение Августина Блаженного.
11. Философские идеи Фомы Аквинского.
12. Арабо-мусульманская средневековая философия. Основные философские школы: мутазилиты, арабские перипататики, суфии.
13. Специфика философии эпохи Возрождения. “Утопия” Т.Мора.
14. Натуралистический пантеизм Джордано Бруно.
15. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Учение Ф.Бэкона об “идолах”.
16. Общество в философии XVII века: Т.Гоббс, Д.Локк.
17. Французские материалисты XVIII века (Гольбах, Гельвеций, Дидро, Ламетри).
18. Философские воззрения Дж.Беркли и Д.Юма.
19. “Критическая философия” И.Канта.
20. Философия Г.В.Ф.Гегеля.
21. Исторические предпосылки формирования и основные идеи марксистской философии.
22. Философия Ф.Ницше.
23. Русская философия XIX века: спор западников и славянофилов.
24. Категория бытия: ее происхождение, эволюция, смысл и специфика.
25. Основные формы бытия.
26. Материализм, идеализм и дуализм: общая характеристика.
27. Понятие материи. Уровни организации и строения материи. Понятие движения. Основные типы и формы движения.
28. Пространство и время как атрибуты материи. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
29. Проблема человека в истории философии.
30. Биологическое и социальное в человеке. Биологизаторские трактовки природы человека (социал-дарвинизм, расизм, мальтузианство, евгеника).
31. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Смысл жизни. Проблема смертной казни и эвтаназии.
32. Сознание как отражение действительности. Информационное и неинформационное отражение. Развитие форм отражения.
33. Понятие сознания. Соотношение мышления и языка. Индивидуальное сознание и его компоненты. Общественное сознание и его структура.
34. Сознание и бессознательное. Философская психология З.Фрейда.
35. Познание как предмет философского анализа. Скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм.
36. Чувственное познание и его формы (ощущение, восприятие, представление). Роль фантазии.
37. Рациональное познание и его формы (понятие, суждение, умозаключение).
38. Проблема истины. Критерии истины. Критерии научного знания.
39. Общество как саморазвивающаяся система. Теория общественно-экономических формаций.
40. Структура общества и его основные элементы. Социальная мобильность.
41. Понятие культуры. Структура, уровни, функции культуры. Культура и цивилизация: сходство и различия.
42. Теория локальных цивилизаций (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, Л.Н.Гумилев).
43. Понятие природы. Живая и неживая природа. Проблема возникновения жизни на Земле: основные гипотезы (креационизм, панспермия, абиогинез).
44. Глобализация. Основные точки глобальных «пределов роста». Миросистемная теория.
45. Глобальные проблемы современности и пути их разрешения.
46. Социокультурные характеристики Российского общества. Евразийская идея. Судьба культуры России.
12. РЕЙТИНГ-ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ»
направление подготовки 030900.62 – Юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр
курс __2_____________, семестр_4_________2012/2013 гг.
Количество часов по учебному плану 72, в т.ч. аудиторная работа 34 ч. (лекций – 14 ч., семинарских занятий – 20 ч., КСР - 2 ч.), самостоятельная работа студентов 36 ч., на зач. ч.________________________________
Преподаватели: к.полит.н., доцент Горбачев С.Б.
(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)
Кафедра: Философии
Виды учебной деятельности студентов | Формы контроля | Балл за конкрет-ное Задание (максимальный) | Баллы | |||||||
Минимальный | Максимальный | |||||||||
МОДУЛЬ 1. Основные этапы и направления развития философской мысли | ||||||||||
1. Аудиторная работа | Текущий контроль | |||||||||
Семинарское занятие 1 по теме 2 | 1. Выступление с докладом. 2. Дополнения, участие в диспуте. | |||||||||
Семинарское занятие 2 по теме 2 | 1. Выступление с докладом. 2. Интерактивная форма «РОЛЕВАЯ ИГРА 3. Дополнения, участие в диспуте. | |||||||||
Семинарское занятие 1 по теме 3 | 1. Выступление с докладом. 2.Дополнения, участие в диспуте. | |||||||||
Семинарское занятие 1 по теме 4 | 1. Выступление с докладом. 2. Дополнения, участие в диспуте. | |||||||||
Семинарское занятие 2 по теме 4 | 1. Выступление с докладом. 3. Дополнения, участие в диспуте. 2. Интерактивная форма «РОЛЕВАЯ ИГРА» | |||||||||
2. Рубежный контроль | Контрольная работа | |||||||||
МОДУЛЬ 2. Основные проблемы философии | ||||||||||
1. Аудиторная работа | Текущий контроль | |||||||||
Семинарское занятие 1 по теме 5 | 1. Выступление с докладом. 2. Дополнения, участие в диспуте. | |||||||||
Семинарское занятие 1 по теме 6 | 1. Выступление с докладом. 2. 2. Дополнения, участие в диспуте. 3. Интерактивная форма «РОЛЕВАЯ ИГРА» | |||||||||
Семинарское занятие 2 по теме 6 | 1. Выступление с докладом. 2. Дополнения, участие в диспуте. | |||||||||
Семинарское занятие 1 по теме 8 | 1. Выступление с докладом. 2. Дополнения, участие в диспуте. 3. Интерактивная форма «РОЛЕВАЯ ИГРА» | |||||||||
Семинарское занятие 2 по теме 8 | 1. Выступление с докладом. 2. Дополнения, участие в диспуте. | |||||||||
2. Рубежный контроль | Реферат | |||||||||
Итоговый контроль | ||||||||||
Посещаемость (баллы вычитываются из общей суммы набранных баллов) | ||||||||||
1. Посещение лекционных занятий | -6 | |||||||||
2. Посещение практических (семинарских. лабораторных занятий) | -10 | |||||||||
1. Зачет | ||||||||||
Поощрительные баллы | ||||||||||
1. Участие в студенческой олимпиаде, кружках, научной конференции | 1.Выступление с докладом 2. Активное участие в дискуссии | |||||||||
2. Публикация статей | Печать | |||||||||
Автор:
С.Б.Горбачев, к.полит.н., доцент кафедры философии Факультета философии и социологии Башкирского государственного университета.
Рецензент:
Учебно-методический комплекс обсужден и рекомендован к использованию в учебном процессе на заседании кафедры философии Факультета философии и социологии БашГУ
от _____________2012 года, протокол №___.
Зав. кафедрой ___________________ Б.С.Галимов.
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании Учебно-методической комиссии Института права БашГУ
от ____________2012 года, протокол №___.
Председатель УМК _______________О.Р.Гимадрисламова.