Оно характеризуется тем, что

–неотделимо от материи, поскольку является атрибутом материи.

–движение объективно, изменения в материю может внести лишь практика;

–движение – есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности,

–движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это тоже движение.

Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно разделить на количественные и качественные изменения.

Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве.

Качественные изменения всегда связаны с качественной перестройкой внутренней структурой объектов и превращением их в новые объекты, обладающие новыми свой свойствами.

Энгельс выделил 5 форм движения материи:

механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение материи.

Современная классификация движения:

-микро

-макро

-мега

Вывод

Проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии различных материальных объектов, форм материи, ее свойств и взаимообусловленностей.

Вопрос 38


Идеальное - субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека.

В материалистической философии до Маркса предметы рассматривались как нечто внешнее, противостоящее субъекту в виде объекта созерцания, а не деятельности. В результате И. оказывалось либо совокупностью реакций организма на воздействие материальных сил, либо проявлением духовной активности субъекта, при к-рой связь его духовных и телесных отправлений выступала как непостижимая.

Идеалисты, как правило, подчеркивали сверхчувственный характер такой активности, рассматривая И. как характеристику, проявление особой нематериальной субстанции: “мирового разума” и т. п. При этом они абсолютизировали ту роль, к-рую И. играет в человеческой деятельности, видя в ней исходный пункт, всеобщее начало последней.

С т. зр. марксистской философии И.— формы (образы) не зависящего от человека бытия и вся совокупность их общественных значений, образующих цели и мотивы его сознательной деятельности. Эти образы не только отражают объективно существующие предметы, явления, но и несут на себе печать отношений людей, навыков и способов их деятельности и общения. Хотя сознание функционирует только с помощью определенных материальных средств и процессов, оно не сводится ни к одному из них. Оперируя не реально существующими вещами, а их образами, языковыми значениями и смыслом, к-рые выступают в качестве “заместителей” вещей, их моделей, И. способно исследовать объективные законы и на их основе создавать проекты будущего. Оно способно также создавать иллюзорные представления и понятия, искажающие объективную действительность. Поэтому в процессе деятельности происходит постоянное сравнение образов предметов с самими предметами и выясняется, насколько точно и полно в них отражается объективная сущность последних. И.— это формы культуры, осваиваемые индивидами, это созданные историей человечества образы, с помощью к-рых мир не только осознается, но и преобразуется.

Вопрос № 39.

Гносеология—раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания.

Повседневное познание бытия- познание, основанное на опыте людей и на здравом смысле при оценке полученного знания.

Научное познания - точное познание, специфическими особенностями которого являются системность и доказательность, наличие точных методов постижения мира, общества, человека.

Одним из центральных вопросов классической гносеологии всегда оставалась проблема принципиальной познаваемости мира и условий адекватности наших знаний объектам исследуемой реальности. В зависимости от того или иного решения этого вопроса в классической философии выделялись: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.

Философы, представляющие позицию гносеологического оптимизма, исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности.
Скептические идеи стимулировали появление концепции агностицизма, согласно которой мир объектов принципиально непознаваем, и человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание.

Релятивизм- идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Согласно релятивизму мир познаваем, но знание относительно.

Вопрос № 40.

Чувственное познание.Возможности чувственного познания определяются нашими органами чувств и наиболее очевидны для каждого. Основные формы чувственного познания:
Ощущения– информация, получаемая от отдельных органов чувств.

Восприятие– чувственный образ предмета, в котором интегрируется информация, полученная от всех органов чувств. Но восприятие существует лишь в момент взаимодействия с предметом.

Представление– чувственный образ предмета, сохраняющийся в механизмах памяти и воспроизводимый по желанию. Чувственные образы могут иметь разные степени сложности.

Воображение как форма познания– способность комбинировать фрагменты различных чувственных образов.

Рациональное познание. Основные формы:

Это достаточно сложная форма мышления, которая рассматривается не только логикой, но и семантикой, семиотикой.

Суждения в своей структуре обязательно имеют 2 понятия: субъект (то, по поводу чего мы строим мысль) и предикат (то, что мы мыслим по поводу субъекта), – выраженные одним словом или группой слов, связанные с помощью слов «есть», «является».

Умозаключения– это такая форма мысли, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, дающее новое знание. Наиболее распространены дедуктивные и индуктивные виды умозаключений. Дедукция строится на основе двух посылок, из которых выводится одна. Индукция строится на основе бесконечного ряда исходных посылок и не дает 100% верного результата.

Гипотезы– это предположения, очень важная форма познавательной деятельности, особенно в науке.

Теория– стройная система понятий, суждений, умозаключений, в рамках которых формируются законы, закономерности фрагмента действительности, рассматриваемого в данной теории, достоверность которых обоснована и доказана средствами и методами, соответствующими стандартам научности.

Вопрос 41

Научное познание отличается от обыденного познания целью, конечным результатом, методами и средствами своего получения, предметом познавательного интереса и спецификой субъектов, которые занимаются наукой; обладает строгостью.
Особенности научного познания:
1.Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности– природных, социальных (общественных) законов самого познания, мышления и др.
2. наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.
3.Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – Объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания и внерациональных средств.
4.Существенным признаком познания является его системность. Без системы это не наука.
5.Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.
6.Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки.

Вопрос 42

Классическая концепция истины
Стержень классической концепции истины - принцип соответствия знания действительности. Действительность в данном определении понимается очень широко. Это не только объективная реальность, внешний мир, но и любая область мыслительной деятельности, в том числе фантастические, сказочные, мифологические, вымышленные, абстрактные и теоретические области рассуждения.
Для классической концепции истины характерны следующие принципы:

· действительность не зависит от мира знания;

· между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие;

· существует критерий установления соответствия мыслей действительности;

· сама теория соответствия логически непротиворечива.

Когерентная концепция истины
Довольно часто тема истинности/ложности проблематизируется там, где учитывается последовательность, связанность, системность рассуждений и высказываний. В этой связи говорят о когерентной концепции истины. Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний. Когда утверждают, что 2+2=4 истинно, а 2+2=5 ложно, не имеется в виду соответствие высказываний фактам, о фактах вообще нет речи.

Наши рекомендации