Вопрос 13(августин блаженный)
Соотношение веры и разума
Как и другие "отцы церкви", он превозносит веру за счет разума. Им провозглашена формула: "верю, чтобы понимать", которая выражала требование, чтобы вера предшествовала пониманию. Веру Августин представлял себе не только как веру в авторитет Священного писания, но и как веру в авторитет церкви. Однако в вопросах познания он больше склоняется к рационализму. Признавая существование чувственного восприятия предметов, Августин в то же время полагал, что все это происходит в силу деятельности души, которая постоянно заботится о своем теле. Он считал, что чувственное познание не способно дать достоверного знания и только человеческий ум в состоянии преодолеть скептицизм.
Учение о свободе
Первые люди до грехопадения обладали свободной волей— свободой от внешней причинности и способностью выбирать между добром и злом. Ограничивающим фактором в их свободе выступал нравственный закон— чувство долга перед Богом. После грехопадения люди лишились свободной воли, стали рабами своих желаний и уже не могли не грешить.
Искупительная жертва Иисуса Христа помогла людям вновь обратить свой взор к Богу. Он показал своей смертью пример послушания Отцу, повиновения Его воле. Иисус искупил грех Адама, приняв волю Отца, как Свою собственную.
Люди способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Однако люди— существа нравственно-свободные и могут сознательно предпочитать зло добру.
Можно подумать, будто бы есть предопределение ко злу со стороны Бога— так как все существующее окончательным образом зависит от всемогущей воли всеведущего Божества. Это значит, что упорство во зле и происходящая отсюда гибель этих существ, есть произведение той же божественной воли, предопределяющей одних к добру и спасению, других— ко злу и гибели.
Вопрос 14
Схоластика усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления.
Схола́стика— систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
Фома Аквинский различал следующие виды бытия: потенциальное, актуальное (реальное). Особенностью актуального бытия является ограниченность, определяемая его формой. Каждая вещь потенциально становиться другой. Все существующее неполно, т.к. оно может стать потенциально другим. Статусом предельного бытия обладает Бог, который является трансцендентной сущностью, бесконечной в пространстве и времени (трансцендентное - все то, что нельзя познать органами чувств).
Познать сущность Бога человеку не дано, но углубляясь в существо мира, он приходит к постижению Высшего существа. Поэтому доказательства существования Бога не прямые, а косвенные.
Косвенные доказательства существования Бога:
1. доказательство от движения - все движущееся так или иначе имеет причину движения. Источник движения, перводвигатель мира - нечто, лежащее за его пределами, т.е. Бог.
2. доказательство от конечной причины - любое явление имеет свою причину. Первопричина явления - Бог.
3. доказательство от необходимости - каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто - Бог.
4. доказательство от совершенства - все вещи в этом мире обладают той или иной степенью совершенства. Поэтому должно быть абсолютное совершенство - Бог.
5. доказательство от цели - у каждого явления есть своя цель. Должна существовать высшая цель в создании Вселенной. Ее задает Бог.
Вопрос 15
В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека.
Никола́й Копе́рник
Была сформулирована Гелиоцентрическая система. Не зная ещё истинных путей планет и считая их окружностями, он был ещё вынужден сохранить эпициклы и деференты древних для объяснения неравномерности движений.
Галиле́о Галиле́й
Галилей по праву считается основателем не только экспериментальной, но— в значительной мере— и теоретической физики. В отношении философии природы Галилей был убеждённым рационалистом. Он считал, что законы природы постижимы для человеческого разума.
1)Галилей изучал инерцию и свободное падение тел. В частности, он заметил, что ускорение свободного падения не зависит от веса тела.
2)Галилей сформулировал правильные законы падения: скорость нарастает пропорционально времени, а путь— пропорционально квадрату времени.
3)Галилей говорил, что полёт тела будет представлять собой суперпозицию (наложение) двух «простых движений»: равномерного горизонтального движения по инерции и равноускоренного вертикального падения. Галилей доказал, что указанное, а также любое брошенное под углом к горизонту тело летит по параболе.
4)Он сформулировав первый закон механики (закон инерции): при отсутствии внешних сил тело либо покоится, либо равномерно движется.
5)Галилей является одним из основоположников принципа относительности в классической механике.
6)Галилей опубликовал исследование колебаний маятника.
7)Галилей самостоятельно построил свой первый телескоп с выпуклым объективом и вогнутым окуляром.
8)К теории вероятностей относится его исследование об исходах при бросании игральных костей.
Уильям О́ккам
Оккам отрицает существование универсалий в Боге; их не существует и в вещах.
Нет идей видов, есть только идеи индивидов, поскольку индивиды— единственная реальность, существующая вне ума, как Божественного, так и человеческого. Исходным пунктом познания мира является знание об индивидах.
«Бритва О́ккама» или «лезвие Оккама»— методологический принцип. В упрощенном виде он гласит: «Не следует множить сущее без необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости»). Этот принцип формирует базис методологического редукционизма, также называемый принципом бережливости, или законом экономии. Альберт Эйнштейн переформулировал принцип «Бритвы Оккама» следующим образом: «Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того».
Антропоцентризм — ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Редукционизм — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым
Вопрос 16
Новоевропейская философия-это возникновение науки, как социального института; это проблемы, связанные с познанием и поиском научных методов познания; оформление материализма и идеализма. Главная отличительная черта новоевропейской философии - рационализм - является проявлением рационалистического духа европейской культуры Нового времени. Метафизический материализм Нового времени в Европе - в основе его лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи. Классическое определение материализма и идеализма впервые было дано видным немецким философом Шлегелем : «Материализм — писал он, — все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей. Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю». Основу адекватной методологической ориентации новоевропейская философия ищет или в чувственном опыте, эмпирическом индуктивном знании, или в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание.
Вопрос 17
Рене Декарт - основоположник новоевропейского рационализма. С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно применять его.
Правила:
1) никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью.
2) делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить
3) располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, до познания наиболее сложных.
4) делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
Он считал, что в основе бытия и познания лежит разум. Субстанция (материальные (вещи)и духовные (идеи))— это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека
Вопрос 18.
Основателем эмпирического направления в философии считается Фрэнсис Бэкон.Суть эмпиризма - заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе. Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенном образовании новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы на основе их наблюдения, анализа, сравнения и дальнейшего проведения эксперимента. Бэкон предложил концепцию «идолов познания» - дурные привычки ума, приводящие к познавательным ошибкам. Он выделяет 4 рода Идолов познания:
1) «Идолы рода» - искажения, свойственные самой природе человека.
2)«Идолы пещеры» - личные суеверия, которые возникают не от природы, а от воспитания. 3)«Идолы рынка» - привычки к неточному и двусмысленному словоупотреблению.
4)«Идолы театра» - ошибки, связанные с влиянием общепринятых философских учений
Бэкон выделяет типы опытов. Существуют опыты плодоносные и светоносные. Плодоносные – те, которые дают реальные результаты. Светоносные – те, которые дают приращение к знаниям.
Вопрос 19
Основные идеи эпохи — разум, наука, прогресс. В частности, они звучат в сочинениях Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, Дж. Локка. Философы XVIII века большое внимание уделили и вопросам социально-политического характера. Были восприняты многие идеи Д.Локка: “естественное право” с его принципами, правовое равенство индивидов и др. Центром идеологии Просвещения постепенно становилась Франция, где плеяда просветителей была представлена Ф.Вольтером, Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо и др. Основу их творчества составляют идеи критики религии и церкви, государственных порядков, традиционной метафизики, идеи преобразования общества. Социально-политические катаклизмы рубежа 18 - 19 веков «похоронили» надежды французских мыслителей на постепенный ненасильственный общественный прогресс.
Понятие «Общественный договор» впервые появилось в трудах философов Томаса Гоббса и Жан-Жака Руссо они имели в виду следующее: люди от природы обладают неотъемлемыми естественными правами - на свободу, на имущество и т.п. Но неограниченное пользование этими правами ведет либо к «войне всех против всех», то есть к социальному хаосу. Поэтому необходимо, чтобы все граждане добровольно отказались от части своих естественных прав и передали их государству, которое - под контролем народа - будет гарантировать законность, порядок и справедливость. Локк в отличие от Гоббса он утверждает, что полного отказа от естественных прав и естественной свободы при заключении договора быть не может. Руссо выдвинул идею прямого народоправления в демократической республике, где четко разделены законодательная и исполнительная власти государства. Античное видение демократии это власти демоса — простого народа. Идея Локка о разделении властей: разъясняя принцип разделения властей, он указывает, что нужно различать три власти: законодательную, исполнительную и федеральную. Законодательная власть (парламент) осуществляет право издавать законы, исполнительная (правительство) — проводить законы в жизнь, а федеральная (король и министры) занимается вопросами внешней политики. Власти, по мнению Локка, неравноправны. Законодательная власть — верховная, она должна повелевать другими властями.
Вопрос 20
Выдающимися представителями были И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель, Л.Фейербах. Философия становилась самопознанием всей многообразной человеческой культуры. Суммарно наиболее оригинальные и существенные новации, разработанные немецкой классической философией:
1)создание системы диалектики, достигшей своей завершенности в работах Гегеля;
2)обоснование активности мышления;
3)значительно расширено исследование психики человека и признание существенной роли бессознательных неуправляемых интеллектуальных процессов;
4)введение принципа историзма (Гегель) в исследование социально-культурной сферы;
5)разработка и использование понятия идеала при интерпретации общественной жизни и искусства;
6)появление новой формы материализма, а именно антропологического материализма и выявление психологических и гносеологических корней религии.
Кантрассматривает три способности мышления: чувственность, рассудок и разум. Априорными формами чувственного познания является пространство и время, рассудка — категории количества, качества, отношения, модальности. Через чувства и рассудок данные опыта преобразуются в мысли, понятия, идеи и как конечный результат возникают синтетические априорные суждения — цель познания.
Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе. Истина - это не готовый результат познания, навсегда данный, она постоянно развивается; логические формы, в которых развивается истина, имеют объективный характер.
Фихте стремясь преодолеть учение Канта о "вещи в себе", принципиально отрицает независимое от сознания существования мира. С позиций субъективного идеализма разрабатывает сложную систему взаимодействия субъекта и объекта. Основанием всего сущего провозглашается всеобщее деятельное начало — абсолютное (божественное) "Я", в лоне которого возникают и развиваются взаимосвязанные противоположности: индивидуальное "Я" (деятельность конкретного субъекта) и "не-Я" (объект деятельности субъекта)."Полная гармония" между "Я" и "не-Я", объектом и субъектом невозможна. Главное в философии Фихте — утверждение о том, что мысль в процессе деятельности порождает объект и тем самым реализует свои возможности свободного саморазвития.
Шеллинг в отличие от Фихте разрабатывает систему субъектно-объектных отношений с позиций объективного идеализма: субъект и объект оба реальны, ассиметричны по своей значимости и слиты в абсолютном. Познающий субъект и познаваемый объект слиты воедино и не существуют в отдельности.
Антропология Л.Фейербаханаправлена на материалистическое переосмысление места и предназначения человека, его отношения к природе, обществу и самому себе. Человек не послушное орудие абсолюта, фатально следующий к некой конечной цели. Человек — порождение природы и ее повелитель посредством развития естественных наук и промышленной деятельности.
Явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, называют объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, становится субъектом познания. Это могут быть индивид, группа, общество в целом.
Вопрос 21
Иммануил Кант- немецкий философ. Все творчество Канта можно разделить на два больших периода:
1)докритический
2)критический
В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии.
В основе философских исследований Канта критического периода лежит проблема познания.
Кант отстаивает идею агностицизма— невозможности познания окружающей действительности. Кант выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум.
Познавательные возможности человеческого разума ограничены. Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями:
1)антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА;
2) ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ;
3) СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ;
4) НАЛИЧИЕ БОГА.
Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:
Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное.
Априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства.
"Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.
При познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:
• собственные границы, за которыми
возникают неразрешимые противоречия — антиномии;
• внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.
Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход в систему знаний условий опыта через познавательную способность. Трансцендентальное Кант противопоставляет трансцендентному, которое остается за пределами возможного опыта, по ту сторону познания. Эта реальность трансцендентна, она – «вещь в себе», неуловима (ноумен).
Кант отрицал философию как науку, признавая только точные науки, поэтому философию он использовал как критику этих наук,поэтому критическая
Вопрос 22
Идеалистическая философская система Гегеля состоит из трех частей: логики (онтологии), рассматривающей бытие Бога (т.е. духа) до сотворения мира; натурфилософии, имеющей содержанием отчуждение Бога в материальном мире, и философии духа, изображающей возвращение Бога из своего творения (мира) к самому себе (к мышлению самого себя) в человеческом духе. В конце системы Гегеля снова оказывается логика, совершаемая на этот раз Богом (духом) в человеке.
Подлинным философским методом Г. Гегель считает диалектику. Он сформулировал основные принципы и законы диалектики, как учения о развитии:
1)Закон единства и борьбы противоположностей — всеобщий закон действительности и её познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Единство и борьба противоположностей можно проиллюстрировать в биологической эволюции: путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. Гегель при характеристике действия этого закона оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия.
Тождество – категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу.
Различие – это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу.
Противоположности– это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга.
Противоречие– это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.
Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий.
2)Закон отрицания отрицания»
«Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение, вследствие чего в поступательном движении происходит возврат назад, в новом повторяются черты старого».
Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира. В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновения нового, передового. Замена старого новым, отмирающего нарождающимся и есть развитие, а само преодоление старого новым, возникающим на основе старого, и называется отрицанием.
Термин "отрицание" в философию ввел Гегель, но он вкладывал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит развитие идеи, мысли.