Перечень практических занятий

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«М.1.1.4 Философия науки и техники»

направления подготовки

«15100.68 Технологические машины и оборудование»

форма обучения – очная

курс – 1

семестр – 1

зачетных единиц – 2

часов в неделю – 2

академических часов – 72,

в том числе:

лекции – 7

практические занятия – 27

коллоквиум – 2

самостоятельная работа – 36

зачет – 1

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

30 августа 2011 года, протокол № 1

Зав. кафедрой _____________/А.С. Борщов/

Рабочая программа утверждена на заседании УМКС/УМКН

«__» ________ 201_ года, протокол № _

Председатель УМКС/УМКН _______/______________/

Саратов 2012

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

1.1. Цель преподавания дисциплины:

Изучение феноменов науки и техники и выявление связи проблем научного познания с проблемами ценностного сознания; выработка у студентов магистерской формы обучения навыков научно-теоретического мышления.

1.2. Задачи изучения курса:

а) выявить место науки в культуре современной цивилизации;

б) представить соотношение науки и техники;

в) ознакомить с историей становления и развития науки и техники;

г) представить структуру науки;

д) проанализировать динамику науки и познакомить с научными традициями;

е) рассмотреть особенности современного этапа развития науки и техник и ее перспективы;

ж) научить давать логически правильные определения понятиям в научно-технической сфере и пользоваться методами и процедурами научного познания;

з) познакомить с наукой как социальным институтом и охарактеризовать ценности науки;

и) познакомить с феноменом творчества.

к) познакомить со становлением и развитием инженерного сообщества.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Взаимосвязь с другими частями ООП:

а) философия

б) психология;

в) культурология;

г) концепции современного естествознания;

д) общетехнические дисциплины.

Требования к «входным знаниям»: необходимы знания основ философии, истории философии.

Требования к результатам освоения дисциплины

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций: ОК – 1,2,3,5; ПК – 7,22.

Студент должен знать структуру научного познания.

Студент должен уметь ориентироваться в научно-техническом пространстве.

Студент должен владеть методами научного исследования и уметь их применять в технических системах.

Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темам и видам занятий.

№ модуля № недели № темы Наименование тем Часы
Всего Лекции Практические Коллоквиум СРС
1.    
  1-2 1. Наука и техника в культуре современной цивилизации.  
3-4 2. Становление и развитие технических наук и инженерного сообщества  
5-6 3. Природа научной истины    
7-8 4. Структура науки  
9-10 5. Научные традиции и научно-технические революции    
11-12 6. Научная рациональность    
13-14 7. Методы и процедуры научного познания  
15-16 8. Творчество и интуиция в науке и технике    
17-18 9. Системно-интегративные тенденции в современной науке и технике  
    10. Всего

Содержание лекционного курса

№ темы Всего часов № лекции Тема лекции. Вопросы, отрабатываемые на лекции
Наука и техника в культуре современной цивилизации. 1. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. 2. Функции науки и техники в жизни общества.
Становление и развитие технических наук и инженерного сообщества 1.Дисциплинарное оформление технических наук. 2.Эволюция технических наук во второй половине в XX века
Структура науки 1.Основания науки. 2.Понятие парадигмы.
Методы и процедуры научного познания 1.Общелогические методы научного исследования. 2.Методы эмпирического познания. 3. Методы теоретического познания.

Перечень практических занятий

Наши рекомендации