Тройная нить Человеческой Судьбы
У древних греков были три Парки, которые пряли нити жизни. Но и каждый, познавший мудрость, знает, что существуют три Парки, которые не переставая прядут каждая свою нить, и все три выпряденные нити свиваются в одну и образуют крепкую нить судьбы, которая связывает или освобождает человеческую жизнь на земле.
Эти три Парки - не женщины греческой легенды; они - три силы человеческого сознания: сила воли, сила мысли и сила действия. Это и есть те Парки, которые прядут нити человеческой судьбы, но они находятся не вне человека, а внутри его. Его судьба делается им самим, а не навязывается ему произвольно внешними силами; его собственные силы, ослепленные неведением, прядут и сплетают те нити, которые связывают его; но точно так же его собственные силы, направляемые знанием, освобождают его от им же наложенных на себя цепей.
Важнейшая из этих сил есть сила мысли; человек - Man означает мыслитель; это санскритский корень, и от него происходит английский man, немецкий Mann, французский homme, итальянский homo и т. д. Нить мысли вплетается в умственные и нравственные качества, а эти качества, в своей совокупности, образуют то, что мы называем характер. Эта связь мысли и характера признается Священными Писаниями всех народов. В Библии мы читаем: "Каково человек думает, таков он и есть". Это относится к общему закону. Более подробно: "Всякий, кто взглянет на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём", или: "Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца". То же самое провозглашается в индусском Священном Писании: "Человек есть создание мысли; о чём человек думает, тем он становится"; или: "Человек состоит из своих верований; каковы его верования, таков и он сам". Реальное основание для этих фактов в том, что, когда ум занят определенной мыслью, возникают определенные вибрации и чем чаще повторяется одна и та же вибрация, тем более она наклонна к возобновлению, к тому, чтобы превратиться в привычку, стать автоматичной. Тело следует за мыслью и повторяет её изменения: если мы сосредоточиваем нашу мысль, глаза останавливаются, мускулы напрягаются; усилия вспомнить сопровождаются нахмуриванием бровей; глаза перебегают с места на место, когда мы стараемся восстановить ускользнувшее впечатление: беспокойство, гнев, любовь, нетерпение - все это сопровождается соответствующими мускульными движениями; чувство, которое склоняет человека броситься с высоты, происходит от стремления тела осуществить мысль о падении.
Первый шаг к сознательному построению характера заключается в сознательном выборе того, о чем мы хотим думать, и затем
- в упорной мысли об избранном качестве. Не пройдет много времени, как появится и наклонность проявлять это качество; еще немного, и упражнение в нем сделается привычкой. Мы впрядаем таким образом нить мысли в нашу судьбу, и, если эта нить была благородна, результатом является характер, склонный ко всему благородному и полезному для всех. О чем мы думали, тем мы и сделались. Мысль создает характер.
Вторая Парка, прядущая крепкую нить человеческой судьбы, есть сила воли. Воля проявляется как желание: желание обладать и есть сила притяжения или любовь в ее бесчисленных формах; желание оттолкнуть есть ненависть или отвращение, уклонение от всего, что для нас нежелательно. Как магнит притягивает и удерживает железо, так и наше желание привлечь к себе притягивает то, чем мы желаем обладать и что хотим удержать как свое. Сильное желание богатства и успеха привлекают то и другое к нам; все, чего мы хотим непрерывно и настойчиво, рано или поздно становится нашим. Мимолётные, неопределённые, меняющиеся капризы обладают лишь очень малой притягивающей силой; но человек сильной воли достигает всегда том, чего он хочет. Эта Парка снабжает нас объектами нашего желания и благоприятными случаями для приобретения их. Воля создаёт благоприятные случаи и привлекает желаемое.
Третья нить прядется силою действия, и это та нить, которая вносит в нашу жизнь внешнее благополучие или внешнее бедствие. Как мы действуем относительно окружающих нас, так и они противодействуют нам. Человек, распространяющий счастье вокруг себя, привлечет счастье и на себя; тот же, кто заставляет страдать других, вызывает реакцию страдания и на себя самого. Улыбки зарождают улыбки, угрюмость вызывает и в других угрюмое настроение; раздражительный человек вызывает раздражительность в других. Закон, относящийся к этой третьей нити, таков: наши действия, влияющие на других, вызывают реакцию того же рода в нас самих.
Это - те три нити, которые делают нашу судьбу, ибо они создают наш характер, возможности нашей жизни и окружающую нас среду; они не обрываются со смертью, но протягиваются вперед, в другие жизни. Нить мысли дает нам характер, с которым мы рождаемся в земной мир; нить воли приносит нам благоприятные случаи или отнимает их от нас, она делает нас счастливыми или несчастными; нить действия приносит нам благоприятные или неблагоприятные физические условия. То, что мы сеем, то будем и пожинать; как мы прядем нить своей судьбы, такова будет судьба наша в будущем. Человек - создатель своего будущего, человек - строитель своей судьбы.
Глава X
Сила мысли и её значение
Одним из отличительных явлений современной психологической науки является признание силы мысли, догадка о том, что человек может строить свой внутренний мир, а следовательно, и свою судьбу сознательным упражнением силы мысли. В этом вопросе наиболее современные научные идеи совпадают с религиозными учениями древности.
Раз сила мысли начинает получать общее признание, становится особенно необходимым знание тех методов, которые позволяют воспользоваться этой силой в наибольшей степени и с наиболее благоприятными последствиями.
Самый действительный из этих методов - упражнение в медитации, и он особенно удобен тем, что может быть лично проверен каждым, желающим испробовать его.
Возьмем простой случай из области внутреннего мира. Рассмотрев ваш собственный характер, возьмите его особенно яркий недостаток. Затем спросите себя, каково противоположное качество, какова добродетель, составляющая его антитезу. Положим, что вы страдаете от раздражительности; в таком случае вы выберете терпение. Затем регулярно каждое утро, перед тем как начать свои ежедневные занятия, сядьте на короткое время - от трех до пяти минут - и думайте о терпении, о его значении, о его красоте, как оно проявляется в момент враждебного вызова; возьмите сперва один случай, потом другой случай в следующий день и, продумывая их с таким сосредоточением и такой полнотой, на какую вы только способны, возвращайте мысль каждый раз, когда она будет отвлекаться в сторону. Думайте о себе, как о совершенстве терпения, как об образце терпеливой выдержанности, и заканчивайте каждый раз внутренним решением: "Такое терпение я буду чувствовать и проявлять сегодня".
Возможно, что в течение нескольких последующих дней вы не заметите никакой перемены; вы будете по-прежнему испытывать нетерпение и выказывать прежнюю раздражительность. И всё-таки продолжайте каждое утро без перерыва ту же медитацию. Через некоторое время вы заметите, что при вспышке раздражения, в вашем уме возникает непрошенная мысль: "Следовало быть терпеливее". Если вы будете продолжать, не прерывая то же упражнение, мысль о терпении начнет возникать одновременно с побуждением к раздражительности, и тогда внешнее проявление может быть своевременно остановлено. Если вы не остановитесь на этом и будете продолжать медитировать без перерыва, импульсы к раздражению будут становиться все слабее и слабее, пока вы не убедитесь, что ваша раздражительность исчезла и терпеливое отношение к всевозможным неприятностям сделалось для вас нормальным. Такого рода опыт каждый может проверить на себе и убедиться в существовании незыблемого закона.
Вы можете воспользоваться этим законом и строить таким же способом одно качество за другим, пока не создадите идеальный характер силою мысли.
Другой способ применения этой силы состоит в возможности помогать, посылая людям мысленную помощь. Можно помочь другу в тяжёлые минуты, посылая ему мысли утешения; или человеку, ищущему истины, направляя к нему ясные и определенные мысли относительно вопросов, которые занимают его. Вы можете высылать в ментальную атмосферу мысли, которые будут поднимать, очищать или вдохновлять всех, обладающих чуткостью; или охраняющие мысли, которые могут сделаться ангелами-хранителями тех, кого вы любите. Благие мысли являются неистощимым благословением, и они могут излучаться каждым хорошим человеком на пользу всем.
Но не следует забывать обратную сторону этой прекрасной картины. Злая мысль так же действительна в смысле дурных следов, как добрая мысль в смысле хороших последствий. Мысль может ранить так же, как и исцелять, мучить так же, как и утешать. Злые мысли, выброшенные в ментальную атмосферу, отравляют восприимчивые умы; мысли гнева и мести придают силу для нанесения смертельного удара; мысли, вредные для других, обостряют язык клеветника, окрыляют стрелы, направленные на несправедливо обвиняемого.
Ум, населенный злыми мыслями, действует как магнит, привлекающий подобные же мысли других людей, и таким образом усугубляется первоначальное зло. Думать злобным образом есть шаг к тому, чтобы совершать зло, и испорченное воображение побуждает к осуществлению своих собственных нечистых созданий. "О чём человек думает, тем он становится" - есть закон для злых мыслей так же, как и для добрых. Мало того, кто останавливается на дурной мысли, для того теряются постепенно ее отталкивающие свойства, и кончается тем, что он осуществляет действие, которое воплощает в себе эту мысль.
Таков Закон Мысли, такова ее сила. "Кто знает эту истину, тому будет благо, если он будет исполнять её".
Глава XI
На Пути
Нормальное течение человеческой эволюции ведет человека вверх, ступень за ступенью. Но необозримое пространство отделяет даже гения и святого от человека, который "стоит на пороге божественности", и еще более от того, кто выполняет завет Христа: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный".
Существуют ли в действительности ступени, ведущие к преддверию, на котором написано: "Тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь вечную, и мало кто находит их", и кто те "совершенные", о которых говорит Апостол Павел?
Воистину существуют ступени, ведущие к преддверию, и верно, что немногие вступают на этот узкий путь. Врата, о которых говорится - Врата Посвящения, второе рождение, крещение Огнем и Духом Святым; Путь, о котором упоминается, ведет к познанию Бога, к жизни в Вечном.
В западном мире зти ступени носили названия: Очищение,
Просветление, Единение; этими ступенями мистик, который возносится к блаженному ведению силою благоговейной любви, отмечает пройденный Путь. В восточном мире оккультист, что означает знающий или гностик, видит те же ступени несколько иначе и разделяет Путь на две большие стадии: на Путь Испытания и на самый Путь. Испытательный Путь соответствует Очищению мистика, а самый Путь - его Просветлению и Единению. Далее оккультист стремится развить в себе на Испытательном Пути определенные "качества", которые сделают его способным пройти через Врата, завершающие испытательный период Пути Испытания, тогда как на самом Пути он должен окончательно освободиться от десяти "уз", которые задерживают его, мешают достигнуть Освобождения и конечного Спасения, и затем - пройти через остальные четверо Врат или через четыре Посвящения.
"Качества" должны быть развиты до известной степени - хотя бы и не в совершенстве - прежде, чем первые Врата могут быть пройдены. Качества эти следующие:
I. Распознавание: способность различать между реальным и нереальным, между вечным и преходящим, то глубокое веденье, которое видит истинное и различает лживое под всеми личинами.
II. Бесстрастие: способность путем полной победы над низшей природой и достижения сверхличности подняться выше личных желаний, равнодушие к предметам, доставляющим радость, и к таким, которые доставляют страдание.
III. Шесть Достижений, или Праведное Поведение: контроль над умом, контроль над телом (речь и действия), терпимость, светлое настроение, равновесие или собранность, доверие к себе и к своему Учителю.
IV. Желание Единения, или Любовь.
Таковы качества, развитие которые представляет собою подготовление к первым Вратам Посвящения. Эти качества должны быть усвоены человеком, кочорый решил быстро продвигаться вперед для того, чтобы стать Спасителем Человечества.
Когда он овладеет приведенными качествами в достаточной степени, он может постучаться и дверь откроется перед ним, и тогда он перейдет порог и вступит на Путь. Он принимает посвящение, или "второе рождение". В Индии он носит название Странника (Паривраджака), среди буддистов - "Того, кто вступил в поток" (Шротапанна); но прежде чем он сможет достигнуть второго Посвящения, он должен окончательно сбросить с себя "узы": Разделённости - он должен сознавать, что все люди составляют одно; Сомнения - он должен овладеть основными истинами Кармы, перевоплощения и совершенства, достигаемого в конце Пути; Суеверия - зависимости от внешних обрядов и церемоний.
Когда эти трое уз сброшены окончательно, Посвящённый готов для перехода во вторые Врата и тогда он становится Строителем (Кутичака), или "Тем, кто вернется лишь однажды" (Сакадагамин). Теперь он должен развивать способности высших проводников, чтобы быть полезным и способным к служению во всех трех мирах. Прохождение через третьи Врата делает его Соединённым (Хамса, "Я есмь Он"), или "Тем, кто более не возвращается" иначе, как по собственному желанию (Анагамин). Ибо четвертые Врата должны быть пройдены в той же самой жизни, и для того, кто их прошел, стихийное воплощение прекращается. Теперь он должен сбросить с себя последние узы Желания, даже самом тончайшем, и Отвращения - ничто более не должно притягивать его, и ничто не должно отталкивать его, ибо он должен во всем видеть Единство.
После этого он должен пройти через четвертые Врата и стать Сверхиндивидуальиым (Парамахамса), или "Достопочтенным" Архатом.
Пятеро тончайших уз всё ещё задерживают его, и всё же так трудно разорвать их тонкую паутину, что иногда требуется до семи жизней, чтобы пройти расстояние, отделяющее Архата от Учителя, Освобожденного, Бессмертного, Сверхчеловека, того, "Кому нечему более учиться" в нашей мировой системе и который может знать во всякое время все, что пожелает, одним направлением центра своего внимания. Эти последние тонкие узы следующие: желание жить в форме, желание жить в бесформенных мирах, гордость от величия совершенной задачи; возможость смутиться от чего бы то ни было; иллюзия, последний тончайший покров, который искажает Реальное. Когда все это сбросится окончательно и навсегда, тогда торжествующий Сын Человеческий завершает свою человеческую эволюцию и становится "Столпом в храме Бога моего, и он уже не выйдет вон". Он - Человек, ставший совершенным, один из Первородных, один из Старших Братьев нашей расы.
Глава XII
Наши Старшие Братья
Мы проследили ступени, по которым человек поднимается к Сверхчеловечеству. Нам остается наметить отношение к нашему миру Тех, которые стоят уже на этой высоте и все же принадлежат к нашей человеческой семье, Наших Старших Братьев.
Все религии признают своего Основателя, высоко поднявшегося над остальным человечеством; все древние истории упоминают о высоких Существах, положивших основы для различных народностей и руководивших ими в юный период их существования. Говорится о божественных Царях, о божественных Династиях, о божественных Учителях. Свидетельство прошлого так единодушно, и развалины, оставшиеся от исчезнувших цивилизаций, так величественны, что было бы неразумно не придавать значения этому свидетельству или думать, что младенческое человечество могло само по себе, без высшей помощи, создать подобные цивилизации.
Достойно внимания и то обстоятельство, что наиболее древние из Священных Писаний в то же время и наиболее благородные и наиболее вдохновенные. Зерцало Чистоты Китая, Упанишады Индии, Гаты Персии (несмотря на их отрывочность) - все стоят на несравненно более высоком уровне, чем позднейшие религиозные Писания тех же стран; вся этика в этих древних книгах авторитетна, а не поучительна, она дается власть имеющими, а не так, как её дают книжники.
Ни одна религия не отрицает этих фактов, когда дело касается ее собственных Учителей и ее собственных Писаний; но, к несчастью, большинство способно отрицать или не принимать во внимание эти факты, когда вопрос идет об Учителях и Писаниях других религий. Изучающие Древнюю Мудрость знают, что все такие требования должны быть или беспристрастно признаны, или беспристрастно отвергнуты; а оккультисты твердо знают, что несмотря на множество легенд и басен, скопившихся вокруг этих великих Существ, Они, тем не менее, существовали в прошлом, существуют и в настоящем.
Оккультная Иерархия, которая управляет, учит и руководит мирами, является Орденом со многими степенями, каждая из которых имеет свои собственные многочисленные обязанности, выполняемые в совершенной гармонии; обязанности эти относятся к выполнению той или другой части плана Логоса нашей мировой системы, причем служение Ордена происходит при сохранении "совершенной свободы". Два руководящих отдела этой Иерархии действуют на нашей земле, один имеет дело с управлением, другой - с обучением нашего мира.
Те, кого индусы называют четырьмя Кумарами<$FЧетыре великих Существа, которые, по оккультному учению древней Индии, стоят во главе иерархии, помогающей человеческой эволюции.>, стоят во главе правящем Отдела, и Ману всех Кругов и Рас<$FКругом называется эволюционная волна жизни, исходящая из Источника Бытия и оживотворяющая последовательно все семь ступеней, или семь глобусов, из которых состоит планетная цепь. Семь "кругов" творческой энергии составляют Манвантару. Расами в Тайной Доктрине называются семь основных человеческих типов, через которые на нашей планете проходят человеческие души (Дживатма). В настоящее время на земле существуют остатки третьей Лемурийской расы (аборигены Австралии, бушмены Африки и еще несколько диких племен), четвертой Атлантской (китайцы, японцы, татары, монголы, индейцы) и пятая раса - Арийская. (Примеч. пер.)> служат им помощниками, имея ниже себя ступень Адептов, считающих в своем числе и тех, ком мы называем "Учителями Мудрости и Сострадания". Их дело состоит в направлении эволюции, в образовании рас, в руководительстве этими расами и в распределении по различным континентам, подготовленным для их жизни, в проведении законов, которые вызывают подъем и падение народов, империй и цивилизаций.
Во главе отдела Учителей стоит "Просветлённый", Буддха, тот, который, уходя с земли, передает жезл Учителя тому, который в свою очередь станет Буддхой и который носит название Бодисаттва. Этот Верховный Учитель есть та вечно живая Сущность, которая осеняет и вдохновляет все мировые религии, которая основывает их по мере нужды для руководства человечества и которая, с помощью своих Помощников из среды Адептов, управляет каждой религией, насколько это возможно при неведении и упрямстве людей. Каждая новая духовная волна исходит из этого отдела Белого Братства, орошая нашу землю живой водой.
На ступени Адептов находятся те, которым дают специальное имя "Учителей"; это потому, что Они принимают в качестве учеников тех людей, которые уже приблизились к определенной ступени эволюции, делающей их способными вступить во Врата Посвящения; которые с твердой решимостью стремятся развить в себе четыре "качества", описанные в предыдущей главе. На этой ступени Иерархии находятся и такие члены её, которые уже перешли через пятое Посвящение и не берут учеников, а посвящают себя помощи миру иными путями. Но бывают случаи даже и на самых высших ступенях Иерархии, когда Адепт продолжает руководить "челой", который проявил исключительную преданность Учителю, ибо в этом случае образовавшаяся связь слишком сильна и слишком священна, чтобы можно было порвать её.
Теософическое общество представляет собой открывшийся путь, на котором возможно искать и находить этих великих Учителей. Среди нас есть люди, которые узнали Их лицом к лицу; и я, пишущая эти строки, присоединяю и мое смиренное свидетельство к голосам, доносящимся из глубины веков, ибо я также видела и также познала.
www.e-puzzle.ru