Общество это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности
Билет№1
1. Человек и общество в философских учениях(древние времена и средневековья).
1) Древнеиндийская философия - общая идея как спастись от страдания мира
(Первый сборник гимнов богам жертвенных формул называется, Веды составлен 1 тыс. лет до н. эры)
Нечто одно
ê
Вселенная (1. Духи,2. Люди,3. Животные)
ê
Жертвоприношение
Центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление человеком дисгармонии и несовершенств действительности путем ухода от нее в свой внутренний мир, в котором нет страстей и желаний.
Вывод: мир людей занимает среднее положение во вселенной, поэтому люди имеют равный выбор, могут подняться до божеств, а могут спуститься в ад.
Появляется идея вечного круговорота жизни о переселения души (Реинкарнация).
Буддизм
Традиционная формула называет "три драгоценности" буддизма: это сам Будда, дхарма — его учение и сангха — община его последователей.
Характерной чертой буддийского учения является определение жизни как страдания. Страдание связывается не только с неизбежным приходом болезней и смерти, но и с желанием лучшего возрождения, с самой цепью перерождений. Причиной страдания Будда называет страстное желание жизни, богатства, наслаждений или лучшей судьбы в новом существовании. Путь освобождения от страданий ему представляется в виде полного контроля над своим духом и поведением, а конечной целью при этом является нирвана (букв. "угасание"), после которой человек разрывает цепь и уже не рождается вновь.
2) Древнекитайская философия
Как стать “Человеком для общества”.
По представлениям древних китайцев, человек, объединяющий темное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное, занимает некое срединное положение в мире и призван как бы преодолеть его расколотость на два начала: инь (темное начало, пассивное ожидание) и ян (нечто активное, освещающее путь познания).
а. Даосизм(Космос, природа, человек)
В его основе:
Человек должен жить по правилам
“Передаю , но не творю” , так как любые усилия человека могут привести к дисгармонии.
б. Конфуцианство
Основные идеи
Ø Личность не для себя , но для общества.
Ø Понятие порядка.
Ø Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностью.
Ø Порядок наполняется добродетельностью (вежливость, человечность , справедливость).
Ø В основе всего человечность.
Ø Чтобы быть человеком, помогать другим, чего не желаешь себе, того и не делай другим.
Ø Общество равно государству.
Ø Правильное государство, это большая семья, которая регулируется нормами морали.
Ø Для порядка есть принцип исправного поведения.
Вывод: возникает идея меритократии, то есть власти основной на заслугах.
3) Философия Древней Греции.
По сути дела, греческая философия явилась мировоззрением освобождающейся личности, которая выделяла себя из Космоса и осознавала свою самостоятельность и ценность.
Рациональное начало в постижения природы и общество
Особенности:
Ø Опора на знания, а не на фантазию.
Ø Переход от воспитания образов к отражению понятий.
Ø Мифы и религия истину сообщают ,а философия познает.
Ø Ориентир не на авторитет, не на традицию, а не критическое осмысление.
2. Нормы права.
-это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.
Правовые нормы имеют следующие признаки:
1) Направлены для обеспечения трудом людей..
2) Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение и отношения людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.
3) Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
4) Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы. Их легитимность подтверждается нормами морали нравственности.
5) Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.
6) Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.
7) Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу, нормам морали и нравственности.
Структура права
Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.
В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:
· Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.
· Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.
В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:
· Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала.
· Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.
Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.
По характеру предписания диспозиции подразделяются на:
· управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;
· обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;
· запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.
По способу выражения в нормативно-правовых актах диспозиции делятся на:
· абсолютно-определенные
· относительно-определенные
Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).
По степени определённости санкции подразделяются на
· абсолютно определённые — категорическое значение санкции,
· относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы)
· альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).
Билет№3
1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека.
Человечество это понятие как собирательное, характеризующее общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей Человека разумного.
Все исследователи сходятся в том, что понятие человечества связано не только с биологической природой человека, организм которого сформировался под влиянием определенных условий обитания. Не менее значимой характеристикой человечества является его социальность и связь с культурой.
2. Происхождение права. Право – общественные ценности и интересы.
Право возникло как классовое явление, оно выражало волю экономически господствующего класса. Основными причинами возникновения права были экономические, политические, социальные, духовные, т.к. с возникновением частной собственности произошло имущественное расслоение общества на классы, между которыми велась ожесточенная классовая борьба. Некоторые учёные не останавливаются на достигнутом, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права:
1) Необходимость установления единого порядка.
2) Необходимость его поддержания.
3) Оформление товарно-денежных отношений.
4) Смягчение противоречий между различными слоями общества.
Билет№4
1. Общество и общественные отношения. Общество как развивающаяся система.
Общество это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности.
признаки общества
Общество обладает следующими признаками:
1. Каждое общество имеет имя, которое часто (но не всегда) становится названием государства.
2. Каждое общество имеет историю, которая хранится в его памяти. Эта история может существенно отличаться от того, что описывают историки.
3. Общество воспроизводит само себя за счет: детей от браков между признанными членами общества: в обычном случае ребенок, рожденный членами общества, и сам становится членом данного общества. Естественно, население может пополняться за счет миграции, однако пополнение происходит главным образом все равно за счет представителей того, что обычно называют «коренной нацией» (это ненаучное понятие). Это отличает общество от большинства других социальных общностей.
4. Каждое общество является максимальной единицей социальной реальности, то есть не входит в качестве составной части в более крупное общество. Естественно, в настоящее время в связи с тенденциями глобализации стабильность общества с этой точки зрения становится все более и более условной, однако говорить о том, что этот признак недействителен, невозможно. Целостность общества обеспечивается тем, что оно существует на отдельной территории, нередко имеет самостоятельную государственность и т.д.
5. Общество «соткано» из различных форм взаимодействий людей, которые достаточно устойчивы и целостны.
6. Общество является саморегулируемой и относительно самодостаточной системой.
7. И, возможно главный признак общества – каждое общество имеет собственную культуру. Культура общества тесно связана с национальным менталитетом (от позднелат. mentalis - умственный) – образом мыслей, совокупностью умственных навыков и духовных установок, присущих представителям той или иной нации, того или иного народа.
Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) — это различные формы социальных взаимозависимостей, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и ролями, выполняемыми ими в обществе.
Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности, различают:
· Классовые отношения
· Национальные отношения
· Этнические отношения
· Групповые отношения
· Межличностные отношения
· Правоотношения
Социальные отношения — это совокупность многообразных устойчивых взаимозависимостей, возникающих между отдельными индивидами, их группами, организациями и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т. п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и социальных ролей.
Можно утверждать, что общественные отношения возникают:
· как отношения человека с обществом, общества с человеком;
· между индивидами как представителями общества;
· между элементами, компонентами, подсистемами внутри общества;
· между различными обществами;
· между индивидами как представителями различных социальных групп, социальных общностей и социальных организаций, а также между индивидами с каждой и внутри каждой из них.
2. Система право (материальное, процессуальное, частное, публичное, национальное, международное право).
Система права - это внутреннее строение структурных элементов права.
Включает в себя три основных компонента:
· Нормы права,
· Институты права,
· Отрасль права
Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль — род общественных отношений.
Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия — предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.
Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри однойотрасли права или на их стыке.
Материальное пра́во — совокупность норм системы права, непосредственно регулирующих общественные отношения и совокупность отраслей права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.
Термин материальное право используется в юриспруденции в качестве понятия, обозначающего такие правовые нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путём прямого, непосредственного правового регулирования.
Процессуальное право - это часть норм правовой системы, регулирующая отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских и арбитражных дел. Процессуальное право неразрывно связано с материальным правом, так как закрепляет процессуальные формы, необходимые для его осуществления и защиты. Существуют три основные формы судебного процесса: гражданский, арбитражный и уголовный.
Частное право — собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от публичного права, которое регулирует и охраняет общие интересы. Ядро частного права составляет гражданское право, регулирующее имущественные, связанные с ними неимущественные отношения, а также торговое право (в тех странах, где действует торговое право). Частное право — это совокупность отраслей — часть системы действующего права. Частное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между гражданами, коллективами людей(предприятиями, фирмами и пр.) Частноправовые отношения имеют набор определенных признаков. Во-первых, они складываются по воле самих участников, совершаемые ими двухсторонние действия (например договоры купли-продажи) приобретают юридическую силу, если осуществляются добровольно. Во-вторых, частноправовые отношения основаны на юридическом равенстве участников — равноправии сторон. В-третьих, частноправовые отношения имеют горизонтальный характер, то есть непосредственно не связаны с органами государственной власти и подчинением им.
Публичное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенное властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Характер поведения сторон в частноправовых отношениях определяется самими же сторонами.