Раздел 3. Влияние позитивных идей на развитие науки и медицины

Позитивизм во всех своих четырех исторических формах (включая постпозитивизм) способствовал распространению идеи о научном методе как единственном средстве научного познания. Сама наука рассматривалась позитивистами в качестве средства преобразования мира. Для сторонников этого философского течения характерна также вера в силу научной рациональности и прогресс. Все эти особенности, в том числе и последовательный отказ позитивизма от рассмотрения традиционных метафизических проблем, привели к резкому ускорению научного прогресса в XIX - XX вв.

Влияние позитивных идей на развитие современной науки можно определить как решающее. Во всех исторических формах позитивизм давал для нее инструменты для решения проблем, возникавших вследствие смен парадигм научного восприятия.

В своей первой исторической форме позитивизм позволил впервые классифицировать все науки в иерархическом порядке, в основе которого лежал принцип увеличения набора научных методов, применимых для решения тех или иных научных задач в рамках данной науки. В свою очередь это позволило исследователям первой половины XIX века корректно определять границы своих научных исследований путем правильной постановки исследовательского вопроса и, одновременно, отказа от решения сугубо метафизических задач, не имевших практической отдачи. В отношении развития медицины вклад классического позитивизма состоит в том, что О. Контом и его последователями был правильно сформулирован предмет изучения биологии и выделение социологии в качестве отдельной науки. Последняя в описаниях основоположника позитивизма представляет собой трехкомпонентную структуру, составные части которой вплотную примыкают к области знаний современной дисциплины «общественное здоровье» (социальная статика и социальная динамика).

Система индуктивной логики, представленная в работах Дж.С. Милля представляла собой эффективный инструмент для аналитических научных исследований своего периода. К числу идей, значительно повлиявших на развитие научной мысли XIX века, разработанную классическими позитивистами, можно отнести и теорию эволюции. Г. Спенсер сформулировал три ее закона, которые не потеряли определенной доли актуальности и сегодня. Кроме этого, он определил понятие предмета изучения социологии, - «эволюция в ее наиболее сложной форме», которая применительно к обществу выражается в «возрастании общества, как в отношении его численности, так и прочности, сопровождается возрастанием разнородности его политической и экономической организации» (см. выше).

Представители эмпириокритицизма также способствовали прогрессу науки второй половины XIX века. Теоретические работы Э. Маха помогли, в частности, разрешению противоречий между абстрактными теоретическими понятиями, в большом количестве сформулированными к тому времени, и новыми эмпирическими данными. В большей степени это повлияло на развитие современной физики.

Аналитическая философия XX века, являющаяся продолжением классического позитивизма и эмпириокритицизма, дала современной науке два важнейших инструмента - логический и лингвистический анализ. В отличие от эмпириокритицизма представители этого философского течения вновь вернулись к рассмотрению реальных научных проблем. Разработанная ими научная методология, ряд научных определений составляют основу современных логико-методологических исследований. Представители неопозитивизма Р. Карнап, Ф. Франк, Г. Рейхенбах, К. Гемпель также внесли значительный вклад в развитие теории познания. Они оказали определяющее влияние на формирование понятий о сущности и назначении языка науки, о логике развития научного знания и механизмах его роста, о функциях науки, о критериях оценки знания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, можно отметить справедливость высказанного в начале реферата тезиса о значительном влиянии позитивизма во всех его исторических формах на развитие современной науки.

В основе возникновения позитивизма лежали неспособность западноевропейской философии рубежа XVIII-XIX вв. обосновать научные открытия эпохи Просвещения, а также непрерывное развитие научного метода. Результатом явилась потеря доверия со стороны исследователей к традиционной метафизике, которая стала восприниматься как учение, не имеющее отношение к реальным и строго научным проблемам.

Появление позитивизма, в котором провозглашались принципы освобождения познания от мировоззренческой интерпретации, признания необходимости упразднения традиционной философии и заменой ее на «новую», имеющую единственную задачу в виде обзора системы знаний и поиск «третьего пути», отличного от материализма и идеализма, явилось вполне закономерным явлением. Классический позитивизм, уже в своей идее имея ряд непоследовательностей, был воспринят благожелательно и нашел достаточное число сторонников. Это учение было поддержано в определенной степени сторонниками атеизма в науке, поскольку принимало идею о Боге как метафизическую и, соответственно, антинаучную. Позитивизм в своей первой исторической форме внес решающий вклад в развитие современной социологии.

Позитивизм в стадии эмпириокритицизма уже не мог претендовать на то, чтобы стать базой новой парадигмы в науке. Причина этому кроется в нежелании его сторонников исследовать понятие причинности, которое стало определяющим в исследованиях второй половины XIX века. Развивая научный метод и дав науке новые инструменты, эмпириокритицизм, по сути, свел ее основные достижения к категории «метафизических», т.е. не имеющих смысла.

Аналитическая философия XX века реабилитировала позитивизм. Предложенные его сторонниками логический и лингвистический методы являются основой современного научного исследования. Впервые язык стал восприниматься как средство отношения к миру и как метод обнаружения возможностей.

Неопозитивистами была в определённой степени реабилитирована философия, которая стала у них выступать как средство научения мышлению. Если позитивисты первых двух школ безапелляционно «отбросили» все метафизическое, а вместе с тем и понятие причинности, то последователи аналитической философии ввели принцип верификации. Последний впервые позволил четко детерминировать категории, относящиеся к научным (т.е. таких, для которых истинность может быть доказана опытно и с помощью опыта логического доказательства) и псевдонаучным (не подлежащим верификации, следовательно, не существующим).

В заключении стоит отметить, что прогресс позитивизма сегодня не остановился. Развивается новая «четвертая историческая форма позитивизма» - постпозитивизм. Стоит ожидать, что ряд упущений первых трех позитивистских школ в ее рамках будут устранены и наука получит новый взгляд на возможность познания, будут обоснованы новые научные методы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Барулин В.С. Социальная философия. - Изд. 2-е. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2012. - 560 с.

2.Бельская Е.Ю., Волкова Н.П. История и философия наука: Учебник для вузов. - М.: Инфра-М, 2007. - 335 с.

3.Берков В.Ф. Философия и методология науки: учебное пособие / В.Ф. Берков. - М.: Новое знание, 2004. - 336 с.

4.Буржуазная философия кануна и начала империализма: Учеб. Пособие / Под ред. А.С. Богомолова, Ю.К. Мельвиля, И.С. Нарского. - М.: Высшая школа, 2007. - 424 с.

5.Великие мыслители Запада / Пер. с англ. В. Федорина. - М.: КРОН-ПРЕСС, 2009. - 656 с.

6.Гайденко П. История новой европейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2010, - 456 с.

7.Делокаров К.Х. Позитивизм О. Конта, наука и эпоха Просвещения // Огюст Конт: взгляд из России. М., 2009. - С. 4-12

8.Дергунова Н.В. Свобода: от мечты к реальности. Очерки по истории западноевропейского классического либерализма. - Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2000. - 227 с.

9.История философии: Запад - Россия - Восток. Книга третья. Философия XIX - XX в. / Под ред. Мотрошиловой Н.В. - М.: «Греко-латинский кабинет», 2011. - 448 с.

10.Лега В.П. История западной философии. Часть 2. Новое время. Современная западная философия, 2-е изд. М.: ПСТГУ, 2009. - 455 с.

11.Мальцев А.А. Позитивизм в истории психологии // Вопросы психологии. - 2006. - №5. - С. 73-77.

12.Милль Д. Огюст Конт и позитивизм / Пер. И.И. Спиридонов. - Изд. 3-е. - М.: ЛКИ, 2007. - 170 с.

13.Осипова Н.Г. Социально-политические взгляды Джона Стюарта Милля / Социология и политология. Вестник Московского университета. - 2009. - №3. - С. 164-175.

14.Планк М. Позитивизм и реальный внешний мир // Вопросы философии. - 2010. - №3. - С. 120-132.

15.Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. - СПб.: Пневма, 2008. - 692 с.

Наши рекомендации