Проблема метода познания в философии XVII века. Эмпиризм и рационализм. "Новый Органон" Ф. Бэкона и его роль в развитии научной методологии 17 страница

— 214 —

о его детстве и текущей жизни,^олкова_[ше_сновидений. оговорок, обмолвок н~другйе)ГФрёйд стремился вывести фёншеТГьГбёстазна-тельного в область сознания" и тем самым обеспечить избавление пациентов от навязчивых идей, "комплексов^Тдобиться'йсцелеиия. Если Фрейд особое внимание уделял сексуальности'человека, как важнейшему компоненту "Оно", то Эрих Фромм в своих рабо­тах проанализировал негативную роль инстинкта разрушения или смерти в истории общества XX века. Он выявил некрофильную сущ­ность многих исторических деятелей (например, Гитлера).

..Карл Густав Юнг (1875 — 1961) — швейцарский психолог и психиатр, последователь 3. Фрейда ввел (Гнауку понятйетг кол-лек- — тивном бессознательном. Последнее, по Юнгу, является отражением ' истории рода, коллективной жизни людей и выражается в архетипах, передаваемых через механизмы наследования. Архетипы, — писал Юнг, — представляют собой осадки всего того, что было пережи­то человечеством, вплоть до его темных начал. (К. Юнг, Проблемы души нашего времени. — М., 1994). Архетипы существуют в виде образов и символов. Они обнаруживается" в сновидениях, фантази­ях, галлюцинациях, психических расстройствах, а..также.творениях.. _ культуры. Это —_образ_ь| матери-Земли, -героя, мудрого старца и другие. Архетип — "тень" — символ всего разрушительного, низ- ~~ менного в душе человека, что может ■ проявн-тьея в антисоциальных действиях. Архетип "персона" означает маску,.ширму, которой поль­зуется человек, чтобы скрыть свое истинное Я.

Выделяются — также архетипы "анима" — женское начало в мужчине и "анимус" — мужское начало в женщине. Юнг допускал, что у разных рас различные архетипы.

Коллективное бессознательное, по Юнгу, содержит источник сил, приводящих душу в движение. Все самые мощные идеи и пред-_. ставления человечества сводимы к архетипам. Это касается религи­озных, философских и моральных воззрений. "Их можно, — писал он, — рассматривать как варианты древних представлений, приняв-" ших свою нынешнюю форму в результате использования сознания, ибо функция сознания заключается не только в том, чтобы воспри­нимать и узнавать через ворота разума мир внешнего, но и в том," чтобы творчески переводить мир внутреннего во внешнее".

Исследования Фрейда, Фромма, Юнга и других показывают, что
осознанное поведение, при всей его важности далеко не исчерпыва­
ет всех поведенческих актов. *'

— 215 —

Резюмируя, выделим основные форма проявления бессознатель­
ного: : ■
-^ТуСновидения, гипнотические состояния, сомнамбулизм н состо­
яние невменяемости; --—■-■

^ Бессознательные восприятия (информация, приходя на органы чувств в подпороговые интервалы времени, не осознается индивиду­умом). Они_могут ."всдлыватлДлерехщциь в.сознание; ... (ЭрЭлементылтрощлого.опыта,.-ушедш«е е бессознательное;

. /(^Т.)Вся сфера инстинктов;

к (^Автоматизмы (трудовые и культурные навыки, ранее со­знательно изучаемые, со временем выполняются автоматически. Например, навыки игры на музыкальных инструментах). _В__ав^ томатизмах проявляется охранительная функция бессознатель­ного. Благодаря включению бессознательного уменьшается на­грузка на сознание ^""увеличиваются творческие возможности

человека;

' 6. Феномен установки, в котором.закреплен прошлый, опыт ИН:^ дивида. Установка бессознательно ориентирует, например, про^ цесс восприятия, выделение главного в наблюдаемых объектах. Существуют и социальные установки, стереотипы в отношениях людёТРдруг к др'угу." Сознание "И бессознательное, являясь са­мостоятельными компонентами психики, взаимодействуют друг с другом.

Сознание, в целом способно контролировать поведение человека, опредаляТБ'Етратегию его деятельности. Однако в определенных ситуациях возможен дисбаланс этих сфер, всплеск бессознательных реакций индивидов и групп. Последнее обстоятельство очень важно учитывать в педагогике, в сфере социального управления, социаль-нойп рактики „вообще •

:-'■■ 9. Знаково-символическая форма духовного. Сознание

и Н ЯЗЫК

Духовная жизнь человека, его переживания, мысли, мечтания
развертываются в глубинах его "Я" и недоступны непосредствен­
ному наблюдению. В этом трудность понимания психики человека.
Ф. Тютчев не случайно писал: а, ,,&..

— 216 —

л i йп"Как сердцу высказать себя'? ' '<'■' ■'■'■■ р1Л>

: ак< " . .;.■ i,i,. Другому как понять тебя?

-. от ; Поймет ли он, чем ты живешь?

-, i Мысль изреченная есть ложь".

' Но человек живет, действует в объективном мире, и его созна­ние, его субъективный мир находят своеобразное выражение вовне, во внешних формах. Эти формы многообразны. Это и мимика лица, и пластика движений тела. Это и поведение человека, формы его деятельности, культура, язык.

Особенное значение как форма выражения духовности имеет язык. Крупнейший языковед XIX века Гумбольдт определял язык как выражение духа народа. Маркс понимал язык как непосредс­твенную действительность мысли, непосредственное практическое сознание. В языке могут быть выражены и логические, понятийные и ценностно-эмоциональные компоненты сознания. Формой выра­жения мысли является предложение, понятие закрепляется в сло­ве, эмоции находят выражение в междометиях, в интонации речи. Представим себе, как по-разному можно сказать "Вы", обращаясь к другому человеку. "Вы?" — удивление, "Вы!!" — возмущение или восторг. Естественный язык (в отличие от искусственных языков) есть система естественным знаков, сформировавшихся исторически в далеком прошлом в стихийном процессе эволюции человека.

Знаком, называют материальный объект, который замеща­ет другой"б~бъект и содержит информацию об этом другом объ­екте. В знаке необходимо различать его внешнюю форму и смысл, значение знака. Внешней формой слова является его звучание, зна­чением — тот объект, предмет, свойство или отношение, на кото­рый указывает слово. Язык, следовательно, обладает обозначающей функцией. Но слова, как правило, многозначны. И значение слова раскрывается в процессе речевой коммуникации, в его употреб­лении. Л. Витгенштейн подчеркивал эту прагматическую, практи­ческую функцию естественного языка. "Значение слова — это его употребление в языке", — писал он. Обозначать — значит давать" информацию, давать знание, Язык служит средством познания мира" (как внешнего, так и внутреннего мира человека).

В языке в символической, знаковой форме выражается духовный мир человека. Через звучащее или написанное слово осуществля­ется передача информации (знания) от одного человека к другому, становится возможным общение людей, их взаимопонимание. Таким'

— 217 —

обра_зом, важнейшие функции языка—познавательная и-комму­никативная. Естественные языки ^..национальны. И знак (слово) и система.^наков-(4*раЕмент речи) понятны лишь тому, кто владеет языком,_кто_^дшитан в культуре данного народа. Язык имеет обще­ственную дрщэопх его. творцом является народ в процессе своего исторического развития. Но для каждого отдельного человека язык предстает как нечто предзаданное обществом.

Вступая в жизнь, человек постепенно овладевает языком, его правилами, грамматическими формами. Развивающийся ребенок живет в стихии языка, который постепенно формирует его духов­ный мир, его сознание. Именно это имел в виду немецкий философ Хайдеггер, когда говорил: "язык — наш дом" или: "Не человек го-аорит_Хязыком)1_а_азмк_ховори1. человеком". Таким образом, люди создают язык — исто£иче£&ия. и язык формиру"ет~люДей — оНтоге-" нетиче_£ки~

Формой выражения. дух.сдоас1и,чедоаека.£лужат также искус­ственные языкн_(химические, математические символы, машинные языки и др.) и_все_^юрмы.кулыуры. В культуре идеальное воп­лощается в определенных_ материальных .формах — в скульптуре" произведениях изобразительного искусства, архитектуре, музыке и др. Произведения искусства воплощают в себе единство материаль­ного и идеального, запечатлевают духовность человека в материале или в том или ином объективно развертывающемся процессе (музы­ка, театр). Чертеж здания, например, который намерен построить архитектор — вполне реальное материальное явление. Но в нем дан образ будущего здания, проект, воплощен результат творческой работы архитектора. Он будет понятен лишь технически подготов­ленному человеку, воспитанному в условиях цивилизации, опреде­ленной культуры. Духовное, работа мысли одного человека (архи­тектора) становятся понятными другому человеку (производителю работ) через посредство своего материального воплощения в про­екте, чертеже. Таким образом, духовное существует реально, лишь в единстве с материальными пр'оявляет себя в качестве_духовносо,_ и'деальнотв-л+нйБ""в"контаКтё"с челов~еком..__ -

Л.

V

— 218 —

10.Дискуссионные проблемы психики. Различные ;,
модели психического (гилозоизм, вульгарный :,

материализм, теория отражения, научный материализм)

Душа и тело, душа и мир (психическое и физическое) — эти
проблемы всегда были в поле зрения религии и философии. Религия
утверждает: душа в человеке — от Бога, и она — бессмертна. Ана­
логичную позицию занимают философы— идеалисты. Кроме этой
точки зрения в философии имеется еще несколько подходов (гипо­
тез) к проблеме психического,____

r'"i. Гилозоизм.— учение о всеобщей одушевленности природы (Фалес, Спиноза, Дидро и др.).. Согласно учению Дидро, вся ма­терия обладаех-саойством чувствительности, но в разной степени. В камне, растении — это пассивное свойство, в человеке чувстви­тельность достигает уровня сознания.

"2. Вульгарный материализм. Его представители (Бюхнер, Фогт, Молешотт и др.) приравнивали духовное к материальному, отрица-ли социальную обусловленность сознания. Согласно их воззрениям, содержание, создания, .определяется, главным образом химическим составом продуктов питания (ФЭС. — М.,1989). Бюхнер полностью отождествлял мысль с электрическим процессом в мозгу (Бюхнер ™" Л. Сила и материя. — Спб.. 1907).

Большим "достижением философии явилось понимание сознания как ф"ункдаи-мозТа и отражения действительности. Оно было раз-в~йто французскими материалистами XVIII века Ламетри, Гольбз- _ хом, Гельвецием. С их точки зрения, все психические способности суть проявления общей первичной способности живых организмов к ощущению и возникают в результате воздействия внешнего мира на органы чувств. Внутренний опыт (самонаблюдение, рефлексия) име­ет вторичный характер и развивается на основе внешнего опыта. Недостаток этой позиции— недооу,е.нка__активности человека как субъекта познания. Отражение.понималось, по аналогии с физичес­ким отражением световых лучей — как зеркальный акт.

Учение об отражательной природе психики получило опре-деле"нное обоснование в трудах физиологов И. М. Сеченова и И.~ГГ Павлова (теория безусловных и условных рефлексов, учение о типах_си_гнальных систем К. И_._ П.. Павлов, .введя понятие второй _,. сигнальной системы (язык в единстве с мышлением, слово как

— 219 —

 
 

сигнал..сигаала),указал-тем.самым на отличие сознания человека от психики животных. Но и в наши дни психофизическая проблема (вопрос о месте психических процессов в природе, о соотношении психических и физиологических, нервных процессов) еще далек от окончательного решения. Сохраняют саое влияние все выше про­веденные точки зрения (гилозоизм, теория отражения, вульгарный материализм).

Естественнонаучные исследования в области физиологии мозга выдвинули задачу расшифровки мозговых кодов. Ученые хотят по­нять, можно ли, изучая электрическую активность мозга, на основа-" нии этой активности, особенностей ее локализации (расположения}" в тех или иных зонах мозга, характера так называемых паттернов (ансамблей возбужденных нервных клеток в мозгу) раскрыть со~ держание мыслей человека. Такие исследования ведутся в круп­ных научных институтах мозга (Лондон, Москва, Санкт-Петербург и др.). Академик Н. П. Бехтерева, обратила внимание на два вопро­са, составляющих проблему расшифровки мозговых кодов:<1-г)Ка-кие физиологические изменения развиваются в элементах системы (мозга) в процессе реализации психической деятельности. 2. Какие изменения в этих структурах мозга обеспечивают специфическим' характер каждой конкретной психической деятельности? Иными словами, можно ли в каком-то виде физиологической активности" отыскать рисунок, который будет характерен для какой-то опре­деленной мысли, фразы и т. п. Хосе Дельгадо, физиолог мирового значения, считает, что хотя по зонам возбуждения в мозгу индиви­да и можно судить об эмоциональном состоянии организма (страх, агрессия) или о том, активно мыслит мозг или нет, но знание этих зон не может раскрыть содержания и направленности психического переживания, т. к. они определяются пережитым опытом индивида, а он у каждого — свой, неповторимый (См.: Дельгадо X., Мозг и сознание. — М.,1991). Таким образом, проблема расшифровки моз­говых кодов — задача чрезвычайной трудности.

Среди новейших теорий психики можно выделить еще две. Теория "научного материализма".м.трактовка, психики .с. позиции, синергетики. Научный материализм сформировался в конце 50-х го­дов в СШАи Австралии. Основные представители..^ Д. Армстронг, Рорти, Фейерабенд и другие. Главный тезис научного материализ-. ма состоит s том, что человек в принципе ничем не отличался ох остальной природы, сознание сводимо к состояниям центральной

^рвной системы. И методы естествознания^частности — физики, могут дать исчерпывающее описание человеческого существа.

"Так называемые "эмерджентные материалисты" Дж. Марголис, Марио Бунге и другие, защищая материализм, все же рассматрива­ют психику как системное качество, несводимое к свойствам отде­льных элементов или систем ее функционирования, т. е. психичес­кое с их точки зрения, качественно отлично" 6Y физиологического (или физического).

U 1

Наши рекомендации