Ринципы развития школ индийской философии
ущность и предмет индийской философии
Более чем три тысячи лет назад Индостан стал родиной причудливого переплетения уникальных философских концепций, духовных практик и обычаев. Следовательно, философия индуизма не базируется на одной религиозной основополагающей системе, но сочетает в себе элементы разных вероучений и традиций, уходящих своими корнями в глубину веков. Несмотря на общепринятый термин «индуизм», следует иметь в виду, что философские школы и мистические практики индусов настолько многочисленны, что общее название может быть принято исключительно условно.
Индийская философия представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей и отличается в этом отношении широтой кругозора, которая свидетельствует о ее неуклонном стремлении к отысканию истины. Несмотря на наличие множества различных школ, взгляды которых значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась изучить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения. Такой характер индийской философии привел к образованию особого метода философского рассмотрения, а именно: прежде чем сформулировать свою собственную теорию, философ должен сначала установить точку зрения своего оппонента. Установление доводов оппонента должно быть первоначальной точкой зрения. Затем следует ее опровержение и, наконец, изложение положений и доказательств с позиции данного философа.
Этот всеобъемлющий характер индийской философии (терпимость одних ее философских школ по отношению к другим) имел то положительное значение, что каждая философская система приняла обоснованный и завершенный вид. Если открыть труды буддийских философов, то там можно увидеть тщательное и продуманное рассмотрение точек зрения всех других систем: чарвака, санкхьи, йоги, мимансы, ньяйи и вайшешики. Поэтому каждая система становится энциклопедической по своему подходу к тем или иным идеям.
колы индийской философии
В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли. В соответствии с данными источниками в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:
I. Ведический период (XV-VI вв. до н.э.);
II. Эпический период (VI - IIвв. до н. э.);
III. Эпоха сутр (IIв. до н. э. – VII в. н.э.).
Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря - ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). В философской литературе, написанной на санскрите, словом «астика» обозначали тех, «кто верит в авторитет Вед». «Настика», соответственно, означает противоположное. К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Кроме них, имеются еще и менее важные ортодоксальные школы, как, например, грамматическая, медицинская и другие, отмеченные в сочинении Мадхавачарьи. К числу неортодоксальных систем относятся три основные школы: материалистическая (типа чарвака), буддизм и джайнизм. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета Вед. Веды представляют собой самые ранние произведения индийской литературы, и на всем последующем развитии индийской мысли, особенно философии, положительно или отрицательно сказалось их влияние. Одни философские системы признавали авторитет Вед, тогда как другие отрицали его.
Традиции Вед имеют две стороны: ритуальную и спекулятивную (карма и джняна). Система мимансы, придавая особое значение ритуальной стороне, всячески возвышает философию Вед, чтобы оправдать ведические обряды и ритуалы и способствовать их культивированию. Система веданты, придавая исключительное значение спекулятивной стороне Вед, стремится развивать тщательно разработанную философию из теоретических положений Вед. Поскольку эти школы являлись по существу непосредственными продолжателями ведийской культуры, обе они называются: «миманса» и «веданта»,
Школы санкхьи, йоги, ньяйи и вайшешики строили свои теории на основе обычного человеческого опыта и размышления, в то же время они не оспаривали авторитета Вед и стремились показать, что текст Вед находится в полном соответствии с их собственными, основывающимися на разуме теориями. Школы чарвака, буддизм и джайнизм, возникшие в противовес учению Вед, естественно, отвергали их авторитет.
ринципы развития школ индийской философии
В истории европейской философии, как правило, та или иная философская школа господствовала до тех пор, пока ее не сменяла другая. В Индии же мы видим ряд школ, которые хотя и не одновременно возникли, но существуют параллельно и совместно процветают на протяжении столетий. Причина этого, в том, что в Индии философия являлась составной частью жизни. Как только появлялась новая система мысли, группа ее сторонников воспринимала ее как философию жизни и создавала школу этой философии. Они жили ею и передавали ее поколениям своих последователей, которые следовали их образу жизни и мыслей. Даже в наши дни мы можем еще найти в различных частях Индии активных последователей некоторых основных философских школ, хотя развитие индийской философии в связи с происшедшими социально-политическими изменениями почти прекратилось. Постоянная взаимная критика вызвала в Индии появление многочисленной философской литературы, и благодаря этой взаимной критике развилась склонность к ясной и точной формулировке идей и к выработке защитных аргументов против выдвигаемых возражений. Более того, взаимная критика сделала индийскую философию своим собственным наилучшим критиком.
Принимая во внимание такое взаимное влияние, можно проследить общий процесс возникновения и развития философских систем. Веды прямо или косвенно связаны с большинством философских идей. В ортодоксальных школах, близких к Ведам и Упанишадам, существуют так называемые сутры, представляющие собой определенные начала систематического философского мышления. Слово «сутра» этимологически значит «нить», и в этом смысле она представляет собой ряд кратких заметок для памяти. Так как философские споры в большинстве своем велись в виде устной беседы и учителя передавали свои мысли ученикам обычно тоже в устной форме, возникла необходимость связать единой нитью основные мысли учеников, посредством краткой формулировки различных проблем (разрешения этих проблем, возможных возражений на них и ответов на эти возражения). Сутра, как произведение, состоит из собрания кратких сутр, или своеобразных афоризмов, входящих в соответствующие главы и отделы этого произведения. Например, «Брахма-сутра» Бадараяны состоит из афоризмов, суммирующих и систематизирующих философские учения различных ведических работ, главным образом Упанишад, а также из кратких указаний на существующие и возможные возражения против этих учений и из ответов на эти возражения. Эта работа является первым систематическим изложением системы веданты. Однако не все дошедшие до нас сутры признаются оригинальными. Наиболее ранним систематическим произведением этого рода считается «Санкхья - карика» Ишвара Кришны.
Сутры отличались краткостью, и потому их смысл был не всегда ясен. Отсюда возникла необходимость составить комментарии, которые бы объясняли и истолковывали сутры. Эти основные комментарии к соответствующим сутрам именовались бхашьями, названия и дальнейшее развитие которых можно встретить в появившихся позднее различных школах. С течением времени одни комментарии наслаивались на другие; кроме того, появлялись самостоятельные труды, написанные то с целью снабдить сутры указателем-справочником, то с целью оправдать, разработать или подвергнуть критике существующие доктрины. Философская литература ортодоксальных школ развивалась именно по этому пути. Приблизительно так же складывалось и развитие неортодоксальных доктрин, однако они исходили не из сутр.
Хотя различные школы и были противоположны друг другу, все же индийские мыслители находят между ними известное сходство. Они считают, что все люди имеют разные наклонности и что эту разницу необходимо принимать во внимание в религиозных, философских и общественных вопросах и учитывать вытекающее отсюда различие в естественных правах человека. Поэтому считалось, что многие системы философии, начиная с материалистической школы чарвака и кончая ведантой Шанкары, предлагают такие способы философского мышления и существования, которые подходят людям различного рода занятий и разного темперамента. Но независимо от этого прагматического объяснения, во внешне противоположных друг другу школах можно обнаружить много общих положений, которые могут рассматриваться как общие черты индийской культуры.