В совершенстве настолько прекрасном своем
Что нет сил у творений постичь совершенство Его–
Именно это и явилось проблемой. Прежде этих миров – до сокращения – был бесконечный –свет, который заполнял всю окружность, то есть полностью заливал собой это состояние, в совершенстве настолько прекрасном своем, что нет сил у созданий постичь совершенство Его. Потому свет и удалился – чтобы позволить существовать творениям.
Ведь не может созданный разум достигнуть Его.
Ведь нет Ему места, границы и времени.
То есть свет удаляется для того, чтобы создать своим отсутствием три параметра: место[205], перемещение[206] и время[207]. Это категории, без которых мы не в состоянии постичь свет. Овладевая же этими тремя параметрами изначально, в нашем неисправленном состоянии, в нашем мире, мы затем их духовно исправляем и возносимся выше времени, выше перемещения – в то место, которое абсолютно заполнено светом Творца. Каким образом?
Еще в XI веке великий каббалист РАМБАМ[208] (Маймонид) (1135-1204) писал[209], что в нашем мире максимальной является скорость света. (Интересно обнаружить такое высказывание у человека, жившего в XI веке, в то время как благодаря науке нам это стало известно лишь в XX столетии). Далее он писал, что, обретая с помощью экрана исправления на наши ощущения, мы выходим «на уровень, находящийся выше скорости света». Это называется «выйти на уровень неподвижности» – туда, где нет движения и времени.
Поскольку выше уровня скорости света все застывает и развивается лишь внутри исправленных или неисправленных желаний, то движение воспринимается человеком только как сближение или удаление относительно свойств Творца. Все остальное не имеет никакого движения и вообще не ощущается.
Чтобы дать человеку возможность постичь это совершенное состояние, необходимо сначала удалиться, оставив ему способность ощутить эти состояния в их самом минимальном проявлении: при наличии времени, движения и места. Ни пространство, ни время, ни действие не исправляются. Это наши внутренние ощущения, так названные нами, на самом же деле таких категорий в природе нет.
Исправляя наши ощущения, поднимая их на более высокий, истинный уровень, входя в более широкий объем мироздания, мы достигаем того состояния, когда для нас пропадает ощущение времени, движения и пространства.
РАМБАМ так и пишет, что все остальные миры, по сравнению с нашим, находятся «выше скорости света». Наш же мир находится «ниже скорости земного света». Переход из нашего мира в Высший означает переход из земного света в духовный.
Прежде этих миров, то есть специально созданных Творцом сокращений, был совершенный бесконечный свет.
В совершенстве настолько прекрасном своемзаливал собой все пространство,
Что нет сил у созданий постичь совершенство Его–
Ведь не может созданный разум достичь Его.
Ведь нет Ему места, границы и времени.
И лучом спустился свет
К мирам, в черном пространстве пустом находящимся.
И круг каждый от каждого мира...
Образовался круг от каждого мира, от каждой ступени. Почему образовались эти ступени и эти пять миров? Потому что в созданном творении существует 5 уровней авиюта[210]. Согласно этому, как только свет проходит на нулевой уровень авиюта[211] и действует в нем, он сразу же наполняет его и тем самым образует первый мир. Когда свет проходит к уровню «авиют один»[212] и наполняет его, образуется следующий мир, и так далее. Следовательно, мир – это заполнение светом одного из пяти уровней авиюта созданного творения.
И лучом спустился свет к мирам
В черном пространстве пустом находящимся.
И круг каждый от каждого мира и близкие к свету– важны,
Чем ближе круг к бесконечности (внешней окружности), тем выше, важнее мир, потому что в нем сокращение меньше, так как он более удален от центральной (пустой, черной) точки.
Пока не находим мир материи наш в точке центральной,